Методическая разработка "Развитие учебно-познавательной компетенции 7-8 классов на основе аутентичного текстового материала на немецком языке"
методическая разработка по немецкому языку (7, 8 класс)

Биткова Ксения Денисовна

Данная методическая разработка предлагает Вашему вниманию комплекс упражнений к аутентичного текстовому материалу на немецком языке, который будет способствовать развитию учебно-познавательной компетенции у учащихся 7-8 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_3.docx161.57 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка: комплекс упражнений для работы с аутентичным текстовым материалом

Работа с текстовым аутентичным материалом предполагает три этапа: предтектовый, текстовый (прочтение текста в разных видах: вслух или про себя), послетектовый. Данные задания разработаны на основе фрагмента статьи про сортировку мусора в Германии и предполагают как самостоятельную работу каждого обучающегося, так и совместное обсуждение темы в классе. Эти задания рассчитаны на 1-2 урока, отведенных на тему «die Umwelt».

Первые два примера упражнений предтекстового этапа рассчитаны на развитие умений монологической и диалогической речи, которые относятся к речевой компетенции. Учебно-познавательная компетенция развивается за счет того, что текст-инструкция по выполнению заданий ставит перед школьниками задачу спрогнозировать содержание урока при помощи опоры на картинку в первом случае, а во втором - при помощи небольшой ментальной карты с указанием центральной понятия-темы, о которой должна пойти речь дальше.

№1. Betrachtet das Bild und denkt bitte darüber nach, welches Thema es behandelt. Äußert bitte eure Meinungen und Vermutungen dazu im Plenum/ Рассмотрите картинку и подумайте, какую тему она отражает. Выскажите свое мнение и свои предположения в классе.

№2. Sprecht über das Thema im Paar. Was fällt euch zum Thema «Mülltrennung» ein? Welche Assoziationen löst der Begriff «Mülltrennung» aus? Ergänzt das Schema mit eigenen Beispielen/ Обсудите тему в паре. Что приходит вам на ум на тему «Разделение мусора». Какие ассоциации вызывает понятие «Разделение мусора»? Дополни схему своими примерами.

Следующее упражнение связано с работой с лексикографическими источниками.

        №3.         Übersetzt die Wörter mithilfe von den Wörterbüchern. Findet die passenden Definitionen. Bei den Schwierigkeiten könnt ihr euch an das Online-Portal DWDS wenden/ Переведите слова при помощи словарей. Найдите к ним соответствующие определения. При возникновении сложностей обратитесь к онлайн-порталу DWDS.

Das Wort

Die Definition

  1. die Mülltrennung
  2. die Müllabfuhr
  3. verbrauchen
  4. der Restmüll
  5. recyceln
  6. die Wiederverwertung
  7. der Abfall
  1. Sortierung des Mülls
  2. Überrest, der bei der Arbeit entsteht
  3. erneutes Verwenden für bestimmte Zwecke
  4.  zu neuen Produkten verarbeiten
  5. Müll, der nach dem Entfernen nicht verwertbarer Stoffe übrig bleibt
  6. etw. durch Verwendung unbrauchbar machen
  7. Abtransport von Müll

Первые три упражнения послетекстового этапа направлены на анализ языковой единицы с точки зрения ее компонентного состава, определение словообразовательной модели существительного и ее взаимосвязи с категорией рода в немецком языке, сочетаемости языковых единиц. Эти упражнения демонстрируют реализацию специальных учебных умений, взаимосвязанных с языковой компетенцией.

В качестве заданий послетекстового этапа предлагаются следующие задания:

№1. Verbindet die Teile von den Komposita. In einigen Fällen gibt es mehrere Varianten/ Соедините части сложных слов. В некоторых случаях есть несколько вариантов.

  1. Plastik      
  2. Konserven
  3. Zahncreme
  4. Brötchen
  5. Einwickel
  6. Natur
  7. Sortier
  8. Energie
  9. Müll
  10. Kassen
  11. Roh

  1. – stoff
  2. – verbrauch
  3. – material
  4. – papier
  5. – zettel
  6. – dose
  7. – flasche
  8. – tüte
  9. – tube
  10. – trennung
  11. – anlage

*Setzt bitte diese Wörter in die Tabelle nach dem Artikel ein/ Распределите слова в таблицу из упражнения в зависимости от артикля:

maskulinum (der)

femininum (die)

neutrum (das)

№2. Findet bitte zu den unten genannten Verben die passenden Substantive aus dem Text/ Найдите к ниже приведенным глаголам подходящие существительные из текста:

vermeiden

verpacken

entsorgen

trennen

abfallen

verbrauchen

*Verteilt die gefundenen Substantive nach zwei Gruppen. Welche Besonderheit haben die Substantive auf -ung?/ Распределите найденные существительные по 2-м группам.  Какой особенностью обладают существительные, оканчивающиеся на -ung?

