Открытый урок "Бурятский орнамент"
план-конспект урока по теме

Иванова Елена Леонидовна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Баргузинский дом детского творчества»

с. Баргузин

 

План-конспект открытого урока по декоративно – прикладному искусству проводимого в рамках исследовательского проекта «Национальная игра в кости баргузинских народов» и в рамках подготовки к бурятскому национальному празднику «Сагаалган 2016»:

«Бурятский национальный орнамент»

(роспись шаблона варежки)

Педагог дополнительного образования: Иванова Е.Л

Баргузин  2016 г.

 

Тип занятия: Комбинированное занятие.

Место проведения: МБОУ «Баргузинская СОШ».

Цель урока:  Создать условия основных навыков изображения бурятского орнамента в шаблоне.

Обучающая  расширить представление об орнаменте в целом, его видах, элементах, назначении и применении;

Развивающая развивать творческую активность, эстетический вкус, воображение, фантазию;

Воспитательная воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру творчества;

 

Задачи:

·         Воспитывать любовь к малой родине, доброжелательное отношение к окружающим, готовность сотрудничать, вежливость;

·         Развить  умения и навыки в  построении и росписи национального орнамента у учащихся;

·         Формировать потребность к самоорганизации: аккуратность, самостоятельность выполнения задания, умение доводить начатое дело до конца;  

·         Формировать потребность в здоровом образе жизни: умение видеть прекрасное  не  повторимое, гигиенические знания и умения, доброжелательное отношение к труду;

Зрительный ряд: На доске выписаны необходимые слова для ознакомления; иллюстрации. Детские работы с видами орнамента. Презентация.

Методы проведения занятия:  Наглядный, словесный метод обучения и метод практической работы.  Объяснение нового материала, практическая работа учащихся под контролем педагога.

Оборудование: для педагога: компьютерная презентация об орнаменте, доска, шаблон варежки.

Для учащихся: альбомный лист, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры

 

План урока:

 

1.      Организационный момент.

2.      Подготовительный этап.

3.      Повторение материала по видам орнамента в целом.

4.      Этап актуализации имеющихся знаний у детей.

5.      Этап работы по новому материалу. Сообщение темы урока.

Бурятский художник Лубсан Доржиев.

Бурятский орнамент.

Основные виды орнамента.

Символика цвета в орнаменте.

 

6.      Этап первичного закрепления полученных знаний.

7.      Этап обобщения.

8.      Этап закрепления нового материала, практическая работа.

    Последовательность выполнения работы.

         Самостоятельная работа учащихся. Роспись варежки бурятским орнаментом.

9.      Контрольный этап.

10. Поведение итогов.

11. Уборка рабочего места.

 

Ход урока:

 

1.      Организационный момент. Подготовка к занятию.

 

Приветствие учащихся . Проверка численности учащихся. Подготовка рабочего места: наличие у учащихся альбомов, простого карандаша, цветных карандашей и фломастеров.

Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Все ль предметы правильно лежат?

Все ли на меня внимательно глядят?

2.      Повторение материала по видам орнамента в целом, этап актуализации имеющихся знаний у детей.

 - Ребята для начала давайте вспомним, что такое орнамент, и где его применяют? («орнамент» это узор или украшение)

 - С чем связан орнамент? ( с почитанием духов и богов)

 - Зачем использовал человек орнамент? (для защиты от злых духов, для украшения)

 - Какие виды орнамента мы с вами знаем (геометрический, растительный, зооморфный)

3. Этап работы по новому материалу. Сообщение темы урока. (объяснение материала идет параллельно с показом слайдов и иллюстраций, открыток)

 

    Ребята, самый известный в Бурятии художник, который придумывает и рисует бурятские орнаменты это Лубсан Доржиев, его живопись очень индивидуальна и неповторима. Известность к художнику пришла не сразу. Л. Доржиев, не имея академического образования, долгое время показывал свои работы на выставках самодеятельного искусства. Лишь  в 1988 году  прошла его первая персональная выставка (70 лет), через два года его приняли в Союз художников, а еще через год ему было присвоено звание народного художника Бурятии. Художник работал в разных жанрах живописи-пейзаже, портрете, жанровой живописи и конечно же писал многочисленные орнаменты. Для орнаментов мастера характерно разнообразие композиций, мотивов, цветовых решений. Автор создал на сегодняшний день несколько сотен композиций, написанных на картоне темперой.  

