Урок: Алгоритмическая структура “ветвление”
методическая разработка (информатика и икт, 7 класс) по теме

Методика подготовки и проведения урока по информатике и ИКТ Алгоритмическая структура “ветвление”

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gudkov_ao_vetvlenie.doc319.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

 «Методика подготовки и проведения урока по информатике и ИКТ «Алгоритмическая структура “ветвление” »»

Урок подготовил:

учитель информатики ГБОУ

специальной школы № 10

Гудков А.О

 

Урок по теме «Алгоритмическая структура ”ветвление”»
Место темы урока в курсе информатики        

Теоретические вопросы:

Особенности алгоритмов «ветвление». Использование блок-схем при записи  алгоритма «ветвление».

Практическая работа:

Решение задач с использованием алгоритма «ветвление».

Урок проводится в рамках изучения раздела «Основы алгоритмизации».

Рассмотрение учебного материала рассчитано на 6 часов (2 четверть). В конце изучения  раздела проводится проверочная работа на знание линейных алгоритмов, алгоритмических структур «ветвление», «цикл» (составление блок-схем для заданных задач, нахождение значений переменных после выполнения фрагментов алгоритмов).

Урок проходит  после освоения тем:

«Алгоритм и его свойства. Способы записи алгоритмов. Исполнители»,

«Алгоритмические структуры: линейный алгоритм».

Понятия «алгоритм» и «исполнитель» известны ребятам с 6 класса, они обладают необходимыми базовыми знаниями.

Задачи урока:

вспомнить отличительные особенности алгоритмической структуры «ветвление»,

сравнить структуры данного вида алгоритмов и ранее изученного линейного алгоритма,

познакомиться с использованием блок-схем для представления алгоритма «ветвление»,

решить ряд задач, которые имеют разную степень сложности (в расчете на разный уровень подготовки учащихся) на определение выходных данных.

В рамках изучения материала раздела «Основы алгоритмизации» далее следуют уроки:

«Алгоритмическая структура «Цикл»,

«Применение различных видов алгоритмов для решения задач».

После изучения темы данного урока ученики должны иметь представление о том, в каких случаях целесообразно использовать алгоритм «ветвление», к какому результату приводит выполнение данного алгоритма.

Триединая дидактическая цель урока

Образовательный аспект ТДЦ урока:

Вспомнить отличительные особенности алгоритма «ветвление».

Сформировать прочное представление о том, в каких случаях целесообразно использовать алгоритм «ветвление».

Сформировать осознанный подход к использованию линейных алгоритмов и алгоритмов «ветвление» в зависимости от типа задачи.

Дать представление о понятиях «полное ветвление» и «неполное ветвление».

Представить разновидности алгоритмической структуры «ветвление» с помощью блок-схем.

Научить рассчитывать значения переменных после выполнения фрагмента алгоритма «ветвление» по готовой блок-схеме.

Сформировать навыки и умения самостоятельной разработки алгоритмов «ветвление» для решения отдельных задач с использованием блок-схем.

Развивающий аспект ТДЦ урока:

Формирование у учащихся умения сравнивать особенности линейного алгоритма и алгоритма «ветвление».

Развитие логического мышления:

выполнение алгоритма «в уме» по предложенной блок-схеме, анализ полученных результатов,

аргументация целесообразности использования алгоритма «ветвление» при решении конкретной задачи.

Развитие навыков публичного выступления.

Развитие памяти — обогащение словарного запаса новыми терминами («полное и неполное ветвление», блок «условие»).

Развитие познавательного интереса путем решения интересных для учащихся задач.

Воспитательный аспект ТДЦ урока:

Воспитание внимательности и дисциплинированности при составлении и выполнении алгоритмов.

Воспитание усердия и ответственности за выполненную работу.


Тип урока по цели

Урок закрепления новых знаний и выработка умений.

Имеет своей целью выработку умений по применению знаний, их вторичное применение. По форме — собеседование и практикум.

Этапы урока

Организационный момент

Приветствие, объявление темы и задач урока.

Проверка выполнения домашнего задания 

Вопросы ко всему классу:

Что такое алгоритм, его основные свойства?

