Рабочая программа по информатике 4 класс Горячев
рабочая программа по информатике и икт по теме

Диденко Виктория Владимировна

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: пояснительная записка, содержание образования, КТП, критерии и нормы оценки, требования к уровню подготовки учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_4_klass_goryachev.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Митякинская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________ О.М.Волювач

Протокол № ___ от

«____»___________2011 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР

___________ Е.А.Конопада

«____»____________2011 г.

«Утверждаю»

Директор

__________ И.А.Петраченкова

Приказ № ___ от

 «___»______________2011 г.

Рабочая программа

по информатике и ИКТ

для 4 класса

Составитель: учитель информатики и ИКТ

МБОУ «Митякинская средняя общеобразовательная школа»

Диденко Виктория Владимировна

Принята на заседании
педагогического совета
протокол № __ от «___» _______2011 г

2011-2012 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004).

Данный курс является пропедевтическим курсом и рассчитан  на изучение учащимися 4 класса  в течение 35 часов (35 учебных часов из расчета 1 час в неделю). Про грамма соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ.

Данный курс предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества

В курсе выделяются следующие разделы:

  1. описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
  2. описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
  3. описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
  4. применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного.

Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

Главная цель данного курса информатики и ИКТ – развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Задачи курса:

1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

• применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если–то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);

• алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

• системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

• объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);

2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими

3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).


Содержание учебного предмета

4 класс

1. Алгоритмы (9 часов). 

Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров.

Учащиеся должны:

  1. составлять и записывать вложенные алгоритмы;
  2. выполнять, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами и записывать их в виде схем и в построчной записи с отступами;
  3. выполнять и составлять алгоритмы с параметрами;

2. Объекты (13 часов).

Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах.

Учащиеся должны:

  1. определять составные части предметов;  составлять схему состава;  
  2. описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит;  
  3. записывать признаки и действия всего предмета или существа и его частей на схеме состава;  заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса;

3. Логические рассуждения (7 часов). 

Связь операций над множествами и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если …, то …». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и – или».

Учащиеся должны:

  1. изображать на схеме совокупности (множества) с разным взаимным расположением: вложенность, объединение, пересечение;  
  2. определять истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ»;  
  3. строить графы по словесному описанию отношений между предметами или существами;  
  4. строить и описывать пути в графах;  
  5. выделять часть рёбер графа по высказыванию со словами «НЕ», «И», «ИЛИ»;  
  6. записывать выводы в виде правил «если …, то …»;  
  7. составлять схемы рассуждений из правил «если …, то …» и делать с их помощью выводы;

4. Применение моделей (схем) для решения задач (6 часов).

Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1–3 (к алгоритмам, объектам и др.).

Учащиеся должны:

  1. придумывать и описывать предметы с необычным составом и возможностями;  
  2. находить действия с одинаковыми названиями у разных предметов;  
  3. придумывать и описывать объекты с необычными признаками;  
  4. описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному;  
  5. соотносить действия предметов и существ с изменением значений их признаков.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  1. определять составные части предметов, а также, в свою очередь, состав этих составных частей и т.д.;
  2. описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
  3. заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса; в каждой клетке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов;
  4. выполнять алгоритмы с ветвлениями, с повторениями, с параметрами, обратные заданному;
  5. изображать множества с разным взаимным расположением;
  6. записывать выводы в виде правил «если – то»;
  7. по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если – то».

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

При выполнении письменной контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

  1. «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
  2. «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
  3. «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
  4. «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

- не раскрыто основное содержание учебного материала;

- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Лабораторные, практические, контрольные работы, экскурсии.

4 класс

         Наименование

изучаемой темы, раздела

Тема  лабораторной, практической работы, контрольной работы, экскурсии

Дата

проведения

Планир.

Фактич.

