Творческая группа учителей «Работа с отстающими и слабоуспевающими детьми»
учебно-методический материал по английскому языку

     Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_gruppa_rabota_s_otstayushchimi_detmi.docx61.49 КБ

Предварительный просмотр:

       МБОУ «Хоринская средняя школа №1 им. Д.Ж. Жанаева»

Творческая группа учителей

«Работа с отстающими и слабоуспевающими детьми»

     

                           

  Руководитель группы:

 Бадмацыренова Жаргалма Дашиевна

                                                    учитель английского языка,

                                    высшей категории

с. Хоринск, 2018

        

        План работы творческой группы

                 « Организация обучения с отстающими и слабоуспевающими детьми»

на 2019 год

Пояснительная записка

     Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении.

Преодоление неуспеваемости встаёт важнейшей задачей школы. Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения - цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года.                                                                       

Для преодоления неуспеваемости  необходимо создать условия для успешного обучения слабоуспевающих учащихся через:

 а)комфортный психологический климат в ученическом коллективе;
б)соблюдения основных принципов педагогики сотрудничества (развивающее,  дифференцированное обучение, индивидуальный подход, ориентация на успех).

     Деятельность творческой группы предназначена для решения проблемы обучения отстающих и слабоуспевающих детей  на уроке и во внеурочное время.

Цель работы:   принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся и формирование у учащихся общих и специфических умственных действий в ходе систематической работы по предмету.

Задачи:

      - создание системы поурочной работы, дополнительного образования учащихся;

      - развитие групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности;

      - формирование глубокого, устойчивого интереса к предмету;

      - разработать индивидуальные образовательные программы по предметам для    данной    группы учащихся                  

       - активизация слабых учащихся.        

       - разработать мониторинг качества знаний неуспевающих детей

      - повысить ответственность родителей за обучение детей в соответствии с

        Федеральным законом «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012г. №273 – ФЗ)

 Ожидаемые результаты:

  1. Разработать индивидуальные образовательные программы по предметам для данной  группы учащихся  и методику мониторинга качества знаний.
  2. Создать условия получения качественного  и доступного обучения слабоуспевающих детей.
  3. Повысить уровень профессиональной компетентности учителей в работе со слабоуспевающими и неуспевающими детьми.
  4. Собрать банк методов и приемов обучения неуспевающих и слабоуспевающих детей.                

Состав творческой группы

ФИО учителя

Предмет и должность

1

Аранзаева Светлана

математика

2

Бадмаева Татьяна Владимировна

английский язык, зам. по УР

3

Бадмацыренова Жаргалма Дашиевна

английский язык, рук. МО

4

Батуева Любовь Цыреновна

бурятский язык

5

Гынденова Любовь Юрьевна

бурятский язык

5

Дансарунова Марина Николаевна

начальные классы

6

Краснопеев Дмитрий Викторович

история, ОБЖ

7

Намдакова Оюна Булатовна

начальные классы

8

Пластинина Ольга Ивановна

начальные классы

9

Полхосова Галина Намжиловна

английский язык

10

Рассадина Татьяна Викторовна

история

11

Ситникова Светлана Витальевна

английский язык, зам. по НР

12

Хагоева Ирина Викторовна

английский язык

13

Халтанова Ольга Цыреновна

английский язык

14

Чойбсонова Сэсэг Гуржаповна

английский язык

15

Шагдонова Валентина Ивановна

начальные классы

16

Эпов Вячеслав Сергеевич

начальные классы

17

Яковлева Ольга Александровна

русский язык и литература

План работы

Расписание занятий творческой группы

Название занятий

Сроки

Тема

Содержание

1.Информационно – мотивационное

I неделя октября

2018 года

Ознакомление с программой деятельности всех сторон учебного процесса для решения проблемы

Анкетирование, целеполагание. Ознакомление с причиной и характером проявления неуспеваемости, составление программ деятельности учителя со слабоуспевающими  и его родителями, программа деятельности ученика, программа деятельности родителей, школьного психолога, администрации школы.

