Участие в конкурсе "Учитель года" (учебное занятие, методический семир, мастер класс, классный час)
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) на тему

Диденко Виктория Владимировна

Тема занятия: «Компьютерная грамотность»

 

Цель занятия: сформировать понятие компьютерная грамотность, рассмотреть важность владения компьютерной грамотностью.

Тип занятия: изучение нового материала

 

Ход учебного занятия

I.Организационный момент

II.Актуализация знаний

Здравствуйте, зовут меня В.В., работаю, я учителем информатики в Митякинской СОШ уже 11 лет и я  глубоко убеждена, что изучение информатики невозможно без знаний КГ, поэтому я предлагаю вам сегодня поговорить именно об этом. Поговорить о КГ.

 Давайте попытаемся определить, что подразумевается под компьютерной грамотностью? Ваше мнение?

  1. Умение общаться с компьютером (работать с различными компьютерными программами).
  2.  Составление простейших программ для компьютера.
  3.  Представление об устройстве и принципах действия ЭВМ.
  4.  Представления об областях применения и возможностях ЭВМ.

Словосочетание "компьютерная грамотность" довольно часто встречается в литературе.
А как считаете вы? В каком случаем можно говорить о человеке, как о компьютерно грамотном?  Каким вы представляете себе такого человека?!

Предлагаю в группах обсудить этот вопрос.

Предполагаемый ответ:

  1. Это человек, который, конечно, знаето том, где хранится информация и какое устройство ее обрабатывает. Знает, что такое файл и может разграничивать понятия файл и папка, знает, как выполнять с ними операции. Знает, как запускать программы, знает, что такое рабочий стол и ярлык. Знает, как записать что-то на носитель информации. Знает, как набирать текст на компьютере, как копировать и вставлять фрагменты текста. Как использовать меню и диалоговые окна. Как проверять на вирусы. Как работать в Интернете, знать как себя вести в тех случаях, когда компьютер не включается, зависает, не загружается. Знать, как пользоваться антивирусными программами, ограничивать доступ к конфединциальной информации.
  1. Я думаю, что если человек компьютерно грамотный, то он должен:
    уметь
    быстро набирать текст, владеть навыками работы с различными операционными системами, работать с базами данных, иметь представление о программировании, в том числе объекто-ориентированном, обрабатывать графические изображения, звук, видео на компьютере; выполнять расчёты, строить графики, диаграммы, схемы; Уметь пользоваться устройствами, поключаемыми к компьютеру: сканером, принтером, цифровым фотоаппаратом. Уметь пользоваться Интернетом, находить, скачивать нужную информацию, обмениваться информацией с другими людьми; объединять компьютеры в локальную сеть. Иметь представление о модернизации компьютера, уметь осуществлять настройки в BIOS, устанавливать ОС, заменять компоненты ПК.Уметь проверять на вирусы. Уметь работать в Интернете.

III. Изучение нового

Перед нами возникает проблема:

«Важно ли обладать компьютерной грамотностью?»

Хотели бы вы найти решение этой проблемы?

Решить эту проблему, я предлагаю, используя прием составления схемы фишбоун. Вы знакомы со схемами фишбоун? (Нет). Давайте вместе определим значение термина фишбоун, а затем определим правило заполнения таких схем.

Запишите английскую «кальку» слова фишбоун. Т.е. английскими буквами fishbone. Выделим основу fishbone. Найдем значение этих слов в словаре рыба косточка...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnoe_zanyatie.rar87.64 КБ
Файл metodicheskiy_seminar.rar10.26 КБ
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc43.5 КБ
Microsoft Office document icon plan_master_klassa.doc50 КБ

Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Классный час.

Послушайте притчу.

      Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли... Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.

       Первая сказала:

 - Я -  СПОКОЙСТВИЕ. К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остается ничего другого, как погаснуть!

И огонек этой свечи погас.

      Вторая сказала:

 - Я -  ВЕРА, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше.

 Подул легкий ветерок и загасил свечу.

     Опечалившись, третья свеча произнесла:

 - Я ЛЮБОВЬ, у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего, - своих близких.

