Интегрированный урок информатики и географии в 11 классе по теме: Создание базы данных «Страны большой семерки»
план-конспект урока (информатика и икт, 11 класс) по теме

Мелкина Татьяна Николаевна

Пояснительная записка к интегрированному уроку  информатики и географии в 11  классе по теме: Создание базы данных «Страны большой семерки»

   Основная цель урока показать взаимосвязь предметов и необходимость их изучения для получения навыков и умений с целью применять их на практике.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_informatiki_i_geografii.doc284 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

 информатики и географии в 11  классе по теме:

Создание базы данных

«Страны большой семерки»

Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: урок – практикум.

Цели урока:

Показать взаимосвязь предметов и необходимость их изучения для получения   навыков и умений с целью применять их на практике.

Главное направление этого интегрированного урока направлено  на:

  • переориентацию традиционного обучения от репродуктивного усвоения на активную самостоятельную выработку  нового знания,
  • освоения новых способов деятельности,
  • закрепление практических навыков по созданию базы данных и навыков  работы в Интернет;
  • закрепление знаний учащихся о группе самых развитых стран мира, об их отличительных  особенностях, специализации и роли их в мировой экономике;
  • закрепление понятий: «большая семерка», развитые страны, ВВП, качество жизни, ИЧР, специализация.
  • развивать умения самостоятельного поиска материала из разных источников географической информации (карт, статистических данных – таблиц, учебника, энциклопедий, Интернета …);
  • развивать  творческие способности учащихся, расширять знания и кругозор.
  • воспитание способности правильного выбора из возможных вариантов, любознательности, самостоятельности, трудолюбия.

Оборудование:

проектор,  компьютеры подключенные к Интернет, учебники  географии и информатики, атлас, энциклопедии.

План урока

Содержание этапов урока

Виды и формы работы

Время

1. Орг. момент

Приветствие

0,5 мин

2. Мотивационное начало урока

Фронтальный опрос

Постановка проблемных вопросов

5 мин

3. Практическая работа  

Работа  на компьютерах

Составление базы данных

25 мин

4. Обобщение

Опрос по проблемным вопросам

4 мин

5. Подведение итогов

   

Выставление оценок  

2 мин

6. Рефлексия урока

2,5 мин

7. Домашнее задание

 

1 мин

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Мотивационное начало урока

Фронтальный опрос  (проводит учитель географии)

Вопрос:  Какие 2 группы стран вы знаете по уровню развития?

Ответ: Развитые и развивающиеся.

Вопрос:   Как называется группа самых высокоразвитых стран?

Ответ: Страны «большой семерки»

Вопрос:   Назовите эти страны «большой семерки».

Ответ:  США, Германия, Великобритания, Япония, Франция, Италия, Канада.

Вопрос:   На какие еще группы можно разделить развитые страны?

Ответ:  Другие страны зарубежной Западной Европы, внеевропейские страны, НИС Азии.

Вопрос:  Как определяют уровень развития стран?  По каким показателям?

Ответ:  По показателю ВВП (внутренний валовый продукт) и ИЧР (индекс человеческого  развития).

Вопрос:  Как определяется ВВП?

Ответ:  Стоимостью всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год (в долларах).

Вопрос:  А как определяется ИЧР?

Ответ:  В последние годы ООН учитывает и индекс человеческого развития, включающий показатели средней продолжительности жизни людей и уровень образованности.

Вопрос:  Как определить специализацию стран?

Ответ:  Это отрасли промышленности или сельского хозяйства со своей высококачественной конкурентоспособной востребованной продукцией  на мировом рынке.

Постановка проблемных вопросов.

Учитель: Итак, мы повторили ключевые вопросы и понятия по развитым странам.

А теперь ваша задача – привести в систему все ваши знания, дополняя их другими источниками  информации – атлас, таблицы, энциклопедии, справочники, информацией полученной из Интернет и составить базу данных которую назовем «Страны большой семерки».

В конце урока вы должны будете ответить на вопросы (Вопросы записаны на доске):

  • Почему страны «большой семерки» лучшие из лучших?

  • Какие у них отличительные показатели?

  • Чем объясняется такое лидерство среди больших 230 стран мира?

  1.  Практическая работа по созданию  реляционной модели  базы данных «Страны большой семерки». (Проводит учитель информатики)

Основная цель изучения дисциплин из курса «Информатика» — овладение знаниями о процессах преобразования, передачи, хранения, защиты и использования информации, и на этой основе раскрытие значения информационных процессов. Кроме того, обучение информационным дисциплинам ставит перед собой следующие цели:

  • привитие навыков сознательного, рационального и квалифицированного использования компьютеров в учебной, а затем и профессиональной деятельности;
  • умение формализовать практические задачи,
  • моделировать реальные процессы и явления;
  • формирование логического, аналитического и алгоритмического стиля мышления.

Сегодня на уроке вам предлагаем продемонстрировать умение применять свои умения на практике.

  1. Этапы создания базы данных

Учитель информатики:   У вас на столе карточки с заданием.

Задание. Создать  реляционную модель базы данных в виде одной таблицы.

                В данной базе будут храниться сведения  обо всех странах «большой семерки»    

          В каждой строке будут храниться сведения об одной стране.