Анкетирование учащихся.

2.Подготовительное

II неделя ноября

2018 года

Теоретические основы работы со слабоуспевающими,  отстающими (неуспевающими) детьми). Составление программ работы по предметам

Ознакомление с разными типами неуспевающих учеников, методикой работы с данными учащимися и представление программ

3.Основное

IV  неделя февраля

2019года

Апробация программ. Представление 1 раздела своей программы и его результативность.

Работа в творческих группах, обсуждение программ, корректировка, выявление сильных сторон и демонстрация результативности

4 Открытые уроки

Апрель III неделя

Открытые уроки

4.Обобщающее

IV неделя мая

2019 года

Подведение итогов творческой группы

Выступление на педсовете

Работа с отстающими и неуспевающими учащимися

1 занятие

Программа деятельности всех сторон учебного процесса для решения проблемы неуспеваемости учащихся

  Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Происходящие социально – экономические изменения в жизни  нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости.

   Что такое неуспеваемость? Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением.

   Отставание – это невыполнение требований, которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рампой для определения успеваемости. Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. Задача состоит в том, чтобы не допустить переплетения отдельных отставаний и устранить их. Это и есть предупреждение неуспеваемости.

  Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Известные психологи выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние. К внешним причинам можно отнести в первую очередь социальные, т.е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность образовательной системы. К числу внешних причин следует отнести и несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях. К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта. Учебный материал должен быть посильным для большинства учащихся. К внутренним причинам также следует отнести и отсутствие мотивации учения, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. Об этом писал К.Д. Ушинский: «Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т.к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли». И поэтому одним из основных направлений ликвидации неуспеваемости в школе является принятие комплексных мер через: внеурочную деятельность, работы с родителями, работы учителя предметника на уроке, работы школьного психолога, администрации школы, воспитательной работы в школе.

   Каждая из этих сторон должны иметь свою программу по данной проблеме.

Программа деятельности учителя предметника со слабоуспевающими учащимся и его родителями.

  1. Провести в начале года диагностику в начале года с целью выявления обученности

учащегося

  1. Использовать на уроках различные виды опроса для объективности результата.
  2. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти.
  3. Комментировать оценку ученика.
  4. Учитель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выставленные в ходе контрольных работ.
  5. Учитель – предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий учащийся должен освоить тему.
  6. Учитель предметник обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости.
  7. Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке.
  8. При отсутствии положительного результата учитель докладывает администрации школы о низкой успеваемости учащегося.

Программа деятельности классного руководителя

  1. Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости через индивидуальные беседы, анкетирование учащихся, родителей, собеседование.
  2. В случае, если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, классный руководитель должен выявить причины пропуска (уважительная, неуважительная)
  3. В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания или недостаточной работы на уроке классный руководитель обязан провести профилактическую работу с родителями ученика, обращаясь к психологу.
  4. В случае указания учащимся завышение домашнего задания классный руководитель обязан обсудить вопрос с учителем предметником или обратиться к директору, заместителю директора по УВР, чтобы проверить соответствие объема домашнего задания соответствующим нормам.
  5. В случае отсутствия положительного результата классный руководитель сообщает о данном учащемся администрации школы.
  6. Для определения путей формирования учебной мотивации полезно будет изучить отношение учащихся к предмету.

Программа деятельности ученика

  1. Ученик  обязан выполнять домашнее задание, своевременно представлять учителю на проверку письменные задания.
  2. Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке.
  3. Ученик, пропустивший занятия ( по уважительной и без уважительной причины) обязан самостоятельно изучить материал, но в случае затруднения ученик может обратиться к учителю за консультацией.

     Программа деятельности родителей.

  1. Родители обязаны явиться в школу по требованию педагога или классного руководителя.
  2. Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учеником и его посещение ОУ.
  3. Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем предметником.
  4. Родители имеют право посещать занятия, по которым учащийся имеет низкий результат.
  5. Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, психологу, администрации ОУ.
  6. В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются материалы на ученика и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям.

