Современные педагогические технологии как средство реализации ФГОС
материал по английскому языку на тему

Лесникова Елена Васильевна

описание педагогических технологий,применяемых для реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_ped_tehnologii.docx237.81 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «ОНовотроицкая  СОШ»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО учителей гуманитарного цикла

на тему

«Современные педагогические технологии

как средство реализации ФГОС»

Учитель английского языка

Лесникова Елена Васильевна

Февраль 2018

Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства всѐ начинается, технологией заканчивается, чтобы затем всѐ началось сначала.

В.П.Беспалько

ТЕХНОЛОГИЯ (от греч. téchne — искусство, мастерство, умение и греч. logos — изучение) — комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами.

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ – системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.

КЛАССИФИКАЦИЯ

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

- Педагогика сотрудничества;

 - Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили;

 - Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека.

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

- Игровые технологии;

 - Проблемное обучение;

- Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов);

 - Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов).

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

- Перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С. Н. Лысенкова);

-Технологии уровневой дифференциации;

-Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов);

- Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н.Закатова);

- Технология индивидуализации обучения (И.Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков);

- Технология программированного обучения;

- Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко);

- Групповые технологии;

- Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

- «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов);

- «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов);

- Укрупнение дидактических единиц УДЕ (П.М.Эрдниев);

 - Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б.Волович).

Частнопредметные педагогические технологии

 - Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев);

- Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н.Зайцев);

- Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г.Хазанкин);

 - Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков А.А.Окунев);

 - Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев).

Альтернативные технологии

- Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер);

 - Технология свободного труда (С.Френе);

 - Технология вероятностного образования (А.М.Лобок);

- Технология мастерских.

Природосообразные технологии

- Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир);

 - Технология саморазвития (М. Монтессори).

Технологии развивающего обучения

- Общие основы технологий развивающего обучения;

 - Система развивающего обучения Л.В.Занкова;

- Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова;

- Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов);

 - Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская);

 -Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко).

К СОВРЕМЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ ОТНОСЯТ:

  • Технологию дистанционного обучения;
  • Развивающее обучение;
  • Проблемное обучение;
  • Систему инновационной оценки «портфолио»;
  • Разноуровневое обучение;
  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Коллективную систему обучения;
  • Информационно-коммуникативные технологии;
  • Технологию решения изобретательских задач;
  • Обучение в сотрудничестве;
  • Технологию использования в обучении игровых методов;
  • Технологию модульного и блочно-модульного обучения;
  • Технологию «Дебаты»;
  • Технологию развития критического мышления;
  • Лекционно-семинарско-зачетную систему обучения.

ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА

Особенности методики:

  • гуманно-личностный подход к ребѐнку - новый взгляд на личность как цель образования,
  • гуманизация и демократизация педагогических отношений,
  • отказ от прямого принуждения как метода не дающего результатов в современных условиях,
  • формирование положительной Я-концепции.

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс:

 - содержание обучения рассматривается как средство развития личности,

- обучение ведѐтся прежде всего обобщѐнным знаниям, умениям и навыкам, способам мышления,

- вариативность и дифференциация обучения,

- создание ситуации успеха для каждого ребенка.

Концепция воспитания:

-превращение школы Знания в школу Воспитания,

 - постановка личности школьника в центр всей учебно- воспитательной системы,

-гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей,

-развитие творческих способностей ребѐнка.

Педагогизация окружающей среды:

- сотрудничество с родителями,

-взаимодействие с общественными и государственными институтами защиты детства,

-деятельность в микрорайоне школы.

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в процесс обучения.

Критическое мышление:

  • способствует взаимоуважению партнѐров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми;
  • облегчает понимание различных «взглядов на мир»;
  • позволяет воспитанникам использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределѐнности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.

Критерии оценки результата в условиях технологии развития критического мышления учащихся

  • Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:
  • Оценка (Где ошибка?)
  • Диагноз (В чѐм причина?)
  • Самоконтроль (Каковы недостатки?)
  • Критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы?)
  • Прогноз (Постройте прогноз).

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Исходный лозунг основателей системы проектного обучения:

« Всѐ из жизни, всѐ для жизни».

Цель проектного обучения: создать условия, при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретѐнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
  • развивают системное мышление.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

  • в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;
  • процесс обучения строится на логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
  • индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
  • комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
  • глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счѐт универсального их использования в разных ситуациях.

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью еѐ изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

Выполняемые функции:

  • психологические, снимая напряжение и способствуя эмоциональной разрядке;
  • психотерапевтические, помогая ребѐнку изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения, психическое самочувствие;
  • технологические, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии, преображающей реальную действительность.

Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется в качестве средства игры, в учебную деятельность включается элемент соревнования, успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Педагогические игры по характеру педагогического процесса подразделяются на группы:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

 в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

 г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Проблемное обучение - это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Результат проблемного обучения:

  • творческое овладение знаниями, навыками, умениями;
  • развитие мыслительных способностей.

Методические приемы создания проблемных ситуаций

Учитель

  • подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
  • сталкивает противоречия в практической деятельности;
  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;
  • побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
  • ставит конкретные вопросы;
  • определяет проблемные теоретические и практические задания;
  • ставит проблемные задачи.

ТЕХНОЛОГИЯ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

Дифференцированное обучение -это форма организации учебного процесса , при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учѐтом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа).

Индивидуально- психологические особенности детей, составляющие основу формирования гомогенных групп:

- по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы),

 - по полу( мужские, женские, смешанные классы, команды),

- по области интересов (гуманитарные, физико- математические, биолого-химические и др. группы),

- по уровню умственного развития (уровню достижений), - по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения и т. д. )

По каждой учебной теме пять типов уроков:

1-урок общего разбора темы ( лекция),

2-комбинированные семинарские занятия с углубляющейся проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся,

3-уроки обобщения и систематизации знаний (тематические зачѐты),

4-уроки межпредметного обобщения материала,

5-уроки- практикумы.

Разноуровневые задания для учащихся :

первый вариант С- соответствует обязательным результатам обучения (стандарт), второй вариант В-предполагает включение дополнительных задач и упражнений из учебника,

третий вариант А- включение дополнительных заданий из вспомогательной учебно-методической литературы.

Выбор программы изучения каждого из предметов предоставляется самому школьнику. При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуальный учѐт достижений каждого учащегося.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Цели:

  • формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей,
  • подготовка личности «информационного общества»,
  • дать ребѐнку так много учебного материала, как только он может усвоить,
  • формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Главная особенность методик компьютерного обучения заключается в том, что компьютерные средства являются интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог.

Компьютер используется на всех этапах процесса обучения

* при объяснении нового материала,

 *при закреплении знаний,

*при повторении,

*при контроле ЗУН.

В функции учителя компьютер представляет:

 * источник учебной информации;

 * наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);

*индивидуальное информационное пространство;

 * тренажѐр;

 * средство диагностики и контроля.

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

  • Система развивающего обучения Л.В. Занкова,
  • технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова,
  • системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов),
  • личностно- ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская).

ТЕХНОЛОГИЯ «ТРИЗ» (ТЕХНОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ)

ТРИЗ - педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Еѐ отличие от известных средств проблемного обучения – в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики. Под методом решения изобретательских задач прежде всего подразумеваются приѐмы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ, а также такие зарубежные методы, как мозговой штурм.

ПОРТФОЛИО

 Портфолио – технология, позволяющая решать проблему объективной оценки результатов деятельности

Портфолио – технология планирования профессиональной карьеры

Типы портфолио

  • достижений, тематический
  • презентационный, комплексный

Новые формы портфолио

  • Электронный портфолио
  • Паспорт компетенций и квалификации
  • Европейский языковой портфолио (единый европейский образец, принятый Советом Европы) .

ТЕХНОЛОГИЯ МОДЕРАЦИИ

Модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.

Процесс совместной работы, организованный с помощью приемов и методов модерации:

  • способствует снятию барьеров общения,
  • создает условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений,
  • формирует и развивает навыки совместной деятельности.

В модерации также применяются хорошо известные сегодня техники решения проблем и поиска оптимальных решений –кластер, морфологический анализ, ментальные карты, шесть шляп мышления, синектика и др. 

Цели применения модерации – эффективное управление детьми в процессе занятия, максимально полное вовлечение всех учеников в процесс обучения, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего занятия, гарантированное достижение целей занятия. Таким образом, обеспечивается оптимальное использование времени занятия (внеклассного мероприятия), а также энергии и потенциала всех участников процесса обучения (учителя, воспитателя, обучающихся).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Педагогические технологии как средство реализации ФГОС и фактор мотивации познавательной деятельности учащихся»

В данном материале представлен текст выступления на педсовете по педагогическим технологиям и три памятки....

Современные педагогические технологии, как средство реализации ФГОС на уроках физики. (из опыта работы)

Краткий обзор современных технологий , которыя я и применяю на уроках физики...

Актуальные вопросы теории и практики внедрения современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС.

Стандарты второго поколения нацеливают учителя на формирование у школьников универсальных учебных действий, которое может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбо...

Современные образовательные технологи как средство реализации ФГОС

   В современной системе образования выбор или разработка технологии преподавания конкретного предмета осуществляется учителем на основе личных убеждений, предпочтений и составляет ег...

Современные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС.

Педагогические технологии: совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение образовательного процесса...

«Современные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС»

laquo;Современные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС»...

Современные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС.

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены в...