Активные методы формирования функциональной грамотности (читательской) на уроках немецкого языка в средней школе.
методическая разработка (6 класс)

В ст                  В статье дается определение функциональной грамотности, рассматриваются её преимущества для современного oбразования, объясняется, почему фор      формирование читательской грамотности является базовым и предшествует другим аспектам ФГ в изучении иностранного языка. На основе практической работы в школе рассматриваются условия развития читательских умений и роль использования активных методов в формировании и развитии функциональной грамотности учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fg_statya.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:

Надежда Яковлевна Деревягина

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«МБОУ СОШ №92» г. Кемерово, Россия

Активные методы формирования функциональной (читательской ) грамотности на уроках немецкого языка в средней школе.

В статье дается определение функциональной грамотности, рассматриваются её преимущества для современного oбразования, объясняется, почему формирование читательской грамотности является базовым и предшествует другим аспектам ФГ в изучении иностранного, в том числе немецкого языка. На основе практической работы в школе рассматриваются условия развития читательских умений и роль использования активных методов в формировании и развитии функциональной грамотности учащихся.

Ключевые слова: aктивные методы, грамотность, функциональная грамотность.

Nadezhda Ya. Derevyagina

Municipal budget educational institution

“Secondary comprehensive school №92” Kemerovo, Russia

Active methods by the forming of functional (reading) literacy at the german lessons at secondary school

In the article is given definition of functional literacy, considered its advantages for contemporary education, explained, why forming of reading literacy is basic and precede all aspects of functional literacy by the study of foreign language, also German . The development conditions for reading skills and the role of active methods by the forming and development of pupils functional literacy are considered on the basis of schoolwork.

Key words: active methods, literacy, functional literacy.

В настоящее время на рынке труда востребованы те специалисты, которые способны быстро реагировать на любые вызовы, осваивать новые знания и применять их в решении возникающих проблем. Это и есть функционально грамотные люди. Если учащийся сумел приобрести такие навыки, он будет легко ориентироваться в современной реальности. Некоторым педагогам кажется, что обучить функциональной грамотности сложно. Однако если следовать всем педагогическим наработкам, детям становится интереснее учиться, а учителю — работать.

А.А. Леонтьев, советский и российский ученый, психолог, лингвист в одной из своих работ дал такое определение функциональной грамотности: «Если формальная грамотность — это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность — это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста — для его понимания, сжатия, трансформации» [Леонтьев, 2001]. Следовательно, по мнению А.А. Леонтьева, главным является не только получение информации из текста, но и передача информации в реальном общении. Также нужно отметить, что общеевропейская система компетенций (Gemeinsamer europäischer Referenzrahmen für Sprachen) поясняет, что учащиеся должны уметь общаться на немецком языке, слушать и понимать других, обмениваться мнениями и искать решения задач на немецком языке. (Europarat 2001)

В нашей стране был создан Проект Министерства просвещения Российской Федерации «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся». [Проект Министерства просвещения Российской Федерации, 2022] Целью проекта является создание Национального инструментария, обеспечивающего методическое сопровождение формирования функциональной грамотности обучающихся. Проект ставит задачи разработки открытого банка заданий для формирования функциональной грамотности учащихся 5-9кл, создания методических рекомендаций для учителей по использованию открытого банка в учебном процессе, а также разработки методического сопровождения электронной платформы, на которой будет размещен национальный инструментарий для формирования функциональной грамотности учащихся. К факторам, обеспечивающим эффективное формирование функциональной грамотности в школе, относятся образовательное пространство школы, позиция учителя, определение планируемого образовательного результата учащегося, межпредметная основа и метапредметный результат, которые необходимы не только при переносе знаний из предмета в предмет, но и на реальную жизненную практику.

Как педагог, работающий над развитием функциональной грамотности, хочу отметить, что формирование читательской грамотности является базовым и предшествует другим аспектам функциональной грамотности: математической, финансовой, естественно - научной, глобальным компетенциям и критическому мышлению. Педагогика в настоящее время стремится сделать обучение более активным, предлагает различные практики, в которых школьники должны самостоятельно осваивать учебный материал. Но ученик, который плохо понимает прочитанный текст, не привык использовать сопровождающие его иллюстрации, подсказки, которые помогают снять трудности, не может справиться с этой задачей. Мы знаем, при изучении иностранного языка эти проблемы возрастают, обучение становится некомфортным для всех: учащихся, их родителей и учителей, поэтому педагогам важно формировать и развивать читательские умения: найти и извлечь информацию из текста, интегрировать и интерпретировать сообщение, осмыслить и оценить его, и самое важное, применить и использовать информацию из текста в собственном реальном общении. Чтобы достичь необходимого уровня читательских умений, нам нужно создать определенные условия для их развития. Учебные тексты должны быть разных жанров, задания носить коммуникативный характер, целесообразно использовать разнообразие обучающей среды: предлагаемые обучающие тренинги, олимпиады, встречи, уроки вне школьного класса, проектную, исследовательскую работу, работу на онлайн-платформах. Кроме этих важных условий, читательские умения формируются и развиваются при многоканальном обучении или полисенсорике. Комплексное использование рецепторов зрения, слуха, тактильных ощущений повышает процент усвоения материала до 60%. Но наибольшего успеха мы достигаем при обучении в общении, используя активные методы.