Узор по-бурятски звучит так «угалза», по-монгольски- «хээ угалз»

 Мы с вами уже  вспомнили, что орнамент как у бурятского народа, так и на  Руси служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых духов. На рукавах и воротниках рубашек делались вышивки, которые “охраняли” от всякой нечисти.

Орнамент тесно связан с бытом народа, с его обрядами и обычаями.

 Бурятский орнамент имеет свои выразительные особенности, отличающиеся от узоров других народов традиционными мотивами, формой, цветовой гаммой, композиционным решением. Он находит универсальное применение при украшении предметов быта, народного костюма, ювелирных украшений и др.

Бурятский узор имеет немало общих черт с орнаментом живших в данной местности и ныне живущих кочевых и полукочевых народов Средней Азии и Южной Сибири.

 Основные группы орнамента

Все многообразие орнаментов можно  разделить на пять основных групп:

1.                  Геометрические (ломаные, прямые, зигзаги, круги, ромбы, звезды….) "меандр"

2.                  Зооморфные ( животные, птицы..)

3.                  Растительные (листья, цветы, лотос…)

4.                  Природные или космогонические (солнце, луна, вода…)

5.                  Культовые

Геометрические орнаменты

Круг с древнейших времен имеет свое символическое выражение в культуре многих народов. Образцом изначального круга служил диск Солнца, и все остальное строилось по этому подобию. Линия круга – это единственная линия, которая не имеет ни конца, ни начала. Центр круга, от которого равноудалены все точки, является точкой бесконечного вращения в пространстве и времени.

Улзы – “плетенка” – древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Это очень почитаемый и распространенный в наше время узор, имеет множество вариантов, но наиболее распространенный 10-глазковый узел. Он изображается в виде клетчатого или криволинейного переплетения.

Часто встречающееся в бурятских узорах и в гербе Бурятии - язычки пламени, символизирующие «огонь». Земным эквивалентом Солнца является «огонь». Огонь с древнейших времен не только согревал, но и давал надежду, пищу, кров – символ жизни, тепла и света. Трехязычковое пламя символизирует в эмблеме Бурятии – символизирует прошлое, настоящее и будущее. Обратите внимание в центре – симметрия 3 порядка, не имеющая осей симметрии.

Зооморфные орнаменты

Это группа орнаментов, без которой трудно представить себе бурятское народное искусство. На самых разных предметах встречаются изображения пяти главных видов скота (табан хушуу мал). Популярны изображения животных 12-летнего цикла восточного календаря, в совокупности символизирующих пожелание долголетия, благоденствия. Самым распространенным орнаментом этой группы является “эбэр угалза” (буквальный перевод – “роговидный орнамент”), вторым по значимости считается “хамар угалза” (“носовидный орнамент”).

Далее следуют: Дракон – мифический персонаж, в переводе с греческого – “видящий”; Лев – в основном, его фигурами украшаются предметы культа; Гаруда – образ царя птиц; Черепаха – с его образом связан орнамент в виде круга, разделенного на симметричные сегменты – “шоу”;

Слон – символ власти и силы, олицетворяющий элемент земли; Бабочки – эти орнаменты используются при изготовлении украшений, при декоре элементов костюма, обуви, кисетов, рукавиц, головных уборов, существует около 30 вариантов ее изображения.

Растительный орнамент

Растительный орнамент отражает важнейшую ступень в познании мира человеком, этап осмысления законов природы. Этот тип включает в себя изображения листьев, цветов, стеблей, побегов: лиственный узор (набшаhан угалза), цветочный узор (сэсэг угалза) и лотосовый узор. Они широко используются в декоре элементов костюма, предметов быта, в архитектуре, живописи, буддийской скульптуре.

