Статья "Патриотическое воспитание в современном образовании и на уроках иностранного языка"
статья

Кузнецова Евгения Юрьевна

Рассматривается проблема патриотического воспитания учащихся. Раскрываются приемы и методы работы и формы проведения занятий на уроках английского языка и во внеурочное время.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание в современном образовании и на уроках иностранного языка

          Автор: Кузнецова Евгения Юрьевна  - Российская Федерация, Нижегородская область, г. Арзамас, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №14», учитель иностранного языка.

         Аннотация: Рассматривается проблема патриотического воспитания учащихся. Раскрываются приемы и методы работы и формы проведения занятий на уроках английского языка и во внеурочное время.

          Ключевые слова: патриотизм, иностранный язык, Родина, культура, традиции и обычаи

          Что же такое патриотизм? По толковому словарю Ожегова С.И.: «Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, своему народу». По мнению русского и советского писателя и общественного деятеля, Толстого А.Н.: «Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше… Это сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание с ней ее счастливых и несчастных дней». Из данных определений вытекает идея о необходимости формирования у учащихся любви к Родине, интереса к  родному слову, языку, литературе и культуре, истории России.

          Воспитание патриота своей Родины всегда является одной  из главных задач государства, а на данном этапе требует разработки определенной программы действий по созданию системы патриотического воспитания детей и подростков в государственных общеобразовательных учреждениях. К сожалению, на данный момент в России наблюдается упадок нравственности, началось резкое снижение ценностей духовной культуры, рушится институт семьи.

          Важную роль в патриотическом становлении человечества играет школа. Школа это учреждение, зарождающее в молодом поколении чувство патриотизма и национального достоинства, гордость за Отечество и за предков, готовящее гражданина и патриота.

          МБОУ «СШ №14» г. Арзамаса ведет значительную работу по патриотическому воспитанию. В школе работают военно-патриотический отряд «Мы - патриоты», есть команда для участия в игре «Зарница», волонтерский отряд «Мы вместе». Также дети участвуют во всероссийских акциях: «Мои воевали», «Бессмертный полк», «Солдатская каша», «Сад Победы», «Окна Победы», «Письмо солдату», «24 кадра Победы», «Окна России». В школе проводятся выставки рисунков «75 лет со Дня Победы в ВОВ», «С Днем России» и семейных фотографий «Под семейным зонтиком», «Я и моя любимая бабушка», «Ветеран в каждой семье».

          В нашей школе работает историко-краеведческий музей (открыт в 2004 г.). Музей ведет работу в двух направлениях и содержит разные экспонаты. Первое и главное направление – «Музей Боевой Славы». Музей также содержит материалы о героях труда, о вкладе в индустрию нашей родины, города. Второе направление в работе музея – «Арзамасская старина», «Волшебный кошелек» и «Техника XXI века».

          Музей и сегодня выступает как хранитель святой памяти и ищет новые горизонты в своей деятельности. Экскурсионная работа строится в разных формах. Регулярно проводятся обзорные экскурсии  по теме   «Наши земляки-участники ВОВ» и др.

          Проводятся праздничные встречи, посвященные Дню защитника Отечества «Мы внуки твои, Победа!» с приглашением ветеранов войны и труда; классные часы: «Поклонимся великим тем годам!», «Дорога победы». Школьники создают проектные и исследовательские работы («Ветераны ВОВ г. Арзамаса и Арзамасского района о войне», «Имена героев ВОВ»).

          Таким образом, создана целая система работы в этом направлении, которая отмечена на городском, районном и областном уровнях.

          Патриотическое воспитание должно быть реализовано не только в дополнительном и внеклассном образовании, но и обязательно в урочной системе. Среди большого количества учебных дисциплин предмет “иностранный язык” занимает особое место. И его своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения учащиеся формируют умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения и получения новой информации.

          Преподавание ИЯ в современной российской школе даёт учителю широкие возможности по воспитанию правовой культуры, высоких нравственных качеств личности, гражданственности, патриотизма. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращённость к изучению обычаев, традиций, быта и, прежде всего, языка другого народа. Любые знания, приобретаемые с помощью ИЯ, будут восприниматься только через знания, сформированные в процессе овладения родной культурой.

