Развитие критического мышления в рамках метапредметного подхода на уроках иностранного языка.
статья по английскому языку

Метапредметный подход в образовании был разработан для того, чтобы решить проблему оторванности друг от друга разных учебных предметов. Возникает вопрос, как учащийся будет связывать для себя систему понятий «нашего» учебного предмета с системой понятий другого. Учебные умения учеников помогают развить мыслительные способности, необходимые для поиска решения проблемы, принятия решения, т.е. развивать способность критического мышления. Соответственно, задания, которые получает ученик на уроке иностранного языка, должны быть направлены на такое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kriticheskogo_myshleniya-publ.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие критического мышления в рамках метапредметного подхода на уроках иностранного языка.

Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Отпуская ученика в соседний класс на урок, мы, как правило, имеем слабое представление о том, как там дальше будет проходить его развитие: развитие мышления, развитие воображения, развитие способности самоопределения, и т.д. Мы не знаем, как учащийся будет связывать для себя систему понятий «нашего» учебного предмета с системой понятий другого.

Основные учебные умения учеников помогают развить мыслительные способности более высокого порядка, необходимые для поиска решения проблемы, принятия решения, т.е. развивают способность критического мышления. Соответственно, задания, которые получает ученик на уроке иностранного языка, должны быть направлены на такое развитие.

Так, например, упражнение, где дети должны сосчитать фигуры, из которых состоит нарисованный самолет, требует от них сфокусировать внимание, узнать геометрические формы, сосчитать их и сообщить ответ. Такое упражнение гораздо предпочтительнее упражнения, где учитель просто показывает 3 предмета и просит их сосчитать.

У такого рода занятий есть конкретная лингвистическая цель – повторить лексику, например. Но если работать над развитием мыслительных способностей детей регулярно, такое развитие увеличивает когнитивные ресурсы, в целом способствующие изучению языка.

Критическое мышление, также как, например, принятие решения, является мыслительной деятельностью «высшего порядка». Она не отличается кардинально от базовых мыслительных навыков, но представляет собой их специфическую комбинацию.

Как это часто случается, решение задач из реальной жизни требует целой комбинации различных мыслительных навыков. Чтобы решить проблему, мы сначала должны определить ее проявления. Мы должны сфокусироваться на наших чувствах, чтобы проанализировать, что мы видим, слышим и чувствуем. Нам следует понять, каких результатов мы хотим достичь. Нам требуется проявить креативность, чтобы посмотреть на проблему с разных сторон и выработать стратегию решения проблемы. Кроме того, нам могут понадобиться альтернативные стратегии, если выбранная нами изначально окажется неверной.

Когда ребенок привыкает систематически использовать свои мысли подобным образом, он получает положительный опыт обучения и начинает испытывать радость от решения более сложных задач по мере того, как его уверенность в своих силах будет расти.

Примером задание на развитие навыка критического мышления может служить задание “How to live a healthy life”. Ученики получают упражнение, которое содержит картинки, представляющие различные виды занятий человека. Из задания ученики узнают, что надо делать, чтобы вести здоровый образ жизни. Затем они отвечают на вопросы, какие занятия они считают здоровыми, а какие - нет. Есть различные точки зрения, так что ученики должны подумать над ответом. (Например, просмотр телевизора не является сам по себе ни полезным, ни вредным занятием. Вопрос в количестве времени, которое посвящается этому занятию.) Ученики отвечают на вопрос, сколько времени они проводят за тем или иным занятием. Это требует навыков рефлексии, анализа и оценки. В заключение, они делают диаграмму времени, потраченного на различные занятия, и презентуют ее классу, тренируя таким образом коммуникативные навыки и навыки презентации, которые будут востребованы в дальнейшей учебе в разных дисциплинах.

Обучение иностранному языку не связано только с изучением слов и грамматики. Это комплексный процесс, который, если осуществляется правильно, ведет к развитию мыслительных способностей. Поэтому так важно сфокусироваться на обучении социальным навыкам. Учителя на уроках должны предлагать детям такой материал, который дает им возможность понять правильность того или иного выбора (помощь людям, уважение к людям другой культуры, умение внимательно слушать). Материал должен быть связан с реальной жизнью, развивать и мотивировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы.

Это универсальная, проникающая, "надпредметная" технология. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, гру...

Реализация основных стратегий технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке английского языка

Статья, отражающая описанние, реализацию основных стратегий технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке английского языка, результаты применения....

Мастер-класс "Применение технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках английского языка

Обобщение и трансляция личного педагогического опыта. Характеристика технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Описание основных приёмов, которые будут демонстрироваться. Имит...

Использование приемов технологии Развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо любым учителем-предметником. Технология универсальная и очень интересная. Защищалась по ней на 1 категорию....

Использование технологии развития критического мышления для саморазвития интеллекта учащихся на уроках английского языка в основной школе.

Опыт основан на идеях технологии критического мышления, использование которой позволяет учителю формировать у учащихся умения ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передав...