Зачёт на тему «Информация. Двоичное кодирование» 10 класс
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс) на тему

Трищенкова Наталья Геннадьевна

Зачёт на тему «Информация. Двоичное кодирование» 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10kl2.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка  урока – зачёта на тему «Информация. Двоичное кодирование» 10 класс

Тема урока:

Зачет по теме «Информация. Двоичное кодирование».

Учащиеся должны знать:

способы двоичного кодирования текстовой информации; основные таблицы перекодировки;

особенности использования различных текстовых, графических, звуковых форматов;

алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую и способы представления чисел в разных форматах;

правила двоичной арифметики;

причины возникновения ситуации переполнения при работе с числовыми данными;

Учащиеся должны уметь:

сохранять созданные файлы в заданном формате;

преобразовывать файлы из одного формата в другой; переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную и обратно;  использовать правила двоичной арифметики для решения примеров; интерпретировать содержимое ячейки памяти в соответствии с заданным форматом.

Цели урока

Обучающие

Проверить усвоения основных понятий, овладение основными умениями по теме.

Развивающие

развитие логического мышления, расширение кругозора.

Воспитательные

развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.

Структурные элементы урока

1.Орг. момент

Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Организация внимания.

2. Сообщение цели и темы урока.

3.Проверка и применение знаний, умений и навыков.

Раздаются зачётные листы.

Выполняются задания зачёта.

Тип урока

Проверка и оценка ЗУН учащихся.

Методы

Самостоятельная работа, практическая работа.

Ход урока:

Вопросы для зачёта.

  1. Что такое кодирование и декодирование?
  2. Почему в компьютере используют двоичное кодирование информации?
  3. Что такое система счисления? Каких видов они бывают?
  4. Какие системы счисления используются в компьютере?
  5. Что такое основание позиционной системы счисления? Какое основание у двоичной, восьмеричной, десятичной и шестнадцатеричной систем счисления?
  6. Каков алгоритм перевода числа из десятичной системы счисления в любую другую позиционную?
  7. Каков алгоритм перевода числа из любой позиционной системы счисления в десятичную?
  8. Каков алгоритм перевода двоичного числа в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления? И наоборот?
  9. Каким образом осуществляется кодирование текстовой
    информации?
  10. Формула Хартли.

1 Вариант

Двое играют в «крестики-нолики» на поле 4 на 4 клетки.  Какое количество информации получил второй игрок, узнав ход первого игрока?

1) 1 бит        2) 2 бита         3) 4 бита         4) 16 бит

  1. Объем сообщения – 7,5 кбайт. Известно, что данное сообщение содержит 7680 символов. Какова мощность алфавита?

1) 77        2) 256         3) 156         4) 512

  1. Дан текст из 600 символов. Известно, что символы берутся из таблицы размером 16 на 32. Определите информационный объем текста в битах.

1) 1000        2) 2400         3) 3600         4) 5400

  1. Мощность алфавита равна 256. Сколько кбайт памяти потребуется для сохранения 160 страниц текста, содержащего в среднем 192 символа на каждой странице?

1) 10        2) 20         3) 30         4) 40

  1. Объем сообщения равен 11 кбайт. Сообщение содержит 11264 символа. Какова мощность алфавита?

1) 64        2) 128         3) 256         4) 512

2 Вариант

  1. За четверть Андрей Иванов получил 20 оценок. Сообщение о том, что он вчера получил четверку, несет 2 бита информации. Сколько четверок получил Андрей за четверть?

1) 2        2) 4        3) 5        4) 10

  1. В корзине лежат черные и белые шары. Среди них 18 черных шаров. Сообщение о том, что достали белый шар, несет 2 бита информации. Сколько всего шаров в корзине?

1) 18        2) 24        3) 36        4) 48

  1. В закрытом ящике находится 32 карандаша, некоторые из них синего цвета. Наугад вынимается один карандаш. Сообщение «этот карандаш – НЕ синий» несёт 4 бита информации. Сколько синих карандашей в ящике?

1) 16        2) 24        3) 30        4) 32

  1. Некоторый алфавит содержит 4 различных символа.  Сколько трехбуквенных слов можно составить из символов этого алфавита, если символы в слове могут повторяться?

1) 4        2) 16        3) 64        4) 81

  1. В некоторой стране автомобильный номер длиной 6 символов составляется из заглавных букв (всего используется 12 букв) и десятичных цифр в любом порядке. Каждый символ кодируется одинаковым и минимально возможным количеством бит, а каждый номер – одинаковым и минимально возможным количеством байт. Определите объем памяти, необходимый для хранения 32 автомобильных номеров.