Отличительные особенности линейных алгоритмов?

В каком случае при решении задач следует использовать линейные алгоритмы?

Подготовка к основному этапу занятия  

Вопрос ко всему классу (с учетом того, что базовые знания по данному материалу были получены в 6 классе):

Как быть, если в зависимости от выполнения или невыполнения определённого условия возможны несколько вариантов действий при решении задачи?

Усвоение новых знаний и способов действий

Определение алгоритма «ветвление». Рассмотрение задач, для решения которых используется этот алгоритм (от простых к сложным, с учетом вариантов неполного и полного ветвления), составление для этих задач сначала словесных алгоритмов, а затем алгоритмов с использованием блок-схем Работа ведется в режиме собеседования с классом,  с привлечением «мотивированных» учеников. Важные тезисы записываются в тетрадь.

Первичная проверка понимания

Разбор хода выполнения алгоритмов по предложенным блок-схемам, которые проектируются на экран с помощью мультимедийного проектора,   указание входных данных, выяснение значений выходных данных (на примере нескольких  задач). Задание выполняется совместно учениками и учителем. Задачи  учитывают  различный уровень подготовки и мотивации учащихся группы.

Закрепление знаний и способов действий

Выполнение самостоятельной работы по готовым блок-схемам на карточках (указать входные данные, выяснить значение выходных данных). Задание выполняется учениками по вариантам с учетом  уровня подготовки и мотивации учащихся группы. Результаты работа записываются на отдельных листах, которые сдаются учителю для проверки.

Обобщение и систематизация знаний

Работа в режиме собеседования с классом, ответы на вопросы:

Отличительные особенности алгоритма «ветвление».

Целесообразность использования алгоритма «ветвление» при решении различных видов задач.

Различия с линейным алгоритмом.

Виды алгоритмов «ветвление».

Особенности представления алгоритма «ветвление» при помощи блок-схем.

Контроль и самопроверка знаний

Сравнение своих ответов с ответами учителя.

Подведение итогов занятия

Анализ усвоенных знаний.

Рефлексия

Ответы на вопросы:

Что понравилось на уроке?

Что оказалось сложным и почему?

Чему уделить особое внимание при домашней подготовке?

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


Технологическая карта урока

Этап и его длительность

ТДЗ этапа

Методы

Формы

Вид деятельности

Критерии оценки деятельности учащихся

 

Организационная часть

2 мин

Включение в деловой ритм, подготовка класса к работе

Устное сообщение

Общеклассные

 

Не оценивается

 

Проверка выполнения домашнего задания

2 мин

Выявить уровень знаний по д. з., сосредоточить внимание на основных понятиях

Эвристическая беседа (ответы на вопросы по предыдущему уроку, связанные с темой текущего урока)

Сочетание общеклассных и индивидуальных

Ответы на вопросы

+ за правильный ответ

 

Подготовка к основному этапу занятия

4 мин

Актуализация опорных знаний и умений

Эвристическая беседа (ответы на вопросы, позволяющие «подойти» к теме текущего урока)

Сочетание общеклассных и индивидуальных

Ответы на вопросы

+ за правильный ответ

 

Усвоение новых знаний и способов действий

10 мин

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания материала, активизация учебно-познавательной деятельности, развитие памяти и речи

Собеседование и метод иллюстраций (определение алгоритма «ветвление», рассмотрение задач, для решения которых используется этот алгоритм)

Сочетание общеклассных и индивидуальных

Работа с привлечением «мотивированных» учеников, запись тезисов в тетрадь, совместное решение задач

+ за активное участие в обсуждении

 

Первичная проверка понимания

7 мин

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявления пробелов и неверных представлений и их коррекция

Метод иллюстраций (пример разбора блок-схем для разновидностей алгоритма «ветвление»)

Сочетание общеклассных и индивидуальных

Совместное (с учителем) выполнение практического задания

+ за активное участие в обсуждении

 

Закрепление знаний и способов действий

10 мин

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Тренировочные упражнения по вариантам

Индивидуальное задание

Самостоятельная работа по карточкам

Самостоятельная работа учитывает общий уровень подготовки и мотивации учащихся – «средний уровень подготовки», «хороший и отличный уровень подготовки». Для каждого уровня разрабатывается по 2 варианта задания. Задания раздаются с учетом успехов учеников на предыдущих занятиях. За правильное выполнение заданий ставится оценка «5», за неточное выполнение – «4», за неудачную попытку выполнить задание – «3». Т.о. каждый ученик на первом занятии по данной теме имеет возможность получить положительную оценку.