    Программа деятельности школьного психолога

  1. Работу школьного психолога следует проводить поэтапно:

А. 1- й этап – сбор предварительных данных об ученике ( наблюдение за поведением на уроке и во внеурочной деятельности);

Б. 2 – й этап – диагностика;

В. 3-й этап – сопоставление полученных данных и определение возможных причин школьной неуспешности;

Г. 4-й этап выбор средств для совершенствования учебной деятельности.

     

     Программа деятельности администрации школы

  1. Администрация школы организует работу малого педсовета.
  2. Контролирует деятельность всех звеньев учебного процесса по работе со слабоуспевающими учащимися.
  3. Администрация школы составляет аналитическую справку по итогам года о работе педагогического коллектива со слабоуспевающими.

                                                                                           Приложение №1

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 
Изучение отношения учащихся к учебным предметам

Дорогой ученик! Заполни, пожалуйста, таблицу. Напротив записанного учебного предмета укажи причину, почему изучение этого предмета для тебя необходимо (I часть таблицы) или интересно (II часть таблицы). Заполнять таблицу нужно, используя предложенные варианты ответов.

I. Необходимые предметы

II. Интересные предметы

I. Варианты ответов на вопрос “Необходимые предметы”:

  1. Знание этого предмета необходимо для развития экономики страны.
  2. Эта наука бурно развивается в настоящее время и играет большую роль в жизни общества.
  3. Этот предмет пригодится для поступления в колледж, вуз, он будет необходим в будущей профессии.
  4. Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни.
  5. Этот предмет учит разбираться в жизни.
  6. Этот предмет считают значимым мои родители. 
  7. Этот предмет развивает интеллект, расширяет кругозор.
  8. Этот предмет будет в итоговом тестировании.

II. Варианты ответов на вопрос “Интересные предметы”:

  1. Интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях. 
  2. Интересно узнавать о жизни людей и их деятельности.
  3. Интересно выяснять причины событий.
  4. Интересно слушать объяснения учителя по этому предмету. 
  5. Интересно на уроках и дома решать задачи, выполнять упражнения, практические работы, заполнять таблицы, карты, схемы.
  6. Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом.
  7. Интересно находить объяснение явлению, ставить проблему и разрешать ее, проводить исследование.
  8. Интересно, так как учитель преподает необычно и этим привлекает учеников. 
  9. Интересно, так как этот предмет дается мне легко.                                                                 

10.  Этот предмет связан с другими предметами, которые входят в круг моих интересов.                                                                                                                                   11.  Интересно, так как по этому предмету легко получить отметку.

12. Интересно, потому что этот предмет мобилизует волю и заставляет сосредоточенно мыслить.

 

 

 

                                                                                                            Приложение 2

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 
Определение доминирующих мотивов учения

Дорогой ученик! Для работы по преодолению неуспешности в обучении учителю необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы твоего обучения.

Поставь, пожалуйста, напротив наименования мотива указанный балл.

  1. Понимаю, что ученик должен учиться хорошо
  2. Хочу закончить школу и учиться дальше 
  3. Понимаю, что знания мне нужны для будущего
  4. Хочу быть культурным и развитым человеком 
  5. Хочу получать хорошие отметки
  6. Хочу получать одобрение родителей
  7. Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне
  8. Хочу быть лучшим учеником в классе
  9. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех                                                             

10. Хочу занять достойное место среди лучших в классе                                                                                                                                        111. Мне нравится учиться

12.  Люблю узнавать новое

      13.  Нравятся необычные и нестандартные уроки учителей                                                  

      14.  Мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности                                   

      15.  Люблю уроки, на которых можно рассуждать

      16.  Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи  

Мотивы обучения:

  • мотив долга и ответственности – № 1;
  • мотивы самоопределения и самосовершенствования – № 2–4;
  • мотивы собственного благополучия – № 5–7;
  • мотивы престижности – № 8–10;
  • мотивы содержания учебной деятельности – № 11–13;
  • мотивы отношения к процессу учения – № 14–16.