Деревья, растения – символы материнства, плодородия и воплощения жизненной энергии, многозначный символ, известный практически всем народам мира.

Отдельно в этой группе орнаментов выделяется цветок лотоса, пришедший в искусство бурят, монголов вместе с буддизмом. Символизирует жизнь и процветание, в некоторых странах составляют основу для национальных эмблем и орнаментов.

Цветок лотоса – обязательный элемент буддийской иконографии. Различают несколько вариантов лотоса, каждый из них имеет разные цветовые оттенки, при этом форма остается неизменной, т. е. имеет единый общепринятый характер цветка и листьев.

 
  

Природный (космогонический) орнамент

В основу этой группы орнаментов легли окружающие человека объекты: Солнце, Луна, звезды, огонь, вода, горы, облака, радуга.

В эмблемах Бурятии, Монголии – соёмбо – диск Солнца и полумесяц – древние прародители монголоязычных народов. Солнце и Луна – носители полярных качеств: солнечная страсть, тепло, жара ассоциируется с мужским началом, холодная зыбкая природа лунного света, связанного с океаном, водой, связывается с женским началом.

Огонь символ возрождения и очищения. Молния в буддийском искусстве изображается в форме атрибута некоторых божеств, таких как Очирвани.

Вода как орнаментальный мотив изображается в виде волн. Один из четырех первоэлементов, из которых состоит мир.

Орнамент гора, скала – символ твердости, устойчивости и постоянства. Гора и скала – жилище духа или бога.

Радуга – hолонго. Символ связи Неба и Земли – мост между ними. В бурятском декоративном искусстве радужным орнаментом расписывается лицевая сторона мебели (ханза), из шелковых тканей с изображением такого орнамента шьется нарядная одежда для мужчин и женщин.

Облака –лэн угалза – облачный орнамент – в тибетской традиции “путь белых облаков” – символ духовного развития и совершенства.

Культовый орнамент      Довольно обширная группа, которая включает в себя сочетание некоторых элементов орнаментов четырех групп с ламаистской символикой. К главным изображениям относятся восемь жертвоподношений “найман тахил ”: белый зонт, рыбы, священный сосуд, лотос, раковина, улзы, жалсан и хорло. Было еще несколько видов изображений – “долоон эрдэни”, “гурбан эрдэни”, “зэндэмэни эрдэни” и т.д.

К ламаистской символике относятся хорло, установленный над входом в храм, ганжиры, жалцаны, а также молитвы – монограммы, имеющие декоративный вид, например, “намжвандан” – молитва Дуйнхор бурхану.

     Символика цвета в орнаменте

- Как вы считаете,  имеет ли значение выбор цвета в орнаменте? (да).

- Какое? (особое значение, поскольку каждый цвет имеет свое обозначение).

Красный цвет – цвет огня, света, тепла, без которых немыслима жизнь на земле. Наши предки полагали, что этот цвет приносит радость и счастье в семью, дарует мир и благополучие народу.

Синий, голубой цвет – цвет неба и воды, он символизирует вечности, бесконечность. Символ верности, постоянства, честности.

Желтый цвет – цвет золота, твердости и благородства.

Зеленый цвет - цвет травы и листьев, цветущей земли –это символ Земли

Оранжевый - символизирует ранний восход солнца, возрождение и расцвет.

Черный цвет - цвет мрака - означает измену, угрозу.


- Какие орнаменты вам встречались в жизни?

 Самым распространенным является Инь-Янь.

 Символ двойственности мира. В древней китайской философии - взаимодополняющие друг друга элементы, несут в себе: Инь - холодное, пассивное, влажное женское начало, Ян - горячее, активное, сухое мужское. Каждый из элементов содержит в себе зародыш противоположного: светлое Ян содержит в себе темную точку Инь и, наоборот, темное Инь несет в себе светлую точку Ян. Инь и Ян - это два уравновешивающих друг друга принципа, связанных с мужским и женским началами мироздания.

