Отчет по апробации учебника «Русский язык 5 класс» под редакцией Е.А. Быстровой
книга по русскому языку (5 класс) по теме

 

Общие сведения:

Регион: Республика Башкортостан, Стерлитамакский район

Вид ОУ: МБОУ  средняя общеобразовательная школа с. Первомайское

Количество часов на предмет в неделю: 6 ч (шесть)

Апробируемый учебник: «Русский язык 5 класс» под редакцией академика РАО  Е.А. Быстровой

Профиль класса: общеобразовательный

ФИО учителя: Кореневская Рамиля Абулхановна

Категория: высшая

Работает по учебнику: 1 год (2010-2011 уч.г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_5_klassword.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет  по апробации учебника «Русский язык 5 класс»

 под редакцией Е.А. Быстровой

Общие сведения:

Регион: Республика Башкортостан, Стерлитамакский район

Вид ОУ: МБОУ  средняя общеобразовательная школа с. Первомайское

Количество часов на предмет в неделю: 6 ч (шесть)

Апробируемый учебник: «Русский язык 5 класс» под редакцией академика РАО  Е.А. Быстровой

Профиль класса: общеобразовательный

ФИО учителя: Кореневская Рамиля Абулхановна

Категория: высшая

Работает по учебнику: 1 год (2010-2011 уч.г.)

  2010-2011 учебный год стал первым этапом  апробации УМК  под редакцией академика  Е.А. Быстровой – учебника « Русский язык. 5класс» в МБОУ СОШ с. Первомайское.

Родному языку мы учимся всю жизнь. Учимся, когда читаем, слушаем, говорим, пишем… Наша повседневная жизнь и работа неразрывно связаны с общением, а значит – с языком, с речевой деятельностью. Современный человек, готовый реализовать себя в обществе 21 века, должен уметь  свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.

На достижение этих целей ориентирована новая линия учебников по русскому языку для средней школы под редакцией академика РАО Е.А.Быстровой.  В основу разработки программы учебника положена цель: развитие личности школьника, его интеллектуальных, творческих способностей и формирование духовно-нравственного мира.

Авторы учебника Е.А. Быстрова , Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, И.Р. Калмыкова, Е.С. Юрьева ориентировались на концептуальные положения стандартов второго поколения – Примерной программы «Русский язык» основного общего образования. Опираясь на традиции в создании учебной литературы, они учли утверждающиеся сегодня новые тенденции в содержании предмета для достижения  целей обучения.

В чем же новизна  линии учебников под редакцией  Е.А. Быстровой?

Отличительной особенностью учебника является направленность на всестороннее развитие личности ребёнка средствами предмета. Авторы предлагают такую организацию учебно-познавательной деятельности, при которой ученик становится субъектом познавательного процесса, то есть учащиеся переходят к индивидуальной речемыслительной деятельности. Теоретические сведения излагаются с выделением микротем под цифрами I, II и т.д., более объемный материал дается блоками (I, II и т.д.) с соответствующим закреплением каждого из них в упражнениях. После чтения учебно-научного текста учащиеся отвечают на вопросы учебника, выявляющие понимание ими ключевых лингвистических понятий, выполняют задания, направленные на понимание и на осмысление лингвистической теории и языковых явлений, извлекают информацию из схем, таблиц, составляют планы, таким образом приходят к формулированию правил и выводов. Например, при изучении основного теоретического материала « Число имен существительных» пятиклассники находят ответы на следующие вопросы:            

- Какие формы числа могут иметь существительные?

- Какая морфема в слове передает изменения по числам?

           -Постоянным или непостоянным признаком  является число имен существительных?        

- Выпишите существительные (упражнение 189)  в форме множественного числа, определите их род, выделите окончания. Расскажите, с помощью каких окончаний образуются формы множественного числа мужского, женского и среднего рода.

  - Все ли существительные изменяются по числам?

- Как вы думаете, постоянным или непостоянным признаком является число у существительных, которые имеют форму только единственного числа или форму только множественного числа?

  Такой исследовательский подход, внимательное, вдумчивое отношение к слову  становится  прочной основой для совершенствования  знаний, умений и навыков в области языка.

  В качестве дидактических материалов в учебнике предлагаются тексты различных стилей, типов речи. В книге учитель найдет много материала для многоаспектного  анализа текста с учетом особенностей и возможностей учащихся данного возраста. Для проведения анализа представлены варианты вопросов, заданий, число которых учитель может расширить, изменить в зависимости от целей, поставленных  им на данном уроке. Например, при работе с текстом Т. Степановой «Живая экосистема» ( после изучения темы « Разряды и степени сравнения имен прилагательных») учащимся предложены следующие вопросы и задания:

1. Определите тип речи текста, аргументируйте свой ответ.    

2.Выпишите краткие прилагательные и дайте их характеристику, опираясь на таблицу упр. 234.

3. Найдите прилагательные, имеющие степень сравнения, сделайте вывод о способе их образования.

4. Выпишите 5-7 качественных прилагательных. Докажите, что они качественные .

5. Как вы понимаете название текста « Живая экосистема»? Можете ли вы привести подобные примеры?