                                                                                                     Приложение 3

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 
Определение мотивации к предметам

Дорогой ученик! Отметь, пожалуйста, в таблице мотив к изучению преподаваемых  
в школе предметов.                                                                                                                          

  • Информатика
  • Астрономия
  • Экология
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Черчение
  • Экономика
  • Обществознание
  • Математика Мотивы:
  • Интересное содержание предмета 
  • Интересное преподавание
  • Предмет имеет практическое значение
  • Уважаю учителя                                                                                                                         
  • Хотел бы получать дополнительные знания

                                                                                                     Приложение 4

 

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

 

                                  «Определение школьной успешности ученика»

                                         ( с точки зрения ученика и учителя).

1. Степень работоспособности на уроке: ( подчеркните нужную цифру).

                        1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. Внимание на уроке: постоянно высокое, переменно высокое, часто отвлекается

                           не может сконцентрировать внимание.

3.Задания на уроке выполняет:  в полном объеме, по желанию, когда задания интересные,

   когда задания легкие, когда задания понятные, когда задания оригинальные и требуют творческого подхода, частично, изредка.

      4.Внимательно слушает объяснения учителя.

5        Задает интересные вопросы.

6        В письменных и устных текстах высказывает оригинальные суждения.

7        С удовольствием выполняет творческие задания.

8        Посещает предметный факультатив

10.. Понимает предмет: глубоко, поверхностно, частично, плохо.

11. В микрогрупповой работе: играет роль лидера, пассивен, активно участвует в обсуждениях

12. С удовольствием: отвечает у доски, выполняет творческие задания. Выполняет письменные работы.

13. Считает, что знает предмет: глубоко, нормально, недостаточно.

14. Нравится получать по предмету высокие отметки.

15. Переживает , если учитель недоволен моими школьными успехами.

16. Нуждаюсь, в специальной помощи учителя, поскольку не успеваю за темпом изучения материала.

17. Я могу выполнить задания: любой сложности, достаточно сложные, задания средней сложности, просты задания.

18. Я люблю решать учебные задания и выполнять их: Самостоятельно, с помощью родителей, с помощью учителя, совместно с ребятами из класса.

19. Поведение на уроках: дисциплинирован, редкие нарушения дисциплины. Ученику доставляет удовольствие выводить учителя из равновесия, ученик ведет себя вызывающе, грубит на уроках.

20.С удовольствием помогает учителю в качестве ассистента. Помощника.

21. Любит советоваться с учителем по разным жизненным и проблемным вопросам

                                                                                            Приложение №5

Формирование положительного отношения к учению у неуспевающих школьников можно распределить на этапы

Формируемые отношения

Этапы формирования положительного отношения к учению

1-й этап

2 –й этап

3-й этап

К содержанию учебного материала

Наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимости

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого

Существенный, важный непривлекательный материал

К процессу учения (усвоения знаний)

Действует учитель – ученик только воспринимает

Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса

К себе, своим силам

Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий

Поощрение успехов в работе, требующей некоторых усилий

Поощрение успехов в работе, требующей значительных усилий

К учителю (коллективу)

Подчеркнутая объективность, нейтралитет

Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие

Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.

                                                                                                 Приложение №6

Оказание своевременной помощи неуспевающему ученику на определенном этапе урока

Этапы

Виды помощи в учении

Контроль подготовленности учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

Изложение нового материала

Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

         

Самостоятельная работа учащихся на работе

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления

Организация самостоятельной работы вне класса

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

                                                                                                              Приложение №7

Методические рекомендации для учителей по предупреждению и преодолению неуспеваемости учащихся

I половина дня

При опросе

Создаётся ли атмосфера доброжелательности в классе? Разрешается ли уч-ся перед ответом у доски пользоваться пособиями? Дается ли план ответа, разрешается ли пользоваться планом, составленным дома? Концентрируется ли внимание на главных вопросах темы? Обращается ли внимание на типичные ошибки уч-ся? Подбадривается ли уч-ся при ответе создаётся ли ситуация успеха?

