Методическая разработка "Комплекс упражнений для развитие учебно-познавательной компетенции 7-8 классов на основе аутентичного видеоматериала"
методическая разработка по немецкому языку (7, 8 класс)

Биткова Ксения Денисовна

В данной методической разработке представлен комплекс упражнений, который позволяет работать с аутентичным видеоматериалом и развивать учебно-познавательную компетенцию учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_2.docx341.33 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка: Комплекс упражнений, направленный на развитие учебно-познавательной компетенции на уроке немецкого языка на основе аутентичных материалов

Прежде чем представить комплекс упражнений необходимо определить значение данного термина. Слово комплекс произошло от латинского «complexus» связь. На сегодняшний день комплексом обозначается совокупность действий, которые объединяются на основе определенного параметра.

В качестве действий в комплексе упражнений выступают отдельные упражнения, структурные единицы методической организации учебного материала, используемого в учебном процессе. Упражнения целенаправленны, взаимосвязанны между собой в составе комплекса, имеют определенный порядок выполнения: от простого к сложному (Азимов Э. Г., Щукин А. Н., 322).

В комплекс включены различные типы упражнений: упражнения на предвосхищение (понять по лексике, о чем будет идти речь в видео), на заполнение пропусков (Lückentext), трансформационные, текстовые упражнения (определение верности и ложности высказывания).

Комплекс упражнений, направленный на развитие учебно-познавательной компетенции на основе видеоматериала и текста, может состоять из 3-х типов упражнений: предтекстовых, текстовых и послетекстовых.

Комплекс состоит из тренировочных упражнений (аспектных, репродуктивных и продуктивных).

При разработке комплекса упражнений необходимо учитывать интересы школьников данного возраста, поскольку соответствие заданий их предпочтениям способствует ускорению освоения материала, повышению концентрации, внимания и памяти на занятии и увеличению продуктивности в целом.

Согласно проведенному среди школьников опросу обучающиеся 7-8 классов испытывают заинтересованность при выполнении таких видов заданий, как определение правильности или ложности высказывания (19 из 33 опрошенных, 57,6 %), а также в поиске синонимов (57,6 %) и антонимов (18 из 33, 54,5 %).

В ходе опроса респондентам были предложены также вопросы, касающиеся самостоятельной работы со словарем и желанием заниматься поиском информации по заданной теме. 72.7 % выбрали вариант «да» при ответе на вопрос о самостоятельном поиске информации. Практически половина опрошенных школьников готова работать с лексикографическими источниками (словарями) для извлечения необходимой информации.

В качестве дополнения к учебнику Wunderkinderplus для 7-го класса можно предложить аутентичный видеоматериал (видео, длящееся около 12 минут), когда согласно тематическому планированию будет изучаться тема, связанная с окружающей средой и проблемами загрязнения природы (Umweltschutz, Verschmutzung).

Пройдя по данной ссылке, можно ознакомиться с данным 12-минутным видео https://www.wdrmaus.de/extras/mausthemen/umwelt/index.php5 под названием  «Plastikmüll im Meer» («Пластик в море»).

На предпросмотровом этапе предлагается выполнить упражнения, которые будут направлены на развитие управленческих умений. Задания будут предполагать самостоятельную работу школьника со справочным материалом (со словарем) и при необходимости с другими техническими средствами. Предпочтительнее выносить данный этап за рамки школьных уроков, поскольку поисковый процесс может занять разное количество времени у обучающихся в зависимости от уровня обученности и развитости психических процессов.

Предпросмотровый этап состоит преимущественно из лексически направленных упражнений, поскольку работа с лексическими единицами способствует впоследствии успешному восприятию и пониманию потока речи в видео и выполнению в оптимальном темпе последующих упражнений других этапов. Упражнения данного этапа позволяют развивать управленческие умения школьников, если этот этап будет реализовываться учащимися самостоятельно, не в рамках учебного заведения. Таким образом, учащиеся будут самостоятельно заниматься организацией своей работы, распределением времени и будут учиться пользоваться техническими средствами обучения, прибегая к электронным словарям и порталам, к которым отсылают приведенные ниже упражнения.

