2 февраля 2010 года. Городской конкурс "Учитель года". 7 класс. Электронные таблицы. Формулы.
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) на тему

astafev

Мероприятие: открытый урок

Предмет: Информатика и ИКТ

Учитель: Астафьев Сергей Валерьевич

Класс: 7б

Тема: «Электронные таблицы. Формулы»

Тип урока: комбинированный

Форма проведения урока: «Прогулка по ТРЦ».

Дата: 4 февраля 2010 года

Место проведения: Гимназия №171

 

«Прогулка по ТРЦ». «Электронные таблицы. Формулы»

 

 

Триединая задача  урока:

  1. Обучающий аспект. Акцентировать внимание учащихся на важности и необходимости использования формул при обработке данных в электронной таблице. Формировать у учащихся навыки работы в пакете офисных приложений (Microsoft Office – EXCEL)
  2. Развивающий аспект. Развивать у учащихся умение анализировать и систематизировать изученный материал, способствовать развитию логического мышления при работе с программным обеспечением персонального компьютера.
  3. Воспитывающий аспект. Социализация учащихся на основе практического материала. Воспитывать культуру работы в информационной среде.

 

План урока:

Этапы

Время

Реальное время

1

Организационный момент

3

13.03

2

Актуализация знаний в форме блиц-опроса

3

13.06

3

Мотивационный момент

 

 

3

Объяснение нового материала

12

13.28

 

     Демонстрация образца

 

 

     Действия детей по образцу

 

 

     Постановка проблемного вопроса для                                       перехода к следующему этапу

 

 

      Демонстрация возможностей EXCEL

 

 

      Закрепление детьми материала

 

 

4

Физкультминутка

2

13.30

5

Применение нового материала

 

 

6

Рефлексия

12

13.42

6

Комментированное домашнее задание, выставление оценок

3

13.45

 

Итого:

40

13.40

 

Основные понятия:

·         Электронная таблица EXCEL

·         Формула

Оборудование:

·  мультимедийный проектор, интерактивная доска SmartBoard, компьютеры учащихся

 

"Научиться можно лишь тому, что любишь, и чем глубже и

полнее должны быть знания, тем сильнее, могучее и живее

должна быть любовь".

 

И. В. Гете

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

4 февраля 2010 года Прогулка по ТРЦ

Слайд 3

  Мимика и жесты Графическая форма представления информации         Формы представления информации

Слайд 4

Электронная таблица Microsoft Excel ячейка С7 адрес F14 256 65536

Слайд 5

4 февраля 2010 года Электронные таблицы. ФОРМУЛЫ

Слайд 6

Магазин "Лента" № Наименование Цена Кол-во Стоимость Цена со скидкой Стоимость с учетом скидки 1 2 3 4 5 6 7 8 Всего: Всего: Правила : Любая формула начинается со знака « = » ; Математические действия обозначаются : сложение « + », вычитание « - », умножение « * » и деление « / ». 3. В формулах можно использовать не только числа, но и адреса ячеек ; 4. Правило автозаполнения – автоматическое копирование формулы в каждую ячейку, протягивая за маркер автозаполнения (правый нижний угол ячейки)

Слайд 7

Магазин "Лента" № Наименование Цена Кол-во Стоимость Цена со скидкой Стоимость с учетом скидки 1 2 3 4 5 6 7 8 Всего: Всего: Окорок свиной 183 2 122 =183*2=346 =122*2=244 Черешня 100 3 75 =100*3=300 =75*3=225

Слайд 8

Вывод Использование функции автозаполнения и адресов ячеек вместо чисел значительно упрощает и ускоряет обработку информации в таблицах…

Слайд 9

Вирусная АТАКА

Слайд 10

Автосумма 2 4 2 1 ∑ 9

Слайд 11

Магазин "Лента" № Наименование Цена Кол-во Стоимость Цена со скидкой Стоимость с учетом скидки 1 Окорок свиной 183 2 366 122 244 2 3 4 Черешня "Амро" 100 3 300 75 225 5 25 2 50 20 40 6 30 4 120 10 40 7 150 2 300 100 200 8 200 1 200 150 150 Всего: 970 Всего: 655 Разность (экономия): 315 рублей

