Работа с детьми, проявляющими признаки общей одарённости
статья по французскому языку по теме

Маслакова Юлия Геннадьевна

В общеобразовательных учреждеениях обучаются самые разные дети. Кто - то проявляет с первых же дней хорошие языковые способности, у кого - то хорошая память и т.д. Развивать нужно любые способности. Далее предложен вариант работы с учащимися, проявляющими интерес к изучаемому предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_proyavlyayushchie_sposobnosti.doc22.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА С  ДЕТЬМИ, ПРОЯВЛЯЮЩИМИ ПРИЗНАКИ ОДАРЁННОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Акцентировать внимание на актуальности предложенной темы не приходится. Особые споры вызывает этот вопрос в рамках общеобразовательных учреждений, в которых обучается достаточное число самых обыкновенных детей: мотивированных и нет уже в семье на получение образования, на достижение определённого социального статуса вне стен ОУ. Среди них дети из благополучных семей и не очень, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Образовательное учреждение может испытывать следующие трудности: отсутствие  своевременной профессиональной диагностики одаренных детей, а также условий для организации дополнительной работы со способными учащимися в связи с перегруженностью образовательного учреждения, отсутствие индивидуальных программ для развития различных видов одарённости у детей.

        Да, сегодня существует и накоплен разнообразный опыт работы со способными учащимися. Но мне хотелось бы обратить внимание на место, которое  занимает проблема поддержки и развития детей с общей одарённостью в условиях обучения в средней общеобразовательной школе. Именно эта категория детей часто оказывается вне специального внимания и поддержки в процессе обучения. Ребёнок, демонстрирующий те или иные специальные способности, может успешно развивать их в системе дополнительного образования, по специальным программам повышенной сложности. Для ребёнка с признаками общей одарённости приходится «учиться как все». Мы исходим из того, что оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна. Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» в школе я использую понятие « ребёнок с особыми способностями» или «ребенок с признаками одаренности»

С детьми, которые по результатам педагогического и психологического исследования отнесены к группе способных, осуществляется работа учителями – предметиками в рамках учебных занятий по индивидуальным программам.

        К такой программе предъявляются определённые требования: гибкие содержательные «рамки», обеспечивающие возможность включения для изучения тех или иных тематических разделов; крупные содержательные единицы; изучение широких, основополагающих тем и проблем; междисциплинарный подход к изучению содержания; интеграция тем и проблем для изучения, относящихся к одной или разным областям знаний, путём установления внутренних взаимосвязей содержательного характера; насыщенность содержания обучения; проблемный характер изучения содержания.

Надо сказать, что все составляющие части программы появились не просто так, а как результат психологических исследований детей с общей одарённостью: воспринимают материал большими структурными единицами, способны воспринимать в совокупности теоретических аспектов разных направлений. Хорошо развита способность обобщать изученный материал. Далее представлен фрагмент такой программы.

        Реализация подобного подхода в работе с детьми, проявляющими особые способности, поможет разрешить следующие противоречия:

  1. Между новыми образовательными задачами и традиционным содержанием образования.
  2. Между деятельностным, индивидуальным характером учения и классно-урочной системой обучения. .

3. Между традиционной педагогической диагностикой и диагностикой, позволяющей выявить индивидуальные интересы, способности детей, включая возрастные и скрытые способности детей.


Фрагмент индивидуальной программы по французскому языку

для Анастасии М., ученицы 7 класса

Тема: «Живопись – особый вид искусства»

Содержание: 1. Лексический минимум по теме, лексический максимум по теме (список выдаётся ребёнку для самостоятельного изучения)

2.Речевая деятельность по темам:

2.1. Монологическое, диалогическое высказывание: «История возникновения иконописи», «Русская живопись 19 века», «Французские художники» (исторический период не регламентируется); «Направления французской живописи» (как вариант «Импрессионизм); «Музеи мира»

2.2. Письмо: «Впечатление о посещении музея»

Междисциплинарная интеграция:

1. История: неразрывная связь истории и живописи

2. Литература: отражение в литературных источниках истории создания живописных произведений

3. Мировая художественная культура: роль живописи в развитии мирового искусства

 Исследовательская деятельность: исследование: «Русская и французская живопись: точки соприкосновения»

Контроль: собеседование по предложенным вопросам (на языке); презентации; письмо; выступление на НПК; участие в олимпиадах, конкурсах

Литература: Ф.Долт Французская акварель 19 века, М., Искусство, 1981 год

http://ru.wikipedia, http://smallbay.ru, http://www.la-fa.ru, http://www.arthistory.ru/, http://www.rusiskusstvo.ru

Результат (фиксируется самим учеником):успеваемость  («5»), участие в НПК, конкурсы, олимпиады


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с детьми с признаками одаренности.

Эта статья об организации идентификации детей с признаками одаренности. К статье приложена презентация и рекомендации для классных руководителей....

Организация работы с детьми «группы риска» и одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы

Материалы к обсуждению на методическом объединении учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы в 2013 г....

Музыка и танцы в коррекционной работе с детьми с признаками СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)

В данной статье рассматриваются вопросы обучения детей с нарушениями развития музыке и танцам...

Применение технологии «Интерактивный рабочий лист» для организации работы с детьми с признаками одаренности в условиях реализации ФГОС общего среднего образования

Применение технологии «Интерактивный рабочий лист» для организации работы с детьми с признаками одаренности в условиях реализации ФГОС общего среднего образования...