Статья на тему: "Песня на уроке иностранного языка как средство формирования социокультурной компетенции"
статья

Махневич Ольга Владимировна

     Для успешного общения с представителями других культур необходимо владеть не только одинаковыми языковыми средствами собеседника (фонетическими, лексическими, грамматическими навыками), но и общими содержательными знаниями о мире. Песни наиболее ярко характеризуют национальную особенность народа, помогают учащимся глубже познакомиться с культурой страны изучаемого языка. Использование музыкально-поэтических произведений в учебном процессе способствует познавательной активности школьников, расширению их коммуникативной возможности, благоприятствует созданию положительной мотивации на уроке.                                                 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Песня на уроке иностранного языка как средство формирования социокультурной компетенции.

Махневич Ольга Владимировна,

учитель английского языка

МБОУ «Шараповская СОШ

 Новооскольского района

Белгородской области»

В настоящее время обучение иностранному языку рассматривается как одно из   приоритетных направлений модернизации современного школьного образования. Это связано с глобализацией отношений в современном мире, расширением межнациональных контактов, активизацией диалога культур между странами. Изучение культуры в процессе обучения отдельным учебным дисциплинам вносит существенный вклад в воспитание подрастающего поколения. Предмет «иностранный язык» занимает в этом ряду особое место. Он не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но путем сравнения оттеняет особенности своей национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями. Иными словами, содействует воспитанию школьников в  контексте «диалога культур».

В процессе межличностного и межкультурного общения происходит коммуникативное взаимодействие представителей разных культурных сообществ, для  которых характерны определенные этнопсихологические особенности.    Этнопсихологические особенности носителя той или иной лингвокультуры, обусловленные спецификой его сознания  и менталитета, актуализируются в поведении, действиях, суждениях, реакциях  и речевом стиле участника общения. Данные особенности, определяя речевое поведение в процессе межкультурного общения, влияют на выбор соответствующих языковых форм.                  

Употребление языковой формы без учета этнопсихологических особенностей собеседника может привести к тому, что в поведении участников межкультурного общения будут отражаться собственные культурные нормы, отличные от культурных норм носителя изучаемого языка. Таким образом, эффективность общения, помимо знания языка, зависит от множества факторов: условий и культуры общения, знания правил этикета, знания невербальных форм выражения, наличия фоновых знаний и особенностей коммуникативного поведения представителей данной культуры.

      Привлечение культуроведческих компонентов при обучении иностранным языкам абсолютно необходимо для достижения основной практической цели – формирование способности к общению на изучаемом языке. К одним из эффективных приемов развития способности ориентироваться в социокультурных аспектах жизнедеятельности людей в странах изучаемого языка относится изучение песен. Являясь важным элементом любого языка, песня отражает своеобразие культуры своих создателей, особенности менталитета, их нравственный облик, мировоззрение. Вследствие этого, песни представляют ценный в методическом отношении материал для обучения иностранному языку и подготовки учащихся для вступления в диалог культур.

   Какие же цели мы преследуем, используя песню на уроках иностранного языка? По нашему мнению, музыкально-поэтическое произведение чаще всего служит для создания непринужденной атмосферы, позволяющей осуществить эмоциональную и интеллектуальную разгрузку учащегося. Однако работа над песенным текстом как аутентичным материалом заслуживает самого пристального внимания, так как песня – это великолепное средство повышения интереса как к стране изучаемого языка, так и к самому языку. Кроме того, песня представляет собой эффективный способ изучения и повторения языкового материала. Работа над песней может быть условно разделена на несколько аспектов: фонетический, лексический, грамматический, социально-лингвистический (страноведческий), развитие речевой компетенции на материале текста песни.

 Работа с песней на занятиях английского языка используется для формирования фонетических навыков у изучающих язык. Фонетическая отработка текста песни происходит на уровне: а) слов, словосочетаний, синтагм; б) фраз; в) куплета/припева. Работая над фонетикой, необходимо обращать внимание и на мелодику песни – чередование ударных и безударных слогов и слов. Понимание мелодики значительно облегчает работу над произношением.

 Аутентичный текст песни служит для пополнения лексического запаса у обучаемых. Существуют некоторые специфические приемы для запоминания текста:

  • «Неполная фраза» (Complete the phrase). На доске написано начало фразы. Учащиеся по памяти заканчивают её. Желательно использование элемента соревнования. Класс делится на команды, и они по очереди восстанавливают строчки из песни.
  • «Снежный ком» (Snowball) Каждый последующий ученик повторяет фразу предыдущего и добавляет свою.
  • «Цепь» (Chain). Каждый ученик говорит одну строчку куплета, и так по очереди до конца.
  • Соревнование “Order the Lines”. Класс делится на две группы. Каждая группа получает конверт с разрезанной на отдельные строчки песней. Кто быстрее соберет полный текст песни?