 И эта свеча угасла…

      Вдруг... в комнату зашел ребенок и увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал:

- ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ?! ВЫ ДОЛЖНЫ ГОРЕТЬ - Я БОЮСЬ ТЕМНОТЫ! Произнеся это, он заплакал. Тогда четвертая свеча сказала:

- НЕ БОЙСЯ И НЕ ПЛАЧЬ! ПОКА Я ГОРЮ, ВСЕГДА МОЖНО ЗАЖЕЧЬ И ДРУГИЕ ТРИ СВЕЧИ: Я – НАДЕЖДА.

Кого вы представляете на месте четвёртой свечи? (Маму, папу, близких людей, а еще - УЧИТЕЛЯ.)

- Почему Учитель?

- Какую роль он играет в жизни каждого человека?

- Значит, отношения между учителем и учеником должны быть дружелюбными, доброжелательными и т.п.

- А всегда ли так происходит? Со всеми учениками?

- Значит, существуют проблемы во взаимоотношениях.

- Сегодня мы поговорим о взаимоотношениях учитель-ученик.

- Как вы считаете – это значимая проблема?

- Значимая только в наше время? (Нет. Она актуальна для разного времени и поколения)

- Понятно, что за отведенные нам 20 минут мы проблемы, которые решаются уже несколько тысяч лет, решить не сможем, но некоторые из них возможно решить удастся.

Тема: «Учитель меня не понимает»

Давайте, попробуем понять, какие бывают ситуации у вас и у ваших знакомых, когда конкретно происходит непонимание. Что это может быть?

- Требуют не пропускать занятия и не опаздывать на урок.

- Требуют ходить в школьной форме

- Запрещают курить

- Требую выполнять какие-то правила поведения

- Запрещают краситься

- Предвзятое отношение

- Не сходство во взглядах

Видимо, если этот список продолжать, то каждый из вас какие-то ситуации наберет.

Пред вами лежит листок и на одной его половине, в столбце, где написано «первичное мнение», напишите, как вы поведете себя сами, если возникнут такие непонимания с учителем. Коротко.

Отложите пока листочки в сторонку.

Итак, посмотрите, что у нас выходит? Запрет, запрет, требование…т.е. на самом деле, то что вы называете это запрет, требование и некомпетентность учителя. Поэтому мы сейчас посмотрим эти ситуации. Запрет, требование и некомпетентность. Наш вопрос как быть? Но для того, чтобы ответить на него надо понять, почему происходит запрет или учитель что-то требует и почему имеет место некомпетентность учителя.

Итак, запрет – чем он продиктован? (например, возвращаемся к причинам Запрещают курить)

-- Ответ:  Заботой о здоровье, о получении достойного образования, о воспитании сострадания, чувства ответственности, уважения.

Требование – Как относиться к этой ситуации? Когда учитель требует что-то.

Ответ: Есть определенные функциональные обязанности для учителя, которые он обязан выполнять, которые регулируются «Законом об Образовании», приказами, положениями. Поэтому учитель вынужден это требовать. Есть ли основание его осуждать, не любить, а может даже ненавидеть за то, что он требует выполнять эти  обязательства?

И вот еще один вопрос профессионализма учителя. И тогда опять же почему это имеет место? А как можно решить эту проблему? (Надо усилить роль общественности, может обучение менять, самообразование).

 

А сейчас возьмите листочки и на второй половине, в столбце, где написано «вторичное мнение» напишите те рекомендации, которые вы можете дать подростку в случае, если у него возникла ситуация непонимания.

Давайте ответим на вопрос – Что объединяет решение большинства возникающих проблем непонимания? Как вы считаете? (Надо разговаривать, объяснять, не замыкаться в себе, не оставаться с ней один на один)

Итак, ребята, если нет конфликтов с учителем, если нет ситуаций непонимания – это как-то влияет на ваше настроение, на ваше самочувствие во время учебы на качество обучения?

- Хочется узнать, мнение, которое у вас было первичное оно полностью совпадает с вторичным или после нашей беседы оно поменялось в лучшую сторону?

- Если это так то время, которое мы с вами провели, мы провели, с пользой и я вам желаю, чтобы у вас никогда не возникали ситуации непонимания, а если и возникнут, то чтобы вы смело и без конфликтных ситуаций смогли из них выйти.

Хочу закончить словами

Учитель – свеча, которая светит другим, сгорая сама. 
(Джованни Руффини)

Хорошего вам настроения и спасибо за сотрудничество!!!


