Апробация учебника географии линии "Сферы"
статья по географии по теме

Серия "СФЕРЫ" - образовательный проект нового поколения. В предложенной статье рассказано об особенностях УМК "Сферы" по географии, преимуществах и недостатках, а также о дополнительных комплектах к учебнику (тетрадь-тренажер, тетрадь-экзаменатор, тетрадь-практикум). Статья будет интересна для тех, кто желает начать внедрение предложенного УМК в образовательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_pedagoga_po_aprobacii_vnedreniyu_linii_uchebno.docx29.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8  г.Комсомольска-на-Амуре


Работа педагога по апробации внедрению линии учебно-методических комплектов «СФЕРЫ» по географии в учебный процесс

Учитель географии МОУ СОШ №8 г. Комсомольска-на-Амуре -  Плеханова Елена Викторовна, 1 КК

↔Сферы≈ − образовательно−издательских проект нового поколения, который создает принципиально иную образовательно−информационную среду. Проект реализовывается в рамках общей стратегии издательства ↔Просвещение≈ в виде системы образовательных ресурсов на печатных и электронных носителях. Все издания проекта ↔Сферы≈ созданы на основе общих методологических и методических принципов, обеспечивающих единую технологию обучения и эффективную реализацию межпредметных связей, а также широкого внедрения информационных и коммуникативных технологий в учебный процесс.

УМК «Сферы» входят в серии «Академический школьный учебник», подготовленной в рамках проекта «Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение» - российской школе. УМК «СФЕРЫ» - это многокомпонентные образовательные продукты для общеобразовательных школ.

Отличительные особенности УМК «СФЕРЫ»:

  1. Соответствие компонента государственного образовательного стандарта для основной и средней школ;
  2. Наличие полного комплекта пакета пособий на печатных и электронных носителях;
  3. Изучение основного содержания с использованием новых информационных технологий в обучении;
  4. Высокая научная ценность содержания;
  5. Единый методический информационный подход, учитывающий возрастные психолого-педагогические особенности школьников;
  6. Наличие единой навигационной системы быстрого ориентирования.

Главные цели и задачи апробации

  1. Внедрить предлагаемый УМК в образовательный, учебный процесс.
  2. Оценить, соответствует ли содержание учебника обязательному минимуму по предмету для классов основной средней и полной школы.
  3. Выяснить, способствует ли работа по данному учебнику повышению качества подготовки учащихся по предмету, формированию интереса к изучаемому предмету, уменьшению времени на выполнение домашних заданий.
  4. Анализ усвоения учащимися основных понятий курса.
  5. Определить, имеются ли в учебнике фактические ошибки и неточности.
  6. Анкетирование родителей и учащихся по основным критериям апробируемого УМК.

Работа педагога-апробатора начинается с самых первых дней, как только учебник попадает в руки. Следует отметить, что учитель обеспечивается полным комплектом материалов для работы. Затем начинается его изучение, составление планирования на полугодие (год). Проводятся входные, промежуточные и итоговые контрольные работы для оценки степени обученности школьников, все данные анализируются. Если есть возможность, посещаются уроки других апробаторов. В конце учебного года учителем дается глубокий аналитический отчет с подведением итогов апробации. Результаты представляются в ХК ИППК ПК.

Линия СФЕРЫ≈ по географии включает 5 учебно−методических комп−лектов для следующих разделов:

− География. Планета Земля. 6 класс;

− География. Земля и люди. 7 класс;

− География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс;

− География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс;

− География. Современный мир. 10класс.

География – предмет, который невозможно изучить только по учебнику. Чтобы хорошо знать географию, необходимо научиться получать информацию и из других источников, выполнять практические работы, вести наблюдения на местности. Тетрадь-тренажер помогает в освоении этого интересного предмета. Здесь представлены работы с картами атласа, работы, которые требуют анализировать различную информацию и проводить измерения, как это делают ученые-географы. Она предназначена для того, чтобы ученики могли потренироваться в выполнении всех видов работ, необходимых при изучении географии (тесты, работа с текстом, с картой, смотрим и думаем, считаем и сравниваем).

Работа в таких тетрадях сокращает время подготовки к уроку для учителя, уходит необходимость готовить дидактический материал (он есть у каждого лично), а также сокращает время выполнения работ учениками на уроке.

Тетрадь-экзаменатор – пособие для проверки результатов обучения по курсу география в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Это проверочные работы, аналогичные заданиям ЕГЭ, и работы в форме вопросов. Значительное внимание уделяется проверке умений работать с различными источниками информации, поэтому многие задания включают рисунки, диаграммы, картосхемы.

