«Создание образовательной среды, способствующей профессиональному самоопределению старшеклассников в профильной школе»
статья по теме

Мартьянова Ольга Викторовна

Доклад «Создание образовательной среды, способствующей профессиональному самоопределению старшеклассников в профильной школе» на региональной  научно-практической конференции «Современные подходы и системы профильного обучения, профориентационная работа в школе» СПбГАУ, г.Пушкин - 05.12.2013. Публикация в сборнике работ участников конференции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_spbgau_05.12.13_martyanova_o.v.docx39.03 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Калитинская СОШ»

 

Мартьянова Ольга Викторовна

заместитель директора по УВР, учитель технологии

МОУ «Калитинская СОШ» пос. Калитино Волосовского района

Ленинградской области

Динамические процессы современного мира, характеризующиеся глубокими социально-экономическими изменениями, обуславливают качественно новые задачи, стоящие перед учреждениями образования по формированию развивающей образовательной среды личности. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Особый смысл в формировании профессионального самоопределения и социализации школьников приобретает ресурс системной организации учебно-воспитательного процесса, позволяющий приобрести личный опыт участия общественно-значимой деятельности и опыт ее организации, как на уровне школы, так и на уровне сельского поселения и района.

МОУ «Калитинская СОШ» - небольшая сельская школа Волосовского района Ленинградской области, удаленность от районного центра – 14 км, от Санкт-Петербурга – 80 км. В настоящее время у нас обучается 186 человек, имеется тенденция к увеличению численности учащихся, работают 20 учителей.

Крупных промышленных предприятий на территории поселения нет. Главным экономическим потенциалом нашего МО является Северо-Западная машиноиспытательная станция,  АОЗТ «Кикерино», федеральный селекционный центр  по выращиванию форели. Данные предприятия занимаются испытанием новой техники Северо-Западного региона РФ, выращиванием, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции растениеводства и животноводства.  Важно учитывать, что в связи с закрытием предприятий в г. Волосово и районе многие родители работают в городах Санкт-Петербург, Гатчина, увеличивается число семей мигрантов из стран ближнего зарубежья. Наблюдается небольшая миграция семей из Санкт-Петербурга, в основном, это неблагополучные многодетные семьи. Анализ социального паспорта  показывает, что в школе есть достаточное количество семей, которые не могут оказывать необходимое воспитательное воздействие на ребенка и положительно повлиять на его социальную адаптацию.

Центром культурной жизни Калитинского сельского поселения является Дом культуры, на базе которого проводятся районные и областные мероприятия, функционируют различные творческие коллективы. Кроме  ДК и детских садов № 5 и 26, на территории поселения культурных и образовательных учреждений нет. Для получения дополнительного образования приходится выезжать в районный центр: наши дети занимаются в Школе искусств имени Н.К.Рериха в г.Волосово, в детско-юношеской спортивной школе, в Центре информационных технологий и Детско-юношеском центре г. Волосово. Школа сотрудничает с историко-культурным центром поселка Калитино; музеем Н.К.Рериха (д.Извара), районным историко-краеведческим музеем. На территории поселения находятся исторические архитектурные объекты и памятники природы. Т.о. имеются экономические, кадровые и культурные ресурсы образовательной среды.

 По данным социологического исследования, проведенного в семьях выпускников основной школы в 2013 году, выявлены приоритетные ценности, предъявляемые родителями к процессу обучения и воспитания детей. Становится очевидным, что родители ждут, чтобы  при организации воспитательного и образовательного процессов учитывались индивидуальные особенности детей, расширялся спектр образовательных услуг, уделялось внимание вопросам сохранения здоровья. Данные обследования личностного развития детей, поступающих в школу, показывают различный уровень развития: от детей с высоким уровнем, обладающих музыкальными, художественными, интеллектуальными и физическими способностями, до детей с интеллектуальной недостаточностью и ограниченными возможностями здоровья.

Это многообразие особенностей нашего ученического контингента определил модель образовательного учреждения, имеющей характер адаптивной школы валеологической направленности. Воспитательная работа реализуется через модель «школа – социокультурный центр», внеурочная деятельность – через модель дополнительного образования.  Воспитательная система МОУ «Калитинская СОШ»– это открытая система, она динамична, вписана в определённую социальную среду, способствующую индивидуальному личностному росту инициативности учащихся.

