Применение технологии «Интерактивный рабочий лист» для организации работы с детьми с признаками одаренности в условиях реализации ФГОС общего среднего образования
статья

Потемкина (Ивкова)  Екатерина Юрьевна

Применение технологии «Интерактивный рабочий лист» для организации работы с детьми с признаками одаренности в условиях реализации ФГОС общего среднего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagog_nv_doklad.docx50.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа №43»

Современные эффективные технологии обучения и воспитания детей, организация работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС дошкольного, общего образования

Применение технологии «Интерактивный рабочий лист» для организации работы с детьми с признаками одаренности в условиях реализации ФГОС общего среднего образования

Потемкина Екатерина Юрьевна,

учителя английского языка

г. Нижневартовск

Содержание

І. Введение                                                                                                         2

ІІ. Основная часть                                                                                             4

 2.1. Одаренный ребенок: кто он?                                                                   4

 2.2. ФГОС и проблема «одаренности»                                                          4

 2.3. Интерактивные «рабочие листы»  (ИРЛ)- эффективная технология

 при работе с одаренными детьми                                                                  5

ІII. Опыт и перспективы использования технологии «Интерактивный

 рабочий лист»                                                                                                  8

IV.Заключение                                                                                                 11

V.Список использованных источников                                                        13

VI.Приложения                                                                                                14

  1. Введение

Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам будешь учиться.

Сократ

Актуальность. Одним из приоритетных направлений деятельности любого образовательного учреждения, предписанных им федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения, является работа над сохранением и развитием одаренности детей. ФГОС делает акцент на деятельностном подходе в образовательном процессе, т.е. развитии у обучающегосяспособности быть активным творцом своей жизни, умении выбирать и быть ответственным за свой выбор. Важно направить ребенка не на получение знаний, а на умение их добывать и творчески перерабатывать.

Введение «новых стандартов» работы с детьми выявило массу проблем. Оказалось, что наша образовательная система  в корне не готова двигаться по этому пути. Здесь можно говорить о трех основных трудностях:

  1. Отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одаренности;
  2. Основой образования в современной школе остается знаниевая парадигма;
  3. Ориентация школы на «уравнивание» под «среднего».

Как мы видим, традиционная классно-урочная система,  предложенная основоположником научной педагогики Я.А.Коменским еще в 17 веке, теряет свою актуальность. При работе с одаренными детьми целесообразно предложить следующие принципы работы:

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.

При работе с одаренными детьми наиболее эффективными являются технологии продуктивного обучения и компетентностного подхода. Эти технологии позволяют использовать исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные виды деятельности. Одной из таких технологий является технология «интерактивного рабочего листа».

Новизна: использование для создания «рабочих листов» облачных сервисов Google добавляет им качественно новое свойство – интерактивность, что позволяет расширить временные, территориальные и информационные границы процесса обучения. Ребенок может выполнять задания согласно своему индивидуальному маршруту.

Цель: представление технологии продуктивного обучения «Интерактивный рабочий лист» как средства организации учебного процесса с детьми с повышенной учебной мотивацией.

Задачи:

  1. Описать значимость работы образовательного учреждения с одаренными детьми в рамках федерального государственного стандарта нового поколения;
  2. Определить понятие «одаренности» и выделить основные принципы работы с детьми данной категории;
  3. Познакомить с технологией продуктивного обучения «Интерактивный рабочий лист», основными принципами работы с ней;
  4. Продемонстрировать личный опыт и перспективный план работы по данной технологии.

Целевая аудитория: педагоги образовательных и дошкольных заведений, родители, учащиеся с повышенной учебной мотивацией.

Трансляция педагогического опыта: наше знакомство с данной технологией произошло совсем недавно. В рамках Второй международной научно-практической on-line конференции педагогических работников «Новая школа: мой маршрут», проводимой модераторами Intel в сентябре-ноябре 2014г, был реализован небольшой сетевой проект по данной технологии. Приняв в нем участие, небольшая группа педагогов нашей школы организовали свой проект, где методом «проб и ошибок» мы учились создавать интерактивные «рабочие листы», обсуждая их и совершенствуя путем комментирования в коллективной on-line таблице (результат работы можно посмотреть, пройдя по ссылке:

https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0AoJGuYZmTyTmdFR4ZlgtX2hpTmRZRV9NMHF3a0s3a2c&usp=drive_web#gid=1 

В рамках регионального методического семинара «Применение интерактивного «рабочего листа» как средство повышения познавательной мотивации учащихся» (г. Нижневартовск, ноябрь 2014г.) было дано три мастер-класса для заместителей директоров, методистов и педагогов школ округа. В перспективе – проведение мастер-классов и организация сетевых проектов коллег в рамках корпоративного обучения.

