Открытый урок по информатике "Создание орнамента"
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему

Воропинова Наталья Сергеевна

Скачать полностью архив с презентацией и с подробным конспектом урока можно по ссылке

http://yadi.sk/d/GJTd4IoMCrBWU

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК  ПО ИНФОРМАТИКЕ

«Создание орнамента»

Пояснительная записка

Предмет

Информатика

Класс

5

ФИО учителя

Воропинова Наталья Сергеевна, учитель информатики МОБУ СОШ №82 г.Сочи

Тема урока

Создание орнамента

Тип урока

комбинированный

Форма урока

урок – практикум

Длительность урока

40 минут

Актуальность и

новизна

Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия в сфере всех видов изобразительного искусства.  На протяжении всей истории искусства мы встречаемся с бесконечным разнообразием орнамента. Выполняя роль украшения какого-либо предмета, орнамент не может существовать отдельно от произведения искусства, он имеет прикладные функции. Произведением же искусства является сам украшенный орнаментом предмет. 

Орнаментирование входит важной составной частью в создание немалого числа изделий, проектируемых и изготавливаемых в разных отраслях промышленности. Большое внимание уделяется производству традиционных образов, мотивов, сюжетов и форм народного искусства.

Лоскутное одеяло, представленное 25 апреля 2011 года в Москве, стало образом  предстоящей Олимпиады в Сочи 2014. Символизируя характер современной России и её гостеприимство, лоскутное одеяло сочетает в себе 28 орнаментов 16-ти национальных промыслов России. На спортивной одежде для олимпийцев России тоже присутствует орнамент, создавая красоту и оригинальность одежды спортсменов.

Всё это содействует сохранению национального самосознания, которое мы воспитываем у наших школьников.

Компьютер и информационные технологии (применение различных графических редакторов) в XXI веке дают человеку новые возможности при создании орнаментов: быстрота создания на ПК, красочность, разнообразие, проектирование моделей-заготовок, простота создания и обработки сложного узора. ИКТ делают учебный процесс интересней и увлекательней, развивая творческие способности учеников и практические навыки на уроках информатики, где есть интеграция с другими учебными предметами.

Цель урока

(для учителя):

систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке и научить планировать работу с графическими фрагментами при создании орнамента рисунка в графическом редакторе.

Задачи урока: 

  • продолжить вырабатывать умения пользоваться графическим редактором;
  • формировать навыки работы за ПК, с программным продуктом Paint;
  • формировать умение правильно и грамотно выражать свои мысли;
  • расширить знания об орнаменте и его видах;
  • развивать творческие способности, память, внимательность, логическое мышление учащихся, навыки индивидуальной практической деятельности, проектно-исследовательские умения и навыки.

Планируемые образовательные результаты (для учащихся):

Предметные

Метапредметные

Коммуникативные

Личностные

  • умение составлять сложные изображения, используя несколько простых одинаковых фрагментов рисунка;
  • умение создавать орнамент;
  • развитие познавательного интереса, творческой активности;
  • развитие навыков работы на компьютере в графическом редакторе;
  • воспитание интереса к предмету «Информатика»
  • умение выделять в сложных графических объектах простые;
  • умение планировать работу по конструированию сложных объектов из простых;
  • развитие ИКТ-компетентности;
  • применение знаний из истории (д.Филимоново Одоевского района Тульской области – родина филимоновской игрушки)-часть олимпийского контента, урока рисования, географии, математики (геометрические фигуры).
  • развитие дружеского и делового общения учащихся  при организации работы в паре, коллективной работы
  • развитие внимания, зрительной памяти, воображения, геометрической зоркости (чувства симметрии), логического мышления;
  • формирование  внимательности, дисциплинированности;
  • воспитание чувства  личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • формирование национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию России

Форма работы учащихся:

индивидуальная, в парах, коллективная

Виды работы учащихся:

беседа, тестовая работа с раздаточным материалом, фронтальный опрос (игровой момент), работа за персональным компьютером.

Решаемые учебные проблемы

1) закрепить умения работы в графическом редакторе;

2) закрепить умения работы с фрагментами в графическом редакторе;

3) сформировать умения создавать сложные графические объекты из простых с предварительным планированием работы.

