Способы перевода чисел в системы счисления с различными основаниями
учебно-методический материал по информатике и икт (8 класс) по теме

Маслова Татьяна Леонидовна

Способы перевода чисел, записанных в системе счисления с основанием «а» в систему счисления с основанием «в», традиционно вызывают у учащихся трудности.

Если переводы из десятичной системы в двоичную и обратные довольно хорошо освещены в литературе, то рекомендации по методам более сложных взаимо-обратных переводов, в том числе и в системы счисления с произвольным (любым) основанием, практически отсутствуют.

Тем не менее, задачи такого плана охотно используются составителями различных тестовых и конкурсных работ, в том числе ГИА и ЕГЭ.

В своем учено-методическом материале я попыталась логически сопоставить основные способы перевода чисел в различные системы и показать учащимся довольно четкие закономерности, помогающие в решении этих вопросов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebno-metod_material.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методический материал по теме «Способы перевода чисел в системы счисления с различными основаниями».

Пояснительная записка

Способы перевода чисел, записанных в системе счисления с основанием «а» в систему счисления с основанием «в», традиционно вызывают у учащихся трудности.

Если переводы из десятичной системы в двоичную и обратные довольно хорошо освещены в литературе, то рекомендации по методам более сложных взаимо-обратных переводов, в том числе и в системы счисления с произвольным (любым) основанием, практически отсутствуют.

Тем не менее, задачи такого плана охотно используются составителями различных тестовых и конкурсных работ, в том числе ГИА и ЕГЭ.

В своем учено-методическом материале я попыталась логически сопоставить основные способы перевода чисел в различные системы и показать учащимся довольно четкие закономерности, помогающие в решении этих вопросов

Двоичная система счисления.

Сначала рассмотрим известную нам, десятичную систему счисления и правила ее построения:

   В ней используются 10 цифр и позиционная система представления чисел, при которой имеет значение место (позиция, разряд), где стоит цифра.

   Пример: 10 цифр – от 0 до 9.

        275=2*10^2+7*10^1+5*10^0

         Цифра   Основание системы счисления

      Пример числа:3715 = 3000+700+10+5

 

   

   

    В компьютерах используют двоичную систему счисления, где только 2 цифры - 0 и 1- (включено и выключено)

     Пример: число 5 – перевести в двоичную систему.

    1*2^2+0*2^1+1*2^0

  1.  101

Способы перевода.

           7         6         5         4          3          2         1         0

     

  1. 11011
  1. 1101001

                 

Перевод двоичных чисел в десятичную систему.

   1*64+1*16+1*8+1*4=92

Ученики решают примеры по индивидуальным карточкам.

Восьмеричная система счисления.

Восьмеричная система счисления применяется для того, чтобы число или текст, записанные в двоичной системе, было бы легче прочитать и написать, так как большое кол-во нулей и единиц людям использовать тяжело.

Поэтому двоичную запись разделяют на группы по 3 разряда, начиная с младшего, и к каждой группе ставят в соответствие цифру от нуля до семи. (Всего 8 цифр)

Пример: 1 011 100 101 101

   

     Минимальное число в 3 разрядах:

    000-0

     Максимальное число в 3 разрядах:

    111-7

    Всего получается 8 цифр, что и дало название «Восьмеричная система счисления»

Шестнадцатеричная система счисления.

Так же как и восьмеричная система счисления служит для сокращения двоичной записи и для повышения её наглядности. Шестнадцатеричная система счисления стала появляться в связи с возникновением 32, 64 разрядных процессоров.

Двоичное число разделяется, на группы по 4 и каждой 4 ставится в соответствии одна цифра, но так как максимально четыре двоичных разряда  - это 1111-15, а такой цифры нет, то в шестнадцатеричной системе счисления цифры от 10 до 15 обозначается латинскими буквами.

Использование букв латинского алфавита связанно с математическим понятием ЦИФРЫ.

Цифрой  в математике считается некоторое обозначение числа, причём только одним знаком. Поэтому  у людей двузначное число - 2 цифры, трёхзначное- 3 и т.д. В средние века арабские математики ввели понятие «0», придумали рисунки для обозначения чисел от 0-9,  и эти рисунки стали называть арабскими цифрами, после чего началось развитие алгебры.

Однако с появлением компьютерных технологий и двоичной системы счисления, возникла необходимость в сокращённой записи двоичных кодов, т.е.  в 8-чной, а затем в 16-чной системах счисления. Но если с 8-чной проблем не было (цифры 0-7 людям уже были известны), то в 16-чной возникла необходимость обозначение одним знаком (цифрой) чисел 10, 11….15. По причине всемирного распространения английского языка были выбраны буквы латинского алфавита от A-F

     

Десятичная

Двоичная

Шестнадцатеричная

1

0001

1

2

0010

2

3

0011

3

4

0100

4

5

0101

5

6

0110

6

7

0111

7

8

1000

8

9

1001

9

10

1010

A

11

1011

B

12

1100

C

13

1101

D

14

1110

E

15

1111

F

Пример: 1 0101 1110 1101 1110

Способы перевода.

И в восьмеричную и в шестнадцатеричную систему счисления десятичное число можно переводить двумя способами:

1. Используя в качестве промежуточной -  двоичную.

Пример:  38810          1 1000 0100=18416

        11310         1 110 001=1618

2. Напрямую, т.е. делением на 8 или на 16 до получения целого остатка

 Пример:  388  16

  1.  24 16

                      68  16 1

                      64    8

                        4

               

        113        8

         8         14                8

              33       -8         1

       -32         6

1

Если после проверки учитель выясняет достаточную степень усвоения этого материала учениками, можно перейти к более сложной теме:

Система счисления с произвольным основанием.

Зная общие принципы построения систем счисления каждое десятичное число можно представить в виде, который бы соответствовал системе счисления с любым произвольным основанием.

Пример: 38810=3*10^2+8*10^1+8*10^0 –проведем аналогию:

                     6048=6*8^2+0*8^1+4*8^0 – здесь мы видим разложение числа на степени восьмерки, с коэффициентами в интервале 0-7

Представим это число в системе с основанием «5»:

Способ 1:  388  5

  1. 77    5

                         38  5      15  5         =30235

                         35  27    15  3              

                           3  25      0

                                 2

   

        Способ 2:   5^4  5^3  5^2  5^1  5^0

                            625 125   25    5       1

   

               388=3*5^3+0*5^2+2*5^1+3*5^0=30235

Пример:

Дано число  5  в  двенадцатеричной системе счисления, где цифра  - заменяет 10, а цифра - 11

Переведите это число в десятичную систему счисления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Перевод чисел между системами счисления, основания которых являются степенями числа 2" 10 класс

Презентация содержит наглядную демонстрацию алгоритма перевода чисел между системами счисления, основания которых являются степенями числа 2....

Перевод чисел в системах счисления

Презентация «Перевод чисел в системах счисления»...

Перевод чисел в системе счисления с основанием 2, 8, 16

Одним из основных носителей информации в современной вычислительной технике является триггер – электронное полупроводниковое устройство. Триггер может запомнить только одно из двух возможных знач...

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»

Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...

Технологическая карта урока информатики по теме "Правило перевода целых десятичных чисел в системы счисления с основанием q."

Класс8Учебный предметИнформатикаТема урокаПравило перевода целых десятичных чисел в СС с основанием q.Планируемые результаты освоения обучающимися содержания урокаЛичностные результатыПонимают роль фу...