  1. Основная часть

  1. Одаренный ребенок: кто он?

Одаренность – очень сложная психологическая категория, для установления которой требуется квалифицированная диагностика. Кроме того, это тонкое этическое понятие, которое не позволяет нам, педагогам, разделять детей на «одаренных» и нет. Педагогический словарь определяет одаренность как «системное, развивающее в течение жизни человека качество, которое определяет возможность достижения им по сравнению с другими людьми более высоких результатов» [1].

Нам близка формула, выведенная Селивановой О.Г., к.п.н., доцентом кафедры педагогики и психологии Кировского ИПК и ПРО, которая утверждает, что «детская одаренность=Мотивация +Интеллект +Креативность» [6]. Мы полностью согласны с тем, что дети, целенаправленно решающие личностно-значимые задачи, даже не обладая признаками одаренности, делают это с большим успехом, нежели те дети, кто более одарен, но менее заинтересован. Поэтому, начиная работу с детьми, важно привить им познавательный интерес к предмету.

Кроме того, нужно отметить, что у детей с признаками одаренности четко проявляется потребность с исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нем жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду.

 Таким образом, процесс обучения с детьми с признаками одаренности должен строиться на самых актуальных принципах, используя современные технологии.

  1. ФГОС и одаренность

Ведение нового образовательного стандарта, безусловно, коснулось и работы с талантливыми детьми. Давно и остро стоявшая проблема «усреднения» школьников  находит здесь решение: начинается работа над выявлением и поддержкой талантливых детей, их сопровождением в течение всего процесса становления. Новые стандарты позволяют развивать одаренность через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования. Системно-деятельностный подход призван обеспечить формирование готовности к саморазвитию обучающихся, а также построение образовательного процесса с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей детей.

Процесс обучения одаренных детей должен предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети. Стандартом предусмотрена возможность разработки индивидуальных учебных планов для работы с одаренными детьми, которые предполагают использование современных информационных технологий (в том числе дифференцированного обучения). Реализация индивидуальных планов сопровождается поддержкой наставника (тьютора), основная задача которого – на основе диалога помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию работы.

ФГОС расширяет возможности использования основных подходов к разработке учебных планов:

  • ускорение
  • углубление
  • обогащение
  • проблематизация,

а также учитывает основные законы развития высоких способностей (по В.С. Юркевич) [7]:

  • развитие происходит только в той деятельности, где ребенок получает положительные эмоции;
  • необходимо постоянное повышение сложности основной деятельности;
  • деятельность должна представлять значимую ценность.
  1. Интерактивный рабочий лист - эффективная технология при работе с одаренными детьми

Одной из инновационных технологий, используемых для работы с детьми с признаками одаренности, является технология использования «интерактивного рабочего листа», которая позволяет учителю эффективно организовать деятельность детей с повышенной учебной мотивацией.

Сразу хотелось бы оговориться, что данная технология считается еще очень молодой, поэтому информации о ней немного, и вряд ли возможно найти идеальный вариант самого интерактивного рабочего листа.

Прототипом интерактивного «рабочего листа» являются рабочие листы (Worksheets), выполненные в обычном текстовом или табличном редакторе и широко использовавшиеся в обучении с использованием компьютера до массового появления сервисов веб 2.0. Функция совместного редактирования и хранения документов, которую привнесли облачные сервисы в развитие этого вида дидактических средств, обеспечивает важную добавочную ценность материалов, созданных в “облаках”, - интерактивность [3].

Целью работы с интерактивным «рабочим листом» является не запоминание или повторение конкретного учебного материала, а овладение новым способом действия.

Интерактивный рабочий лист:

  • помимо рабочей части, всегда содержит название/подпись и короткую инструкцию для работы с ним (приложение 1);
  • предназначен для самостоятельной работы учеников на уроке или дома;
  • конструкция листа рассчитана на преобразование исходного материалалиста, активную работу ученика с ним;
  • работа с листами подразумевает свободное использование любыхисточников информации (как бумажных, так и Интернет-источников).

Говоря о результате работы с рабочими листами, следует отметить, что вероятность их одинакового заполнения крайне мала, вследствие этого электронные листы не оцениваются с точки зрения «правильности».

Основными достоинствами рабочих листов являются:

  • возможность неоднократного копирования, как учеником, так и учителем;
  • комментирование работ с последующим редактированием содержания либо ответов;
  • быстрота замены информации на уже созданном листе;
  • возможность заполнения в домашних условиях (при актированных днях, болезни ребёнка, в качестве дополнительного домашнего задания).