При объяснении нового материала

Доступен ли темп изложения для слабоуспевающих уч-ся? Акцентируется ли внимание на главных моментах новой темы? Выясняет ли учитель степень понимания материала слабоуспевающими уч-ся, стимулирует ли внимание уч-ся вопросами? Используются ли средства возбуждающие интерес к теме, ТСО, наглядность, сравнения… Вовлекаются ли уч-ся в беседу?

В ходе упражнений

Удачно ли подбираются упражнения для самостоятельной работы? Оказывается ли оперативная помощь слабоуспевающим уч-ся в ходе самостоятельной работы? Учитывается ли темп работы уч-ся? Приучаются ли ученики осуществлять самоконтроль в ходе самостоятельной работы?

При выдаче д/з

Насколько оптимален объём д/з? Скоординировано ли домашнее задание с другими учителями (уроками)? Включает ли д/з работу над ошибками? Осуществляет ли учитель инструктаж о заполнении д/з, предупреждает ли о возможных затруднениях? Подбираются ли индивидуальные задания для слабоуспевающих учеников?

II половина дня

- Индивидуально – групповые работы

- Индивидуальные консультации учащихся, родителей

                                                                          Приложение №8

Профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Акценты в обучении

Контроль подготовленности учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания

Изложение нового материала

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах

и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль

Организация самостоятельной работы вне класса

Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников

        Работа с отстающими и неуспевающими учащимися

2 занятие

Теоретические основы работы со слабоуспевающими,  неуспевающими детьми. Составление программ работы по предметам

    Как путь проникновения в сущность неуспеваемости можно рассматривать и выявление типов неуспевающих школьников. В основу типологии неуспевающих школьников многие авторы кладут изложенные ими причины неуспеваемости. В частности, Л.С. Славин выделяет типы неуспевающих по доминирующей причине. Одну группу неуспевающих составляют те учащиеся, у которых отсутствуют действенные мотивы обучения, другую – дети со слабым способностями к учению, третью – с неправильно сформировавшимися навыками учебного труда и не умеющие трудиться. Тот же метод используют А.А. Бударный, Ю.К. Бабанский и некоторые другие авторы.

   Психологическую типологию неуспеваемости дает Н.И. Мурачковский: за основу в данном случае взят характер взаимоотношений наиболее существенных сторон личности школьников.

   Деление неуспевающих школьников на типы можно осуществить в зависимости от характера соотношения двух основных групп свойств личности школьников:

     - особенности мыслительной деятельности, связанные с обучаемостью;

     - направленность личности школьника, определяющая его отношение к учению.

На этой основе выделено три типа неуспевающих школьников:

    - неуспевающие учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной  

      деятельности при положительном отношении к учению и сохранении позиции

      школьника;

    - учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности

      при отрицательном отношении к учению и частичной или полной утрате позиции

      школьника;

    - неуспевающие, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности

      при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника,

      проявляющееся в стремлении оставить школу.

   Первый тип неуспевающих школьников. Для всех школьников этого типа характерна низкая обучаемость, связанная со сниженным уровнем мыслительных операций. Слабое развитие процесса мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и конкретизации) вызывает серьезные трудности  в усвоении учебного материала. При таком подходе учащиеся вообще избегают умственной работы, в результате задержка умственного развития и не формируются навыки учебной работы. Неуспех в учебе т неумение работать вместе с классом не является для них источником морального конфликта, так как в силу ограниченности своих познавательных возможностей свое отставание они правильно видят в неспособности усваивать отдельные предметы наравне со всеми. Поэтому школьники такого типа охотно принимают помощь учителей и одноклассников.

