Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС.
статья по технологии (5 класс) по теме

Кудинова Ирина Юрьевна

В статье учитель обобщает свой опыт по выполнению проектной деятельности учащимися на уроках технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

МБОУ  СОШ№4 г. Новошахтинска. Ростовской области.

Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС

 

                                                                             

                      DSC01079.JPG

Учитель технологии: Кудинова Ирина Юрьевна. МБОУ СОШ№4

DSC01015.JPG
Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС

                                                                Лучший способ избавиться от

                                                                                             проблемы- это     решить ее.

     Главной  целью обучения в образовательной области "Технология" является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой, инициативной личности .  В   средней  общеобразовательной  школе № 4  работаю  более 18 лет ,   технологию преподаю  - 32 года . Ни для кого не секрет, что личность педагога, его способность устанавливать контакт с учеником, могут сказаться на состоянии комфорта учащегося на уроке и на  его учебной деятельности. А возможности самого педагога в плане информационной грамотности, его мобильности, гибкости мышления позволяют заинтересовать, повести за собой. Сегодня перед образовательными учреждениями стоит задача повышения качества  обучения учащихся, развитие и воспитание конкурентоспособного ученика, имеющего твердую позицию относительно своего профессионального становления. Я считаю, что без создания психологического комфорта для  учащихся на уроке, без использования инновационных технологий добиться этого трудно. То есть на каждом  уроке  и  на каждом внеурочном мероприятии по предмету  я стараюсь   создавать  условия для развития ученика . Основная цель  моего  подхода  – воспитание личности, развитие его на основе собственной самостоятельной учебной деятельности.  Таким образом, в рамках этого подхода  я   стараюсь почти  на каждом уроке реализовать  метод проектов. 

Проектная работа  в рамках образовательной деятельности технология  есть особое результативное действие, которое  даёт ребёнку возможность действовать самостоятельно и получать результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей на уроке  самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Таким образом, метод проекта  на моих уроках предполагает:

- связь обучения с жизнью;

- развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе;

- развития умения адаптироваться к действительности;

- умение общаться, сотрудничать с детьми в различных видах деятельности.

   Замысел проекта возникает внутри учебной деятельности как логическое завершение учебной темы, но в то же время, имея практическую направленность, он выходит за рамки учебного процесса и является значимым для ученика. Это позволяет мотивировать учащихся на создание проекта и достичь положительного результата. О чем свидетельствуют работы учащихся на уроках .

   Проектная деятельность — это всегда четкий алгоритм учебных действий, строгое выполнение технологии реализации и в то же время достаточная свобода творчества ученика. Я стараюсь  организовать выполнение плана, правил, инструкций и в то же время помочь учащимся реализовать свою творческую индивидуальность в работе, применить умения и знания, полученные на уроках технологии.

В мою   обязанность на уроках  входит   формирование у учащихся навыков работы с новыми инструментами , материалами.  Рассказываю детям о производстве и происхождении того или иного материала ,  краткую историческую справку  довожу до каждого  ,  чтобы учащиеся знали: зачем,  для чего , почему , откуда?   Рассказываю детям о трудовых традициях,    династиях , о трудовой деятельности человека .   Природные  материалы,  собранные самими ребятами  и материалами, являющимися результатом труда человека, знакомят детей с  видами профессиональной деятельности  человека.  А главное — знакомство это происходит через практическую деятельность.  Еще одной важной особенностью  является наличие материала, позволяющего на практическом уровне обучать детей проектной деятельности. Основной задачей обучения становится освоение алгоритма построения проектной деятельности сначала под руководством учителя, а затем самостоятельно. Результатом обучения становится не только освоение приемов работы с новыми материалами и инструментами, но и формирование навыков работы над проектом: продумывание идеи проекта, что можно сделать с того или иного материала , анализ готового изделия, построение плана работы, непосредственно выполнение работы и, наконец, ее презентация, анализ и оценка, т.е. приемов работы от замысла до презентации поделки.  Проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества, когда учитель превращается в консультанта, опытного руководителя творческой деятельностью учащихся.

   Проектная деятельность учащихся  состоит из трех этапов: организационно-подготовительного, технологического и заключительного.

   На первом этапе они  проводят мини -маркетинговые исследования, осуществляют выбор и обоснование проекта, анализируют предстоящую деятельность, определяют оптимальный вариант конструкции, подбирают материал, осуществляют планирование технологического процесса, разрабатывают конструкторско-технологическую документацию.  