Технология использования интерактивного рабочего листа очень проста:

  1. 1) учитель создает и публикует интерактивный рабочий лист в среде электронного обучения (ссылкой или вставляя в страницу кодом);
  2. учитель также дополнительно создает копию этого листа для клонирования шаблона каждым учеником.
  3. для этого в настройках совместного доступа устанавливается возможность редактирования для "любого пользователя, обладающего ссылкой.
  4. ученик переименовывает клонированный лист и может его видоизменять и редактировать (выполнять задание). После выполнения задания ученик публикует свой рабочий лист с помощью URL-адреса в среде электронного обучения (сайте/блоге), предъявляя таким образом другим свою работу. Теперь листы, созданные разными учениками, можно обсуждать, комментировать, оценивать при занесении их в коллективную таблицу (приложение 2).

В зависимости от поставленной учебной задачи и способности учителя сконструировать ИРЛ, работа с интерактивными листами может включать в себя полный цикл учебных активностей - от погружения ученика в тему, и постановки проблемы до оценивания результатов ученической работы.Чтобы обучение было развивающим, интерактивный «рабочий лист» следует строить с учетом таксономии Блума, где учащийся будет усваивать материал, начиная с запоминания и понимания и заканчивая творческим уровнем (приложение 3). Разнообразие типов интерактивных «рабочих листов» позволяет применять эту технологию на любом предмете.

Ниже приведена типология ИРЛ:

  • использование элементов веб-квеста - проблемных заданий, объединенных общей темой или идеей с элементами ролевой игры и с пошаговым описанием процедур;
  • включение элементов теста, сочетающего открытые и закрытые вопросы;
  • разработку системы заданий на функциональную грамотность чтения при работе со сплошными и несплошными текстами;
  • использование системы упражнений, направленных на развитие умений структурирования и классификации информации, умения отбирать главное и второстепенное, схематизировать и т.д. В основном, это графические листы;
  • конструирование заданий на поиск, отбор, преобразование интерпретацию информации из Интернета.

Обратная связь от учителя в технологии ИРЛ чаще всего имеет вид комментариев на полях уже заполненного рабочего листа, либо развернутого текста с анализом результатов целой группы (включающего примеры и пояснения), предназначенного для сообщества, класса, группы (приложение 4). Дополнительная степень свободы, которая обеспечивается возможностью публикации выполненных рабочих листов в папках общего доступа, - это взаимное оценивание работ самими учащимися. Последнее является непростой организационной задачей и подразумевает наличие определенного уровня культуры у сообщества, уже имеющего опыт работы в совместных документах.

Для создания интерактивных рабочих листов хорошо подходят инструменты, входящие в пакет Google Apps для образования:

  • документы Google – Google Docs
  • таблиы Google spreadsheet
  • рисунки Google drawings

ІII. Опыт и перспективы использования технологии «Интерактивный рабочий лист»

Гении не падают с неба, они должны

иметь возможность образовываться и развиваться.

А.Бебель

Мы уверены, что у каждого педагога в педагогической практике рано или поздно возникает проблема: «Как организовать занятие таким образом, чтобы не просто интересно и увлекательно учащимся материал преподнести, но и обучить детей с разным уровнем учебных способностей?». Как правило, достаточно сложно в рамках одного занятия увлечь детей с низким уровнем познавательной мотивации и вывести 1-2 учеников на олимпиадный уровень, особенно по предмету «Иностранный язык».

Наше знакомство с данной технологией произошло совсем недавно. В рамках Второй международной научно-практической on-line конференции педагогических работников «Новая школа: мой маршрут», проводимой модераторами Intel в сентябре-ноябре 2014г, был реализован небольшой сетевой проект по данной технологии. К сожалению, информации по данной технологии немного, а найти идеальный вариант интерактивного «рабочего листа» вряд ли представляется возможным. Данная технология находится в стадии разработки. Небольшая группа педагогов нашей школы организовали свой проект, где методом «проб и ошибок» мы учились создавать интерактивные «рабочие листы», обсуждая их и совершенствуя путем комментирования в коллективной on-line таблице «Делай как я» (результат работы можно посмотреть, пройдя по ссылке:

https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0AoJGuYZmTyTmdFR4ZlgtX2hpTmRZRV9NMHF3a0s3a2c&usp=drive_web#gid=1.

