Современные педагогические технологии, как средство реализации ФГОС на уроках физики. (из опыта работы)
статья по физике (7, 8, 9 класс) на тему

Краткий обзор современных технологий , которыя я и применяю на уроках физики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Верхнемамонская основная общеобразовательная школа Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»

Современные педагогические технологии, как средство реализации ФГОС на уроках физики.

(из опыта работы)

       Выполнил учитель физики:

                Грязев

                Владимир

                Николаевич

с. Верхний Мамон

2017г

           Федеральный образовательный стандарт дал новые широкие возможности для решения  извечных проблем: как и чему учить? В образовании стали появляться  новые педагогические технологии, приёмы, методы, новые взгляды на взаимоотношения учителя и ученика.

      Стало ясно, что только работая вместе, в постоянном взаимодействии и заинтересованности, современный учитель и современный школьник могут к окончанию обучения получить результаты, необходимые далее для жизни в современном  обществе:

  • умение адаптироваться в постоянно изменяющейся социально - экономической среде, самостоятельно приобретая и применяя необходимые знания, чтобы иметь возможность найти свое место в жизни и профессиональной деятельности;
  • самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
  • грамотно работать с информацией.
  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

    Физика, отнисится к категории самых сложных. Перед педагогом ставиться основная задача – пробудить интерес к предмету. Не отпугнуть ребят сложностью предмета, особенно на первоначальном этапе изучения курса физики. Чтобы учение не превратилось в скучное и однообразное занятие, необходимо на каждом уроке вызывать у ребят приятное ощущение новизны познаваемого.

    В своей работе на уроках физики я использую следующие образовательные технологии

  1. проблемное обучение и эвристические беседы;
  2. научно-исследовательскую деятельность;
  3. метод проектов;
  4. информационно-коммуникационные технологии;
  5. здоровьесберегающие технологии;
  6. игровые технологии;
  7. технология опорных схем. и др.

Проблемное обучение. Эвристические беседы.

      Познавательная активность учащихся на уроках зависит от того, какими методами пользуется на уроке учитель. Проблемное обучение выступает как одна из важнейших педагогических технологий, обеспечивающих возникновение мотивационного компонента учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках физики. Эта технология способствует развитию творчества, преодолению пассивности учащихся на уроке, повышению качества знаний по предмету, созданию на уроке условия для творческой мыслительной работы учащихся.      

Использование проблемного обучения позволяет учащимся даже со слабыми вычислительными навыками не только почувствовать сложность физических явлений, но и понять их суть, побудить учащихся к самостоятельному решению проблемы, ее осмыслению, попытаться поставить себя на место изобретателя, испытать удовлетворение от интеллектуального труда. Такой подход в обучении позволяет ученикам сопоставить получаемый ими результат с ранее изученным материалом, сделать выводы, задуматься.

            Использование технологии проблемного обучения предусматривает на уроке:

  • актуализацию опорных знаний;
  • возникновение проблемной ситуации;
  • осознание сущности затруднения и постановка проблемы;
  • нахождение способа решения путем догадки или выдвижения гипотезы;
  • доказательство гипотезы или догадки;
  • проверка правильности решения проблемы.

На уроках я конструирую свои  или предложенную в учебнике исследовательскую задачу. Ученик ищет способ ее решения. В трудных случаях ч помогаю ученикам. особенно слабым, , но так, чтобы сохранить возможность творческого мышления и выражения собственного мнения и нахождения собственного решения. Часто я намеренно провоцирую создание противоречивых ситуаций, тем самым развивая у учащихся стремление разобраться и устранить их.  При этом отпадает необходимость неосмысленного запоминания большого объема учебного материала. Уменьшается время на подготовку домашнего задания, т. к. основная часть учебного материала усваивается на уроке.

На  уроке в7 классе по теме: «Расчет массы и объема тела по его плотности»

Учащимся было предложено:

1.определить массу соснового бруска, который нельзя было поместить на рычажные весы;

2. определить объем железной гайки, которую нельзя из-за размеров поместить в мензурку;

3. определить объем тела неправильной формы(рыболовное грузило), не используя физические приборы.