Первичное мнение

Вторичное мнение



Предварительный просмотр:

Мастер-класс  

№ 1


1. Вступление


Добрый день, уважаемые коллеги!

Меня зовут Диденко Виктория Владимировна. Я учитель информатики Митякинской средней школы.


2. Море


В начале мастер-класса я попрошу вас обратить внимание на экран и прослушать звуковой ряд.

Какие ассоциации у вас возникли? Отдых, солнце, чайки, море. Хорошо отдохнуть летом на море! Но ведь море может таить в себе опасность: морская пучина, морская стихия, морское цунами.

А еще бывает МОРЕ ИНФОРМАЦИИ, в котором бывает очень легко утонуть. Чтобы это море было безопасным, необходимо владение человеком информационной компетентностью.

И сегодня мы остановимся на некоторых аспектах формирования информационной компетентности школьников на уроках информатики и ИКТ. Надеюсь, что в ходе мастер-класса вы мысленно перенесете предложенные мной методы и приемы в свои предметные области, и в конце мастер-класса вы поделитесь своими соображениями.

№ 2


3. ИК


В структуре ИК яы выделяю:

1) мотивационно-потребностный компонент – он находит свое отражение в развитии мотивации личности на разрешение возникающих информационных затруднений, на овладение способами работы с информацией.

2) объектный компонент – личность обладает соответствующими информационными знаниями и умениями,

3) субъектный компонент – состоит в оценке личности своей собственной информационной деятельности.


№ 3



4. Дидактический комплекс


Дидактический комплекс, на основе которого я осуществляю реализацию опыта, включает: тематический блок 1 уровня, который содержит учебный материал, соответствующий обязательному уровню подготовки; тематический блок 2 уровня, направленный на развитие потребностей в способах информационной деятельности.

В качестве задания я предлагаю Вашему вниманию текст из дидактического комплекса «Немного статистики». Прошу вас проанализировать данный текст и соотнести вопрос и те информационные умения, которые этот вопрос призван формировать. Уважаемые участники мастер-класса, прошу Вас приступить к работе.

А я пока прокомментирую: задания к текстам подбираются мной, исходя из классификации информационных умений: поиск, обработка, представление, передача, рефлексия информации.

(проверка выполнения задания)


№ 4



5. Технологии


Как наиболее адекватные задаче формирования информационной компетентности школьников я считаю такие технологии, как: технология интеграции учебных предметов, технология проектной деятельности, технология развития критического мышления эвристическое обучение, проблемное обучение, эвристическое обучение.

Лингвисты знакомы с таким понятием как интерференция – это наложение системы одного языка на систему другого языка. В качестве примера можно привести пополнение лексического запаса языка путем прямого заимствования – слово-«калька». Компьютерная терминология имеет по большей части английское происхождение, причем способом калькирования. Для формирования навыка работы с текстами, содержащими новую терминологию (в нашем случае – компьютерную), мы применяем прием обратной интерференции: 1) образовать для термина английскую «кальку»; 2) образовать от слова-«кальки» слово-«основу»; 3) найти в словаре перевод и отобрать из имеющихся вариантов наиболее подходящий по контексту.


№ 5



6. Обратная интерференция


А теперь смоделируем ситуацию: вам необходимо определить, что такое сервер. Сформулируйте определение, используя прием обратной интерференции (задание 2).

Комментарий: С помощью данного приема я создаю условия для переноса знаний учащихся из одной предметной области (английский язык) в другую (информатика), закрепления навыка поиска информации, а также синтеза нового знания, что составляет суть объектного компонента ИК. В нашем случае участники работают с печатным вариантом словаря, однако возможен вариант использования электронного или Интернет-словаря.

(проверка выполнения задания)

 Serve – служить, обслуживать (севе)


№ 6



7. Конструирование понятия


Прежде чем приступить к решению проблемы, необходимо сформировать понятийный аппарат, который в курсе информатики иной раз является достаточно насыщенным и объемным (примером может служить понятие «защита информации»).

При организации работы по формированию понятийного аппарата используем метод конструирования понятия, заимствованный из эвристического обучения и описанный Хуторским А.В. Формирование понятия начинается с актуализации имеющихся у обучаемых представлений. В ходе сопоставления и обсуждения учитель помогает достроить их до некоторых культурных форм. Результатом работы выступает творческий продукт - сформулированное определение понятия. Одновременно можно познакомиться с другими формулировками, например, в учебнике и дополнительной литературе, в электронном учебнике, оn-line словаре.