В рамках регионального методического семинара «Применение интерактивного «рабочего листа» как средство повышения познавательной мотивации учащихся» (г. Нижневартовск, ноябрь 2014г.) было дано три мастер-класса для заместителей директоров, методистов и педагогов школ округа.

        Данная технология применялась на уроках английского языка в начальной школе, а также в 5х, 6х и 7х классах основной школы. Интерактивный рабочий лист мгновенно вызвал интерес у учащихся (примеры ИРЛ в приложении 5).

        На протяжении нескольких уроков мы попробовали применить печатный вариант «рабочих листов» для детей, имеющих повышенный интерес и успеваемость по предмету, несколько расширив и углубив материал урока. Так как есть небольшая трудность использования компьютеров на уроке в кабинете иностранного языка, а также получения открытого доступа к сервисам Google, работу с интерактивными «рабочими листами» мы вынуждены были организовать лишь как домашнюю. Для ознакомления с самой процедурой был проведен небольшой семинар для детей из разных классов, а также подготовлены обучающие материалы и видео. Для современных школьников, уже давно общающихся с компьтером на «ты», работать в этой системе оказалось не только просто, но и привычно. Сейчас мы планируем организовать свое общество одаренных детей, которые будут углублять свои знания по предмету дистанционно, а именно при помощи интерактивных «рабочих листов».

        Для дальнейшей работы с интерактивным листом ученикам было дано задание: создать собственный аккаунт в Google mail, прислать на электронную почту учителю свой логин и получить ссылку на коллективную таблицу, а также задания в виде ИРЛ.

        Коллективная таблица разделена на несколько ячеек с разнообразными «рабочими листами». Каждый ученик мог скопировать рабочий лист на свой Google диск и выполнить задания. После выполнения заданий «рабочего листа» учащиеся открывали доступ к комментированию и редактированию своих работ по ссылке. Далее ссылка заносилась в коллективную таблицу, где учащиеся имели возможность прокомментировать рабочие листы своих товарищей. Правом редактирования обладает только учитель. Такая форма обсуждения выполняет еще и функцию формирующего оценивания.

К сожалению, говорить о высоких результатах применения данной технологии еще рано, однозначно нужно отметить, что она не должна быть исключительной при работе с детьми с признаками одаренности.

Итак, какие положительные моменты использования интерактивных «рабочих листов» мы отметили в своей работе:

  • Нам  удалось раздвинуть рамки учебной программы по предмету путем углубления и расширения изучаемого материала. В первую очередь это касается такого вида речевой деятельности, как чтение. Многие задания по темам (текстам) предлагаются в учебниках только для запоминания или понимания. Мы попытались их вывести как минимум на уровень анализа или оценивания, иногда – творчества (использовалась типология заданий на функциональное чтение [5]. В приложении 6 можно познакомиться с таблицей, где указаны доработанные темы и их процентное соотношение к общему количеству тем.
  • Кроме того, данная технология позволяет более качественно работать над страноведческим материалом, которого в учебниках очень мало, а современная система контроля знаний (контрольные, тестирования, олимпиады, в т.ч. дистанционные, ЕГЭ) включают в себя страноведческие задания. Важно отметить, что сервисы Google позволяют «загружать» для обучения как презентации, так и видео, по которым тоже можно составлять различные задания (приложение 6).
  •  В ходе использования интерактивных рабочих листов, была выявлена небольшая положительная динамика, которая прослеживалась в оценках учащихся. Сравнивая итоговые результаты по 3, 4 четвертям 2014 года и 1четверти 2014 года у учащихся, проявляющих признаки одаренности, можно наблюдать небольшое, но улучшение.
  • На примере участия в школьной олимпиаде на параллели 6х классов по предмету «Иностранный язык» можно проследить существенное изменение. В приложении 7 на диаграмме видно, что увеличилось количество баллов, которые набрали победители и призеры. То есть можно говорить о повышении качества выполнения олимпиадных заданий.

На практике мы, безусловно, смогли и ощутить некоторые недостатки данной технологии:

  • Как мы уже отмечали, главная проблема – это отсутствие доступа к сервисам Google на уроке, а также наличие только одного стационарного компьютера в кабинете, что очень сужает поле применения интерактивных «рабочих листов» и определяет их как только домашнюю работу.
  • Очень сложно организовать работу с интерактивными «рабочими листами» по предмету «Иностранный язык» для отработки навыков по таким видам речевой деятельности, как аудирование и устная речь. Данная технология больше подходит для развития навыков чтения, письменной речи, отработки грамматического и лексического материала. Кроме того, очень эффективна для  проведения научно-исследовательской деятельности как индивидуальной, так и групповой.