   На втором этапе ребята выполняют технологические операции, предусмотренные технологическим процессом, с самоконтролем своей деятельности и соблюдением технологической и трудовой дисциплины, культуры труда . На заключительном этапе проводят  контроль и испытание изделия, при необходимости корректируют технологическую  документацию, оформляют пояснительную записку  с экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта, проводят  защиту проекта.                                                                                                                                                                                Вся проектная деятельность учащихся требует строгого учета их возраста, спектра интересов. Это важно и при выборе темы проекта,  и при организации работы по его выполнению.    Для младших школьников характерны стремление к воспроизведению вызвавших интерес объектов, подражание, ожидание личного успеха, поэтому ученики должны выполнять в основном конструкторско-технологические проекты.   Для старшеклассников характерны желание испытать свои возможности, предвкушение творчества, поэтому они, как и учащиеся 8-9 классов, должны выполнять в основном художественно-конструкторские проекты, дизайнерские и экономические проекты. Мои ученики  работают  над проектом  « Фартук », «Ночная сорочка» «Юбка», «Подарок своими руками», «Умный дом» и другие. .  

    Я   уже много лет использую в своей работе метод проекта, как на уроке, так и во внеурочной деятельности . Веду кружковую работу с учащимися 1-11 классов.  « Истоки творчества» - Юные мастерицы. Работы учащихся участвуют на школьных и муниципальных выставках, конкурсах и занимают призовые места.  Работа в кружках   позволяет создать атмосферу поисково-исследовательской деятельности,  творческой состязательности, востребованности  результатов. На данный момент работы учащихся выставлялись на городском конкурсе детского  технического  и декоративно – прикладного творчества. Работая в школе, создаю  условия для дифференцированного, индивидуального подхода к каждому учащемуся с учетом сохранения единого образовательного пространства.                                                      

  Выполнение проекта может укладываться в один час, несколько часов (уроков) учебного времени, в месяцы. Если проект требует большой занятости по времени, то  занимаемся его выполнением во внеурочное время.    

В кружковой деятельности дети раскрывают свой потенциал больше, они ведут себя более свободно, чем на уроке, у них возрастает интерес к предмету; даже пассивные учащиеся проявляют свои творческие возможности.

  Проектная деятельность дает большие возможности в обучении и воспитании учащихся –  применять свои знания на практике, умение исследовать, анализировать, оценивать. способствует творческой самостоятельности, развивает целеустремленность, инициативность, умение  работать в команде, воспитывает чувство толерантности,  ответственности за свою деятельность, удовлетворенность, формирует самооценку, активную жизненную позицию. Формируя интерес к предмету, я стараюсь приобщать учащихся к активному получению технических знаний и трудовых умений, что в дальнейшем дает им широкую возможность в овладении инвариантными способами и средствами преобразования окружающей действительности. Для этого применяю новые педагогические технологии , факторы создания комфортности обучения.

Исходя из  необходимости  учета потребностей личности школьника, его семьи и школы ,конкретный учебный материал  отбираю  с  учетом желаний учащихся.                                                                                                                                                Это определяется требованием времени . Что такое  сегодняшний день – это постоянные изменения. Завтра  скорость и количество изменений станет еще больше. Чтобы  уверенно чувствовать себя в современном мире, чтобы обеспечивать эффективность и качество своей жизнедеятельности  необходимо владеть инструментами управления изменениями. Применяя на уроках проектный метод, мы моделируем будущую трудовую деятельность ученика. Ведь  проработав  в коллективе,  знание приемов  креативного мышления (мозговой штурм , метод фокальных объектов и др.), умение собирать, анализировать и формировать материал в проектную документацию, а также презентация своего продукта, поможет ученикам в будущем писать курсовые и дипломные работы,  презентовать  свои идеи , быть  творческим работником  или стать организатором своего бизнеса  .                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ И ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

В статье представлен материал из опыта работы учителей по проектной деятельности с учащимися....

Тема самообразования: Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС.

План самообразованияучителя технологии Щербак Аллы ВалерьевныТема самообразования: Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС.Цель: расширение общепедагогическ...

Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС

Презентация:"Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации  ФГОС"...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом и освоением новых знаний. Одним из видов тако...

Проектная деятельность на уроках математики в рамках реализации ФГОС.

В публикации представлен материал о проектной деятельности на уроках математики и наглядной геометрии....

План самообразования на тему: «Проектная деятельность на уроках технологии в рамках реализации ФГОС»

Индивидуальный план самообразования преподавателя - это важный и нужный документ, в котором отражены деятельность педагога в течение учебного года, его перспективы развития и самосовершенствования, пл...

Методическая разработка «Методические рекомендации к организации проектной деятельности на уроках технологии в рамках реализации ФГОС»

Статья  содержит  конкретные рекомендации из опыта работы по организации  и выполнению творческого проекта на  уроках технологии в рамках реализации ФГОС. Также здесь представлены ...