 

Обобщение и систематизация знаний

3 мин

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме

Собеседование

Сочетание общеклассных и индивидуальных

Ответы на вопросы по текущей теме

Не оценивается.

 

Контроль и самопроверка знаний

2 мин

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

Устное сообщение учителя

Индивидуальная работа

Сравнение своих ответов с ответами учителя, самопроверка 

Оценивается самими учениками для себя (самоконтроль).

 

Подведение итогов урока

2 мин

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Устное сообщение учителя

 Общеклассные

 

Оценивается в общих словах.

10.

Рефлексия

2 мин

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения, мотивации способов деятельности, общения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

Собеседование

Общеклассные

Ответы на вопросы

Не оценивается.

11.

Домашнее задание

1 мин

Дать информацию и инструктаж по домашнему заданию

Устное сообщение учителя

Общеклассные

Консультация

Не оценивается.

Самоанализ урока

Дата проведения: 22.11.11

Тип урока и его структура

Урок закрепления новых знаний и выработка умений.

Имел своей целью выработку умений по применению знаний, их вторичное применение.

Теоретические вопросы

Особенности алгоритмов «ветвление». Использование блок-схем при записи  алгоритма «ветвление».

Практическая работа

Решение задач с использованием алгоритма «ветвление».

Урок проводился в рамках изучения раздела «Основы алгоритмизации».

Рассмотрение учебного материала раздела рассчитано на 6 часов. В конце изучения  раздела проводится проверочная работа на знание линейных алгоритмов, алгоритмических структур «ветвление», «цикл» (составление блок-схем для заданных задач, нахождение значений переменных после выполнения фрагментов алгоритмов).

Данный урок проводился  после освоения тем:

«Алгоритм и его свойства. Способы записи алгоритмов. Исполнители»,

«Алгоритмические структуры: линейный алгоритм».

Понятия «алгоритм» и «исполнитель» известны ребятам с 6 класса, они обладали необходимыми базовыми знаниями.

Задачи урока:

вспомнить отличительные особенности алгоритмической структуры «ветвление»,

сравнить структуры данного вида алгоритмов и ранее изученного линейного алгоритма,

познакомиться с использованием блок-схем для представления алгоритма «ветвление»,

решить ряд задач, которые имеют разную степень сложности (в расчете на разный уровень подготовки учащихся) на определение выходных данных.

В рамках изучения материала раздела «Основы алгоритмизации» далее следуют уроки:

«Алгоритмическая структура «Цикл»,

«Применение различных видов алгоритмов для решения задач».

После изучения темы данного урока ученики должны получить представление о том, в каких случаях целесообразно использовать алгоритм «ветвление», к какому результату приводит выполнение данного алгоритма.

Триединая дидактическая цель урока

Образовательный аспект ТДЦ урока:

Вспомнить отличительные особенности алгоритма «ветвление».

Сформировать прочное представление о том, в каких случаях целесообразно использовать алгоритм «ветвление».

Сформировать осознанный подход к использованию линейных алгоритмов и алгоритмов «ветвление» в зависимости от типа задачи.

Дать представление о понятиях «полное ветвление» и «неполное ветвление».

Представить разновидности алгоритмической структуры «ветвление» с помощью блок-схем.

Научить рассчитывать значения переменных после выполнения фрагмента алгоритма «ветвление» по готовой блок-схеме.

Сформировать навыки и умения самостоятельной разработки алгоритмов «ветвление» для решения отдельных задач с использованием блок-схем.

