Реализация системы профессионального самоопределения через систему профильной и предпрофильной подготовки учащихся
статья по информатике и икт (10 класс) на тему

Магсумова Эльвира Наилевна

Основной целью предпрофильной подготовки учащихся является их самоопределение в отношении выбора профиля будущего обучения в 10-11 классах. Предпрофильное обучение должно сформировать у школьников умение объективно оценивать свои способности к обучению по различным профилям, осуществлять выбор профиля, соответствующего способностям и интересам, высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю.
С целью подготовки учеников к получению дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий и профессиональному самоопределению в высокоразвитой информационной среде осуществляется обучение на уроках информатики. Но, как всем хорошо известно, можно иметь достаточно хорошую материальную базу, но не использовать и десятой части ее возможностей. В нашей школе все совершенно не так. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyst_na_pedsovete.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Магсумова Э.Н

20.11.2009

Выступление на педсовете школы по теме :

«Реализация системы профессионального самоопределения через систему профильной и предпрофильной подготовки учащихся»

Основной целью предпрофильной подготовки учащихся является их самоопределение в отношении выбора профиля будущего обучения в 10-11 классах. Предпрофильное обучение должно сформировать у школьников умение объективно оценивать свои способности к обучению по различным профилям, осуществлять выбор профиля, соответствующего способностям и интересам, высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю.
С целью подготовки учеников к получению дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий и профессиональному самоопределению в высокоразвитой информационной среде осуществляется обучение на уроках информатики

Но, как всем хорошо известно, можно иметь достаточно хорошую материальную базу, но не использовать и десятой части ее возможностей. В нашей школе все совершенно не так.

Для формирования мотивации профессионально-жизненного самоопределения я использую разные формы проведения урока

Пример:  деловая игра 

Обучение в школе должно быть организовано таким образом, чтобы ученикам было интересно на уроках, чтобы они сами стремились получить новые знания. Для организации продуктивной работы учащихся на уроках, необходимо использовать активные методы обучения, одним из которых являются деловые игры. Для деловой игры характерно наличие проблемной ситуации, ролей и ролевых целей, коллективная деятельность, имитация профессиональной деятельности. Деловая игра не только оживляет учебный процесс, усиливает интерес ребят к изучаемой дисциплине, повышает степень усвоения ими материала, но и развивает умения и навыки работать в команде, продуктивное мышление, внимание, память, умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Игра предоставляет возможность каждому ученику проявить творческие и организаторские способности, что является удовлетворением потребности в самореализации. Таким образом, деловые игры позволяют за короткий срок добиться поставленных целей обучения.

В 8 классе по окончании изучения темы «Текстовые редакторы» итоговый урок я провела в форме деловой игры «моя фирма».

Ученики на уроке готовили свои материалы, вводили текст и подготовленные рисунки.

В 9 классе  при изучении темы «Реляционные базы данных» мне необходимо было подвести практические итоги изучения темы «Системы управления базами данных». Я провела урок в форме деловой игры «Монополия». На занятии я поставила  2 практических задачи:  

  1. создать двумя фирмами электронную базу данных учебных заведений;
  2. показать насколько программный продукт  каждой фирмы лучше   программного продукта конкурирующей фирмы.

То есть на уроке я смоделировала рыночную ситуацию, в которой учащиеся могут оказаться.

«Компьютерное моделирование» это пакет материалов для использования учителем на уроках, в 9 классе  для организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы. Возможность его применения углубит знания по математике, сделает процесс познания живым и увлекательным.

Для поддержания и развития интереса к предмету включены занимательные задачи. Это важно для предпрофильных классов, когда интерес учащихся ещё недостаточно устойчив. Большая роль отведена самостоятельной математической деятельности – решению задач, выполнению лабораторных работ, компьютерных экспериментов -  наблюдений.

Элективный предметный курс «Анимация – это просто» предназначен для предпрофильной подготовки  учащихся девятых классов общеобразовательных школ. Курс предоставляет возможность практически поработать в роли компьютерного дизайнера.

Компьютерный дизайнер – одна из самых востребованных профессий  современного мира, а Flash-технология, использующаяся при создании сайтов, рекламных роликов, анимационных клипов, для оформления компьютерных и телевизионных проектов –   одна из самых популярных технологий, применяемая в различных областях компьютерного дизайна.

В базовом курсе Flash-технология практически не изучается и данный элективный курс позволяет попробовать свои силы в этой, вызывающей неизменный интерес, сфере деятельности, что важно не только в плане профориентации, но и общего развития учащихся.

Профильная подготовка реализуется в элективных курсах (следует учесть,  что предмета информатики в 10-11 классах не преподаётся)

2008/2009уч год

  1. Шифры и математика
  2. Функции: просто, сложно, интересно
  3. Графики улыбаются

4. Офисные программы (В ходе изучения курса будут расширены знания учащихся в тех пред метных областях, на которых базируются изучаемые системы модели, что позволит максимально реализовать межпредметные связи, послужит средством профессиональной ориентации )

2009/2010 уч год Математические основы информатики

Таким образом, внедрение различных форм организации предпрофильной подготовки позволяет мотивировать учащихся на качественное обучение и осознанный выбор профиля обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое обучение как средство обеспечения профессионального самоопределения через формирование положительного отношения к труду в специальной (коррекционной) школе

Представленный опыт работы является актуальным в области специального образования. Список ИПМ: ИПМ 1. Теоретическая интерпретация (обоснование) ИПМ 2. Основные компоненты системы работы. ИПМ-3. Органи...

Проблемы и перспективы профильной и предпрофильной подготовки школьников

Данный материал может быть использован для выступления на педсоветах, заседаниях ШМО...

«Создание образовательной среды, способствующей профессиональному самоопределению старшеклассников в профильной школе»

Доклад «Создание образовательной среды, способствующей профессиональному самоопределению старшеклассников в профильной школе» на региональной  научно-практической конференции «Современные подходы...

Индивидуальные задания к урокам как средство профильной и предпрофильной подготовки

В современной системе образования все большую актуальность приобретают индивидуальные задания для обучающихся. Они предоставляют наиболее благопрятные возможности для развития интересов, способностей ...

Отчет о психолого-педагогическом сопровождении учащихся 9 классов по профессиональному самоопределению в условиях профильного обучения. Рябцева Е.Н.

Отчет о психолого-педагогическом сопровождении учащихся 9 классов по профессиональному самоопределению в условиях профильного обучения. Рябцева Е.Н....

«Профильная и предпрофильная подготовка учащихся»

В условиях профильного обучения старшекласснику предстоит сделать жизненно важный выбор, который, как правило, определяет дальнейшее образование, будущую профессиональную карьеру и, соответственно, св...

Готовность к выбору профессии: модель предпрофильной подготовки учащихся в системе воспитания школы

Выбор профессии — один из самых серьезных выборов в жизни школьника. Выбирая профессию, подросток, как правило, выбирает и круг общения, и стиль жизни, а иногда и судьбу. Человек добивается наиб...