    Второй тип неуспевающих школьников. Учащиеся этого типа в школу приходят с хорошей интеллектуальной подготовкой, с желанием учиться. Однако на качестве их учебной работы прежде всего отражается то, что они привыкли заниматься только тем, что им нравится при отсутствии более широкой и устойчивой мотивации в учебном труде эти ученики избегают активной умственной работы по предметам, усвоении которых требует систематического и напряженного труда, задания по устным предметам усваивают поверхностно.У школьников такого типа  неуспех в учении неизбежно ведет к моральному конфликту. Моральный конфликт обнаруживается у них на раннем этапе обучения и не только определяет отрицательное отношение к учению, но и ведет к отрыву от классного коллектива.

     Третий тип неуспевающих школьников. Для этого типа характерна низкая обучаемость. Слабое развитие мыслительных процессов вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала. При выполнении учебных задач у этих школьников отсутствует критичность; манипулируя цифрами, они легко приходят к абсурду. Причем полученные результаты не пытаются сравнивать с результатами других школьников. Выполнение работы подобным образом свидетельствует не только о трудностях в усвоении и неумении работать, но и о беспечном отношении к учению. У этих школьников отчетливо проявляется узость мышления. Совокупность этих качеств определяет отрицательное отношение к знаниям, к школе, учителям, а также стремление оставить школу. Более частные характеристики учебного труда учащихся даны в работе Р.Л. Гинзбург. Автор имеет в виду разные уровни усвоения учащимися учебного материала. Внимание исследователей сосредоточено на сформировавшейся, фиксированной неуспеваемости, и главной целью выступает изучение ее причин.

 Причины, вызывающие школьную неуспеваемость:

     - Пропуск уроков.

     - Недостаточная работа дома.

     - Слабые способности

     - Нежелание учить предмет

     - Недостаточная работа на уроке.

     - Необъективность выставления оценок на уроке.

     - Предвзятое отношение учителя на уроке.

     - Большой объем домашнего задания.

     - Недостаточное внимание учителя.

     - Высокий уровень сложности материала.

     - Другие причины.

Ключевые моменты в организации учебного процесса со слабоуспевающими детьми

  1. Организовать индивидуально – групповую работу;
  2. Применять дифференцированные тренировочные задания;
  3. Применять «Карточки помощи», «Памятка для учащихся»;
  4. Дать примерный план ответа;
  5. Задавать наводящие вопросы;
  6. Применять индивидуально – групповые задания в виде запрограммированных карточек;
  7. Необходимо создать ситуацию успеха: слабому – выполнить посильный объем работы;
  8. Разнообразить жанры урока;
  9. Применить технологию «полного усвоения».  В зависимости от интеллектуальных способностей разным ученикам требуется разное время для овладения одним и тем же материалом.

   Виды работ со слабоуспевающими учениками:

  - карточки для индивидуальной работы;

  - заданием с выбором ответа;

  - деформированные задания

  - «разрезные теоремы»

  - перфокарты

  - карточки – тренажеры;

  - карточки информаторы;

  - карточки с образцами решения

  - карточки конспекты

Правила работы со слабоуспевающими учениками

1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

4. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.

6. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.

7. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.

8. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

Памятка «Психотерапия неуспеваемости»

1. Правило первое: «Не бей лежачего». Двойка - достаточное наказание, и не стоит наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и от вас он ждет спокойной помощи, а не новых попреков.

2. Правило второе: «Не более одного недостатка в минуту». Чтобы избавить ребенка от недостатков, замечайте не более одного недостатка в минуту. Знайте меру. Иначе ребенок просто «отключится», перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствителен к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь и говорите только о нем. Остальное же будет преодолено позже, либо просто окажется несущественным.

3. Правило третье: «За двумя зайцами погонишься…» Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие. Если вас обоих беспокоит прежде всего скорость чтения, не требуйте от ребенка одновременно выразительности и пересказа.

4. Правило четвертое: «Хвалить исполнителя, критиковать исполнение». Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за такие качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться. Но при такой персональной похвале критика должна быть как можно более безличной: «такие задачи надо решать не в одно действие, а в два». Эта форма отрицательных оценок стимулирует исправление ошибок, но не сказывается отрицательно на отношении ребенка к знаниям, его вере в успех.