Слайд 12

Преобразовать текстовую информацию в табличную Наша Раша Жанр: Комедия , Бюджет, $: 2,000,000. В ролях: Михаил Галустян, Сергей Светлаков, Валерий Магдьяш, Александр Семчев, Виктор Вержбицкий, Роман Мадянов, Наталья Хорохорина, Николай Басков, Михаил Багдасаров, Яна Романченко, Владимир Тишко, Сергей Гинзбург. Зубная фея Бюджет, $: 48,000,000. В ролях: Дуэйн Джонсон, Эшли Джадд, Джули Эндрюс, Стивен Мерчант, Райан Шеклер, Билли Кристал, Алекс Феррис, Чейз Эллисон Легион. Жанр: Триллер. Бюджет, $: 26,000,000. В ролях: Янси Ариас, Пол Беттани, Лукас Блэк, Кевин Дюранд, Чарльз С. Даттон, Тайрез Гибсон, Уилла Холланд, Даг Джонс, Глория Кеннеди, Деннис Куэйд, Люс Рэйнс, Джош Стэмберг, Джон Тенни, Кейт Уолш. Черная молния. Жанр: Боевик. Бюджет, $: 10,000,000. В ролях: Григорий Добрыгин, Екатерина Вилкова, Валерий Золотухин, Сергей Гармаш, Иван Жидков, Виктор Вержбицкий, Екатерина Старшова, Михаил Ефремов, Игорь Савочкин, Андрей Назимов, Юозас Будрайтис, Екатерина Васильева. Шерлок Холмс. Жанр: Боевик. В ролях: Роберт Дауни-мл., Джуд Лоу, Рэйчел МакАдамс, Марк Стронг, Келли Райли, Эдди Марсэн, Ханс Мэтисон, Роберт Стоун, Уильям Хоуп, Роберт Мэйллет, Дэвид Гэррик. Аватар. Жанр: Фантастика. Бюджет, $: 230,000,000. В ролях: Сэм Уортингтон, Сигурни Уивер, Мишель Родригес, Зои Салдана, Джованни Рибизи, Лэз Алонсо, Стивен Лэнг, Джоэл Мур, Уэс Стади, ККХ Паундер, Питер Менса, Мэтт Джеральд, Жульен Рени, Ноли МакКул, Кевин Дорман, Дин Ноусли, Дайлип Рао, Ник Миллер, Шон Энтони Моран, Грант Роа, Вуди Шульц. Создать таблицу Написать название таблицы Дать название столбцам Ввести данные Сравнить данные

Слайд 13

Таблица – простая и удобная форма для представления однотипной информации. Возможности EXCEL (формулы) позволяют быстро обрабатывать представленную в таблице информацию. Вывод

Слайд 14

Домашнее задание Посетить ТРЦ, подобрать спортивные товары (лыжный комплект), посчитать стоимость этого комплекта и составить таблицу, используя формулы.

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

                                                        

Государственное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная  школа

№ 230 с углубленным изучением химии и биологии

 Фрунзенского   района  Санкт-Петербурга.

 192238. г. Санкт-Петербург. ул .Пражская д.25.

телефон-факс  269-89-02. 268-84-66, 268-01-66

e-mail: school230@gmail.com

Мероприятие: открытый урок

Предмет: Информатика и ИКТ

Учитель: Астафьев Сергей Валерьевич

Класс: 7б

Тема: «Электронные таблицы. Формулы»

Тип урока: комбинированный

Форма проведения урока: «Прогулка по ТРЦ».

Дата: 4 февраля 2010 года

Место проведения: Гимназия №171

«Прогулка по ТРЦ». «Электронные таблицы. Формулы»

Триединая задача  урока:

  1. Обучающий аспект. Акцентировать внимание учащихся на важности и необходимости использования формул при обработке данных в электронной таблице. Формировать у учащихся навыки работы в пакете офисных приложений (Microsoft Office – EXCEL)
  2. Развивающий аспект. Развивать у учащихся умение анализировать и систематизировать изученный материал, способствовать развитию логического мышления при работе с программным обеспечением персонального компьютера.
  3. Воспитывающий аспект. Социализация учащихся на основе практического материала. Воспитывать культуру работы в информационной среде.