В перспективе нам бы хотелось применить данную технологию при работе в научном обществе учащихся, создав для этого небольшой сетевой проект.

IV.Заключение

Организация учебного процесса с учетом требований федерального государственного стандарта предполагает обязательное использование эффективных методик по работе с детьми с признаками одаренности. В арсенале современного учителя, мы уверены, найдется несколько технологий или как минимум приемов, позволяющих выявить и развивать детей, проявивших к предмету повышенную познавательную мотивацию и учебные способности.

Одной из инновационных технологий, используемых для работы с такой категорией детей, является технология «интерактивного рабочего листа». Использование для создания «рабочих листов» облачных сервисов Google добавляет привычному «рабочему листу» качественно новое свойство – интерактивность, что позволяет расширить временные, территориальные и информационные границы процесса обучения. Ребенок может выполнять задания согласно своему индивидуальному маршруту

Основными достоинствами рабочих листов являются:

  • возможность неоднократного копирования, как учеником, так и учителем;
  • комментирование работ с последующим редактированием содержания либо ответов;
  • быстрота замены информации на уже созданном листе;
  • возможность заполнения в домашних условиях (при актированных днях, болезни ребёнка, в качестве дополнительного домашнего задания).

В зависимости от поставленной учебной задачи и способности учителя сконструировать ИРЛ, работа с интерактивными листами может включать в себя полный цикл учебных активностей - от погружения ученика в тему, и постановки проблемы до оценивания результатов ученической работы.Чтобы обучение было развивающим, интерактивный «рабочий лист» следует строить с учетом таксономии Блума, где учащийся будет усваивать материал, начиная с запоминания и понимания и заканчивая творческим уровнем.

Разнообразие типов интерактивных «рабочих листов» позволяет применять эту технологию на любом предмете.

Обратная связь от учителя в технологии ИРЛ чаще всего имеет вид комментариев на полях уже заполненного рабочего листа, либо развернутого текста с анализом результатов целой группы.

Опыт использования данной технологии позволяет говорить о следующих результатах:

  1. учащиеся смогли более детально изучить темы, предложенные в учебнике;
  2. удалось увеличить количество тем по страноведению;
  3. повысилось качество выполнения олимпиадных заданий;
  4. была организована работа во время болезни детей и актированных дней.

Нельзя не отметить и недостатки технологии, обнаружившиеся во время ее апробоции:

  • 1) главная проблема – это отсутствие доступа к сервисам Google на уроке, а также наличие только одного стационарного компьютера в кабинете, что очень сужает поле применения интерактивных «рабочих листов» и определяет их как только домашнюю работу.
  • 2) Очень сложно организовать работу с интерактивными «рабочими листами» по предмету «Иностранный язык» для отработки навыков по таким видам речевой деятельности, как аудирование и устная речь.

Таким образом, данная технология не может быть исключительной при работе одаренными детьми, но, мы уверены, что она имеет право занять достойное место в педагогическом арсенале современного учителя.

Список используемых источников

  1. Юркевич В.С., Одаренный ребенок: иллюзии и реальность, М., «Просвещение», 1996г.
  2. Bloom’s Taxonomy: Prompts for Generating Questions
  3. http://pedagogical_dictionary.academic.ru/
  4. http://pedsovet.su
  5. http://letopisi.org/
  6. http://edugalaxy.intel.ru
  7. http://nsportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение "Технологии обучения на уроках химии и биологии в условиях реализации ФГОС общего образования"

В данной статье рассматриваются современные базовыми педтехнологии, соответствующие  системно-деятельностному  подходу и описан опыт освоения приемов проблемного обучения, уровневой дифферен...

Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования

Использование современных образовательных технологийпри формировании новых образовательных  результатов в условиях реализации ФГОС общего образования...

сценарий мастер-класса "Интерактивный рабочий лист как средство работы с детьми с повышенной учебной мотивацией"

сценарий мастер-класса "Интерактивный рабочий лист как средство работы с детьми с повышенной учебной мотивацией"...

"Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов в условиях реализации ФГОС общего образования".

. В результате изучения теоретического материала и практического опыта педагогов считаю, что в своей практике могу использовать технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Данная ...

муниципальная научно-практическая конференциия «Опыт организации проектной и исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования»

Согласно плану работы Комитета по образованию и молодежной политике на 2019 год в целях обобщения и обмена опытом организации  проектной и исследовательской деятельности в образовательных организ...

Модель управления организацией работы с детьми с признаками одаренности

Представлена структурно-функциональная модель организации работы с детьми с признаками одаренности...