Статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ"
статья

Кузнецова Евгения Юрьевна

Данная статья определяет актуальность проблемы применения здоровьесберегающих технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАБОТЕ С

ДЕТЬМИ С ОВЗ

Кузнецова Е. Ю.

HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES WHEN WORKING WITH CHILDREN WITH DISABILITIES

Kuznetsova E. U.

Аннотация: данная статья определяет актуальность проблемы применения здоровьесберегающих технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе

Abstract: this article defines the relevance of the problem of using health-saving technologies for children with disabilities in the educational process

Ключевые слова: образование, образовательный процесс, ограниченные возможности здоровья, здоровье, здоровьесберегающие технологии, здоровый образ жизни

Keywords: education, educational process, limited health opportunities, health, health-saving technologies, healthy lifestyle

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в наше время огромное значение. С каждым годом увеличивается детская заболеваемость. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов: неправильное отношения взрослого населения к своему здоровью и здоровью своего ребенка, негативное влияния окружающей среды, наследственность, нарушение здорового образа жизни. В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема детского здоровья приобретает глобальный характер.

Учебный процесс - большая нагрузка для ребенка. Дети долго сидят на месте и мало двигаются, перерабатывают огромный объем зрительной информации, и в результате - возникает гиподинамия и происходит перенапряжение зрительного аппарата. Всё это создает предпосылки к появлению у детей проблем со здоровьем: нарушения зрения и  осанки, повышения артериального давления и накопления избыточного веса. Основную роль в сохранении здоровья играет ЗОЖ и педагогам необходимо проделать серьезную работу по укреплению и сохранению здоровья школьников.

Здоровьесберегающие технологии являются отличительной особенностью всей образовательной системы, и поэтому всё, что относится к образовательному учреждению - условия проведения учебного процесса, содержание образовательных программ, уровень педагогической культуры педагогов, характер обучения и воспитания - имеет непосредственное отношение к проблеме детского здоровья. Внедрение в процесс обучения здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья обучающихся с ОВЗ.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что укрепление и сохранение здоровья ребенка с ограниченными возможностями – одна из главных и актуальных задач современного образования. Именно школа, как социальная среда, в которой ребенок находится, нередко создает для него психологические трудности и барьеры. Специфика современного учебного процесса обусловлена как длительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и количеством, темпом и  способами подачи информации, характером эмоционального фона и многими другими факторами.

Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить ребенку с ОВЗ возможность сохранения здоровье за период учебного года, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие технологии дают возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогают ребенку с ограниченными возможностями осознать важность укрепления и сбережения здоровья.

Советский педагог и создатель педагогической системы, А. В. Сухомлинский, писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это система воспитательно-оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий для сбережения, укрепления и развития физического, личностного, интеллектуального, эмоционального и духовного здоровья школьников.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены в трех видах:

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Динамические паузы – это физические и игровые упражнения, физкультминутки, которые проводятся во время уроков по мере утомляемости ребенка.

Подвижные и спортивные игры проводятся как часть урока физической культуры, рекомендуется проводить в спортивном зале или на прогулке. Игры доставляют огромное удовольствие, создают отличное настроение, содействуют укреплению дружбы и взаимопомощи.

Релаксация. Для психологического здоровья детей необходим баланс положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающий поддержание душевного равновесия. Основная задача - научить детей управлять своим поведением и своими эмоциями.

Пальчиковая гимнастика тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, внимание, быстроту реакции, воображение, кровообращение. Проводится в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью, обычно в игровой форме.

Гимнастика для глаз проводится в положении «стоя» с использованием наглядного материала в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения.

Мультимедийная гимнастика для глаз – это система упражнений, представленная в виде мультимедийной презентации, где дети слушают музыку и следят за движением объектов. Главная цель – снятие зрительного напряжения и сохранение зрения.

2.Технологии обучения здоровому образу жизни:

Серия классных часов о здоровье: «Радуга Здоровья», «Наше здоровье в наших руках», «Твой режим дня», «Гигиена школьника» и другие. Циклы данных классных часов направлены на формирование представления ребенка о ЗОЖ.

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает осанку и кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов. Способствует как физическому укреплению человека, так и оздоровлению его психологического климата.

Активный отдых – это физкультурный досуг, спортивные эстафеты, дни здоровья и спортивно-оздоровительные праздники. При проведении спортивно-оздоровительных мероприятий все дети приобщаются к участию в различных соревнованиях. На участке школы МБОУ СШ №14 г. Арзамас имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке в любое время года.

3.Коррекционные технологии:

Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказки не только нужно читать, но и обсуждать с детьми. Дети также сами могут сочинять сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы - основа сказкотерапии.

Технология воздействия цветом. Необходимо уделять особое внимание цветовым оттенкам интерьеров образовательного учреждения. Правильно подобранные цвета повышают эмоциональный настрой ребенка и нормализуют мышечный тонус.

Современная арт-терапия насчитывает огромное количество видов методик. Например, танцевальная и игровая терапия, музыкотерапия, глинотерапия, фототерапия и т.д. Арт-терапия является отличным способом социальной адаптации детей с ОВЗ, она дает им возможность более активно и самостоятельно участвовать в жизни социума.

Таким образом, необходимо, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в результате сформировала бы у ребенка с ОВЗ стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Использование данных здоровьесберегающих технологий при работе с детьми с ОВЗ способствует: формированию и  развитию двигательных умений и навыков; развитию общей и мелкой моторики; повышению работоспособности и  выносливости детей; развитию психических процессов; способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.

Литература

1. Проблемы детской инвалидности в современной России / А. А. Баранов, Л. С. Намазова-Баранова, Р. Н. Терлецкая, Е. В. Антонова. – DOI 10.15690/vramn823 // Вестник Российской Академии медицинских наук. – 2017. ‒ Т. 72, № 4. – С. 305–312. – URL: https://vestnikramn.spr-journal.ru/jour/article/view/823/832 (дата обращения: 10.06.2021).

2. Воронин, Д. М. Особенности организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья / Д. М. Воронин // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 52, ч. 7. – С. 81–87. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26601343 (дата обращения: 10.06.2021).

3. Максимова, Е. Ю. Проблемы организации обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): психолого-педагогический аспект / Е. Ю. Максимова. – DOI 10.26140/bgz3-2019- 0804-0022 // Балтийский гуманитарный журнал. – 2019. – Т. 8, № 4. – С. 111–114. – URL: https://repository. kvantor.org/public/21/786 (дата обращения: 10.06.2021).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая реабилитация – эффективная технология социальной работы с детьми.

 Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить...

Конспект открытого урока по вокалу «Использование элементов артпедагогических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста».

В колледже прошел областной семинар "Использование артпедагогических технологий на музыкальных занятиях с детьми школьного возраста", в ходе которого был проведен открытый урок по вокалу  «Исполь...

Арттерапия как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с ОВЗ

В работе с детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии арттерапия выступает как здоровьесберегающая технология. Используя в своей работе приемы арттерапии, мы заметили положительну...

Социально-педагогические технологии в работе с детьми «группы риска»

Социально-педагогическая работа с детьми "группы риска". Социально-педагогические технологии для профилактики асоциального поведения подростков с отклоняющимся поведением....

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями с помощью развития у них творческих способностей.

Использование здоровьесберегающих технологий с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках логоритмики....

Коррекционная гимнастика как значимая составляющая здоровьесберегающей технологии в работе с детьми с ОВЗ.

В данном учебно-методическом пособие проводиться экскурс в понятие " Педагогические технологии". Дано определение этого термина, отмечены те технологии,которые используются при работе с дошкольниками,...