       Песни используются с целью отработки грамматических конструкций. Как правило, все песни написаны в одном грамматическом времени. Вместе со строчками песни запоминаются синтаксические особенности текста, т. е. определённый порядок слов в предложении, употребление предлогов, изменение прилагательных и наречий и т. д. Упражнения для отработки грамматических структур традиционны: изменить время действия; заполнить пропуски местоимениями, артиклями. Для поддержания на должном уровне грамматических навыков можно задать вопросы к каждой строчке куплета: общий, специальный, разделительный и альтернативный.

         Песня помогает учащимся приблизиться к пониманию менталитета носителей языка, обогатить себя новыми взглядами, идеями, чувствами. Изучение песен разных эпох и разных жанров, активно включенных в повседневный быт носителей языка, является немаловажным источником коммуникативной и культурной компетенции. Работая над содержанием песни, выявляется исторический фон, если это возможно, извлекается социокультурная информация. Если упоминаются какие-то географические названия, учащиеся находят их на карте.

  Помимо вышеперечисленных целей, использование песен на уроке иностранного языка способствует формированию коммуникативных навыков. Во время работы над текстом песни, в ходе которой сочетаются различные формы работы (диалог, полилог, индивидуальная или групповая работы), происходит общение учащихся, так как многие тексты песен строятся в виде диалога или монолога от первого лица. Можно предложить обучающимся создать на основе извлеченных из текста песни фраз и отдельных лексических единиц свой диалог, придумать и разыграть сценку. Это твид деятельности наиболее способствует осознанию особенностей традиций, культуры быта, духовного мира народа страны изучаемого языка, т. е. происходит формирование социокультурной компетенции.

        В работе над песней можно предложить учащимся разного рода творческие упражнения, например:

-написать конец песни;

-написать статью в журнал  с положительным или отрицательным откликом;

-рассказать о будущем главных героев: что произойдет с ними через несколько лет, как изменится их образ жизни, место жительства и т. п.

Таким образом, работа над песней служит не целью, а средством обучения иноязычной речи. Данный вид деятельности не должен поводиться в виде механического повторения текста вместе с исполнителем, необходимо применять элементы игровых действий, задания, позволяющие проявить творческие способности учащихся.

          Занимаясь песней, обучающиеся с самого начала вовлекаются в процесс работы над аутентичным материалом, который носит когнитивный характер: идентификация, классификация, понимание письменного текста, аудировние, рассуждение над самой песней (музыкой, темой, исполнением). Учащийся при этом занимает свою собственную позицию, высказывает своё мнение. Здесь направляющую роль играет учитель, который определяет этапы работы над песней, организует совместную деятельность, оказывает влияние на формирование ключевых компетенций у школьников. За учителем также – и выбор песни.

  Включая песню в содержание обучения иностранному языку и используя её на уроке, чаще всего принимается во внимание соответствие темы песни теме занятия или его грамматическому содержанию. Желательно следовать общепризнанным критериям, которые могут оказать значительную помощь при отборе песенного материала:        

- художественная ценность произведения;

- соответствие психическим особенностям учащихся;

- доступность языкового материала;

- наличие социокультурной информации;

- возможность использования при обучении различным аспектам языка и видам речевой деятельности;

- воспитательная ценность.

     Необходимо также помнить, что песня является произведением не только поэтического, но и музыкального творчества, поэтому следует принимать во внимание музыкальный компонент: наличие яркой и запоминающейся мелодии, четкого ритма, облегчающего воспроизведение песни, соответствие этапу обучения, вкусам учеников.

     Успешная реализация заложенного в песне богатого образовательного потенциала во многом зависит от умения учителя методически грамотно организовать работу с ней. Для того чтобы использование музыкально-поэтических произведений на уроках иностранного языка не носило формальный характер, а представляло собой определённую технологию, направленную на комплексное решение задач обучения, развития и воспитания учащихся, учителю достаточно овладеть алгоритмом работы. 

1. Презентация песни. Начинать работу над песней целесообразно с ассоциограммы. Учитель записывает на доске название песни или же ключевую тему, и учащиеся дают свои ассоциативные представления. Каждый ученик говорит одно слово-понятие, по его мнению, связанное с названием и содержанием песни. Все слова записываются на доске.

    Возьмем для примера фольклорную песню “Cockles and Mussles”.

T: What do you imagine when you think about the title of the song?

   Учащиеся могут предложить следующие понятия: Cockles and Mussles: sea, fisherman, fishery, restaurant, food, inhabitant.

