Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы
презентация к уроку по теме

Презентация.Развитие критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rkm.rar21.92 КБ

Подписи к слайдам:

Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы Критическое мышление – это... – способность ставить новые, полные смысла вопросы;– вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы;– принимать независимые продуманные решения. Развитие критического мышления направлено на достижение учениками следующих навыков и умений: работать с постоянно обновляющимся информационным потоком в различных областях знаний;вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;выражать свои мысли ( устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;способность самостоятельно заниматься своим обучением;участвовать в совместном принятии решения;выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;умение сотрудничать и работать в группе и др. Роль учителя в развитии критического мышления: направляет усилия учеников в определённое русло;сталкивает различные суждения;создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы; подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих. 1 стадия
2 стадия
3 стадия
Вызов
Осмысление
Рефлексия
Актуализация имеющихся знаний.
Получение новой информации, осмысление её.
Целостное осмысление, обобщение полученной информации.
Пробуждение интереса к получению информации.
Соотнесение с уже имеющимися знаниями.
Размышление, рождение нового знания.
Постановка учеником собственных целей обучения.
Корректировка учеником поставленных целей обучения.
Формирование у учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Базовая модель РКМЧП Деятельность учителя направлена:- на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу;
Ученик:- «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения);
Приёмы и методы работы:Составление списка «известной информации»: рассказ-предположение по ключевым словам;
- на активизацию их деятельности;
- систематизирует информацию до изучения нового материала;
систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
- на мотивацию к дальнейшей работе.
- задает вопросы, на которые хочет получить ответы.
верные и неверные утверждения и т.д.
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается.
Технология РКМЧППервая стадия – Вызов Пример: Чередование гласных в корне слова.
Чередованиев корне
кас-кос
коснулся
лаг-лож
гар-гор
изложение
загорать
загар
излагать
касается
Кластер – это... выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди, пучка, созвездия. Деятельность учителя направлена:- на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией;
Ученик:- читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения;
Приёмы и методы работы:- маркировка с использованием значков (инсерт);
- на постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»;
делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.
- ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
Осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа).
Технология РКМЧПВторая стадия – Смысловая Инсерт – это... маркировка текста на полях значками по мере его чтения, делает зримым процесс накопления информации.Значки: «V» – уже знал«+» – новое«-» – думал иначе«?» – не понял, есть вопросы. Учителю следует:- вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, внести изменения, дополнения;
Учащиеся:- соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания.
Приёмы и методы:- заполнение кластеров,таблиц; установлениепричинно-следственныхсвязей между блокамиинформации;
- дать задания на основе изученной информации.
- систематизируют новую информацию;
- возврат к ключевым словам; ответы на поставленные вопросы.
- выражают новые идеи и информацию собственными словами.
- написание творческих работ.
Осуществляется анализ, творческая переработка полученной информации.
Технология РКМЧПТретья стадия – Рефлексия Прием «Чтение с остановками». Примерные вопросы.По названию предположите, о чем будет рассказ?Какие события могут произойти в описанной обстановке?Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его?Что будет с героем после событий рассказа? уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
Выпускник школы XXI века должен: Технология развития критического мышления помогает формировать в детях: самостоятельность, коммуникабельность, толерантность,мобильность,умение адаптироваться к сложившейся ситуации, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности,самореализоваться и социализироваться в современном мире. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.Л.Н.Толстой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы.

Это универсальная, проникающая, "надпредметная" технология. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, гру...

Использование приемов технологии Развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо любым учителем-предметником. Технология универсальная и очень интересная. Защищалась по ней на 1 категорию....

Приемы Технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

В материале кратко описаны некоторые приемы ТРКМЧП. Выступление сопровождается презентацией, представлющей примеры использования приемов данной технологии на уроках....

Работа с текстом с использованием элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы

Актуальность выбранной темы мы видим в том, что технология «Чтение и письмо для развития критического мышления»  позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных ...

«Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в 5 классе»

В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, развитие которой и является целью образования. Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, педаго...

Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

Развитие критического мышления поможет подготовить школьников к выпускным экзаменам, научит работать  с различными текстами, ориентироваться в огромном потоке информации....


 

Комментарии