открытый урок по теме "Отношения между понятиями" 6 класс
план-конспект урока информатики и икт (6 класс) по теме

Забродина Ирина Владимировна

урок изучения материала, разработан на основе программы Л. Босовой и ЦОР к курсу "информатика 6", заимствован материал из рабочей тетради для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_6_klass_otnosheniya_mezhdu_ponyatiyami.rar1.18 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 6 классе.(на 2 занятия)

Тема урока: Отношения между понятиями 

Цель урока: Изучение видов отношений между понятиями через систему упражнений.

Воспитательные задачи урока:

  1. Способствовать воспитанию стремления к получению новых знаний;
  2. Способствовать воспитанию коммуникативных качеств, умения слушать и высказывать свое мнение;
  3. Содействовать воспитанию способности следовать нормам поведения.

Образовательные задачи урока:

  1. Изучить с учащимися виды отношений между понятиями;
  2. Определить уровень  умения выделять виды отношений;

Развивающие задачи урока:

  1. Создать условия для развития познавательной активности учащихся;
  2. Способствовать развитию мыслительных операций;
  3. Содействовать развитию у учащихся самостоятельности.

Наглядность и раздаточный материал: мультимедийная презентация,  задания,  поощрительные карточки в виде звёзд.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Актуализация знаний. Повторение.

Учитель: Ребята, давайте вспомним материал прошлого урока и назовём те мыслительные операции, которые позволяют нам формировать новые понятия. Для этого я вам приготовила зашифрованные слова. Вам необходимо, разгадать эти слова, используя разные способы кодирования и дать определение каждой мыслительной операции. (слайд 2- 6)

Задание 1.

_ Н _ _ _З

Ответ: Анализ

Задание 2.

ЗЕТНИС

Ответ: Синтез

Задание 3.

Ответ: Сравнение

Задание 4.

6  7  11 10   9  4  8  2  9  4  5  6 3  2  1

1- Е     2- И      3 - Н     4 - О        5 – В      6 – А    7 – Б         8 – Г      9 – Р     10 – Т     11 – С      

Ответ: Абстрагирование

Задание 5.

Н А Н А Ш Д М З Д

А→Б             Б→В            В→Г            …

Ответ: Обобщение

Постановка учебной цели и определение темы урока.

Учитель. Вы назвали основные логические операции. Чтобы определить, что мы будем делать сегодня на уроке. Давайте рассмотрим следующие пары понятий:

 Добрый человек

 Автомобиль

 Столица России

 Кирпич

-  Злой человек

-  Колесо

-  Москва

 - Молоко

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  1. Как относятся друг к другу первая пара понятий
  2. В каком отношении находится вторая и третья пара понятий?
  3. Можно ли сравнить последнюю пару понятий.

Ответы: Противоположные,  как часть и целое, одно и то же, нельзя сравнить.

Учитель: Что ребята вы сейчас делали?

Ответ: Сравнивали, определяли отношение между понятиями, где это получалось.

Учитель: Сегодня на уроке ребята мы будем изучать ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ. Запишите тему урока. (слайд 8).

Объяснение нового материала.

Учитель: вы сейчас сравнивали понятия, а как вы в жизни сравниваете реальные объекты?

Ответ: по размеру, по цвету, по содержанию и т.д. и т.п.

Учитель: Всё верно ребята (слайд 9).  Чтобы определить виды отношений между понятиями, мы с вами расколдуем заколдованный круг, каждый сектор которого скрывает от нас один вид отношения.

Секторы: сиреневый, зелёный, голубой, синий, красный, желтый.Учитель: Ребята выберите любой сектор.

Красный сектор  

Учитель: Рассмотрим пары понятий, ответим на вопросы:

  1. Как относятся друг к другу понятия в паре?
  2. Что не так?

Ответы: Это одно и то же, в четвёртой паре ошибка.

Учитель: Всё правильно, такое отношение называется ТОЖДЕСТВО. Познакомимся ближе с этим отношением и рассмотрим определение и диаграмму Эйлера для данного отношения.

Учитель: Чтобы закрепить знание о данном отношении выполните Задание 1 на своих карточках, самые успешные получат звёздочки.

