Содержательный подход к измерению информации, ФГОС, 7 класс
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс) на тему

Миронова Анастасия Витальевна

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС второго поколения.

На данном уроке ученики:

  • учатся решать задачи на нахождение количества информации в сообщении
  • выполняют анализ и синтез
  • организовывают учебное взаимодействие в группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmerenie_informatsii_soderzhatelnyy_podhod_7_klass.rar187.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Содержательный подход к измерению информации

 Цель: познакомить учащихся с содержательным методом измерения информации;

ввести единицу измерения информации – бит  и формулу для нахождения количества информации 2х=N;

научить решать задачи на нахождение количества информации в сообщении, используя введенную формулу;

развивать мышление и познавательную активность учащихся;

воспитывать аккуратность при вычислениях.

 Задачи: 

Образовательные: научить измерять количество информации в сообщении, ввести понятие «бит», познакомить с единицами измерения информации.

Развивающие: развивать умение читать информацию, развивать самостоятельность мышления, познавательные интересы, интеллектуальные способности.

Воспитательные: воспитывать умение работать в команде.

 Планируемые результаты:

Познавательные

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

перерабатывать информацию для получения необходимого результата;

выполнять анализ и синтез;

устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

выстраивать логическую цепь рассуждений.

желание выполнять учебные действия;

способность к личностной саморефлексии;

уважение иного мнения;

выработка в противоречивых конфликтных ситуациях правил поведения, способствующих ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.

доносить свою позицию до других;

при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;

учиться подтверждать аргументы фактами;

критично относиться к собственному мнению;

организовывать учебное взаимодействие в группе.

определять цель и составлять план выполнения задания; работая по плану, сверять свои действия с целью и исправлять ошибки с помощью учителя;

соотнести результат с целью и оценить его;

понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:  доска и мел

 Источники информации:

Для учителя

Для  учащихся

Метод литература, сайты интернета:

http://school497.ru/download/u/02/les6/les.html

http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm

Раздаточный материал

Учебник «Информатика и ИКТ»  И.Г. Семакин и др. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015

 

Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность  учащихся

УУД( универсальные  учебные    действия)

I. Организационный

  • приветствие;
  • проверка явки учащихся;
  • проверка готовности учащихся  к уроку ;
  • настрой учащихся  на работу.

-приветствуют учителя,

 -визуально контролируют свою готовность к уроку

-рассаживаются на рабочие места.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

II. Повторение пройденного материала.  

Что является объектом изучения информатики?

Что такое информация?

Какие виды и свойства информации вы знаете?

 Ученики отвечают на вопросы.

Личностные: 

умение рассуждать, излагать свои мысли, делать вывод.

Коммуникативные: взаимодействовать  с учителем.

Познавательные:

умение анализировать, выделять и формулировать  задачу;

умение осознанно строить речевое высказывание.  

III.Изучение нового материала

- А теперь, я прошу вас разбиться на команды, по 5 человек.

Каждой команде выдаются карточки с ребусами.

Какие ответы у вас получились?

Каким одним словом  можно назвать все ваши ответы?

Итак, тема нашего урока…

Постановка проблемы:

         Как можно измерить информацию? В каких единицах ее следует измерять?

Существует 2 метода измерения информации.

I Содержательный (субъективный) метод:

Количество информации зависит от содержания сообщения, которое для разных людей будет иметь разное значение.

Пример: Сообщение: «В 7 классе на следующей неделе будет контрольная по информатике». Какое значение это сообщение несет Вам, директору школы, уборщице и пр.?

II алфавитный (объективный) метод:

Определяется количество информации, заключенное в тексте. Количество информации не будет зависеть от человека, воспринимающего текст.

Сегодня на уроке мы рассмотрим возможность находить информацию, используя содержательный подход.

Количество информации, заключенное в сообщении, определяется объемом знаний, который несет это сообщение получающему его человеку.

Давайте вспомним, какое сообщение несет для человека информацию?

В следующих примерах №1 определите (устно), несет ли для вас сообщение информацию или нет. Объясните почему?  

№1. а) Вчера шел дождь.

Б) Завтра будет солнечно.