Разработанные упражнения будут способствовать и развитию информационных умений, поскольку учащиеся посредством заданий будут прогнозировать содержание обучения и научаться обращаться в случаях необходимости к дополнительным источникам (онлайн-порталам и словарям).

Анализ языковой единицы (сложных слов или композитов), осознание словообразовательной модели слов (образование антонимов при помощи приставки un), а также умение использовать контекстуальную догадку (определение темы по использованным в заданиях словам) коррелируют со специальными учебно-познавательными умениями.

В качестве первого задания следует предложить задание на поиск определенных лексических единиц в словарях (могут быть применены такие поисковые системы как Duden и DWDS, позволяющие определить не только значение, но и сочетаемость необходимого слова). В первом задании учитель выделяет только те слова, значение которых школьникам не под силу установить самим.

№1. Lies die fettgedruckten Wörter und finde die Übersetzung im Wörterbuch/ Прочитай выделенные слова и найди перевод в словаре.

anspülen, der Holzklotz, auswerfen, der Herumtreiber (Drifter), der Haufen, der Frachter, die Faser

Второе задание предпросмотрового этапа будет способствовать умению школьников анализировать лексическую единицу и применению своего опыта для решения проблемы, которая в данном случае заключается в осознании значения слова, представляющего из себя одно понятие, несмотря на наличие в нем 2-х или более компонентов, функционирующих в системе языке как отдельные самостоятельные слова. При возникновении трудностей позволительно также обращаться к справочному материалу, если значение слова не получается вывести по словообразовательным компонентам, или если один из компонентов не известен обучающемуся.

№2. In der Aufgabe gibt es mehrere Komposita, die im Video vorkommen werden. Diese Komposita bestehen aus 2 oder mehreren Wörtern. Schreib die Bestandteile des Wortes (Kompositums). Versuch bitte, zu bestimmen, welche Bedeutung Komposita haben/ В задании есть много сложных слов, которые встречаются в видео. Они состоят из 2-х или более слов. Напиши составные части сложных слов. Попытайся определить их значения при помощи компонентов.

Als Beispiel dient dieses Wort: der Naturschutz/защита окружающей среды = Natur/природа+schützen/защищать

Spraydose

Plastiktüte

Mülleimer

Müllsammelaktion

Luftballon

Leitungswasser

Fischernetz

Fischerboot

Pflanzenreste

Третье задание предполагает умение проводить анализ языковой единицы.

№3. Finde Antonyme zu den gegebenen Wörtern und übersetz sie. Denk bitte nach, was uns hilft, Antonyme zu finden/ Найди антонимы к данным в задании словам и переведи их. Подумай над тем, что нам помогает найти эти антонимы.

Beispiele: breit – eng, gewöhnlich - ungewöhnlich

bewohnt –

wegwerfen –

flach –

befreien –

Предполагаемые ответы: unbewohnt, sammeln, tief, blockieren (sperren).

Четвертое задание может звучать так:

№4. Könnt ihr dank dem Wortschatz, an dem ihr gearbeitet habt, bestimmen, was für ein Thema wir heute besprechen? Was ist das Thema des Videos? Das Bild kann euch dabei helfen/ Можете ли вы благодаря словам, над которыми вы поработали, определить, какую тему мы будем сегодня обсуждать. Что является темой видео? Картинка может вам помочь в этом.

В процессе просмотра видео детям даются установки, которые позволяют впоследствии продуктивно работать над заданиями послепросмотрового этапа и выполнить их в течение одного урока.

После просмотра видеоматериала необходимо провести контроль понимания прослушанного. Первые 4 задания направлены на контроль понимания прослушанного и могут выступать как возможные варианты работы с видео на послепросмотровом этапе. Задача учителя в данном случае сводится к выбору того задания из предложенных, которое будет соответствовать уровню обученности каждого школьника определенной группы. Поэтому данные задания можно использовать в рамках дифференцированного обучения, когда учитель ориентируется на способности отдельных учеников, подбирает им посильные задания и просит решать посильные задачи, учитывает особенности и возможности каждого отдельно взятого ученика.