Развивающий аспект ТДЦ урока:

Формирование у учащихся умения сравнивать особенности линейного алгоритма и алгоритма «ветвление».

Развитие логического мышления:

выполнение алгоритма «в уме» по предложенной блок-схеме, анализ полученных результатов,

аргументация целесообразности использования алгоритма «ветвление» при решении конкретной задачи.

Развитие навыков публичного выступления.

Развитие памяти — обогащение словарного запаса новыми терминами («полное и неполное ветвление», блок «условие»).

Развитие познавательного интереса путем решения интересных для учащихся задач.

Воспитательный аспект ТДЦ урока:

Воспитание внимательности и дисциплинированности при составлении и выполнении алгоритмов.

Воспитание усердия и ответственности за выполненную работу.

Этапы урока:

Организационный момент

Приветствие, объявление темы и задач урока.

Проверка выполнения домашнего задания 

Вопросы ко всему классу по теме предыдущих уроков раздела.

Подготовка к основному этапу занятия  

Вопросы ко всему классу (с учетом того, что базовые знания по данному материалу были получены в 6 классе), которые помогают «подойти» к теме урока.

Усвоение новых знаний и способов действий

Определение алгоритма «ветвление». Рассмотрение задач, для решения которых используется этот алгоритм (от простых к сложным, с учетом вариантов неполного и полного ветвления), составление для этих задач сначала словесных алгоритмов, а затем алгоритмов с использованием блок-схем. Тезисы записывались в тетрадь.

Первичная проверка понимания

Совместно с учителем разбор хода выполнения алгоритмов по предложенным блок-схемам, указание входных данных, выяснение значений выходных данных (на примере нескольких  задач).

Закрепление знаний и способов действий

Выполнение самостоятельной работы по готовым блок-схемам на карточках (указать входные данные, выяснить значение выходных данных). Задание выполняется учениками по вариантам с учетом  уровня подготовки и мотивации учащихся группы. Результаты работы записывались на отдельных листах, которые сдавались учителю для проверки.

Обобщение и систематизация знаний

Работа в режиме собеседования с классом, ответы на вопросы  по новой теме.

Контроль и самопроверка знаний

Сравнение своих ответов с ответами учителя.

Подведение итогов занятия

Анализ усвоенных знаний.

Рефлексия

Ответы на вопросы по результатам работы на уроке.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Оборудование, использованное на уроке:

компьютеры,

мультимедийный проектор,

классная доска.

Наглядные пособия:

презентации по теме «Алгоритмическая структура “ветвление”»

фрагменты программ, представленные в форме блок-схем, в электронном виде;

карточки для тренировочного упражнения с фрагментами программ, представленными в форме блок-схем.

В подгруппе  учится 11 человек, из них 6 мальчиков и 5 девочек. Класс дружный, активный,  ребята с уважением относятся друг к другу и к учителям, в общении доброжелательны, у многих выражены черты лидера.

При изучении предмета «Информатика и ИКТ» ученики подгруппы проявляют интерес, понимание, мотивацию. По результатам предыдущей четверти 3 человека имеют оценку «5», 6 человек – оценку «4», два человека – оценку «3». В потенциале на оценку «5» может претендовать 5 человек, с оценкой «4» четверть могут закончить также 5 человек. На уроках в своем большинстве ребята хорошо воспринимают материал, умеют работать совместно. 

Во время проведения урока для лучшего восприятия материала я использовала собеседование с учениками всей подгруппы и самостоятельную работу (краткое объяснение учителя, а затем практическая работа для усвоения нового материала). Для выполнения практической работы были подготовлены дифференцированные задания (для успешных учеников и для отстающих в понимании учебного материала).

Урок проходил в соответствии с разработанной ранее технологической картой. На занятии присутствовали все 11 человек.

На разных этапах урока для достижения ТДЦ использовались различные формы и методы обучения:

Этапы 1,8,9,11 – устное сообщение учителя (на этих этапах необходимо было сосредоточить внимание учеников на важности момента, приготовить их к восприятию новой,  значимой информации)

Этапы 2,3 – эвристическая беседа (эти этапы помогли вспомнить материал, необходимый для освоения новых знаний)

На перечисленных этапах в той или иной степени затрагивались различные аспекты ТДЦ.