В)2*2=4  для первоклассника;  для семиклассника.

              Г)∫хdx=x2/2+C   для семиклассника; для 11-классника.

При содержательном подходе возможна качественная оценка информации: полезная, важная, безразличная, вредная. Причем, одну и ту же информацию разные люди могут оценивать по-разному.

Дайте качественную оценку (устно) следующим сообщениям № 2:

А) сейчас идет дождь;

Б)завтра контрольная работа по математике;

В)чтобы родители не узнали про двойку, надо вырвать страницу из дневника;

Г)номер телефона скорой помощи  03;

Д)вчера был вечер «Осенний бал».

 А как определить, в каком сообщении информации содержится больше, а в каком меньше?

Для этого надо количественно измерить информацию.

Бит - единица измерения количества информации.

Ее определение звучит так:

Сообщение, уменьшающее неопределенность знаний человека в 2 раза, несет  1 бит информации.

Что такое неопределенность? Какие синонимы можно подобрать к слову неопределенность -  непонятность, неизвестность, незнание.

Неопределенность знаний человека о каком-либо событии – это количество возможных результатов этого события.

Пример:

Допустим, вы бросаете монету, загадывая, что выпадет: орел или решка? Есть два варианта возможного результата бросания монеты. Причем, ни один из этих вариантом не имеет преимущества перед другим. В таком случае говорят, что они равновероятны. Так вот, перед подбрасыванием монеты неопределенность знаний о результате равна двум.

Когда монета упала, мы получили зрительное сообщение о том, что выпал один вариант, например, орел. Произошло одно из двух равновероятных событий. Наша неопределенность уменьшилась в 2 раза (было 2 варианта, остался только один). Значит, узнав результат подбрасывания монеты, мы получили 1 бит информации.

Сообщение о том, что произошло одно событие из двух равновероятных, несет 1 бит информации.

А теперь такая задача: студент на экзамене может получить одну из четырех оценок: 5-«отлично», 4-«хорошо», 3-«удовлетворительно», 2 –«неудовлетворительно». Представьте, что ваш товарищ пошел сдавать экзамен. Причем учится он очень неровно и может с одинаковой вероятностью получить любую оценку от 2 до 5. Вы волнуетесь за него, ждете результата экзамена. Наконец, он пришел и на ваш вопрос: «Ну, что получил?» ответил: «Четверку!».

Вопрос: сколько битов информации содержится в его ответе?

Если сразу сложно ответить на этот вопрос, то давайте подойдем к ответу постепенно. Будем отгадывать оценку, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Почему, как вы думаете?

Действительно, вопросы мы ставим так, чтобы каждый ответ уменьшал количество вариантов в два раза и, следовательно, приносил 1 бит информации.

Первый вопрос:

- Оценка выше тройки?

- Да.

После этого ответа число вариантов уменьшилось в два раза. Остались только 4 и 5. Получен 1 бит информации.

Второй вопрос:

- Ты получил пятерку?

- Нет.

Выбран один вариант из двух оставшихся: оценка – четверка. Получен еще один бит информации. В сумме имеем 2 бита.

Сообщение о том, что произошло одно из четырех равновероятных событий, несет 2 бита информации.

Разберем еще одну частную задачу, а потом получим общее правило.

На книжном стеллаже 8 полок. Книга может стоять на любой из них. Сколько информации содержит сообщение о том, где находится книга?

Будем действовать таким же способом, как в предыдущей задаче. Метод поиска, на каждом шаге которого отбрасывается половина вариантов, называется методом половинного деления. Применим метод половинного деления к задаче со стеллажом.

Задаем вопросы:

- Книга лежит выше четвертой полки?

- Нет.

- Книга лежит ниже третьей полки?

- Да.

- Книга на второй полке?

- Нет.

-Ну теперь все ясно! Книга лежит на первой полке!

Каждый ответ уменьшал неопределенность знания в два раза. Всего было задано три вопроса. Значит, набрано 3 бита информации. И если бы сразу было сказано, что книга лежит на первой полке, то этим сообщением были бы переданы те же 3 бита информации.