Учитывая тот факт, что на современном этапе развития школы наблюдается усиление внимания вопросам развития устной и письменной речи учащихся, повышения речевой культуры, проведение этой работы  планируется практически на каждом уроке. С этой целью привлечен большой материал, направленный на обогащение активного словарного запаса школьников, на усвоение и соблюдение учащимися норм различных стилей речи, орфоэпических норм.  Предлагаются упражнения по предупреждению  и исправлению речевых ошибок, отклонений от действующих языковых норм («Говорим правильно»).

В рубрике «Читаем, говорим, пишем» дается материал для специальных уроков развития речи. Значительное место занимают тексты, обеспечивающие духовно-нравственное развитие и воспитание школьников, восприятие и принятие ими культуры русского народа, её традиции и ценности. Эту роль выполняют и рубрики в учебнике «Русский язык в мире других языков», «Знаете ли вы, что….».

Подбор текстов заслуживает самой высокой оценки. Многие посвящены актуальным проблемам: воспитанию патриотизма, гражданственности, нравственности, интереса и любви к русскому языку, бережному отношению к природе.  Они  представляют собой образцы различных стилей и типов речи. Это очерки о природе Н.Сладкова, В. Солоухина, А.Дорохова, отрывки из рассказов А. Куприна, Ю. Яковлева, Ф. Кривина, К. Паустовского о «братьях наших меньших», тексты Л. Толстого « Два брата», В. Сухомлинского  притча «Обыкновенный человек» о нравственных поступках человека, Л. Кассиля ( « Диво дивное») о роли книг  А. Карданова, В. Астафьева, Е. Осетрова из книги « Живая Древняя Русь» об архитектурных памятниках России, Д. Лихачева о « неряшливости в языке человека» и другие.

 Анализ текста проводится не только с точки зрения особенностей его орфографии и пунктуации, но, самое главное, с точки зрения строения, определения основной мысли, типа речи, использования в нем изобразительно-выразительных средств. Творческие задания после текстов предполагают личностно-ориентированный подход. («Напишите сочинение на одну из тем…» или «Напишите сочинение-описание или сочинение-рассуждение на тему…», «Напишите сочинение или изложение»  по выбору учащихся).

Так в учебнике  идет формирование культуроведческой  компетенции  учащихся, что является серьезной подготовкой к выполнению  части С  ЕГЭ уже с пятого класса.

      С целью проверки знаний и умений учащихся в учебнике  предлагаются различные формы контроля, которые дают учителю сиюминутные показатели успеваемости школьников. «Словарный диктант» помогает формированию у школьников умения находить (а ученики часто просто не видят, что в слове есть орфограмма) и объяснять орфограммы. Блок «Проверяем себя» включает задания обобщающего характера и тестовые задания, приближенные к ЕГЭ.

Обращается внимание на то, что объем материала, включенного в урок, иногда больше,  чем его нужно для одного урока. Сделано это сознательно: в основе учебника – дифференцированный подход в предъявлении материала и отработке соответствующих умений и навыков школьника, развития его способностей. Ряд упражнений и заданий в учебнике отмечены специальным значком, указывающим на повышенный уровень трудности. Книга рассчитана на творческое ее использование.

Обучаясь по данному учебнику, ученик по-настоящему становится основным действующим лицом, активным участником обучающего процесса: на каждом уроке он читает, слушает, отвечает на вопросы, рассуждает, сопоставляет и делает выводы, всматривается в рисунок и пытается найти слова, чтобы выразить свои чувства или своё отношение к обсуждаемому предмету. Школьник учится думать и использовать речевое богатство родного языка не только для выполнения учебных заданий, но и для самовыражения, для успешного решения коммуникативных проблем в своей повседневной, в том числе и учебной, речевой практике. Об этом  писали ученики 5 класса  в своих сочинениях-отзывах об учебнике в конце учебного года: «учебник русского языка  мне понравился: в нем много интересных, познавательных текстов, цветных иллюстраций и репродукций картин русских художников», «благодаря учебнику «Русский язык» я познакомилась с произведениями Е.Носова, С.Аксакова, А.Куприна, Ю.Яковлева», «правила, упражнения, интересные факты из рубрики «Знаете ли вы, что…» помогли мне хорошо подготовиться к олимпиаде  по русскому языку и занять призовые места в школе и во всероссийском заочном конкурсе «Мир русского языка».

Устами школьников «глаголет истина»:  новая линия учебников по русскому языку под редакцией Е.А. Быстровой заслуживает  внимания педагогов и активного внедрения в школах России.

 

01.06.2011г.                                 Подпись _________(Р.А.Кореневская)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имя прилагательное (Урок-повторение по учебнику «Русский язык» 6 класс под редакцией Е.А. Быстровой)

Цели урока. 1. Обобщение и систематизация  знаний об имени прилагательном как части речи. 2. Формирование  УУД:  личностные, познавательные, коммуникативные, информационные и регу...

Отчет по апробации учебника «Русский язык 6 класс» под редакцией Е.А. Быстровой

Общие сведения:Регион: Республика Башкортостан, Стерлитамакский районВид ОУ: МБОУ  средняя общеобразовательная школа с. ПервомайскоеКоличество часов на предмет в неделю: 6 ч (шесть)Апробиру...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, 210 часов, по ФГОС

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому яз...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, 210 часов, по ФГОС

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому яз...

Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...

Учебник русского языка по УМК Е.А.Быстровой. 7 класс

Учебник русского языка по УМК Е.А.Быстровой в электронном виде позволит учителю не только подготовиться к урокам, но и использовать пособие в качестве дидактического. 7 класс...

Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В

Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...