          Для решения этих задач в результате беседы учащимися было предложено использовать формулу, определяющую плотность вещества и таблицу плотностей.

J:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Безымянный.bmp

В ходе обсуждения проблемы учащиеся сами наметили порядок действий и выбрали необходимое оборудование для решения поставленных задач и успешно разрешили поставленные проблемы.

     Использование эвристических бесед на уроке  так же,  как и проблемное обучение позволяет создать условия для творческой мыслительной работы учащихся. Эта технология привлекает меня своей нестандартностью, открывает передо мной большие практические возможности, способствует развитию творчества, преодолению пассивности учащихся на уроке, повышению качества знаний по предмету.

Фрагмент урока в 7 классе по теме «Манометры» с элементами эвристической беседы и игровой технологии.

Давайте совершим виртуальное путешествие на озеро …

Учитель: Какое давление оказывает вода на дне озера? Дети. Кто знает как определить давление на любой глубине?

Ученики: Надо знать плотность воды и глубину.

Учитель: А что нам для это нужно?

Ученики: Плотность пресной воды мы знаем, а глубину можно измерить с помощью веревки.

Учитель: Получается вот что.  Для определения давления на глубине нам необходима веревка и            листочек с ручкой. Основной деталью для определения давления является веревка.

Ученики: Да!

Учитель: Всегда ли удобно пользоваться таким прибором?  Как определить давление на очень больших глубинах?

Ученики: Прибор для определения давления на различных глубинах должен быть другим!

Учитель:  Может необязательно надо знать глубину для определения давления?

Постепенно учащиеся приходят к выводу, что для определения давления нам нужно измерить силу, действующую  на слой воды и площадь этого слоя.

Ученики: Площадь мы можем выбрать любую и измерить её, а силу можем измерить с помощью динамометра, основной деталью которого служит пружина.              

Учитель:  Хорошо. Кто предложит другую конструкцию прибора?  

  Через некоторое время на доске появляется рисунок:

J:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20170811_102454.jpg

Обсуждаем детали конструкции.

Учитель: Дети. Какие виды есть еще другие виды пружин?

Ученики: Например: спиральные, которые используются в барометре-анероиде и часах.

Учитель: Вообще любое упругое тело можно использовать как пружину.   И вот, что на самом деле представляет собой конструкция прибора для определения давления.

 Демонстрирую модель манометра.

Научно-исследовательскую деятельность.

      В современных условиях предъявляются высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему с точки зрения различных наук. Одной из форм моей работы является формирование  у учащихся исследовательской компетенции. Надо отметить, что задания творческого и исследовательского характера существенно повышают заинтересованность учащихся в изучении физики и являются дополнительным мотивирующим фактором.

На уроке в 8 классе «Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля—Ленца.»

Вместе с учащимися на этапе актуализации знаний были сформулированы задачи урока:

1.Объяснить причину нагревания проводников электрическим током;

2.Экспериментально обнаружить зависимость выделяемой теплоты от параметров электрической цепи;

В результате беседы была выдвинута гипотеза, что количество теплоты зависит от силы тока, сопротивления проводника (напряжения), времени протекания тока. И для проведения исследования им необходимы следующие приборы: амперметр, калориметр, термометр, проводник с известным сопротивлением, часы, источник тока, ключ замыкания.

После проведения опытов и с использования их результатов для построения графиков в программе Excel, учащиеся, анализируя вид графиков, сделали вывод о зависимости количества теплоты, выделяемой проводником при протекании электрического тока от силы тока, сопротивления проводника и времени протекания тока.

Метод проектов.

    Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

Пример: Проект-исследование «Средняя скорость».

В рамках декады по физике учащиеся 7 класса работали над проектом « Средняя скорость». Всем учащимся школы было предложено определить среднюю скорость их движения. Для этого они должны были посчитать число шагов, которые они в среднем проходят ежедневно. А также и измерить время, которое они на это тратят. В школе учащиеся с 1 по 6 класс под руководством консультантов, а учащиеся 7- 9 классов самостоятельно, в кабинете физики определили длину шага. Используя программу Excel, они рассчитали скорость движения каждого ученика.

С результатами проекта ознакомили  учителя физкультуры и классных руководителей для анализа двигательной активности учащихся.

