Урок в 5 классе по теме "Табличная форма представления информации"
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) по теме

Межевова Марина Владимровна

Конспект и презентация открытого урока по теме "Табличная форма представления информации"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon otkrytyy_urok_po_informatike_5_klass.zip1.56 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ Архангельская СОШ

Урок для районного семинара заместителей директоров по УР

Табличная форма

представления информации

5 класс

Разработала:

Учитель информатики и математики

Межевова Марина Владимировна

2012 г.

Конспект урока №15

Дата: 19.12.2012

Класс: 5

Тема: Табличная форма представления информации.

Цель: научиться применять таблицы при представлении однотипных данных.

Задачи:

  • Образовательные:

Обучающиеся:

- знакомятся с частями таблицы;

- учатся применять таблицы к различным видам однотипной информации;

- учатся заполнять данными таблицы в среде текстового процессора Open Office.org Writer.

  • Развивающие:

- развитие у обучающихся аналитического мышления;

- развитие самостоятельности;

- развитие информационной культуры у обучающихся.

  • Воспитательные:

- воспитание дисциплинированности и уважения друг к другу.

Оборудование:

  1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса;
  2. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса;
  3. Презентация «Табличная форма представления информации»
  4. Раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный


Ход урока

  1. Орг.момент

- Приветствие.

- В течение нескольких уроков мы с вами знакомились с различными видами представления информации. Назовите их.

Слайд 1

- Назовите примеры применения графической формы представления информации (плакаты, фотография, рисунки, знаки)

- В каком случае используется числовая форма представления информации. Приведите примеры (для счета предметов, для указания массы, длины, температуры и т.д.)

- Приведите примеры применения текстовой информации (с помощью текстовой формы представления информации написаны наши учебники, различная литература, журналы, газеты, объявления и т.д.)

- А сегодня на уроке мы познакомимся с новой формой представления информации, для создания которой нужны все выше перечисленные формы.

Слайд  2

- Итак, тема нашего урока «Табличная форма представления информации»

Цель урока: научиться представлять однотипную информацию в виде таблицы.

Задачи урока:

  • Познакомиться с частями таблицы;
  • Научиться применять таблицы к различным видам однотипной информации;
  • Научиться заполнять данными таблицы в среде текстового процессора Open Office.org Writer
  1. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний

- Для изучения новой темы нам обязательно потребуются знания предыдущего урока. Давайте вспомним:

1) Что понимается под кодированием информации? (Под кодированием понимается  запись информации с использованием определенного кода)

2) Какие основные способы кодирования информации вы знаете? (Существуют следующие способы кодирования информации графический (с помощью рисунков и значков), числовой (с помощью чисел), символьный (с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст))

3) Почему выбирают тот или иной способ кодирования информации? Приведите примеры. (Выбор способа кодирования информации зависит от цели, ради которой оно осуществляется)

- Подробнее остановимся на теме «Текст как форма представления информации».

1) Расскажите о текстовой форме представления информации. (Текст – это любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме. Информация, представленная в форме письменного текста, называется текстовой информацией)

2) С какой целью вы создаете тексты? Приведите примеры.

3) Скажите, какие принципиальные изменения в создание текста внес компьютер? (Появление компьютеров коренным образом изменило технологию письма. С помощью специальных компьютерных программ можно набрать любой текст, при необходимости внести в него изменения, записать текст в память компьютера для длительного хранения, отпечатать на принтере какое угодно количество копий текста без его повторного ввода или отправить текст с помощью электронной почты на другие компьютеры)

- Давайте обсудим результат выполнения задания №35 в рабочей тетради на стр.38.

Слайд 3

Исходное

слово

Цепочка превращений

Результат

ШАР

пар – пир – тир – тор – бор – боб – зоб – зуб

КУБ

МУХА

муза – луза – лоза – коза – кора – кара – каре – кафе – кафр – каюр – каюк – крюк – урюк – урок – срок – сток – стон

СЛОН

  1. Объяснение нового материала

Слайд  4

- Открываем учебник на странице 37. Внимательно прочтите текст «Оценки за год».

Слайд  5

- А теперь закройте учебники и ответьте на вопросы:

1) Об оценках скольких учеников говорится в этом тексте?