В общем случае, количество информации, заключенное в сообщении о том, что произошло одно из N равновероятных событий, находится по формуле:

         2i=N      

 где N – количество возможных равновероятных событий

i – количество информации в сообщении (измеряется в  битах).

Т.к. вам неизвестна эта функция, то решение будем находить не вычислением, а использованием таблицы «Степени числа 2».

Если значение N равно целой степени двойки (4,8,16), то такое уравнение решается просто: i будет целым числом. А чему, например, равно количество информации в сообщении о результате бросания игральной кости, у которой имеется шесть граней, и, следовательно, N=6? Решение уравнения будет дробным числом между 2 и 3. Ответ будем записывать следующим образом: 2

Разбиваются на команды.

Ученики отвечают: метр, килограмм, минута.

Ученики отвечают:  единицы измерения длины, веса, времени.

Учение отвечают:  единицы измерения информации.

        Ученики затруднены. Предполагают, что чем больше знаний в сообщении, тем больше содержится в нем информации.

Ученики отвечают, что это сообщение информативно для учеников 7 класса

Ученики отвечают, что сообщение содержит информацию (ненулевую) для человека, если заключенные в нем сведения являются для этого человека новыми и понятными, следовательно пополняют его знания.

Ученики выполняют задание №1 карточки

Ученики выполняют задание №2 карточки

Ученики предполагают, что надо измерить информацию.

Ученики записывают определение в тетради.

Ученики записывают определение в тетради.

Ученики записывают определение в тетради.

Ученики предполагают, что такая форма вопросов уменьшает количество возможных вариантов в два раза, и приносит 1 бит информации с каждым ответом.

Ученики пытаются самостоятельно решить задачу.

Ученики записывают формулу.

Ученики получают таблицу «Степени числа 2», изучают ее.

Потому что меньшего недостаточно.

Познавательные:

внимательное чтение научного текста и вычитывание необходимой информации;

построение логических рассуждений;

использование информации для достижения цели;

анализ и синтез.

Личностные:   

создание эффективного взаимодействия в команде.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей, аргументация своих мнений

Регулятивные:

планирование последовательных действий и получение результата

VI.Закрепление изученного

Учащимся предлагаются карточки с задачами, на применение приобретенных знаний. Причем, каждому ученику выдается текст  всех 5 задач, но ответственность возлагается на решение только одной из них. Это делается для того, чтобы учащиеся были в курсе проблем, которые будут обсуждаться далее и в случае быстрого решения своей задачи, имели возможность не скучать.

Решим задачи на нахождение количества информации при содержательном подходе.  (устно) №3.

 А)  «Вы выходите на следующей становке?» спросили человека в втобусе. «Нет» - ответил он. Сколько информации содержит ответ?  -  1 бит.

Б) Вы подошли к светофору, когда горел желтый свет. Загорелся зеленый. Сколько информации вы при этом получили?   -  1 бит.

В) Вы подошли к светофору, когда горел красный свет. Загорелся желтый. Сколько информации вы при этом получили?   -  0 бит.

№4. (письменно)

[2] п 1.3, № а) В корзине лежат 8 шаров разного цвета. Сколько информации несет сообщение о том, что из корзины достали красный шар.

Дано

N=8 (шар)

Найти

х- ?

Решение

2х=N

2х=8

х=3 бит  (из таблицы)

Ответ: 3 бита.

Б)   Сообщение о том, что Петя живет во втором подъезде, несет 3 бита информации. Сколько подъездов в доме?

Дано

х =3 бит

Найти

N - ?

Решение

2х=N

23= N

N =8 (под.)

Ответ:   8 подъездов.

-выполняют практическую работу;

- по мере решения, сообщают результаты своей работы учителю;

- в случае неверных результатов, занимаются поиском ошибок;

- если задача решена верно, а другие еще работают, то делают попытку  следующую задачу.

- ученики поочередно выступают у доски, предлагая свои решения.

-тем временем, остальные могут задавать вопросы, комментировать решения, предлагать свои варианты.

Личностные: овладение нормами и правилами организации труда;

развитие ответственности за качество своей    деятельности

Регулятивные:

умение применять полученные знания на практике    осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе работы и обоснование способов их исправления

 Познавательные:   умение ориентироваться в понятиях.  