Substantive auf -ung

Substantive ohne Suffix

№3. Verbindet Substantive mit den passenden Verben und bildet Wortverbindungen. Die Substantive werden schon in der richtigen Form gebraucht/ Соедините существительные с подходящими глаголами и создайте словосочетания. Существительные уже употреблены в правильной форме.

Substantive

Verben

  1. Joghurtbecher
  2. dem Restmüll
  3. die Tonne
  4. Abfälle
  5. Ressourcen
  6. die Umwelt
  7. Erdöl und Holz
  8. den Energieverbrauch
  1. verringern
  2. schonen
  3. sparen
  4. entlasten
  5. einsparen
  6. in + Akk. geraten
  7. entsorgen
  8. spülen

При выполнении двух последующих примеров заданий происходит развитие специальных учебно-познавательные умений, заключающихся в данном случае в составлении предложений при опоре на заданный образец. Также происходит развитие умений, находящихся во взаимосвязи с компенсаторной компетенцией, в приведенных ниже заданиях выражающейся в умении переформулировать представленные предложения, то есть выразить мысль, содержание через доступные средства языка.

№4. Formuliert bitte Sätze aus. Gebraucht dabei die Konstruktion «Infinitiv mit zu»/ Сформулируйте предложения. Используйте при этом инфинитивную конструкцию.

Man recycelt, um … zu

  • Rohstoffe gewinnen
  • Rohstoffe zu neuen Produkten verarbeiten
  • natürliche Ressourcen sparen
  • den Energieverbrauch verringern
  • die Umwelt entlasten

№5. Findet im Text Passivkonstruktionen und formuliert sie um, wie im Bespiel/ Найдите в тексте пассивные конструкции и переделайте предложения, как показано в примере:

Beispielsatz aus dem Text: Die Ressourcen werden geschont.

Die Umformulierung: Die Ressourcen wurden geschont.

Полную статью можно использовать при обучении поисковому чтению.

Следующее задание будет коррелировать с общими учебно-познавательными умениями: умением группировать (пример интеллектуального умения) и ориентироваться в тексте (информационное умение).

Задание в данном случае может выглядеть так:

Arbeitet bitte an dem Text und bestimmt, welcher Müll zu welcher Mülltonne gehört? Schreibt bitte die passenden Wörter und Begriffe in die Tabelle. Ihr sollt die Sachen nicht ausdenken, sondern aus der Liste die bestimmten Informationen auswählen/ Поработайте с текстом и определите, какой мусор относится к какому мусорному контейнеру. Напишите соответствующие слова и понятия в таблицу. Вам не нужно выдумывать примеры, нужно лишь выбрать информацию из списка.

Die Mülltonnen nach Farben

gelb (gelber Sack oder die gelbe Mülltonne)

blau (Altpapier-Tonne)

grün (die Biotonne)

grau (Restabfall)

Liste der Beispiele:

  • Plastikflaschen, -becher und -tüten
  • Fleisch-, Fischreste
  • Verpackungen von Duschgel
  • Kassenzettel oder Bustickets
  • Zahncremetuben
  • Brötchentüten
  • Briefumschläge
  • Energiesparlampen und Neonröhren

Источник (текст, на основе которого были разработаны упражнения):

https://verbraucherfenster.hessen.de/nachhaltigkeit/umwelt/in-welche-tonne-gruen-gelb-blau-oder-braun


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык» на примере материала учебника для 4 класса И. Л. Бим, Л. И. Рыжовой «Немецкий язык. Первые шаги»

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий очень важно добиться, чтобы ученики начальной школы  учитывали позицию собеседника, организовывали и осуществляли сотрудничество с ...

: «Формирование и развитие навыков познавательной культуры учащихся при обучении чтению аутентичных текстов на уроках немецкого языка»

Современная жизнь невозможна без знания иностранного языка. Поэтому нужно создавать условия, в которых учащиеся могут проявлять познавательную активность, уметь пользоваться приобретенными знаниями, у...

Некоторые формы работы с аутентичными текстами на уроках немецкого языка

Статья " Некоторые формы работы с аутентичными текстами"...

Методический материал по немецкому языку (второй иностранный) для 7 класса

Методический материал по немецкому языку (второй иностранный) для 7 класса представляет собой- технологическую карту урока по теме "Мир чисел";- индифидуальный раздаточный материал по теме "Свободное ...

Методическая разработка по теме «Материал по немецкому языку (второй год обучения) для комплексного экзамена по в 9 классе (третий год обучения)»

Экзаменационный материал для 9 класса (третий год обучения) предназначен для суворовцев, изучающий немецкий язык как второй иностранный и ориентирован на требования Федерального государственного образ...

Использование аутентичных видеоматериалов на уроках немецкого языка

Исследуется спользование различных приёмов работы с видеоматериалом на уроке иностранногог языка с учётом особенностей восприятия....

Методическая разработка "Комплекс упражнений для развитие учебно-познавательной компетенции 7-8 классов на основе аутентичного видеоматериала"

В данной методической разработке представлен комплекс упражнений, который позволяет работать с аутентичным видеоматериалом и развивать учебно-познавательную компетенцию учащихся....