2) По каким предметам приведены годовые оценки учеников?

3) Сколько учеников имеют только отличные оценки?  

4) Кто из учеников имеет «4» и «5» по математике?»  

- Чтобы правильно ответить на поставленные вопросы, вам придется перечитать этот не самый интересный текст несколько раз.

- А теперь давайте рассмотрим таблицу, в которой представлена эта же самая информация и ответим на эти же вопросы.

Фамилия

Предмет

Русский язык

Литература

Математика

Природоведение

Алексеева

5

5

5

5

Галкин

4

4

3

5

Дроздов

4

4

5

5

Мухин

3

3

3

4

Прозорова

5

5

5

5

Радугина

4

5

4

4

-Когда вы потратили меньше времени, чтобы ответить на вопросы?

- Конечно, если же эту информацию представить в виде таблицы, то информация будет представлена в более наглядной форме и поиск нужной информации займет секунды.

- Сегодня на уроке мы научимся создавать таблицы, познакомимся с основными частями таблицы и алгоритмом составления таблицы.

Слайд 6

- Как правило, любая таблица состоит из следующих частей: головки, боковика и прографки. (Учитель показывает на слайде все составляющие таблицы)

- Таблица является простой и удобной формой представления однотипных данных.

- Где вы уже сталкивались с таблицами? (Обучающиеся приводят примеры различного применения таблиц)

 

- Для того чтобы на основании информации, представленной в текстовой форме, составить таблицу, необходимо воспользоваться следующим алгоритмом:

Слайд 7

  1. Внимательно прочтите текст.
  2. Выделите в тексте объекты и их значения. (При выделении в тексте объектов, значений и их свойств договоримся подчеркивать различными цветами). Определите количество столбцов и строк.
  3. Начертите таблицу с определенным количеством граф.
  4. Впишите название строк и столбцов.
  5. Заполните графы данными.

  1. Закрепление

Слайд 8

Задание 1 (выполняем вместе)

- У каждого ученика на парте текст «Задание 1»

- Внимательно прочитайте текст.

Часть площади Европы, занятая лесами, составляет 32%. Часть площади Северной Америки, занятая пашнями и плантациями, составляет 12%. Часть площади Азии, занятая пастбищами, составляет 21%. Часть площади Северной Америки, занятая пастбищами, составляет 16%. Часть площади Австралии и Океании, занятая пашнями и плантациями, составляет 5%. Часть площади Северной Америки, занятая лесами, составляет 30%. Часть площади Австралии и Океании, занятая пастбищами, составляет 54%. Часть площади Южной Америки, занятая лесами, составляет 53%. Часть площади Европы, занятая пастбищами, составляет 18%. Часть площади Австралии и Океании, занятая лесами, составляет 18%. Часть площади Южной Америки, занятая пашнями и плантациями, составляет 7%. Часть площади Африки, занятая пастбищами, составляет 26%.

- О чем говорится в тексте? (В тексте говорится о различном распределении земельных ресурсов в процентах на континентах)

- Для того чтобы составить таблицу нам нужно определиться с количеством строк и столбцов, а для этого мы должны выделить все объекты и их значения.

1. Европа, Северная Америка, Южная Америка, Австралия и Океания, Азия, Африка – континенты.

2. Леса, пашни и плантации, пастбища – земельные ресурсы.

- Посчитаем количество нужных столбцов: 1. для названия континентов; 2, 3 и 4 для названия земельных ресурсов. Итого в таблице должно быть 4 столбца.

- Подсчитаем количество строк: 1. Головка таблицы. 2. Название земельных ресурсов. 3-8. Названия континентов. Итого в таблице 8 строк.

Слайд 9

- Создаем таблицу, состоящую из 4 столбцов и 8 строк. Задаем название столбцов и строк и начинаем заполнять данными.

Готовая таблица:

Земельные ресурсы

Континент

Леса

Пашни и плантации

Пастбища

Европа

32%

-

18%

Северная Америка

30%

12%

16%

Южная Америка

53%

7%

-

Австралия и Океания

18%

5%

-

Азия

-

-

21%

Африка

-

-

26%

Слайд 10

- Теперь вам предстоит заполнить таблицу данными самостоятельно.

Задание 2

- Открываем рабочую тетрадь на стр.38 № 36.