План урока:

Этапы

Время

Реальное время

1

Организационный момент

3

13.03

2

Актуализация знаний в форме блиц-опроса

3

13.06

3

Мотивационный момент

3

Объяснение нового материала

12

13.28

     Демонстрация образца

     Действия детей по образцу

     Постановка проблемного вопроса для                                       перехода к следующему этапу

      Демонстрация возможностей EXCEL

      Закрепление детьми материала

4

Физкультминутка

2

13.30

5

Применение нового материала

6

Рефлексия

12

13.42

6

Комментированное домашнее задание, выставление оценок

3

13.45

Итого:

40

13.40

Основные понятия:

  • Электронная таблица EXCEL
  • Формула

Оборудование:

  мультимедийный проектор, интерактивная доска SmartBoard, компьютеры учащихся

"Научиться можно лишь тому, что любишь, и чем глубже и

полнее должны быть знания, тем сильнее, могучее и живее

должна быть любовь".

 

И. В. Гете

Конспект урока

1. Здравствуйте ребята. Садимся. Для начала хотелось бы представиться – меня зовут Сергей Валерьевич, я учитель информатики из школы 230 Фрунзенского района.

Сегодня я приглашаю Вас на прогулку по ТРЦ – так называется сегодняшнее наше путешествие. А как же расшифровывается аббревиатура ТРЦ? Что же это за зверь и с чем его едят? Правильно – это торгово-развлекательный центр – ТРЦ. Что же бывает в таких центрах? Да, продовольственные большие супермаркеты, магазины промышленных товаров и различные развлечения, например кинотеатр, боулинг, игровые автоматы и многие другие.

А какие вы ребята знаете ТРЦ в нашем городе Санкт-Петербурге? Конечно, «Пик», «Родео Драйв», в Купчино находится такой ТРЦ и называется он «Балканский» - там 3 этажа, большой продуктовый магазин на первом этаже, на втором вещи, а на 3-м – кинотеатр из 7 залов на 1500 человек. Я живу там рядом, и именно по такому ТРЦ, мне и хотелось бы с вами сегодня виртуально прогуляться, и сделать вам небольшие, но приятные сюрпризы.

2. В наше нелегкое зимнее время суровых морозов и экономического кризиса, мы все равно как всегда хотим есть – есть такая потребность у организма. Даже бабушки ходят в магазин нынче с калькулятором, что б лишнего не заплатить, иногда ругаются, но мы с вами – люди современные, и наша сегодняшняя прогулка поможет вам с выгодой посетить магазин и сэкономить немного денег.    Наша задача на урок – научиться использовать возможности табличного процессора EXCEL, составить самостоятельно таблицу скидок, что бы дома научить своих родных грамотно покупать товары. (3)

Для начала проведем краткий экскурс в основы теории информатики – нашего с вами предмета. Что же такое информация (то, что изучает наш предмет)? Это … (сведения об окружающем нас мире). Это те данные, которые мы можем получать от внешнего мира, а данные, которые для вас новые и интересные – называются – (знаниями). Одна и та же информация может быть представлена в разном виде или разных формах – (видео, звуковая текстовая, графическая) и наиболее удобной формой представления и структурирования однотипной информации, которую вы изучали на прошлом уроке, является именно табличная форма или (таблица).