Тетрадь-практикум (6-7 классы) с разработками практических работ по всем темам раздела с заданным алгоритмом их выполнения. Использование данной тетради ориентировано на применение теоретических знаний в практической деятельности, формирование умений составлять комплексные описания географических объектов и явлений, объяснять их особенности, оформлять результаты своей работы.

Главный отчет учителя-апробатора – подведение итогов апробации и составление аналитического отчета, который включает в себя 1)аналитическую оценку концепции и содержания учебника, 2)педагогическую оценку учебника (стиль, доступность изложения материала, способствует ли учебник сохранению устойчивого внимания, формируется ли познавательная активность, формируются ли навыки самостоятельного приобретения знаний, умений и т.д.), 3) методическую оценку учебника (реализация принципа вариативности, реализация новых педагогических технологий, новизна и т.д.), 4) замечания по содержанию и оформлению учебника. Анализируется усвоение основных понятий в течение года.

Работы от учителя-апробатора требуется много.

Следует отметить, что апробатор несет персональную ответственность за качество анализа учебного издания. Апробатор может обратиться за дополнительной информацией, необходимой для анализа учебного издания, в муниципальные методические службы, ХК ИППК ПК.

Отчет о проведенной апробации учебника пишется в произвольной форме ежегодно. В нем выражается развернутое и аргументированное мнение педагога об апробируемом издании, основанное на полученных образовательных результатах, с использованием нормативных документов, данных анкет родителей и учеников. Апробатор дает аргументированную качественную характеристику учебного издания по параметрам, предложенным методическими службами в качестве диагностического инструментария, подкрепляет описание конкретными примерами. Представляются результаты достижений учеников.

Апробация – это интересная, и в то же время, сложная работа, которая требует от учителя кардинальных изменений по организации учебно-воспитательного процесса. В МОУ СОШ №8 апробация УМК «СФЕРЫ» завершается, пройдена вся линия от 6-го до 9-го класса. По данному УМК обучаются 6-ой и один из 8-х классов. Внедрение данного учебно-методического комплекса в учебный процесс оправдано и рекомендовано для использования в школах города. На сегодня, это самый современный учебник, соответствует всем необходимым требованиям, с оптимальным объемом информации (один параграф на одном развороте), что нельзя сказать о других учебниках, с хорошим качественным иллюстративным материалом. Все виды заданий в учебнике сбалансированы. Фактических ошибок и неточностей не замечено. Для детей учебник интересен.

13.05.11 г.

Е.В. Плеханова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Апробация учебника ГЕОГРАФИЯ, ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК. 6 класс под редакцией Н.Н. Петровой, Н.А. Максимовой издательства МНЕМОЗИНА.

Современное образовательное пространство России предоставляет огромные возможности для творческого педагогического поиска. Это реализуется благодаря тому, что выбор линии учебника делает сам учитель. ...

Апробация учебника истории России

В данной работе представлен аналитический отчет по апробации учебника «История России 16 -18 века» для 7 класса / С.В. Перевезенцев, Т.В. Перевезенцева – М., «Русское слово», 2010...

Отчет по апробации учебника «Русский язык 5 класс» под редакцией Е.А. Быстровой

Общие сведения:Регион: Республика Башкортостан, Стерлитамакский районВид ОУ: МБОУ  средняя общеобразовательная школа с. ПервомайскоеКоличество часов на предмет в неделю: 6 ч (шесть)Апробиру...

Отчет по апробации учебника «Русский язык 6 класс» под редакцией Е.А. Быстровой

Общие сведения:Регион: Республика Башкортостан, Стерлитамакский районВид ОУ: МБОУ  средняя общеобразовательная школа с. ПервомайскоеКоличество часов на предмет в неделю: 6 ч (шесть)Апробиру...

Апробация учебника

Апробация учебника...

Дневник апробации учебника А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонских, М.С.Якир "Математика 5 класс", издательство "Вентана-Граф", 2012г

Уважаемые коллеги! Представляю Вам мой дневник апробации учебника А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонских, М.С.Якир "Математика 5 класс".По данному учебнику я работала в 2012-2013 уч.г.Содержание: 1) Оценка г...

Из опыта апробации учебника «Начальный курс географии», 5 класс, автора А.А. Летягина, издательского центра «Вентана-Граф»

Вечный вопрос: какой учебник выбрать? Данная статья  раскрывает все положительные качества данного учебника, каким образом можно использовать его в работеУчебник по географии для 5 класса а...