Статья " Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка"
статья по английскому языку на тему

Данилова Эльвира Мусабеговна

Важность развития духовной нравственности у учащихся. Связь изучаемого предмета с нравственностью. Методы и приемы развития духовной нравственности на уроках английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно – нравственное воспитание на уроках английского языка

Статья учителей английского языка:

Даниловой Э.М.

Костаревой Н.Л.

Духовно – нравственное воспитание школьников является задачей первостепенной важности. Это государственный заказ для общеобразовательной школы. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Оно представляет собой  процесс формирования способности человека выстраивать отношения к себе, другим людям и миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.

Духовно – нравственное развитие каждого гражданина влияет на социальное развитие всей России. Само по себе духовно – нравственное развитие личности – это сложный, многоплановый процесс. Он неотделим от жизни человека во всей её полноте и противоречивости.

Специфика уроков английского языка даёт очень большие возможности делать урок творческим и увлекательным. Всегда есть возможность высказаться каждому на жизненно важные темы: дружба, любовь и семья.

Страна начинается с семьи. Воспитание личности начинается в семье. Школа должна сотрудничать с семьёй в деле воспитания. Мы стремимся повышать авторитет каждой семьи всеми доступными приёмами и методами. Каждый ребёнок  составляет генеалогическое дерево своей семьи, пишет сочинение о своих предках.
Проект поможет не только осмыслить родственные отношения между членами семьи, но и помогает ответить на вопрос «В чём секрет счастливой семьи?» (What is the secret of a happy family?) - Это understanding (понимание). Понять – значит простить, уважать, создавать добро.
Своим родителям ребята посвящают свои стихи на английском языке, для них выступают на уроках – концертах. Ребята стараются радовать своих родителей успехами в учёбе.

Традиционные религии: православие, ислам, иудаизм, буддизм – это источники духовности. Необходимо воспитывать уважение к религиозным чувствам других людей. На некоторых уроках в качестве тренировочных упражнений мы даем переводить отрывки из детской библии, короткие рассказы о православных святых. Дети пишут короткие сочинения на тему: «God in My Life». Мы предлагаем обучающимся по их желанию писать рефераты о святых местах и событиях, с ними связанных.  

Учитель не должен бояться обсуждать на уроках «острые» темы. Например, о том,  что в жизни часто существуют противоречия между словами людей и их поступками. Мы переводим пословицы и поговорки о том, что словом можно ранить человека, а добрым словом  – лечить душу. Книга «В мире мудрых мыслей» даёт большой простор для совершенствования литературного перевода на основе изречений великих людей разных времён и народов.

Россияне  вправе гордиться своей страной, её великолепной природой, уникальными ландшафтами. Дети переводят стихи о природе разных авторов. Они  приносят на уроки репродукции картин природы, фотографии любимых мест, где они сами побывали. Мы делали выставки этих пейзажей. Каждый желающий может участвовать в школьном конкурсе мини - сочинений «I Love the Nature».

На уроках всегда есть место, чтобы воспитывать доброе отношение и глубокое уважение к людям других стран, к чужим традициям, к иной культуре. Этому помогает проведение уроков-путешествий по странам мира.

Обучающиеся готовили сообщения о различных музеях мира.

Мы приглашали на уроки гостей – наших земляков, кто путешествовал по разным странам. Они делились с ребятами впечатлениями о Франции, Вьетнаме, Египте, США и др. После таких встреч мы проводили уроки - заочные путешествия по другим странам, где обсуждали современную жизнь, культуру и традиции. Мы проводили конкурс гидов, в котором учащимся предлагалось рассказать «иностранным гостям» о природе и людях нашего края. Конкурс назывался «Welcome to Rostov-on-Don!»

«Родной край, его история – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Так писал академик Д.С. Лихачев.  

В разных темах уроков английского языка мы используем вопросы и ответы из викторины о Ростове- на-Дону, которую мы составили к семидесятилетию Ростовской области области.

Почти все ребята нашей школы уже посетили ростовский историко – краеведческий музей в г. Ростове-на-Дону. Каждый пишет отзыв об этой экскурсии на английском языке. Обучающиеся так же делают творческие задания на тему «Самые интересные музеи мира».

Мы читаем рассказы на различные темы о проблемных ситуациях в повседневной жизни. Ребята пишут отзывы о прочитанном и предлагают свои варианты выхода из проблемных ситуаций. Они учатся обосновывать свой выбор, свои мысли и решения по любому поводу. Задача учителя – показать образцы разумного поведения с точки зрения морали.