 Коммуникативные взаимодействовать  в группе;

выражение своих мыслей, аргументация своих мнений;

умение слушать других и быть готовым принять другую точку зрения.

V. Итог урока

В конце урока, после обсуждения решения задач, следует вновь напомнить тему занятия и предложить учащимся оценить, насколько они поняли и усвоили материал по 5-балльной шкале.

- учащиеся отвечают, что они узнали на уроке, оценивают полученные знания.

Личностные:

самоосознание, рефлексия.

Коммуникативные: оформление своих мыслей в письменной речи.

Регулятивные:

извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний.

Познавательные:

уметь передать содержание в сжатом, выборочном виде.

VI.Домашнее задание

На дом выдается домашнее задание:

1) выполнить задание     на карточках

При этом задания выстроены по уровню сложности:

-на оценку 3 достаточно решить одну первую задачу;

-на оценку 4 - две первые задачи или одну третью;

- на оценку 5 - первую и третью или вторую и третью.

2) в помощь к решению задач, предлагается прочитать в учебнике соответствующий параграф "Неопределенность знания и количество информации".

- получают инструкции от учителя к выполнению домашнего задания.

Личностные :

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

Домашняя работа

№1. Определите, какое из сообщений содержит для вас информацию.

а) Площадь Тихого океана – 179 млн. кв. км.

     Москва – столица России.

     Завтра ожидается солнечная погода.

     Дивергенция однородного векторного поля равна нулю.

     2*2=4.

б) Дайте следующим сообщениям оценки «важная», «полезная», «безразличная», «вредная» информация.

        Занятия факультатива по информатике проводятся каждый вторник.

        IBM – это первые буквы английских слов, которые звучат как «интернешнел бизнес мэшинз», что по-русски означает «машины для международного бизнеса».

        Лед – это твердое состояние воды.

        Первым человеком, полетевшим в космос, был Юрий Гагарин.

        Номер телефона скорой помощи 02.

№2. Какое количество информации вы получили, когда увидели, что лампочка накаливания в комнате включена?

№3. Группа школьников пришла в бассейн, в котором 4 дорожки для плавания. Тренер сообщил, что группа будет плавать на дорожке номер 3. Сколько информации получили школьники из этого сообщения?

Домашняя работа

№1. Определите, какое из сообщений содержит для вас информацию.

а) Площадь Тихого океана – 179 млн. кв. км.

     Москва – столица России.

     Завтра ожидается солнечная погода.

     Дивергенция однородного векторного поля равна нулю.

     2*2=4.

б) Дайте следующим сообщениям оценки «важная», «полезная», «безразличная», «вредная» информация.

        Занятия факультатива по информатике проводятся каждый вторник.

        IBM – это первые буквы английских слов, которые звучат как «интернешнел бизнес мэшинз», что по-русски означает «машины для международного бизнеса».

        Лед – это твердое состояние воды.

        Первым человеком, полетевшим в космос, был Юрий Гагарин.

        Номер телефона скорой помощи 02.

№2. Какое количество информации вы получили, когда увидели, что лампочка накаливания в комнате включена?

№3. Группа школьников пришла в бассейн, в котором 4 дорожки для плавания. Тренер сообщил, что группа будет плавать на дорожке номер 3. Сколько информации получили школьники из этого сообщения?

Карточки с заданиями для  работы в классе

№1. а) Вчера шел дождь.

         Б) Завтра будет солнечно.

         В)2*2=4  для первоклассника;  для семиклассника.

                        Г)∫хdx=x2/2+C   для семиклассника; для 11-классника.

№ 2:     А) сейчас идет дождь;

Б)завтра контрольная работа по математике;

В)чтобы родители не узнали про двойку, надо вырвать страницу из дневника;

Г)номер телефона скорой помощи  03;

Д)вчера был вечер «Осенний бал».

№3.

 А)  «Вы выходите на следующей остановке?» спросили человека в автобусе. «Нет» - ответил он. Сколько информации содержит ответ?