Далее учащиеся строят предположения относительно содержания песни.

T: What is the song about? What are your ideas? Combine all these words in a short story. Try to be logical.

    Во время первого предъявления песни учащиеся проверяют обоснованность своих предположений относительно содержания песни, отмечают слова и синонимы слов, которые были названы ими же в ассоциограмме, выражают свое впечатление о прослушанном произведении. На данном этапе также проверяется понимание основного содержания и характера песни.

               Песня соответствует критериям отбора фольклорных песен на среднем этапе. Она имеет запоминающуюся мелодию, четкий ритм, приемлемый объем, а также доступный языковой материал. Поэтический текст знакомит с бытом простого народа, с трудностями повседневной жизни и жизнелюбивым отношением к ней главной героини. Наличие фактологической и культурологической информации предоставляет широкие возможности для использования песни с детьми этого возраста.

2. Работа с поэтическим компонентом с целью раскрытия содержания и смысла. Песенный текст – это особый вид текста, и порой для рифмовки автор использует не совсем знакомые  и распространённые в обычной жизни слова. Для дальнейшей работы необходимо полное понимание содержания песни. После перевода песня прослушивается со зрительной текстовой опорой.

3. Фонетическая отработка текста песни, т. е. чтение и повторение вслух наиболее сложных для произношения слов и фраз.

4. Работа над грамматической стороной песни. Учащиеся выполняют упражнения для отработки грамматических явлений, которые присутствуют в тексте.

5. Работа над запоминанием. Повторение слов песни за диктором. Исполнение песни вместе с диктором.

6. На последнем, завершающем этапе работы выполняется серия творческих упражнений для развития языковой, речевой и социокультурной компетенции на материале песни: инсценировать песню, написать литературный перевод текста, придумать предысторию или послеисторию главного героя. Работа на данном этапе в большой степени зависит от содержания песни, поскольку не в каждой песне присутствуют живые действующие лица, т. е. становится невозможным описание внешности, характера, профессии и т. д.    

     Формирование и совершенствование социокультурной компетенции в школе способствует воспитанию у обучаемых таких необходимых для межкультурного общения качеств, как толерантность, социокультурная наблюдательность, такт и вежливость, готовность к обучению и сотрудничеству с людьми в инокультурной среде. В современных условиях – это готовность содействовать налаживанию межкультурных связей, представлять свою страну, с уважением относиться к духовным ценностям других культур.

     Для успешного общения с представителями других культур необходимо владеть не только одинаковыми языковыми средствами собеседника (фонетическими, лексическими, грамматическими навыками), но и общими содержательными знаниями о мире. Песни наиболее ярко характеризуют национальную особенность народа, помогают учащимся глубже познакомиться с культурой страны изучаемого языка. Использование музыкально-поэтических произведений в учебном процессе способствует познавательной активности школьников, расширению их коммуникативной возможности, благоприятствует созданию положительной мотивации на уроке.                                                  

Литература

  1. Гебель С.Ф. Использование песни на уроках иностранного языка. – Иностранные языки в школе, 2009. - №5. – С. 28-31
  2. Михайлова Е.А. Работа над песней на уроке английского языка. – Иностранные языки в школе, 2006. - №1. – С. 37-39
  3. Романовская О.Е. Методика работы с музыкально-поэтическим фольклором в курсе обучения английскому языку в школе. – Иностранные языки в школе, 2008. - №8. – С. 16-22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песня на иностранном языке как средство формирования социокультурной компетенции

Песня на иностранном языке является одним из средств формирования социокультурной компетенции. Текст песни, история её создания, биография авторов и исполнителей - всё это расширит знания о куль...

Использование видео на уроках иностранного языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Использование аутентичных видеоматериалов в процессе обучения иностранному языку действительно способствует повышению уровня знаний учащихся, развивает их интерес к изучению иностранного  языка...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕО НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕО НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ...

КРУЖКОВАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье говорится о важности кружковой работы по ИЯ на начальном этапе обучения и рассказывается об опытно-практическом обучении в 3-х класах....

КРУЖКОВАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

в статье говорится о важности кружковой работы на начальном этапе обучения ИЯ и рассказывается об опытно-практическом обучении в 3-м классе, о созданнии программы кружка....

Статья "Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся".

Статья посвящена возможностям использования различных художественных текстов на уроках русского языка. Обращение к произведениям русской литературы играет важную роль в формировании не только лингвист...

Метод проектов на уроках иностранного языка как средство формирования социокультурной и коммуникативной компетенций обучающихся.

Неотъемлемой частью любой образовательной системы является воспитание патриотизма. Патриотизм - это любовь и привязанность к Родине, ответственность за нее, желание работать на её благо, сохранять и п...