Страна

Столица

Площадь

Численность населения

Форма правления

Территориальное устройство

Карта

страны

Экономика

(ВВП, ИЧР, специализация)

  1. Запустите  приложение Access.
  2. В режиме таблица выберите создать с помощью Конструктора
  3. Прочитайте  имена полей:

Страна

Столица

Площадь

Численность населения

Форма правления

Территориальное устройство

Карта страны

Экономика

  1. Учитель: Рассмотрим,  какие типы должны иметь поля

Вопрос:   Назовите поля, которые должны иметь текстовый тип.

Ответ:   Страна, Столица, Форма правления, Территориальное устройство.

Вопрос:   Назовите поля, которые будут иметь числовой тип.

Ответ:   Площадь и численность населения.

Вопрос:   Какое поле будет содержать рисунок?

Ответ:   Карта страны

Учитель: Для таких полей задается тип  Поле ОЛЕ.

Вопрос:    Как вы думаете, какой тип имеет поле  Экономика?

Учитель: Поле Экономика будет содержать большой текст, такие поля имеют тип                   Поле МЕМО.

5. Внесите в таблицу  имена полей и их тип,

6. Сохраните таблицу под именем «Страны».

7.  На вопрос:  Задать ключевые поля?  Ответим отказом, т.к. в нашей базе данных мы будем вызывать созданную таблицу по имени, а не по ключевому слову.

8.  Теперь можно начинать заполнять таблицу.

     

     При заполнении таблицы можно пользоваться учебником географии, атласом, энциклопедией, справочники, можно   искать интересующую вас информацию  в Интернете.

     Карты вставлять в таблицу из  папки:  Мои документы\Мои рисунки\Карты

  1. Практическая работа. Учащиеся работают на компьютере.

 Учителя оказывают консультационную помощь.

  1. Обобщение (учитель географии)

Молодцы, ребята, все справились с заданием и заполнили таблицу.

Вопрос: С какой группой стран вы работали?

Ответ: Лидеры среди развитых стран – «большая семерка».

Вопрос: Почему их так называют?

Ответ: Большая, потому что они высоко развиты, отличаются наибольшими  масштабом экономической и политической деятельности.

Вопрос: Почему страны «большой семерки» лучшие из лучших?

Ответ: Потому что у них самые высокие показатели по всем отраслям народного хозяйства, продукция высококачественная, конкурентоспособная и востребуемая  на мировом рынке.

Вопрос: Какие у них отличительные показатели?

Ответ: Самые высокие показатели ВВП на душу населения (50% мирового объема),  ИЧР.

Вопрос: Чем объясняется такое лидерство среди больших 230 стран мира?

Ответ: Историческими предпосылками, ресурсами, выгодным ЭГП, разными отраслями специализации, основанными на высоких технологиях.

  1.      Рефлексия урока (учитель информатики).

Вопрос: Понравился ли вам урок?

Вопрос: Какие этапы показались наиболее интересными?

Вопрос: Какие этапы вызвали затруднение?

  1.      Подведение итогов урока.

            Все работы на компьютере проверяются и выставляются оценки.

  1. Задание на дом:

Повторить тему «Создание баз данных» (Информатика)

Повторить тему «Страны большой семерки» (География)

Использованная литература:

  1. Учебник «География мира» 10 класс
  2. Атлас «Экономическая и соц. География» 10 класс
  3. Справочник «Страны мира»
  4. Энциклопедия «Страны мира»
  5. Журналы «Вокруг света»
  6. Учебник «Информатика 10-11», Макарова Н.В.
  7. Методическое пособие:  Поурочные планы «Информатика», Макарова Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок информатики и окружающего мира по теме "Космическое путешествие"

12 апреля – мы отмечаем Всемирный День Космонавтики и авиации. Поэтому вашему вниманию хочу предложить урок, посвященный этой дате. Мы с вами совершим небольшое космическое путешествие.Урок является и...

Конспект интегрированного урока математика-география для 6 класса. Тема "Путешествие по скандинавским странам"

На уроке учащиеся на практике применяют темы математики "Координатная плоскость", "Сравнеие величин","Пропорции" и другие в ходе нахождения географических координат,решения задач на нахождение расстоя...

Урок по теме: «Создание базы данных и запросов"

Цели урока:Закрепление, обобщение теоретических знаний учащихся о табличных базах данных, этапах их создания на компьютере, применение знаний на практике.Задачи урока:образовательные: закрепление теор...

Урок по теме: «Создание базы данных и запросов"

Цели урока:Закрепление, обобщение теоретических знаний учащихся о табличных базах данных, этапах их создания на компьютере, применение знаний на практике.Задачи урока:образовательные: закрепление теор...

Интегрированный урок информатика - география в 9 «А» классе

Интегрированный урок информатика - география в 9 «А» классе Тема урока по информатике: «Использование информационных ресурсов для разработки учебного проекта» Тема у...

Лабораторная работа на тему: "создание базы данных Microsoft Access"

Лабораторная работа №1. Создание базы данных.Цель: научиться создавать таблицы баз данных, устанавливать типы полей, освоить приемы заполнения базы данных....