1

Алгоритмы

Контрольная работа № 1 «Алгоритмы»

04.10

2

Алгоритмы

Практическая работа «Знакомство с компьютером: файлы и папки»

08.11

3

Объекты

Контрольная работа № 2 «Группы объектов»

13.12

4

Создание текстов

Практическая работа «Создание текстов»

14.02

5

Логические рассуждения

Контрольная работа № 3 «Логические рассуждения»

10.04

6

Применение моделей для решения задач

Контрольная работа № 4 «Применение моделей для решения задач »

29.05

 

Литература

  1. Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 1. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»);
  2. Информатика в играх и задачах. 4 класс. Учебник в 2-х частях, часть 2. Изд. 2, испр. – М.: Баллас, 2010. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
  3. Информатика в играх и задачах. 4 класс: Методические рекомендации для учителя. / Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. – М. : Баллас, 2006. – 144 с.


Календарно-тематическое планирование по информатике для 4 класса (1 час в неделю, всего – 35 часов)

Изучаемый раздел,

тема учебного материала

Тип урока

Характеристика деятельности обучающегося или виды учебной деятельности

Планируемые результаты (ученик должен знать, уметь, иметь представление)

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

по плану

фактически

1. Алгоритмы. (9)

Из раздела 1

1

ТБ. Ветвление в построчной записи алгоритма.

УОНМ

– анализ условия учебной задачи;

–  оценивание работы в соответствии с критериями;

– оценивание работы товарища;

– участие в коллективном обсуждении;

– планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

– поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений;

Знать: что такое алгоритм, вложенные алгоритмы;  запись ветвления в построчной форме;  алгоритмы с параметрами; три вида циклов: повторение указанное число раз, до выполнения заданного условия, для перечисленных параметров;

Уметь:

– составлять и записывать вложенные алгоритмы;

– выполнять, составлять алгоритмы с ветвлениями и циклами и записывать их в виде схем и в построчной записи с отступами;

– выполнять и составлять алгоритмы с параметрами;

ФО

№3,

06.09

2

Цикл в построчной записи алгоритма.

УПЗУ

ФО, СР

№5,7

13.09

3

Алгоритм с параметрами.

УОНМ

ФО, СР

№10

20.09

4

Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма.

УОНМ

ФО, СР

№15

27.09

5

Контрольная работа №1 «Алгоритмы».

УОНМ

КР

№16,17

04.10

6

Правила поведения в компьютерном классе. Папки (каталоги)

УОСЗ

ПР

№20,21

11.10

7

Полное имя файла

УПЗ

ПР

№24

18.10

8

Операции над файлами и папками.

УКЗ

ПР

№28, 30

25.10

9

Практическая работа «Знакомство с компьютером: файлы и папки»

УПЗ

ПР

08.11

2. Объекты. Свойства и признаки объектов. Создание текстов (13)

Из раздела 2.

10

Описание общих свойств и отличительных признаков группы объектов.

УОНМ

– выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

– аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;

– участие в коллективном обсуждении;

Знать:  состав и действия объектов с одним общим названием;  составные объекты, отношение «состоит из»;  схема (дерево) состава;

– понятие адреса объекта;  относительные адреса в составных объектах. Что такое файл, папка, каталог. Какие бывают текстовые редакторы, правила клавиатурного письма, какие операции можно выполнять при создании текстов, способы оформления текстов.

Уметь: определять составные части предметов;  составлять схему состава;  описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит;  записывать признаки и действия всего предмета или существа и его частей на схеме состава;  заполнять таблицу признаков для предметов из

 одного класса; открывать редактор WordPad, создавать папки и файлы, производить копирование, вырезание, переименование, перемещение элементов текста, работать со шрифтами, выравнивать текст.

ФО, СР

№3,4

15.11

11

Схема состава объекта. Адрес составной части.

УОНМ

ФО, СР

№9

22.11

12

Массив объектов на схеме состава.

УОНМ

ФО, СР

№11,15

29.11

13

Признаки и действия составных частей объекта.

УОНМ

ФО, СР

№18,21

06.12

14

Подготовка и проведение контрольной работы по теме: «Объекты. Свойства и признаки объектов»

УОСЗ

ФО, СР

№25, 28

13.12

15

Правила клавиатурного письма

ИНМ

ПР

конспект

20.12

16

Операции при создании текстов

ИНМ

ПР

27.12

17

Операции при создании текстов

УПЗУ

ПР

Конспект

10.01

18

Операции при создании текстов

УПЗУ

ПР

Конспект

17.01

19

Операции при создании текстов

УПЗУ

ПР

конспект

24.01

20

Оформление текста

ИНМ

ПР

конспект

31.01

21

Оформление текста

УПЗУ

ПР

конспект

07.02

22

Практическая работа «Создание текстов»

УПЗ

ПР

конспект

14.02

3. Логические рассуждения (7 ч.)

