Организация проектной и исследоватеской деятельности на уроках географии в рамках реализации ФГОС ООО
статья по географии на тему

Синягина Марина Евгеньевна

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (ФГОС ООО) в РФ ставят перед школой задачу обязательного освоения обучающимися опыта проектной деятельности в ходе изучения всех учебных предметов. На второй ступени обучения вводится также новая междисциплинарная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для всех без исключения школ. Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности обучающихся в условиях введения ФГОС

 «Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он будет только подражать, копировать»
(Л.Н. Толстой)

В настоящее время очевидно, что основной задачей модернизации российского образования является повышение его доступности, качества и эффективности, 

Одним из главных условий реализации поставленной задачи является введение государственного стандарта общего образования.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

  • Личностным (социальные компетенции)
  • Предметным (…..освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета виды деятельности ……применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях……)
  • Метапредметным (освоение УУД)

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность ОО (п.12 ….использование и совершенствование образовательных технологий);

Статья  48. Обязанности и ответственность педагогических  работников (п.1.4. Педагогические работники обязаны:

- Развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности…..);


        Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (ФГОС ООО) в РФ ставят перед школой задачу обязательного освоения обучающимися опыта проектной деятельности в ходе изучения всех учебных предметов. На второй ступени обучения вводится также новая междисциплинарная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» для всех без исключения школ.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:

v    Информационно – коммуникационная технология

v    Технология развития критического мышления

v    Проектная технология

v    Технология развивающего обучения

v    Здоровьесберегающие технологии  

v    Технология проблемного обучения

v    Игровые технологии

v    Модульная технология

v    Технология мастерских

v    Кейс – технология

v    Технология интегрированного обучения

v    Педагогика сотрудничества. 

v       Групповые технологии. 

v    Традиционные технологии (классно-урочная

Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применение для решения проблемных заданий, знания материала на данный исторический этап.

Значение проектной технологии в развитии ключевых компетенций учащихся:

  • формируется научно-теоретическое, нестандартное мышление учащихся;
  • осваиваются основы исследовательской деятельности;
  • создаётся ситуация успеха (переживание радости от самостоятельных открытий);
  • предоставляется возможность самостоятельного поиска знаний (отсутствие готовых «рецептов»);
  • развивается способность к рефлексии.

Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, учащиеся обращаются не только к учебникам, но и к  другой учебно-методической литературе, к ресурсам сети Интернет, школьной медиатеке.

Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт учащихся в труде и общении, способствует интеллектуальному росту школьников, расширяет кругозор как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал, а включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникаций.

С 2015 года российские учителя работают по новым стандартам ООО. Учитель, работающий по новым стандартам, должен прежде всего сам обладать проектной и исследовательской культурой, а также общей эрудицией. Новое в образовательной деятельности, зафиксированное в Фундаментальном ядре содержания общего образования, требует от учителя владения теми методами и технологиями, которые в наибольшей степени способствуют формированию ключевых проектных и исследовательских компетенций у учеников: исследовательское обучение, проектное обучение, методы организации самостоятельной работы и т.п.

В стандарте неоднократно подчеркивается, что теперь любой учитель обязан уметь работать со всем категориями детей: особо одаренными, отстающими в развитии, инвалидами и теми, «для кого русский язык не является родным». Преподаватель должен стать еще и профессиональным психологом, понимающим «стадии и кризисы развития, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни».

 Подразумевается, что каждый учитель должен знать иностранный язык, чтобы «совместно с учащимися использовать иноязычные источники информации». Причем педагог должен применять все эти умения независимо от возраста детей.

В разделе «необходимые умения» уточняется, что каждый педагог должен «владеть методами обучения, выходящими за рамки учебных занятий», — вести «проектную деятельность», «полевую практику». Кроме того, преподаватель должен уметь организовывать экскурсии и походы.

Федеральный государственный стандарт фактически формулирует требования к подготовке учителя для реализации основной образовательной программы начального общего образования. Вследствие этого перед нами стоит задача проектирования нового содержания повышения квалификации в контексте ФГОС.

1.Педагогические советы, семинары

2. Открытые уроки.

3.Участие в видеоконференциях, вебинарах.

4. Повышение квалификации (тьюторы).

5. Использование проектных технологий отражено в аттестации педагогических кадров. Показатели качества освоения обучающимися образовательных программ по результатам мониторингов, проводимых организацией

2.5. Наличие проектов социальной направленности, реализованных с обучающимися под руководством учителя

Перечень проектов социальной направленности,

реализованных учителем с обучающимися,

заверенный руководителем ОО

(паспорта проектов, реализованных учителем).