Вы изучили уже основы электронной таблицы под названием (Microsoft EXCEL). Перед вами на доске небольшая таблица. Какой элемент таблицы является основным? (ячейка), что имеет каждая ячейка (адрес), а адрес любой ячейки состоит из пересечения (столбцов и строк). Кто-нибудь знает из вас, сколько всего столбцов и строк находится на одном листе электронной таблицы? Столбцов 256, а строк – 65536. И последний вопрос, какие данные могут заноситься в ячейки электронной таблицы? (числа, символы и формулы). (3)

Первым делом мы попадаем на первый этаж в магазин «Лента». Итак, сюрприз первый. Я вчера был в «Ленте», и на входе мне вручили такие симпатичные буклеты, в которых написаны приличные скидки в частности, на продукты питания. Я вам эти буклеты раздаю, и ваша задача – заполнить свои домашние таблицы, которые у вас на компьютерах продуктами питания и посчитать реальную экономию ваших денежных средств. Но для этого нужно уметь использовать формулы.

Тема нашего урока «Электронные таблицы. Формулы». Давайте заполним строчки таблицы.

Магазин "Лента"

Наименование

Цена

Кол-во

Стоимость

Цена со скидкой

Стоимость с учетом скидки

1

Окорок свиной 

182,99

 1

=183*1 

121,99  

=122*1 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

Всего:

Всего:

Ребята, садитесь за свои рабочие места, буклеты и тетради с ручками берем с собой, открываем домашние таблицы, заполняем их из буклета «ленты» (8 позиций).

Для примера заполним вместе одну строку таблицы, например «окорок свиной», его цена без скидки 182,99 рубля, со скидкой – 121,99 рубль. Количество – 1 штука. Не сложно догадаться, что общая стоимость находится из произведения цены и количества, т.е. 122 рубля умножаются в данном случае на 1. Ребята, с Вашего позволения, я округлю стоимость де целого числа, для удобства подсчета – не 121,99, а возьмем 122 рубля ровно.

Давайте запишем в тетрадь несколько основных правил использования формул в электронных таблицах:

  1. Любая формула начинается со знака «=»;
  2. Математические действия обозначаются: сложение «+», вычитание «-», умножение «*» и деление «/».

Итак, в столбце «стоимость» мы записываем формулу вычисления, начиная со знака «=», потом число 183, знак умножения и количество окороков – 2 – получилось 346, аналогично выполняем действия с новой ценой с учетом скидки – ставим знак «=», 122*2=244 рубля. После ввода последнего числа нажимается клавиша «ENTER» или «Ввод», и мы получаем результат вычисления – заполняем таким образом еще 2 строки таблицы. В каждой строке считаем две стоимости со старой ценой и с новой.

Первые 3 человека, кто готов – поднимаем руку и получаем поощрительный скидочный купон в виде «штурвала». Молодцы, а  теперь запишем еще два не менее важных правила, облегчающих нашу с вами работу:

  1. В формулах можно использовать не только числа, но и ячейки;
  2. Правило автозаполнения – автоматическое копирование формулы в каждую ячейку, протягивая за маркер автозаполнения (правый нижний угол ячейки).

Еще один пример – черешня «Амро» за 100 рублей за упаковку до скидки и за 75 после скидки – мы покупаем 3 упаковки, данные заносим в таблицу, но что бы сосчитать стоимость, используем не просто числа цены, а адреса тех ячеек, в которые эти числа введены.

                Сначала удаляем при помощи клавиши DELETE, не совсем корректно записанную формулу, исправляем числа на адреса ячеек. Теперь ребята самостоятельно заполняем оставшиеся ячейки, но стоимость пока не считаем в них – только название и две цены, ячейки стоимости остаются пустыми. Сделали?

                А теперь внимание на экран, я покажу вам фокус. Легким движением мышки, за правый нижний угол ячейки, я «протягиваю» формулу до последней строки, нажатой левой кнопкой мыши, обеспечивая автоматическое копирование формулы по ячейкам – такая возможность называется «автозаполнение», и это у вас в тетрадях записано.

Теперь вновь обратите свои взоры на свои мониторы и заполните до конца ваши таблицы – по готовности поднимаем руку – первые три человека поощряются скидочными купонами.

        И последнее, что мы сделаем с данной таблицей – мы определим то, ради чего затеяли весь этот счет – мы определим экономию денежек и посмотрим, на что нам хватит сэкономленных средств.