Этапы 4,5,6 – являлись основными на уроке.

Для этапа 4 использовался метод собеседования с иллюстрациями для лучшего восприятия информации (объяснение новой темы), что в большей мере  соответствует образовательному аспекту ТДЦ урока.  

На 5 этапе метод иллюстраций помог понять практическую составляющую вопроса (развивающий аспект ТДЦ).

 6 этап – тренировочное упражнение – позволил проявить самостоятельность в освоении нового материала, что способствовало достижению и развивающего, и воспитательного аспекта ТДЦ урока.

На этапах 7 и 10 использовалось собеседование для формирования целостной системы ведущих знаний по теме

Время на уроке в этой подгруппе было распределено рационально, прослеживалась взаимосвязь между этапами. Отведенного времени на объяснение теоретического материала (10 мин) и времени на совместное выполнение практического задания (7 мин) вполне хватило на успешное написание самостоятельной работы (10 мин). Ход урока оказался эффективным для освоения нового материала, тема урока в таком изложении для учеников оказалась несложной, но для некоторых учеников потребовалась доработка.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков

На 2,3,4,5 этапах урока осуществлялся путем выставления «плюсов». По результатам работы 1 человек, получив 4 «плюса», смог повысить оценку за тренировочное упражнение на 1 балл.

6 этап (выполнение тренировочного упражнения) оценивался по 5-тибалльной системе:

за правильное выполнение заданий ставилась оценка «5», за неточное выполнение – «4», за неудачную попытку выполнить задание – «3».

Ребята должны были письменно указать, по какой ветке блок-схемы будет выполняться алгоритм, и вычислить выходные данные.


Итог практической работы:         

7 человек – оценка «5» (с учетом 1 человека, получившего 4 «плюса» на предыдущих этапах),

4 человека – оценка «4».

Тех, кто не справился с заданием, не оказалось.

Дидактические материалы урока

ЗАДАНИЯ СРЕДНЕЙ СЛОЖНОСТИ

Тренировочные упражнения для задач с использованием алгоритма «ветвление»

Вариант 1-а

1. Найдите значения переменной y после выполнения программы

1. Найдите значения переменной S после выполнения программы


 Тренировочные упражнения для задач с использованием алгоритма «ветвление»

Вариант 2-а

1. Найдите значения переменной y после выполнения программы

1. Найдите значения переменной S после выполнения программы


ЗАДАНИЯ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ

Тренировочные упражнения для задач с использованием алгоритма «ветвление»

Вариант 1-б

1. Найдите значения переменной S после выполнения программы при X=1, Y=2, Z=3

1. Найдите значения переменной с после выполнения программы


 Тренировочные упражнения для задач с использованием алгоритма «ветвление»

Вариант 2-б

1. Найдите значения переменной S после выполнения программы при X=1, Y=3, Z=3

1. Найдите значения переменной c после выполнения программы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Алгоритмические конструкции следование, ветвление, повторение.

Раздел «Алгоритмизация и программирование» является одним из самых сложных в курсе «Информатика и ИКТ», поэтому немаловажно с самого первого урока контролировать понимание учебного материала учащимися...

Разработка урока Алгоритмическая конструкция ветвление 8 класс

Архив содержит технологическую карту урока, презентацию, карту урока, домашнее задание. Материал соответсвует ФГОС, к учебнику Босовой Л.Л....

Открытый урок "Алгоритмическая конструкция «Ветвление»"

ФИО учителя: Пятышина Елена Константиновна.ОУ: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предмет...

Технологическая карта урока "Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления"

Урок в 8 классе "Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления"...

Презентация к уроку "Алгоритмическая структура "Ветвление"

Презентация к уроку информатики в 8 классе  "Алгоритмическая структура "Ветвление"....

Конспект урока "Алгоритмическая структура "Ветвление""

Урок-практикум, который тесным образом связан с изученным материалом, а также способствует прочному его усвоению...

План-конспект урока «Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления»

План-конспект урока «Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления»...