Задание: Преобразуйте текстовую информацию в табличную. Дайте название графам и заполните таблицу.

- Самостоятельно прочитайте текст.

- Как назовем первую графу таблицы? («Название алмаза»)

- Какое название будут иметь вторая и третья графы? («Масса» и «В каком году был найден»)

- Самостоятельно заполните таблицу. (Проверка осуществляется коллективно с презентацией, Слайд 11)

Готовая таблица:

Название алмаза

Масса

В каком году был найден

Куллинан

3106 карат

1905

Эксцельсиор

995 карат

1893

Звезда Сьерра-Леоне

970 карат

1972

Кохинор

800 карат

XIV век

Великий Могол

787 карат

XVII век

Алмаз Победы

770 карат

1945

  1. Физкультминутка

- Ребята, выполняя задание ваши глаза устали. Давайте выполним небольшое упражнение, чтобы отдохнуть и подготовить себя для работы на компьютере.

Слайд 12

Игра «Весёлые фигуры» - сначала выполнить упражнение с учителем, затем самостоятельно и в быстром темпе.

  1. Практическая работа на компьютере

На каждом компьютере расположен файл «Практика_Таблицы». Обучающиеся выполняют задание на компьютере в парах. Пары  сформированы т.о., что один ученик может оказать помощь другому.

Задание: ниже приведена таблица, в которой вы должны догадаться о каких отличительных признаках животных идет речь. Ваша задача заполнить боковик таблицы и заполнить все графы (для каждого животного свои отличительные черты).  Заполнение этой таблицы потребует от вас знания по природоведению.

Отличительные признаки

волк

рыжий

маленький

нет

есть

есть

есть

- Кто выполнил всю работу правильно?

-Кто большую часть работы выполнил правильно?

-А кто не справился?

Вывод: основная сложность выполнения задания заключалась в знание природоведения. Изучая этот интересный предмет вы ещё очень много узнаете.

Проверка: Слайд 13

  1. Рефлексия

Слайд 14

Задание: дорисуй фигуры  в пустые клетки таблицы.

 (задание на развитие внимания и логического мышления)

  1. Подведение итогов урока

- Что нового вы узнали на уроке?

- Вспомним алгоритм создания таблицы.

Слайд 15

- Сделаем вывод. Теперь мы знаем, что:

  • C помощью таблиц удобно фиксировать наличие или отсутствие связей между различными объектами.
  • Переход от текстовой формы представления информации к табличной часто помогает решать достаточно трудные задачи.
  • Таблица простая и удобная форма представления однотипных данных.

- ОЦЕНКИ ЗА УРОК!!!

  1. Домашнее задание

Слайд 16

п. 1.10 (знать названия частей таблицы и алгоритм создания таблицы);

РТ: с. 39 №38 (провести мини-исследование на тему «Моя библиотека»)

ЦЕЛЬ: совершенствование умения представлять однотипные данные в виде таблицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок английский язык и ИКТ "Формы представления информации"

Интегрированный урок английский язык и ИКТ "Формы представления информации" для 5 класса. Интегрированный урок содержит конспект урока и презентацию....

Проект урока и презентация «Форматирование-изменение формы представления информации».

Проект урока«Форматирование-изменение формы представления информации». автор: Барахтин Анатолий Михайлович,учитель информатики высшей категории МБОУ «Сеченовская средняя общеобразовательная...

Интерактивная лента к уроку информатики по теме "Наглядные формы представления информации"

Презентация в виде "интерактивной ленты". Урок информатики в 5 классе по теме: "Наглядные формы представления информации"...

Конспект урока на тему: «Представление информации. Дискретная форма представления информации»

Конспект урока на тему:«Представление информации. Дискретная форма представления информации»...

Урок информатики в 5 классе «Текст как форма представления информации»

Урок информатики по теме "Текст как форма представления информации" для 5 класса. УМК Босовой Л. Л....

Методическая разработка урока информатики на тему «Наглядные формы представления информации», ориентированного на формирование навыка самооценки на внеурочных занятиях в 5 классе.

В данной методической разработке урока информатики на тему "Наглядные формы представления информации" рассмотрены пути создания ситуаций для формирования адекватной самооценки школьников....