Одним из главных вопросов, интересующих  родителей,  является определение дальнейшего пути образования детей. Для удовлетворения этой потребности в школе реализуется программа профессиональной ориентации; в рамках регионального инновационного проекта в 2010 г. организовано профильное обучение в 10-11 классах  по агротехнологическому профилю (усилено преподавание биологии и технологии). Профильное обучение включает мощный социально-педагогический и психологический диагностический блок, предоставляющий школьникам возможность не только выяснить своё отношение к тому или иному виду профессиональной деятельности, но и познать свои профессионально важные качества, степень и потенциал их развития. Таким образом, профильное обучение является личностно ориентированным.

Предметная область "Технология", больше  многих других, имеет отношение к воспитанию способности к самоопределению, так как ее предметом является деятельность людей в производстве материальных и нематериальных ценностей. Для школы с агротехнологическим профилем обучения программа технологической подготовки включает в себя две составляющие: общетехнологическую (базовый уровень) и специальную. Рабочая  программа разработана для обучения школьников X и  XI классов МОУ «Калитинская СОШ». На изучение программы общетехнологической подготовки в каждом классе отводится по 34 часов учебного времени, на программу специальной технологической подготовки – по 102 часа (3 модуля).

Специальная технологическая подготовка в МОУ «Калитинская СОШ» осуществляется по выбору учащихся в следующих направлениях (сферах и модулях) трудовой деятельности: 

·        в сфере сельскохозяйственного производства: модули «Агробиология» и «Микробиология» - овощеводство; плодоводство; животноводство; птицеводство; пчеловодство; механизация технологических процессов сельскохозяйственного производства;

·        в сфере информационных технологий: модуль «КОМПАС 3Д» - операторские работы на ЭВМ (компьютерные сети, компьютерная графика и черчение);

·        в сфере проектирования: модуль «Проектная деятельность» - художественно-оформительские работы; дизайн-проекты; прикладное творчество; профессиональное самоопределение. Включение проектирования в арсенал педагогических технологий направляется на социально значимое психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников и укрепление их задатков и способностей, их сущностных сил и призвания; включение школьников в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих нравственных ценностей; формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей; создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования.

Разработаны и реализуются школьные элективные курсы, которые способствуют углублению индивидуализации будущего профессионального образования, расширению мировоззренческих представлений учащихся «Я и моя будущая профессия», «Культура здорового питания», «Цветоводство», «Ландшафтный дизайн»; предметные курсы по выбору (русский язык, математика, английский язык). В профильном классе ведется дневник личностного развития обучающихся, в котором классный руководитель дает профильную характеристику класса, предварительный профессиональный выбор, индивидуальные маршруты дополнительного образования, участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях, общественной жизни класса, школы, района; ведет карты сформированности предметной компетентности, коммуникативной и социальной, карту наблюдения личностного развития обучающихся, карту оценки эмоционального комфорта на занятиях по профильным предметам; образовательный рейтинг обучающихся.

Мы считаем, что подготовка учащихся к профессиональному самоопределению должна осуществляться последовательно и непрерывно. В начальной школе необходимо сформировать у детей представление о разделении труда и познакомить их с наиболее распространенными профессиями; в основной - научить анализу профессии, диагностированию своих профинтересов и способностей, построению плана профессионального образования и трудоустройства, сформировать осознанное профнамерения.  Учащиеся выпускного класса основной школы часто испытывают серьезные затруднения в выборе профиля обучения в старшей школе. Выпускники старшей школы должны уметь уточнять и корректировать свои профнамерения, осуществлять поиск и анализ информации о рынке труда, путях профессионального образования и трудоустройства. У них должна быть сформирована готовность к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования и продвижению в деловой карьере. Вся профориентационная работа в школе строится в системе взаимодействия "Школа - семья - социум". В основе успешности программ, объединяющих усилия семьи и школы, лежат общение и сотрудничество.