1) 192 байта        2) 128 байт        3) 120 байт        4) 32 байта

Вариант 1.

1Как представлено число 8310 в двоичной системе счисления? 2балла

1)  10010112        2) 11001012         3) 10100112         4) 1010012 

2.Сколько единиц в двоичной записи числа 195? 2балла

1)  5        2) 2        3) 3                4) 4

3.Как представлено число 25 в двоичной системе счисления? 2балла

1)  10012                2) 110012         3) 100112         4) 110102

4.Как записывается число A8716 в восьмеричной системе счисления? 2балла

1)  4358                2) 15778         3) 52078                 4) 64008

5.Для хранения целого числа со знаком используется один байт. Сколько единиц содержит внутреннее представление числа (-128)? 4балла

1) 1            2)  2                  3)  3         4) 4

Вариант 2

 Сколько единиц в двоичной записи числа 17310? 2балла

        1)  7        2) 5        3) 6                4) 4

 Как представлено число 82 в двоичной системе счисления? 2балла

1)  10100102        2) 10100112         3) 1001012         4) 10001002

 Как записывается число 5678 в двоичной системе счисления? 2балла

1)  10111012        2) 1001101112         3) 1011101112         4) 111101112

Как записывается число 7548 в шестнадцатеричной системе счисления? 2балла

1)  73816                2) 1A416         3) 1EC16                 4) A5616

Для хранения целого числа со знаком используется один байт. Сколько единиц содержит внутреннее представление числа (-35)? 4балла

1) 3            2)  4                  3)  5         4) 6

Практическая работа.

Даны карточки.  Необходимо составить таблицу, установить соответствие между карточками 1 вида и 2 вида.

Карточки первого вида

  1. Система счисления
  2. Системы счисления
  3. Позиционная система счисления
  4. Римская система счисления
  5. Десятичная система счисления
  6. Основание системы счисления
  7. Алфавит цифр и основание

 Карточки второго вида

  1. является непозиционной
  2. является позиционной
  3. имеет каждая позиционная система
  4. в ней количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе.
  5. делятся на 2 группы: позиционные и непозиционные
  6. знаки, используемые для записи чисел
  7. двоичная, десятичная, римская, вавилонская
  8. равно количеству цифр (знаков в ее алфавите)
  9. наиболее распространена
  10. это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита

Ответ: 1-10 ; 2-5; 3-4 ; 4-1 ; 5-2; 6-8; 7-3

Количество баллов.

10 баллов за теоретические вопросы. За решение задач –  12 баллов. 12 баллов за практическую работу.

34 балла – оценка «5»

27 баллов – оценка «4»

20 баллов – оценка «3»

Выставление оценок.

Оценочный лист

За практику  количество баллов на уроке. За теорию и решение задач и оценку за зачёт сообщается  на следующем уроке.

Ф.И.

Теория

Решение задач

Практика

Выставление оценки

Задание на дом: Подготовить 10 вопросов теста с ответами на тему: «Информация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кодирование информации. Двоичное кодирование

"Урок по теме "Кодирование информации. Двоичное кодирование" 10 класс"...

Методическая разработка урока. Зачёт по теме "Глагол" в 6 классе

Урок-зачет по теме «Глагол» в 6 классе. Данный урок рассчитан на два часа, разнообразные формы организации работы учащихся (в группах, в парах, индивидуально) позволяют систематизировать и обобщ...

Зачёт по теме "Имя числительное". 6 класс.

Проверяется умение опознавать числительные, различать их по значению, грамматическим признакам  и строению, грамотно писать, соблюдать нормы употребления, анализировать синтаксическую роль числит...

Презентация по теме "Преимущества двоичного кодирования. Вероятностный подход для подсчёта количества информации в сообщении"

содержание презентации полностью соответствует материалу учебника Угринович Н. Д. "Информатика и ИКТ 8 класс"...

Интерактивный тест на тему "Информация. Двоичное кодирование информации"

Интерактивный тест на тему "Информация. Двоичное кодирование информации". Тест включает в себя 30 вопросов,  на которые нужно ответить за отведенное время (45 мин). Тест оценивается по 5 бальной ...

Тест по теме: «Информация. Двоичное кодирование информации»

В данном матеиале содержится тет ориентированный на учеников 10-11 классов....

Представление информации. Двоичное кодирование

Презентация по теме "Представление информации. Двоичное кодирование"...