Основные понятия, изучаемые на уроке

графический  редактор, фрагмент, действия над фрагментами рисунка (выделение, копирование,  вставка, поворот на угол, отражение, удаление), орнамент.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

графический редактор, мультимедийная интерактивная презентация, мультимедийный проигрыватель

Оборудование:

  • Используемые на уроке средства ИКТ: ПК учителя и (или ноутбук), ПК учащихся,  программное обеспечение – графический редактор Paint ОС Windows, программа Microsoft Power Point, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
  • Карточка № 1 (тест-проверка), карточка №2 -Теория,  карточка №3  «Узор на ковре», презентация к уроку MS Power Point, файл - Дорисуй орнамент.jpg, файл рефлексии - Настроение.ppt; музыкальный файл «Музыка_Маленький принц.mp3», отрывок видеофильма «Фильм_Филимоновская игрушка.mp4», филимоновские игрушки из глины.

Адресная

направленность

  • Данная разработка урока может быть адресована учителям информатики, ведущим уроки по Л.Л.Босовой, а также всем учителям информатики, независимо от учебника, по которому проходят уроки, работающим по обычной программе или по новым ФГОС, изучающим возможности графических редакторов; для изучения информатики в общеобразовательных учреждениях (школах, центрах творческого развития с применением ИКТ)

Этапы урока:

  1. Организационный момент. Активизация учащихся.  (1мин)
  2. Актуализация опорных знаний: (6 мин)
  • разминка (задание-рисунок)
  • работа с раздаточным материалом (тест-проверка)
  • фронтальный опрос (игровое задание)
  1. Изучение нового материала: (12 мин)
  • Понятие “Орнамент” и его виды. Орнамент в олимпийской символике (олимпийское лоскутное “одеяло”) в предверии Олимпиады в Сочи-2014. Орнамент в росписи филимоновских игрушек как часть олимпийской символики. (Олимпийский контент)
  1. Проблемно-поисковая работа «Проектирование орнамента». (4 мин)
  2. Физкультминутка (зарядка-разрядка). (1 мин)
  3. Компьютерный практикум «Создание орнамента». (10 мин)

Через 5-7 минут зарядка для глаз (1 мин).

  1. Подведение итогов урока.(2 мин)
  • беседа (вопросы ученикам)
  • оценки за урок.
  1. Рефлексия (2 мин)
  2. Творческое домашнее задание. (1 мин)

Методические рекомендации по использованию разработки.

Данный урок проводится для учащихся 5 классов (1 подгруппа), изучающих информатику по учебнику автора Босовой Л.Л. в рамках темы «Компьютерная графика», когда учащиеся познакомятся с графическим редактором Paint, изучат инструменты редактора, понятие фрагмент и операции над ним.

Урок рассчитан на закрепление усвоенных знаний и полученных навыков при работе с графическими изображениями, приобретения новых знаний и практических умений по теме.

Все необходимые файлы до начала урока скопировать на рабочий стол ПК с электронного носителя и проверить их корректное отображение на экране и запуск. Аналогично скинуть  файлы: презентация, аудио и видео файлы, Настроение .pps на ПК учителя в одну папку, проверить на работоспособность  все гиперссылки в презентации.

Ресурс к уроку включает в себя: презентацию для учителя, файлы для учащихся в папке «Приложение к уроку»

             

Сильным ученикам, быстро справившимся с построением филимоновского коврика, можно дать дополнительное задание, которое заранее скидывается на ПК учеников на рабочий стол под именем Дополнительное задание.bmp

Список использованных источников.

Литература:

1. Босова Л.Л. Информатика Учебник для 5 класса. М.: Бином, Лаборатория знаний, 2011

2. Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-6 классах. Методическое пособие для учителей. М.: БИНОМ, 2009.

3. Филимоновские свистульки. Рабочая тетрадь серии "Искусство - детям". О. Соломенникова. Художник Т. Евсеева. Издательство: Мозаика-Синтез, 2009г.

Интернет-ресурсы: 

  1. Картинки: http://images.yandex.ru
  2. Сканированные картинки (филимоновская роспись) 

Образец - иллюстрации к книге Филимоновские свистульки: Рабочая тетрадь

можно просмотреть http://www.labirint.ru/screenshot/goods/39280/

  1. Фильм_Филимоновская игрушка.mp4 скачан сайта:

http://www.radostmoya.ru/project/istoriya_odnoi_veschi/video/?watch=filimonovskaya_igrushka

и обработан мною в программе Ulead VideoStudio 11

  1. Аудио-файл    Музыка_Маленький принц.mp3 скачан http://www.naitimp3.com/mp3/

и обработан в программе AudaCity

Скришоты картинок в конспекте урока сделаны в программе FastStone Capture



Предварительный просмотр:

Карточка № 1 Тест

1. Закончите предложение:

Графический редактор – это …

А) программа для создания и редактирования текстовых документов;

Б)  программа для создания и редактирования рисунков.