Для успешного функционирования образовательного учреждения сегодня все большее значение приобретает развитие взаимодействия с социальными партнерами, в качестве которых могут выступать родители учащихся,  представители производственных организаций поселения, управляющий совет, общественные организации и т.д. В МОУ «Калитинская СОШ» уже накоплен определенный позитивный опыт взаимодействия с местным социумом, центром занятости населения, администрацией МО, учебными заведениями СПО Волосовского и  Гатчинского районов, СПбГАУ, общественными организациями (проведение на базе школы различных районных социально-ориентированных мероприятий, творческие встречи, посещение производства, Дней открытых дверей, ежегодной Ярмарки профессий, выставки «Образование и карьера», участие в социальных акциях и т.д.). Результатами партнерства можно считать: 100% трудоустройство выпускников школы, завершение обучения по выбранной специальности, 85% трудоустройства по окончании учебного заведения по специальности. Ежегодное поступление выпускников в СПбГАУ на бюджетную форму обучения, в 2012 году  45% от числа выпускников школы  продолжили обучение в СПбГАУ на различных факультетах (в т.ч. в рамках государственного заказа и договора о сотрудничестве с ОУ). К сожалению, число выпускников, вернувшихся на работу после окончания учебного заведения в Волосовский район, продолжает уменьшаться. Актуальность проблем профессионального самоопределения весьма значительна и очевидна для развития муниципальных образований, для всех участников образовательного процесса.

Из вышесказанного следует, что  в образовательном процессе выявляется вектор (функция цели) — целенаправленное создание условий для формирования профориентационно значимых компетентностей учащихся. Через интерес учащихся к выбору своей будущей профессии происходит реальная социализация личности растущего человека, которая предполагает актуализацию и психолого-педагогическую поддержку проектирования жизненных планов, отношения к различным параметрам собственной уникальной жизни. Развитие способности к жизненному и профессиональному самоопределению становится ядром содержания общего среднего образования.

Таким образом, на сегодняшний день существует необходимость создать единую образовательную среду, обеспечивающую качественное взаимодействие семьи, образовательного учреждения, социальных партнеров  и профессиональных образовательных учреждений по проблемам профессионального самоопределения подростков. Самое главное для школьника, как бы он не стремился к самостоятельности, - это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что по трудному пути самоопределения они идут не одни, что рядом находится взрослый, который поддержит в трудную минуту и поможет, какой бы путь они не выбрали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по созданию условий для профессионального самоопределения старшеклассников «Мой профессиональный выбор»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 168          Проект по созданию условий для  пр...

Конкурс проектов «Школа будущего вместе с Intel» по созданию образовательной среды «1 ученик: 1 компьютер» среди общеобразовательных школ России.

Данный проект – это новый подход к преподаванию целого ряда предметов. «Проектная деятельность» – такой «подзаголовок» имеют в нашей школе самые различные предметные курсы: биология (5 класс), истори...

Особенности обучения и профессионального самоопределения старшеклассников в общеобразовательной школе.

Старший школьный возраст - период развития человека, соответствующий «переходу от подросткового возраста к самостоятельной, взрослой жизни». Старший школьный возраст соответствует периоду ранней юност...

Родительское собрание «Роль семьи и школы в профессиональном самоопределении старшеклассников»

Занимаясь проблемой профессиональной ориентации школьников на базе нашей школы выявилось, что при выборе профессии большинство подростков полагаются на помощь родителей. Таким образом, успешность проф...

Создание образовательного пространства для эффективного самоопределения обучающихся ГБОУ школы №467 Колпинского района СПб на примере интеграции службы психолого-педагогического сопровождения, ОДОД и внеурочной деятельности.

В данном материале дается описание практико-ориентированной модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся в интеграции с отделением дополнительного образова...

Участие в краевом конкурсе проектов молодых педагогов Красноярского края 2020 года по номинации№ 3 «Дошкольник 1.0» с проектом «Создание образовательной среды, способствующей развитию речи детей (в том числе и детей с ОВЗ) посредством активизации их инт

Участие в краевом конкурсе  проектов молодых педагогов Красноярского края 2020 года по номинации№ 3 «Дошкольник 1.0»  с проектом «Создание образовательной среды, спосо...