По нарастанию сложности можно предложить примеры следующих типов заданий: текст с пропусками, определение верности или ложности высказывания, подбор верного ответа к предложенному вопросу, ответы на вопросы.

Ответы на вопросы можно считать самым сложным вариантом задания в данной иерархии заданий. В качестве упрощения данного задания можно предложить дать опорные слова к вопросам, которые учащийся обязан будет использовать в ответе.

Эти задания позволят развивать интеллектуальные общие учебно-познавательные умения, связанные с умением выделять основную информацию и обобщать большой объем информации из прослушанного.

Задание под номером пять возможно использовать, если учитель выбрал для контроля понимания прослушанного и увиденного задание, приведенное под номером четыре, поскольку пятое задание отсылает учащихся к предыдущему. Оно способствует развитию умения ориентироваться в письменном тексте и вычленять из него основную информацию.

№ 1. Beantwortet bitte die Fragen/ Ответьте на вопросы:

  1. Wie heißt die Insel, wo man den Müll gefunden hat?
  2. Wie lange wohnen die Naturschützer auf der Insel?
  3. Wohnt jemand auf der Insel im Winter?
  4. Welchen Müll finden die Naturschützer?
  5. Seit wie vielen Jahren findet aus der Insel die Müllsammelaktion?
  6. Wie kann der Müll hierhinkommen die Insel erreichen
  7. Wofür dienen die Drifter (Herumtreiber)

№2. Hier gibt es die Antworten zu den vorigen Fragen. Entscheidet bitte, zu welcher Frage welche Antwort gehört/ В задании представлены ответы к предложенным в прошлом задании вопросам. Подбери к каждому вопросу соответствующий ответ.

  1. Der Müll kommt von außen.
  2. Herumtreiber helfen den Forschern, zu verstehen, wohin der Müll angespült wird?
  3. Auf der Insel wohnt niemand im Winter.
  4. Von März bis Oktober wird die Insel belebt. 3 naturschützer leben hier.
  5. Schon seit 2 Jahren findet auf dieser Insel die Müllsammelaktion statt.
  6. Die Insel heißt Mellum, liegt in der Nordsee.
  7. Die Naturschützer haben Plastiktüten und -flaschen , Schnürre von Luftballons, Fischernetze.

№3. Jetzt habt ihr vor, zu verstehen, was richtig und was falsch ist. Wenn die Aussage falsch ist, korrigiert die Fehler/ Теперь вам предстоит понять, какие высказывания верны, а какие нет. Если высказывание неправильное, то исправь ошибки.

  1. Die Insel Mellum ist eine große Insel.
  2. Diese Insel steht unter Naturschutz.
  3. Auf der Insel leben viele Menschen.
  4. Bei jedem Schritt finden die Naturschützer den Müll
  5. Sie haben das ganze Netz sofort herausgezogen.
  6. Schnürre von Luftballon fallen oft ins MMeer.
  7. Man findet auf der Insel mehr Metall als Plastik.

№4. Die Aufgabe lautet: setzt bitte die fehlenden Wörter in die Lücken ein. Wählt aus den gegebenen Wörtern die passenden. Die Wörter stehen schon in der richtigen Form/ Вставьте пропущенные слова. Выберите из данных слов подходящие. Слова стоят в правильной форме.

  1. Ich bin auf dem Weg zur kleinen Insel ... Die Insel steht unter.... Das Wasser hier ist flach. … Paskal, Lena und Flo sind die einzigen Menschen, die hier auf der … leben. Das aber nur vom … bis ... Sonst ist die Insel ...

Oktober, Mellum, März, Naturschutz, Insel, unbewohnt, die Naturschützer

  1. Alle 14 Tage … die Naturschützer Müll. Bei jedem Schritt finden sie Müll. Und überall im Sand stecken die blauen ... Das sind Reste von ... Eins von den Netzen ist so tief im Sand eingegraben, dass die Forscher immer nur Teile herausgezogen bekommen. Sie … alles auf ein Haufen. Was sie gefunden haben: …, …, die von Luftballons stammen. Alle 2 Jahre … auf der Insel Mellum eine große Müllsammelaktion ... Die …  Insel wird vom Müll befreit.