Информационно-коммуникационные технологии.

       Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий.   Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебный процесс, я также использую на уроках информационно-коммуникационные  технологии, которые позволяют формировать у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений – анализа и структурирования получаемой информации.

Применение мультимедийного проектора способствует  более качественному усвоению нового материала. Презентация дает мне возможность проявить творчество и индивидуальность. Дети и сами охотно составляют презентации и используют их в своих ответах на уроке. Мною разработана и систематизирована медиатека уроков – презентаций по всем разделам курса физики.

Многие мои ученики, имеющие дома компьютер, используют обучающие программы для выполнения творческого домашнего задания, с результатами которого выступают на уроке. Это позволяет мне проводить индивидуальную работу с учениками, расширять их образовательную среду.

       Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность. Благодаря использованию информационных технологий на уроке можно показывать фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, графики, формулы, анимацию изучаемых процессов и явлений, работу технических устройств и экспериментальных установок, послушать музыку и речь, обратиться к интерактивным лекциям. Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок и позволяют организовывать новые виды учебной деятельности.

    Использование на уроках программных продуктов (виртуальные лабораторные работы. интерактивные творческие задания. открытая физика. электронные приложения к учебникам.), которые содержат интерактивные практические работы, действующие модели, таблицы, рисунки, графики, позволяет наглядно объяснить явления, процессы, а также продемонстрировать опыты.

 Выполнение  интерактивных лабораторных работ помогает мне в полном объеме выполнить практическую часть учебной программы, особенно в тех случаях, когда опыт нельзя провести по объективным причинам  в лабораторных условиях.

  Для проведения некоторых уроков я вместе с учениками составляю программы для вычисления и обработки полученных данных с использованием программы Excel.

1.Использование при решении задач на уроке по теме «Расчет массы и объема тела по его плотности»

2. Использование при построения графика в 8 классе на уроке по теме «Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля—Ленца.»)

J:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Безымянный 1.bmp

J:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Безымянный 2.bmp

J:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Безымянный 3.bmp

3. Определение средней скорости движения человека.

Здоровьесберегающие технологии.

      Здоровьесберегающие технологии, в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

- технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса (обстановка и гигиенические условия в классе, поза учащегося, чередование позы);

- технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников (правильная организация урока, использование каналов восприятия, учёт зоны работоспособности учащихся, распределение интенсивности умственной деятельности);

- психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности (снятие эмоционального напряжения, создание благоприятного психологического климата на уроке, личностно-ориентированные технологии).

Следуя принципам здоровьесбережения детей, решаю на уроках физики такие задачи, как:

- снятие учебных перегрузок школьников, приводящих их к состоянию переутомления;

- охрана и укрепление психического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов);

- формирование культуры здоровья учащихся.

     При подготовке к урокам, учитываю следующие критерии:

- обстановку и гигиенические условия в классе;

- количество видов учебной деятельности, их средняя продолжительность и частота чередования;

- количество видов преподавания и их чередование;

- наличие методов, способствующих активизации;

- место и длительность применения ТСО;

- поза учащегося, чередование позы;

- наличие оздоровительных моментов на уроке;

- наличие мотивации деятельности учащихся на уроке;

- психологический климат на уроке;

- наличие эмоциональных разрядок на уроке.

     До начала урока на перемене проверяю подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, учебного оборудования, освещённость, а также при необходимости проветриваю помещение. С первых минут урока, с приветствия стремлюсь создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.

     ,

Массу мы легко найдём,
         Умножив плотность на объём.


Если слово "бац" запомнишь,
Формулу объёма вспомнишь.
V=bac

Цвета спектра: каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Знает каждый инженер υ= ω∙R.

     Обязательной составной частью моего урока являются физкультминутки, включающие гимнастику для глаз, кистей пальцев рук, дыхательную гимнастику. Физкультминутки препятствуют нарастанию утомления, снимают статические нагрузки. Физкультминутки проводятся в классе под моим руководством или подготовленного ученика.

Технология опорных схем.

      Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, заменяющие смысловое значение. Опорный конспект — система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию взаимосвязанных элементов целой части учебного материала. В своей практике при проведении уроков обобщения и систематизации знаний я использую опорные схемы из книги А.Е Марон, Е.А. Марон  «Опорные конспекты и  дифференцированные задачи по физике» в электронном виде.

.

Игровые технологии.

Использование игровых технологий при обучении физике позволяет мне

- проводить уроки в нетрадиционной форме;

- раскрывать креативные способности учащихся;

- дифференцированно подходить к оценке учебных компетенций учеников;

- развивать коммуникативные навыки учащихся;

- обеспечивать свободный обмен мнениями;

- учитывать возрастные психологические особенности школьников;

- организовывать процесс обучения в форме состязания;

- вовлечь всех учащихся в учебный процесс;

- практически закрепить полученные знания;

- способствовать формированию мотивационной сферы учащихся;

- расширять кругозор детей; формировать навыки совместной деятельности.

      Хочу отметить, что не только учащиеся начальной школы, но и ученики 7-9 класса охотно включаются в игровую деятельность.      

      При разработке и проведении уроков с элементами игры учитываю и использую жизненный опыт учащихся,  метапредметные связи с экологией, математикой, астрономией, ОБЖ, историей. Игровые технологии я активно использую также  и  во внеурочной деятельности. На занятиях кружка и во время проведение месячника физики, декадника науки. Детям очень нравятся такие моменты как « Физический рэп».»Физика в семье». «Необычные опыты с обычными предметами». « Моя загадка о физике»  Использование этих технологий развивает творческую активность, познавательную деятельность. повышает мотивацию к изучению предмета

      Все вышеозначенные технологии позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления. Личность ребенка формируется в процессе его собственной деятельности, которая, в свою очередь, возможна только в общении с взрослыми, во взаимодействии с ними и под их постоянным руководством. Через общение лежит путь к родству душ.

     Подводя итог, хочется сказать следующее: среди множества способов повышения эффективности урока, использование инновационных технологий на сегодня занимает одно из ведущих мест. Безусловно, будущее - за инновационными технологиями. С их помощью уже сегодня я могу решать  множество дидактических, организационных и методических проблем. Именно новые технологии, на мой взгляд,  выходят сегодня на первое место при решении проблемы по организации работы с одарёнными учениками, по самообразованию обучающегося.

     Надо отметить, что в рамках одного урока невозможно и нельзя использовать все ресурсы и возможности инновационных технологий, важно система их внедрения в обучения. Эту систему может и должен построить каждый преподаватель самостоятельно и тогда современный урок будет более эффективным и деятельным, повысит интерес сучащихся к предмету и положительно отразится на качестве обучения.

Литература:

  1. «Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности процесса обучения» - Методический лекторий, Москва, 2009.
  2. «Обучение деятельности на уроках физики» Е. А. Румбешта, ж. «Физика в школе» №7. 2003.
  3. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» / Под ред. Е. С. Полат – М., 2000.
  4. Педагогические технологии в образовательном процессе. О. М. Новузова – Волгоград. Учитель,2008
  5. Беляева А. Управление самостоятельной работой учащихся / Высшее образование в России, №6, 2003.
  6. «Обучение деятельности на уроках физики» Е.А. Румбешта, ж. «Физика в школе» №7. 2003.
  7. «Экспериментальные задания» В.Ф. Шилов. Ученические мини-проекты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Педагогические технологии как средство реализации ФГОС и фактор мотивации познавательной деятельности учащихся»

В данном материале представлен текст выступления на педсовете по педагогическим технологиям и три памятки....

Современные педагогические технологии как средство реализации ФГОС

описание педагогических технологий,применяемых для реализации ФГОС...

Актуальные вопросы теории и практики внедрения современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС.

Стандарты второго поколения нацеливают учителя на формирование у школьников универсальных учебных действий, которое может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбо...

Современные образовательные технологи как средство реализации ФГОС

   В современной системе образования выбор или разработка технологии преподавания конкретного предмета осуществляется учителем на основе личных убеждений, предпочтений и составляет ег...

Современные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС.

Педагогические технологии: совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение образовательного процесса...

«Современные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС»

laquo;Современные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС»...

Современные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС.

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены в...