№ 7


        К примеру, работу над понятием «защита информации» начинаем с того, что вспоминаем всевозможные словосочетания со словом «защита». Далее анализируем словосочетания по предложенной схеме «что? от чего? как?».

Теперь конструируем понятие по рассмотренной схеме.

Вашему вниманию предлагается промежуточный продукт – схема понятия «локальная компьютерная сеть». Задание 3: попытайтесь сформулировать понятие, а затем сравните его с приведенным в учебнике.

Комментарий: используя этот метод, мы развиваем у ученика мотивационный и объектный компоненты ИК.

(проверка выполнения задания)


№ 8



8. Схемы фишбоун


        В рамках проблемного обучения я использую прием составления схем фишбоун он позволяет организовать эффективную работу по разрешению затруднений: уточнить проблему, выявить причины ее возникновения, структурировать ключевые факты по степени их значимости. Вашему вниманию предлагается схема, составленная школьниками в ходе решения проблемы «Свободно распространяемое программное обеспечение – это лучшее решение?»

Выполним задание 4: заполним схему фишбоун решения проблемы «Является ли Интернет наиболее эффективным источником информации?» (1 группа выявляет факты «За», 2 группа – «Против»).

Комментарий: Для работы участникам предлагается список свойств, однако можно было бы использовать сплошной текст; также возможен вариант самостоятельного заполнения с опорой на личный опыт или в ходе организованной дискуссии, в том числе в форме участия в форуме, организованном самими учащимися, либо открытом в сети.

(проверка задания, формулирование вывода по проблеме)


№ 9


Уважаемые коллеги, наш мастер-класс подходит к концу. Ключевым понятием для нас стало «информационная компетентность». Для ее формирования нами были отобраны технологии, наиболее адекватные задаче формирования ИК и методы и приемы в рамках этих технологий.

И теперь мне бы хотелось узнать ваше мнение, возможно ли использовать рассмотренные методы и приемы на содержании других предметных областей?

Уважаемые коллеги!

Вот закончен мастер-класс.

А сейчас прошу я вас:

Из трёх знаков выбрать нужный,

И в конце поставить дружно!

Какой смысл вы подразумевали, поднимая карточку? Я удовлетворена тем, как вы оценили свою и мою деятельность. Благодарю за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация методической разработки мастер-класса для педагогов "Организация проектно-исследовательской деятельности в школе" для участия в конкурсе ПНПО - 2016

В аннотации представлено краткое описание методической разработки мастер-класса для педагогов "Организация проектно-исследовательской деятельности в школе". Это направление в настоящее время является ...

Методическая разработка мастер – класса Тема: «Использование сюжетного рассказа «Теремок» при проведении занятия по фитболу для дошкольников»

В результате проведения мастер – класса педагоги познакомятся с опытом работы по применению игровых методов и приемов на занятии по фитболу, а также увидят возможность использование компьютерной презе...

Методическая разработка мастер – класса Тема: «Игровые технологии для формирования правильной осанки у детей на занятиях Пилатес».

В результате проведения мастер – класса педагоги познакомятся с опытом работы по применению игровых методов и приемов на занятии Пилатес для формирования правильной осанки у детей, а также увидят возм...

Методическая разработка Мастер- класса в рамках профориентационной работы «Город мастеров» по профессии 15.07.09.02 Сварщик

Цели мастер – класса: • Образовательная: формирование устойчивого интереса к профессии «Сварщик», формирование современной мотивации к труду, профессиональному росту. • Развивающая: развитие творче...

Методическая разработка мастер – класс:«Использование метода визуализации на занятиях Пилатес для укрепления мышц спины.

Уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса сегодня – «Использование метода визуализации на занятиях Пилатес для укрепления мышц спины».  Это один из приемов используемый на зан...

Методическая разработка имитациционноно занятия для педагогов. Мастер - класс "Роспись ключницы в технике "северодвинской (пермогорской) росписи.""

В данной методической разработке представлено занятие по теме "Роспись ключницы в технике северодвинской (пермогорской) росписи". Методическая разработка предназначена для педагогов дополнит...