Schnürre, sammeln, stattfinden, Plastikfäden, Fischernetzen, werfen, Spraydosen, komplette

  1. Woher der Müll kommt, kann man mit dem ziemlich … Stück Holz herausfinden. Das haben wir auch am Strand ... Da ist eine Nummer drauf. Das Stück Holz heißt ... Der Name kommt aus dem Englischen und heißt übersetzt ... Jedes Klötzchen hat seine eigene Nummer. Das steht drauf, dass man sich melden soll, wenn man einen solchen … findet.

Herumtreiber, Klotz, aufgesammelt, unauffälligen, Drifter

  1. Obwohl es am Strand viele … gibt, liegt eine Menge Müll herum. Da weht der Wind den Müll ins Meer. Wohin er dann weiter wandert, möchte die Wissenschaftlerin ... Sie schmeißt Drifter vor dem Strand ins Meer so, als wären sie ... Kaum sind die Müllstücke ins Meer gelandet, … sie schon davon. Von überall dort, wo Müll ins Wasser gelangen könnte, werden Drifter ... Dann wird gesucht, wo sie wieder … werden.

ausgeworfen, herausfinden, treiben, Mülleimer, angespült, Müllstücke

  1. Jeder … Punkt ist ein Drifter, der gefunden und … wurde. Die roten Punkte auf Mellum sagen, dass die Drifter aus Wilhelmshaven kommen. Das ist ein Ort, wo viele … und Fischerboote liegen. Das erklärt, warum die Forscher auf der Insel so viele … gefunden haben.

Fischertnetze, gemeldet, farbige, Frachter

  1. Mit dem Glas Sand von Mellum ist die Moderatorin auf dem Weg nach Helgoland zum Alfred Wegener Institut. Das hier ist ganz normale ... Jetzt wirft die Forscherin ein Stück Plastik hinein und … Sand dazu. Beides geht direkt runter. Ein zweites Glas mit dem Leitungswasser und ganz viel Salz. Alles wird … und dann schüttet die Forscherin wieder Sand dazu und wirft Plastik hinein. Der Sand sinkt wieder, aber der Plastik schwimmt an der ...

Leitungswasser, Oberfläche, umgerührt, schüttet

№5. Findet bitte zu jedem Abschnitt einen Titel aus der Liste/ Найдите к каждому фрагменту текста название из приведенного списка:

  1. Ein chemischer Versuch
  2. Bunte Landkarte: was erzählt sie uns?
  3. Unauffälig aber sehr nützlich
  4. Funde von Forschern
  5. Fast unbewohnte Insel
  6. Die Müllwanderung


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетенции

Проблему формирования и развития умений учиться можно отнести к разряду сакраментальных мотивов педагогики. Так, еще в «Великой дидактике» Яном Коменским было заявлено, что альфой и омегой школы должн...

Презентация "Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетенции"

Презентация по теме "Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетенции"...

Развитие учебно - познавательной компетенции ( самостоятельности ) учащихся средней школы через формирование универсальных учебных действий на уроках физики и во внеурочной деятельности

Создание условий (системы работы и методической копилки ) для развития самостоятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности через формирование УУД, ( включающей в себя систему у...

Проектная деятельность на уроках математики как основа развития учебно-познавательной компетенции

Развитие проектно-исследовательской деятельности обучающихся является одним из ведущих направлений реализации ФГОС, которое необходимо осуществлять на всех учебных дисциплинах, в том числе и на матема...

Статья "Развитие учебно-познавательной компетенции на основе аутентичных материалов в 7-8 классах"

В статье рассматривается актуальный вопрос использования аутентичных материалов на уроках иностранного языка (немецкого) для развития учебно-познавательной компетенции, уточняется понятие «аутен...

Методическая разработка "Развитие учебно-познавательной компетенции 7-8 классов на основе аутентичного текстового материала на немецком языке"

Данная методическая разработка предлагает Вашему вниманию комплекс упражнений к аутентичного текстовому материалу на немецком языке, который будет способствовать развитию учебно-познавательной компете...