          В ходе учебного процесса учащиеся должны иметь возможность не только развивать навыки аудирования, но и знакомиться с реалиями жизни англоязычных стран. Пассивное восприятие обязательно подкрепляется активным участием, дает учащимся возможность развивать свои творческие способности, создавать атмосферу праздника, составлять и проводить интересные конкурсы, соревнования. Конкурсы, с применением методик, используемых для раскрепощения личности, преодоления комплексов, свойственных подростковому возрасту, особенно увлекательны и интересны. Они помогают ребятам почувствовать себя уверенно в новом коллективе.

          Одна из главных задач современного образования – готовность выпускников к решению проблем. Для реализации этой воспитательной задачи используется проектная деятельность. Проектная методика обучения иностранным языкам по УМК В.П. Кузовлева  даёт большие возможности для формирования у учащихся глубокого осознания своей культуры и уважительного и толерантного отношение к другой культуре. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и оценки имевшихся раннее знаний с вновь полученными знаниями о своей стране, о себе самих. Этому способствуют задания под рубриками «In Your Culture» и «All About Me». Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общие и разные черты, что способствует объединению, сближению и формированию доброго отношения к стране, её гражданам, традициям и обычаям.

          Работая по теме «Do you have an example to follow?» в 7 классе, учащиеся  знакомятся с биографиями выдающихся людей стран изучаемого языка и нашей Родины, а затем создают проекты по данной теме. И также при изучении таких тем как «My Family» (5 кл.), «Home Sweet Home» (6 кл.), «Is your country a land of traditions» (8 кл.), «My country in the world» (9 кл.) и др. Культурологический аспект - сравнение национальных культур разных народов.

          По своему опыту, могу сказать, что наибольшей популярностью у детей пользуются интеллектуально-развлекательные мероприятия страноведческой направленности. Например, интеллект-игра «Clever heads», посвящённая Дню Народного Единства, интеллектуально-познавательная игра «What? Where? When?» на тему русские, английские и американские праздники, образовательно-развлекательная игра «Who wants to be a millionaire?», посвященная 220-летию А.С. Пушкина, различного рода квесты с заданиями о культуре родной страны и стран изучаемого языка.

          Ученики старших классов в большей степени любят принимать участие в уроках-конференциях и уроках-диспутах, посвящённых какой-либо актуальной проблеме. Например, тема «Is it easy to be young?» формирует у детей понимание каковы подростки, какие у них плюсы и минусы, какие проблемы их ожидают, что замечательного происходит в их жизни в родной стране и во всем мире в целом.

          В канун 75-летия Великой Победы, учащиеся с большим интересом восприняли «Victory Lesson»  на английском языке, так как хорошо знакомая им информация выражается средствами иностранного языка и привносит в урок нотку новизны. Более того, демонстрация советских военных песен на английском языке также не оставила учащихся равнодушными и заставила гордиться культурным наследием родной страны.

          Таким образом, формирование разносторонне развитой поликультурной личности, чувства патриотизма и национального достоинства возможно при системном освоении национальной культуры через урочные и внеурочные формы работы с учащимися. По окончании школы учителя хотели бы видеть своих воспитанников готовыми решать любые жизненные проблемы, стремящимися к саморазвитию и самосовершенствованию, людьми, желающими и способными достичь высоких результатов в своей профессиональной деятельности.

Библиография

1. Пелеванюк Е.Н. Воспитание патриотизма на уроках английского языка // Эксперимент и инновации в школе . - 2015. - № 2 . - С. 17-18.

Интернет-ресурсы

1. https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-patriotizma-na-urokah-angliyskogo-yazyka/viewer

2. https://www.1urok.ru/categories/2/articles/20487


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных инновационных технологий на уроках иностранного языка.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  СОВРЕМЕННЫХ  ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА....

Современные подходы к анализу урока иностранного языка

Работа содержит подробное описание слвременных подходов к анализу урока инстранного языка, описывает виды анализов урока....

Современные технологии обучения на уроке иностранного языка

Специфика современного подхода к организации системы образования во многих странах мира обусловлена своеобразием развития информационного общества, общества высоких технологий. Умение работать с инфор...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

СТАТЬЯ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА....

Использование современных инновационных технологий на уроках иностранного языка

Использование современных инновационных технологий на уроках иностранного языка...

Решение задач патриотического воспитания в современном образовании и на уроках иностранного языка.

Решение задач патриотического воспитания в современном образовании и на уроках иностранного языка....

Решение задач патриотического воспитания в современном образовании и на уроках иностранного языка.

Проблема общего среднего и профессионального образования была выделена в число приоритетных направлений для таких мировых организаций мирового сообщества, камеждународная комиссия ЮНЕСКО по образовани...