Из раздела 3

23

Множество. Подмножество. Пересечение множеств.

УОНМ

– синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

– установление причинно-следственных связей;

– построение логической цепи рассуждений;

– анализ условия учебной задачи;

–  оценивание работы в соответствии с критериями;

– признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения

Знать: отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность);  истинность высказываний со словом «не»;  истинность высказываний со словами «и», «или»;

 понятия множество, подмножество;  связь операций над множествами и логических операций;  пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям;  правила вывода «если …, то …».; цепочки правил вывода;  простейшие графы «и – или»;

Уметь: изображать на схеме совокупности (множества) с разным взаимным расположением: вложенность, объединение, пересечение;  определять истинность высказываний со словами «НЕ», «И», «ИЛИ»;  строить графы по словесному описанию отношений между предметами или существами;  строить и описывать пути в графах;  выделять часть рёбер графа по высказыванию со словами «НЕ», «И», «ИЛИ»;  записывать выводы в виде правил «если …, то …»;   составлять схемы рассуждений из правил «если …, то …» и делать с их помощью выводы;

ФО, СР

№6

21.02

24

Истинность высказываний со словами «не», «и», «или».

УОНМ

ФО, СР

№9

28.02

25

Описание отношений между объектами с помощью графов.

УОНМ

ФО, СР

№12, 13

06.03

26

Пути в графах.

УПЗУ

ФО, СР

№16, 17

 доделать

13.03

27

Высказывания со словами «НЕ», «И», «ИЛИ»  и выделение  подграфов.

УОНМ

ФО, СР

№19 доделать

20.03

28

Правило «Если – то». Схема рассуждений.

УОНМ

ФО, СР

№20, 21

03.04

29

Подготовка и проведение контрольной работы по теме: «множество»

УПЗ

КР

№33, 35

10.04

4.  Применение моделей (схем) для решения задач. (6 ч.)

Из раздела 4

30

Составные части объектов. Объекты с необычным составом.

УОНМ

– анализ условия учебной задачи;

– оценивание работы в соответствии с критериями;

– оценивание работы товарища;

– участие в коллективном обсуждении;

– признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения;

Знать: приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»);  связь изменения объектов и их функционального назначения;  применение изучаемых приёмов фантазирования к построению алгоритмов и графов..

Уметь: придумывать и описывать предметы с необычным составом и возможностями;  находить действия с одинаковыми названиями у разных предметов;   придумывать и описывать объекты с необычными признаками;  описывать с помощью алгоритма действие, обратное заданному;  соотносить действия предметов и существ с изменением значений их признаков.

ФО, СР

№5

17.04

31

Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями.

УОНМ

ФО, СР

№8,9

24.04

32

Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями.

УОНМ

ФО, СР

№10, 12, 13

08.05

33

Объекты, выполняющие обратные действия.

УОНМ

ФО, СР

№15, 16

15.05

34

Алгоритм обратного действия.

УОНМ

ФО, СР

№19

22.05

35

Подготовка и проведение   контрольной работы по теме:  «Применение моделей для решения задач».

УОСЗ

КР

№23, 24

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...

Рабочая программа по информатике3 класс Горячев

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...

Рабочая программа по информатике 3 класс (Горячев А.В.)

Рабочая программа по информатике. 3 класс (автор Горячев А.В.), учебник "Мой инструмент компьютер"....

Рабочая программа по информатике 4 класс (Горячев А.В.)

Рабочая программа по информатике. 4 класс (автор Горяечв А.В.), учебник "Информатика в играх и задачах"....

Рабочая программа по информатике для 2-4 классов АВ Горячев ФГОС

Программа разработана с учётом требований ФГОС для 2,3,4 классов по УМК АВ Горячева....