Из средств массовой информации можно подчерпнуть обширный материал на тему «Взаимопомощь людей в повседневной жизни». Отсюда беру жизненные ситуации для диалогов. Дети учатся на чужих примерах как правильно помогать другим, чтобы не поощрять бездельников, как принимать помощь от чужих людей. С младшими школьниками мы читаем сказки и рассказы о дружбе и взаимопомощи. Процесс воспитания становится более эффективным, если осуществляется использование высоко художественных текстов, поэзии и фольклора.

Процесс обучения современных школьников иностранным языкам содержит огромный и уникальный потенциал  воспитания духовно богатых и высоконравственных людей. Задача духовно – нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Но ученики нашей школы не только интересуются иностранными языками, а проявляют свои уникальные способности в разных предметах и на разных этапах своей школьной жизни. Дружный и творческий коллектив школы работает с одаренными детьми в разных направлениях их интересов.

Работа с одаренными детьми в

МОУ СОШ №82.

http://cs1503.vk.me/g3279657/a_350de265.jpg

Цель программы развития «Духовно- нравственное воспитание» МОУ СОШ № 82 г. Ростова-на -Дону – разработка модели работы с детьми, обеспечивающей развитие потребности и способности к интеллектуальному саморазвитию, специальных предметных знаний и ключевых компетентностей.

  Эта программа предполагает:

обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей  детей;

оказание адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности;

разработку индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом специфики творческой и интеллектуальной способности  ребенка;

формирование личностного и профессионального самоопределения.

Система деятельности по организации работы с детьми в нашей школе имеет следующие направления:

  • Выявление одаренных детей.
  • Психологическое сопровождение работы с  детьми.
  • Помощь учащимся в самореализации их творческой направленности.
  • Контроль над развитием познавательной деятельности школьников.
  • Поощрение творческих детей.
  • Работа с родителями учащихся.
  • Работа с педагогическим коллективом.
  • Управленческое обеспечение работы с детьми в школе.
  • Научно-методическое обеспечение работы с учащимися.
  • Взаимодействие школы с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития учащихся.

Реализация поставленных целей и задач возможна в условиях целостности образовательного процесса при максимальном использовании средств урочной и внеурочной деятельности учащихся.

Педагоги МОУ СОШ № 82 используют следующие формы работы:

Начальная школа:  G:\нач школа\P1010498.JPG

интеллектуальные марафоны, конкурс «Я- исследователь», проектные недели, участие в заочных конкурсах и олимпиадах, театрализованные праздники, школьные декады, создание портфолио.

                                                                                                                     

Средняя школа: 

формирование группы учащихся 5-8-х классов, ориентированных на участие в олимпиадной работе, как команды; участие в олимпиадах, конференциях, викторинах, индивидуальные и групповые занятия по одному-двум предметам на углубленном уровне вне школьного расписания, индивидуальные планы обучения; проектная и исследовательская деятельность.G:\Фото одаренные дети\S5000267.JPG

G:\Фото одаренные дети\P1010581.JPG

Старшая школа: индивидуальные занятия с учителями-предметниками, групповые занятия с преподавателями ВУЗов, мини-курсы на развитие ключевых компетентностей, памяти, внимания, самоактуализации; научно-практические конференции, предметные экспедиции.

ЛИТЕРАТУРА

Никитина Н.Н., Балашова В.Г., Новичкова Н.М. Социально-педагогические основы ценностного самоопределения в ранней юности: Методическое пособие. – Ульяновск: УлГПУ, 2006. – 273с.

Новые ценности образования: Вып.1 / Сост. Н.Б. Крылова.- М.: Инноватор,1995. – 113с.

Никитенко З.Н., Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранному языку в начальной школе. – М.: Ассоциация XXI век, 2007.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексика, систематизированная по классам, помогающая осуществлять духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка

Был проведен анализ лексики учебников, способствующей воспитанию нравственности и моральных норм поведения. Были рассмотрены учебники для школ с углубленным изучением англтийского языка. Приведены спи...

Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка

В данной статье показана работа учителя по духовно-нравственному воспитанию уч-ся на уроках английского языка...

Статья на тему: "Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка"

Статья на тему: "Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка"...

«Люблю ли я Россию так же, как полюбила ее английская принцесса?» Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию на уроках английского языка.

Я хочу поделиться своим опытом по духовно-нравственному воспитанию на уроках английского языка.     В России много святых, которые верою побеждали врагов видимых и невидимых, ...

Статья Основы инвайронментального воспитания на уроках английского языка: опыт международного взаимодействия.

В статье рассматривается опыи международного сотрудничества в области инвайронментального воспитания учащихся на уроках английского языка и во время внеурочной деятельности....

Статья "Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках русского языка и литературы"

Статья "Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках русского языка и литературы"...

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ на уроках английского языка»

 Одна из наиболее актуальных проблем современного общества-это проблема экологии и защиты окружающей среды. Наш долг,как педагогов, воспитывать в детях бережное и гуманное отношение к наше...