Также к распространненным можно отнести Меандр. Меандр - "алхан хээ" называют молоточным, т.к. по-бурятски и монгольски "алха" - молоток. Этот узор имеет множество вариантов, в числе которых встречается классический меандр древних греков, его упрощенные и усложненные виды. Меандр у монголоязычных народов выражает идею вечного движения. Но в самом названии меандра "алхан хээ", связанном с древним орудием труда, отразилось уважение скотоводческих племен к ремеслу. Но не только уважение, а и любовь к ремеслу отразились в названии орнамента, т.к. известно, что кочевники прославились как искусные мастера по изготовлению мужских и женских украшений из золота и серебра, как мастера по изготовлению конской сбруи.

Этим орнаментом украшаются вещи из жестких и мягких материалов. Его можно встретить на деревянных частях юрты, на мебели, на войлочных коврах, вышивках, одежде, посуде, упряжи, музыкальных инструментах. В старину меандром украшались лишь особо ценимые вещи. В наш технический век "молоточный" трудовой орнамент встречается всюду.

Улзы - "плетенка" - древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Это очень почитаемый и распространенный в наше время узор, имеет множество вариантов, но наиболее распространен 10-глазковый улзы.

Практическая работа

Сегодня мы - мастера, и нам  необходимо придумать такой орнамент, который будет отражать в себе символику форм и цвета. Нам необходимо разрисовать варежку. Для начала работы мы обводим шаблон варежки, который лежит у вас на партах. Вторым этапом в работе будет разрисовка варежки  орнаментами, все зависит от вашей фантазии, какие орнаменты, и  в каком чередовании вы будите применять для работы. Не нужно забывать о цветовом решении.

      Веду фронтальную и индивидуальную работу с ребятами, проговариваю общие замечания, ошибки в работе, демонстрирую наиболее удачные решения.

Итог урока

Мини выставка работ учащихся, подведение итогов, мини опрос по пройденной теме.

- С каким  орнаментом вы сегодня познакомились на уроке?

- Чем он отличается от орнамента на Руси?

- Что изображено на ваших рисунках?

- Цвет подбирали по значению? Какие цвета что означают?

- Какие впечатления у вас остались от провиденного урока?

Напоминаю убрать рабочие места.

 

Спасибо за урок.

                                                                      

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по ИЗО "Якутский национальный орнамент"

Открытый урок по теме "Якутский национальный орнамент"с использованием национально-регионального компанента. Используются призентации учителя и ученицы для объяснения темы....

План-конспект урока технологии на тему «Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов»

План-конспект урока технологии на тему«Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов»Подготовил учитель технологииГусева Любовь Гр...

Открытый урок "Проектирование орнамента"

Предлагаю Вашему вниманию разработку открытого урока. Практическая часть урока выполняется в графическом редакторе Paint....

Открытый урок в 5 классе по теме: «ОБРАЗЫ И МОТИВЫ В ОРНАМЕНТАХ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ»

Во всех сферах жизни – домашней, общественной, трудовой, религиозной – человека окружает большое количество предметов, относящихся к декоративно-прикладному искусству. С древних времен человеку свойст...

Открытый урок по информатике "Создание орнамента"

Скачать полностью архив с презентацией и с подробным конспектом урока можно по ссылкеhttp://yadi.sk/d/GJTd4IoMCrBWU...

План-конспект открытого занятия «Народные промыслы Подмосковья. Павловские платки. Искусство цветочного орнамента»

Народные промыслы сохранились в разных уголках Подмосковья. На занятиях объединения "Край родной" по теме: "Народные промыслы Подмосковья. Павловские платки. Искусство цветочного орнамента" обучающиес...

Открытый урок по технологии на тему: «Орнамент. Символика в орнаменте. Цветовые сочетания в орнаменте».

Цель:познакомить с понятием «орнамент»; ознакомить учащихся с символикой в орнаменте; дать представление о цветовом сочетании; отработать навыки выполнения эскизов орнаментов для одежды, д...