2. Как правильно запустить программу Paint?

А) Пуск – Все программы – Paint;

Б)  Пуск – Все программы – Стандартные – Paint.

3. Чтобы сохранить новый файл в Paint, нужно выполнить:

А) Меню – Файл – Создать;

Б) Меню – Файл – Сохранить.

4.  Как называется документ, созданный в графическом редакторе Paint?

А) Безымянный;

Б) Бесфамильный.

5.  Как называется инструмент, с помощью которого можно выделить рисунок или часть рисунка в виде прямоугольной области?

А) выделение;

Б) прямоугольник.

Ответы (впишите букву): 1___ 2____ 3____4____ 5 ____          Оценка ____



Предварительный просмотр:

Карточка № 2 Теория

Орнамент узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Это повторение, чередование, одних и тех же изображений. Орнаменты  делят на разные виды:

  • Геометрический
  • Растительный
  • Животный
  • Смешанный.

   Роспись филимоновских игрушек строится по традиционной схеме: берут по форме цветные полоски, чередуют их с пятнами-кружочками. Бывают и более сложные узоры, особенно на юбках барынь: ветвистая “ёлочка”, яркая “ягодка”, лучистая “звёздочка”, или “солнышко” сплетаются в радостные узорные соцветия.

Круг обозначает в росписи солнце, треугольник – землю, ёлочки и ростки – символ растительности и жизни. Это связь человека и природы.

Женская фигурка олицетворяет великую богиню “Природу”.

Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос.

Медведь – предвещал пробуждение природы, был символом могущества.

Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие.

Цвета: жёлтый, лиловый, зелёных, реже синий и фиолетовый. Смешение жёлтого и синего цветов дают зелёный цвет, красный и жёлтый – оранжевый.

 

Правило:

1 - выдели объект (фрагмент)

2 – скопируй объект (фрагмент) и вставь в нужное место

3 - выполни над ним действие.

Действия: отразить/повернуть на угол



Предварительный просмотр:

Карточка № 3 Узор на ковре

Дорисуй орнамент на ковре

Узор на ковре


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Плохое Нажмите здесь Нажмите здесь Нажмите здесь Моё настроение Отличное Хорошее На уроке я узнал что-то новое, было интересно, с заданиями справился, смогу применить знания в жизни


Предварительный просмотр:

Творческое домашнее задание.

Придумайте свой орнамент филимоновской росписи игрушек, опираясь на листок теории и знания, полученные на уроке. Нарисуйте орнамент в прямоугольной области листа, пользуйтесь фрагментами орнамента, представленными ниже.

После этого нарисуйте на компьютере с помощью инструментов графического редактора Paint ваш орнамент  и сохраните его под именем

Мой орнамент.bmp. Запишите, какие инструменты для рисования вы использовали.

Инструменты графического редактора, которые я использовал при рисовании орнамента:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по ИЗО "Якутский национальный орнамент"

Открытый урок по теме "Якутский национальный орнамент"с использованием национально-регионального компанента. Используются призентации учителя и ученицы для объяснения темы....

Открытый урок "Проектирование орнамента"

Предлагаю Вашему вниманию разработку открытого урока. Практическая часть урока выполняется в графическом редакторе Paint....

Открытый урок в 5 классе по теме: «ОБРАЗЫ И МОТИВЫ В ОРНАМЕНТАХ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ»

Во всех сферах жизни – домашней, общественной, трудовой, религиозной – человека окружает большое количество предметов, относящихся к декоративно-прикладному искусству. С древних времен человеку свойст...

Открытый урок "Бурятский орнамент"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Баргузинский дом детского творчества»с. Баргузин План-конспект открытого урока по декоративно – прикладному и...

Открытый урок "Вышивка орнамента «Зег» «тамбурным швом»

Открытый урок "Вышивка орнамента «Зег» «тамбурным швом»  с применением национально-регионального компонента....

Открытый урок: «Красота орнамента»

День метопредметного осознания по теме "Красота"...

Открытый урок по технологии на тему: «Орнамент. Символика в орнаменте. Цветовые сочетания в орнаменте».

Цель:познакомить с понятием «орнамент»; ознакомить учащихся с символикой в орнаменте; дать представление о цветовом сочетании; отработать навыки выполнения эскизов орнаментов для одежды, д...