Перечень исследовательских проектов,

 имеющих социально-значимые результаты


              В заключении хочется добавить, что метод проекта отвечает всем требованиям ФГОС. В рамках системно-деятельностного подхода, когда главной целью становится развитие личности – метод проекта является наиболее актуальным.



Предварительный просмотр:

Индивидуальная карта работы на семинаре для учителей географии по теме: 

«Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся  на уроках географии

в рамках реализации   ФГОС ООО»

ФИО__________________________участника семинара

9 ноября  2015 года

Задания

 1.Закончите предложение. 
 - В ходе работы над проектом  (учебным, творческим, социальным) реализуется   _____________________________________________обучение.                                              

-  метапредметные  результаты освоения  ООП по географии (примеры)___________________________________________________________________________________________________________________________

 -  какие УУД формируются в ходе работы над проектом?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Предложить детям оценить самим свою работу в виде «листа самооценки». Запишите в верхнюю строку критерии УУД

ФИ

Иванов

+

+

+

+

Петров

3. В современной дидактике  учебный проект   это результат познавательной, интеллектуальной, коммуникативной, практической, оценочной видов деятельности (нужное подчеркнуть).

4. Сформулируйте  задачу на применение  знаний географии в нестандартной ситуации____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Личные заметки и комметнтарии____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. По итогам семинара  займите одну из  ступеней это лестницы (обведите человечка) .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Школа №182» Метод проектов как образовательная технология ФГОС: от совокупности умений к предметным компетенциям Районный семинар для учителей географии 9 ноября 2015 года

Слайд 2

Организация проектной деятельности обучающихся в условиях введения ФГОС НОО и ООО Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) Вступил в силу с 1 сентября 2015 года Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования : Личностным (социальные компетенции) Предметным (…..освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета виды деятельности ……применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях…… ) Метапредметным (освоение УУД) Вводится также новая междисциплинарная программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»

Слайд 3

Основа ФГОС – ЛИЧНОСТНО –ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Слайд 4

Требования законодательства РФ (№273-ФЗ «Об образовании в РФ») Вступил в силу с 1 сентября 2013 года Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность ОО (п.12 ….использование и совершенствование образовательных технологий ); Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников (п.1.4. Педагогические работники обязаны: - Развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности….. );

Слайд 5

Современные образовательные технологии Информационно – коммуникационная технология (ИКТ) Технология развития критического мышления (ТКМ) Проектная технология Технология развивающего обучения Здоровьесберегающие технологии Технология проблемного обучения Игровые технологии Модульная технология Технология мастерских Кейс – технология Технология интегрированного обучения Педагогика сотрудничества Технологии уровневой дифференциации Традиционные технологии (классно-урочная система)

Слайд 6

Проектная технология

Слайд 7

Компетенции для ученика – это образ его будущего Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей. Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым. Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры. Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации. Автономизационная компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности. Продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них. Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.

Слайд 8

Нормативно правовые документы определяющие акцент на развитие профессионализма учителя: - Образовательная инициатива «Наша новая школа» Совершенствование учительского корпуса - Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров) - Закон №273 – ФЗ «Об образовании в РФ» Ст.48 Обязанности и ответственность педагогических работников (систематически повышать свой профессиональный уровень)

Слайд 10

Практическая работа учащихся - это достижение комплексного образовательного результата

Слайд 11

Реализация проектной деятельности - Реализация городского мега-проекта «Мы вместе» Экологический проект «Наш дом Нижний Новгород» Социальный проект «Дом, в котором я живу» Международная «Нижегородская модель ООН» Индивидуальные творческие (интерактивные) проекты учащихся и педагогических работников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

В статье представлен материал из опыта работы учителей по проектной деятельности с учащимися....

Тема самообразования: Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС.

План самообразованияучителя технологии Щербак Аллы ВалерьевныТема самообразования: Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС.Цель: расширение общепедагогическ...

Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС

Презентация:"Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации  ФГОС"...

Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС.

В статье учитель обобщает свой опыт по выполнению проектной деятельности учащимися на уроках технологии....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом и освоением новых знаний. Одним из видов тако...

Методическая разработка «Методические рекомендации к организации проектной деятельности на уроках технологии в рамках реализации ФГОС»

Статья  содержит  конкретные рекомендации из опыта работы по организации  и выполнению творческого проекта на  уроках технологии в рамках реализации ФГОС. Также здесь представлены ...

Организация проектной деятельности обучающихся на уроках географии в рамках реализации ФГОС ООО

Метод проектов – это образовательная технология, позволяющая индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и к...