5. Правило пятое: «Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами». Не надо сравнивать достижения ребенка с государственными нормами оценивания или успехами соседа по парте. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальный успех, победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

6. Правило шестое: «Не скупитесь на похвалу». Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь взрослые упрёки: «Не сделал, не старался, не учил» порождают эхо: « Не хочу, не могу, не буду!»

7. Правило седьмое: «Техника оценочной безопасности». Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзий полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и хочу знать».

8. Правило восьмое: «Ставьте перед ребенком предельно конкретные и реальные цели». Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.

9. Правило девятое: «Ребенок должен быть не объектом, а соучастником оценки».

Ребенка следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценивать является необходимым компонентом умения учиться – главным средством преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с дифференциации. Самооценка ребенка, воспитанного на принципах безболезненного (дифференцированного) оценивания, сделает его относительно защищенным от сурового несовершенства школьной отметочной системы. Отдельной отметки заслуживает красота, скорость выполнения, ошибки на «невнимание» и ошибки «на правила», и то, что ребенок сел за уроки вовремя и без напоминаний.

10. Правило десятое: «Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках». Очень важно, чтобы оценка выражалась не только в словах, но была материализована в каких-либо зримых знаках. Для этого используйте графики, таблицы, линеечки и т. п., которые помогут наглядно сравнить вчерашние и сегодняшние достижения ребенка.

Анализ работы творческой группы учителей

 «Работа с отстающими и слабоуспевающими детьми в области чтения»

  В 2019-2020 учебном году данная творческая группа ставила перед собой следующую цель : формировать у учащихся приемов общих и специфических умственных действий в ходе кропотливой, систематической работы по чтению вслух и про себя по предметам.

Отсюда вытекали следующие задачи:

создание системы поурочной работы, дополнительного образования учащихся по чтению;

развитие групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности;

удовлетворение потребности в новой информации при помощи чтения;

формирование глубокого, устойчивого интереса к чтению;

Цель обучения чтению по иностранному языку. Научиться читать вслух небольшие тексты, построенные на знакомом материале, понимать содержание несложных текстов, извлекать из них запрашиваемую информацию.

Ожидаемые результаты:

1. Разработать индивидуальные образовательные программы и методику мониторинга качества знаний по чтению у отстающих детей

2. Создать условия для ускоренной и эффективной работы по чтению с отстающими детьми.

3. Собрать банк рекомендаций для педагогов по работе по чтению.

4. Повысить уровень профессиональной компетентности учителей по проблеме.

Для  претворения цели по плану  в январе составили план работы, в марте разработали и утвердили индивидуальные образовательные программы по чтению по предметам.

Члены нашей группы заслушали программу руководителя группы Бадмацыреновой Ж.Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "методы и приёмы при работе со слабоуспевающими детьми на уроках английского языка"

методы и приёмы при работе со слабоуспевающими детьми на уроках английского языка...

Презентация для семинара учителей "Работа со слабоуспевающими учениками"

Презентация содержит психологические рекомендации для педагогов,помогающие преодолевать школьную неуспешность учащихся....

Работа с одарёнными детьми и со слабоуспевающими детьми

Работа с одарёнными детьми даёт и учителю, и ученику стимул к эффективному и результативному сотрудничеству, в результате которого повышается личностно-мотивированное, заинтересованное отношение к уче...

Индивидуальная программа с «отстающими» и слабоуспевающими детьми, для 5-9 классов

Индивидуальная  программа с «отстающими» и  слабоуспевающими детьми, 5-9 классов    ...

Разработка заседания творческой группы по работе с одаренными детьми на тему: «Педагогические условия развития одаренных детей в современной школе».

Заседание творческой группы по работе с одаренными детьми на тему: «Педагогические условия развития одаренных детей в современной школе».Форма проведения: квест.Девиз квеста: «У твор...

Творческая группа по работе с детьми, имеющими затруднения в обучении

   Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об ус...