Важно помнить, что также ученые и методисты Гёте Института в своих трудах подчеркивают, что при изучении немецкого языка молодые люди должны учиться общаться в различных ситуациях и областях жизни. Это значит, что они могут понимать других и быть понятыми другими, могут понимать тексты на немецком языке и создавать собственные, могут соразмерно общаться с представителями другой культуры на немецком языке.[Ende 2013] Ведь другой - это всегда и я.

Активные методы - это методы и приемы, которые предполагают продуктивные задания и самостоятельную работу. К ним относятся коллективная - творческая деятельность, ролевые, деловые игры, проектная деятельность, круглые столы, мозговая атака (brain-storming), ситуативные диалоги, (sitdigs) дискуссии и др. Мы знаем, обучение иностранному языку должно носить коммуникативно-ориентированный характер, поэтому используем методы, которые включают разные формы взаимодействия: парную, групповую, пленарную и др Именно эти эффективные формы взаимодействия позволяют обеспечить принцип устного опережения, владение широким вариативным языковым репертуаром в обучении немецкому языку. «Методика не наука о том, как надо, а искуство, убеждающее, как быть ярким и….рациональным. Всё - педагогический инструмент. Не действует один, ищите другой. Самый непроизводительный тот, который взят напрокат». [Ильин, 1986]

Как школьный учитель, могу утверждать, что использование активных методов в обучении немецкого как второго иностранного языка позволяет достичь результатов в работе: мои учащиеся успешно принимают участие во Всероссийской олимпиаде по немецкому языку «Немецкий - первый второй иностранный», в фестивалях научных обществ, в различных конкурсах и марафонах, проводимых «Союзом учителей немецкого языка Кузбасса» (DLV), и Центром немецкого языка и культуры, многие становятся призерами и победителями.

Для меня важно, что при использовании активных методов на уроках ученики становятся вовлеченными в учебный процесс, повышают личную мотивацию, заинтересованность к изучению немецкого языка, успешно используют свои знания в реальном общении и показывают высокие результаты функциональной грамотности в жизненных ситуациях. «Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться». [Сухомлинский, 1979]

Библиографический список

1. Ende, Katrin/ Grotjahr, Rudiger/Kleppin ,Karrin (2013, S 16) Deutsch Lehren Lernen. Einheit 6. München: Klett-Langenscheidt

2. Europarat (2001) Gemeinsamer europäischer Referenzrahmen für Sprachen: Lernen, lehren, beurteilen München: Langenscheidt.

#1048;льин Е.Н. «Рождение урока», - М., «Педагогика», 1986, с. 171.

4. Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучения чтению // Материалы 5-й Международной научно-практической конференции (26–28 марта 2001 г.) : в 2 ч. — Ч. 1 / под ред. И.В. Усачевой. — М., 2002.

5. Проект Министерства просвещения Российской федерации. «Мониторинг формирования функциональной грамотности». Институт стратегии развития образования Российской Академии образования. – М., 2022.

6. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»/ Избранные произведения в 3т. – М.,1979, т.1, с. 166


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Приемы и методы формирования функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Цель:  формирование функциональной грамотности у обучающихся  на уроках русского языка и литературы.Задачи:1.      Поделиться опытом работы  применения  ме...

Методы и формы организации работы по формированию функциональной грамотности гимназиста на уроках русского языка и литературы

Презентация по теме "Методы и формы организации работы по формированию функциональной грамотности гимназиста на уроках русского языка и литературы"...

Практика формирования функциональной грамотности учащихся на уроках иностранного языка (английский, немецкий)

    Цель обучения функциональной грамотности на уроках иностранного языка – это совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать я...

Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках немецкого языка 28 марта 2022

В презентации говорится об основных компонентах функциональной грамотности. Подробно рассмотрены вопросы читательской грамотности - этапы работы с текстом....

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Функциональная грамотность -это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, обще...