        Для этого мы должны посчитать сумму стоимостей всех наших товаров без скидки и со скидкой, найти разницу и экономия будет на лицо. Все согласны?

5. К сожалению, ребята, во время подсчетов в наши таблицы закрались вирусы, которые сделаны специально для приложений MS Ossice – называются они макровирусы. Нам нужно от них вылечить ваши мобильные телефоны. Только мощь нашего коллектива и сплоченность поможет нас спасет.

Встаньте ребята, задвиньте стулья за парту. Все помнят, что минимальная единица количества информации – называется (бит). Представим, что у нас в классе каждый ученик это 1 бит. Биты могут объединяться в группы, которые называются байтами. Сколько бит содержится в байте –  (8). Возьмитесь за руки 8 человек, т.е. 8 бит – получится 1 байт. Сколько осталось человек? 4 – сколько это байт? 0,5. Теперь возьмитесь за руки и сделайте волну в одну сторону, теперь в другую. Мощь нашего класса составляет практически 1,5 байта. Вирусы мы нашей мощью изгнали, продолжаем прогулку. Молодцы. Садитесь. (2)

Итак, для подсчета общей суммы, мы используем значок автосумма «» на панели инструментов «стандартная». Сначала выбираем весь столбец и захватывая один лишний столбец снизу, в котором и будет отображаться наша сумма, затем нажимаем значок  «» и нажимаем клавишу «Ввод». Выполняем операцию два раза и получаем два числа.

Ну и самое последнее – находим нашу долгожданную прибыль. Подумайте, какую же формулу можно записать в ячейку Е12, что б получить наш ответ? Выполняем самостоятельно.

        Пройдясь по рядам, я могу сделать вывод, что понятие формулы вы освоили. Эти знания вы можете применить в реальной жизни. Какую пользу они могут принести? (ответы детей). Итак, ребята, на что потратите свою прибыль? (12)

Домашнее задание: Посетить 2-ой этаж ТРЦ «Балканский», магазин «Intersport», приобрести спортивный инвентарь (лыжный комплект), посчитать стоимость и составить таблицу.

        Поставить оценки мне хотелось бы сегодня следующим ребятам. У кого сколько купонов скидочных? Система оценок следующая … , и еще одну оценку вы получите, когда мы с Вашим учителем проверим ваши сегодняшние таблицы.  

Дорогие ребята, наша прогулка по ТРЦ подошла к концу, Хотелось бы пожелать вам всего хорошего в учебе, крепкой дружбы в коллективе и отличной физической формы. Напоминаю, что 14 февраля стартует соревнование «Лыжня России 2010» - принимайте участие и будьте здоровы. До свидания, и в заключении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка игры "Зарница" (февраль 2010 года)

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Военно-патриотическая игра "Зарница". Игра проведена в феврале 2010 года....

проверочная работа 10 класс электронные таблицы

Электронные таблицы, проверочная работа 10 класс по учебнику Н.Д. Угриновича "Информатика и ИКТ" базовый уровень...

Презентация к уроку информатики в 9 классе "Электронные таблицы"

Презентация к уроку информатики в 9 классе "Электронные таблицы" содержит в себе краткий теоретический материал....

9 класс Электронные таблицы Excel 2010

В данном случае представлена презентация, практическое занятие и базы для практического занятия в 9 классе по теме Электронные таблицы....

Тест для 9 класса - Электронные таблицы, УМК Семакин

Тест для 9 класса - Электронные таблицы, УМК Семакин...

План-конспект урока информатики в 8 классе "Электронные таблицы. Знакомство с табличным процессором Microsoft Excel"

План-конспект урока информатики в 8 классе "Электронные таблицы. Знакомство с табличным процессором Microsoft Excel" и приложение к уроку (практическая работа, презентация)...

27 февраля 2015 года. Городской конкурс "Учитель года". 8 класс. Программирование линейных алгоритмов

Скажи мне – и я забуду,Покажи мне – и я запомню,Вовлеки меня -  и я пойму. (Древняя китайская мудрость)Тема:  Программирование линейных алгоритмов. 8 класс Цель урока:  Формир...