Сиреневый  сектор

 Учитель: Рассмотрим пары понятий, ответим на вопросы:

  1. По какому принципу отобраны понятия во втором столбце?
  2. Что не так?

Ответы: Понятия во втором столбце принадлежат как первому столбцу, так и третьему. Ошибка в последней строке.

Учитель. Такое отношение называется ПЕРЕСЕЧЕНИЕ. Познакомимся с ним поближе.

Учитель: Решим задачу:

В классе 30 шестиклассников из них 22 любят мороженное и 18 любят пирожное.

  1. Сколько ребят не любят  мороженное?
  2. Сколько ребят не любят  пирожное?
  3. Сколько ребят предпочитают и то и другое?
  4. Сколько ребят любят только пирожное?
  5. Сколько ребят любят только мороженное?

Решение:

  1. 30-22=8
  2. 30-18=12
  3. 30-8-12=10
  4. 18-10=8
  5. 22-10=12

Учитель: Выполните Задание 2, самые успешные также получат звёздочки.

Голубой сектор

Учитель: Рассмотрим пары понятий, ответим на вопросы:

  1. Чем отличаются понятия в паре и чем схожи?
  2. Можно ли между этими понятиями поставить третье?
  3. Что не так?

Ответы: Третье понятие поставить нельзя, в третьей паре ошибка.      

Учитель: Такой вид отношений называется ПРОТИВОРЕЧИЕ. Рассмотрим подробнее.

Учитель: Выполните Задание 3. самые успешные также получат звёздочки.

Желтый сектор

Учитель: Рассмотрим пары понятий, ответим на вопросы:

  1. Чем отличаются понятия в паре и чем схожи?
  2. Можно ли между этими понятиями поставить третье?
  3. Что не так?

Ответы: Третье понятие можно поставить, ошибка в четвёртой паре.

Учитель: Всё правильно, такое отношение называется ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ, рассмотрим подробнее:

Учитель: Выполните Задание 4, а затем выберем следующий сектор.

Синий сектор

  1. Как относятся друг к другу понятия в паре?
  2. Что не так?

Ответы: Общие и частные понятия, ошибка в последней паре.

Учитель: Такое отношение между понятиями в паре называется ПОДЧИНЕНИЕ. Познакомимся с этим отношением подробнее.

Учитель: рассмотрим пример отношения подчинения на кругах Эйлера.

Понятия:

  1. Конструктор
  2. Игрушка
  3. Заводная игрушка
  4. Заводной автомобиль

Учитель: Выполните Задание 5 на своих карточках. А затем выберите следующий сектор.

Зелёный сектор

 Учитель:

  1. Как относятся понятие и группа понятий?
  2. Что не так?

Учитель: Такое отношение между понятием и группой   называется СОПОДЧИНЕНИЕ. Познакомимся с этим отношением подробнее.

Учитель: Выполните Задание 6 на своих карточках.

Обобщение. Итоги урока.

Учитель: Итак, ребята, мы расколдовали заколдованный круг, давайте повторим с какими видами отношений вы познакомились.

Учитель: Каждый из вас в ходе урока получил знаки отличия в виде звёзд. Эти ребята получат оценки.

Постановка домашнего задания. Рефлексия.

Д/з:  §2.3  № 45 – 51 (раб. тетр).

Учитель. Сегодня ребята, вы постарались и справились с большим объёмом заданий и получили заслуженные оценки. И я попрошу высказать свое мнение по этому уроку, для этого вам необходимо продолжить фразы:

  1. Я думаю…
  2. Я знаю…
  3. Мне было непонятно…
  4. Мне было интересно…

Используемые материалы для подготовки к уроку

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике для V-VII классов // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.
  6. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Разработка открытого урока русского языка в 8 классе на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"

ТЕМА УРОКА: Тире между подлежащим и сказуемым.На усвоение темы «Тире между подлежащим и сказуемым» в 8 классе отводится 2 часа.Тип урока: урок отработки навыков и умений, 2-й по этой теме.Вид уро...

Открытый урок татарского языка в 7 классе на тему" Тире между подлежащим и сказуемым"

В данном материале даётся презентация урока татарского языка с использованием сингапурской структуры. Тип урока- изучение нового материала. Предлагаются также тестовые задания для проверки полученных ...