  Б) Вы подошли к светофору, когда горел желтый свет. Загорелся зеленый. Сколько информации вы при этом получили?

  В) Вы подошли к светофору, когда горел красный свет. Загорелся желтый. Сколько информации вы при этом получили?  

№4. (письменно)

[2] п 1.3           а) В корзине лежат 8 шаров разного цвета. Сколько информации несет сообщение о том, что из корзины достали красный шар.

                         Б)   Сообщение о том, что Петя живет во втором подъезде, несет 3 бита информации. Сколько подъездов в доме?

Карточки с заданиями для  работы в классе

№1. а) Вчера шел дождь.

         Б) Завтра будет солнечно.

         В)2*2=4  для первоклассника;  для семиклассника.

                        Г)∫хdx=x2/2+C   для семиклассника; для 11-классника.

№ 2:     А) сейчас идет дождь;

Б)завтра контрольная работа по математике;

В)чтобы родители не узнали про двойку, надо вырвать страницу из дневника;

Г)номер телефона скорой помощи  03;

Д)вчера был вечер «Осенний бал».

№3.

 А)  «Вы выходите на следующей остановке?» -  спросили человека в автобусе. «Нет» - ответил он. Сколько информации содержит ответ?

  Б) Вы подошли к светофору, когда горел желтый свет. Загорелся зеленый. Сколько информации вы при этом получили?

  В) Вы подошли к светофору, когда горел красный свет. Загорелся желтый. Сколько информации вы при этом получили?  

№4. (письменно)

[2] п 1.3           а) В корзине лежат 8 шаров разного цвета. Сколько информации несет сообщение о том, что из корзины достали красный шар.

                         Б)   Сообщение о том, что Петя живет во втором подъезде, несет 3 бита информации. Сколько подъездов в доме?

 

i

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

i

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

N

2

4

8

16

32

64

128

256

512

1024

N

2

4

8

16

32

64

128

256

512

1024

i

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

i

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

N

2

4

8

16

32

64

128

256

512

1024

N

2

4

8

16

32

64

128

256

512

1024

i

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

i

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

N

2

4

8

16

32

64

128

256

512

1024

N

2

4

8

16

32

64

128

256

512

1024

i

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

i

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

N

2

4

8

16

32

64

128

256

512

1024

N

2

4

8

16

32

64

128

256

512

1024

i

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

i

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

N

2

4

8

16

32

64

128

256

512

1024

N

2

4

8

16

32

64

128

256

512

1024

i

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

i

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

N

2

4

8

16

32

64

128

256

512

1024

N

2

4

8

16

32

64

128

256

512

1024

i

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

i

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

N

2

4

8

16

32

64

128

256

512

1024

N

2

4

8

16

32

64

128

256

512

1024

i

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

i

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

N

2

4

8

16

32

64

128

256

512

1024

N

2

4

8

16

32

64

128

256

512

1024

i

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

i

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

N

2

4

8

16

32

64

128

256

512

1024

N

2

4

8

16

32

64

128

256

512

1024

i

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

i

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

N

2

4

8

16

32

64

128

256

512

1024

N

2

4

8

16

32

64

128

256

512

1024


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи по теме «Содержательный подход к измерению информации»

Задачи для изучения содержательного подхода к измерению информации...

Дидактический материал к уроку информатики по теме:"Содержательный подход к измерению информации"

В настоящее время на экзаменах по информатике, в том числе ЕГЭ (часть А, B) есть много заданий по теме “Содержательный подход к измерению информации”.Цель данного дидактического материала – закреплени...

Технологическая карта урока по теме "Содержательный подход к измерению информации"

Технологическая карта урока информатики в 7 классе по теме "Содержательный подход к измерению информации"...

Измерение информации. Содержательный подход к измерению информации.

Презентация к уроку в 10 классе "Измерение информации.  Содержательный подход к измерению информации."...

Методическая разработка урока: Разноуровневый подход к обучению информатики, как средство повышения познавательного интереса учащихся к предмету на примере темы: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации". 7 класс.

Тема: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации" является наиболее важной областью изучения информатики, поэтому считаю необходимым усвоение материала всеми уча...