Урок обобщения знаний по теме "Воды суши"
презентация к уроку по географии (6 класс) по теме

Тетеря Светлана Петровна

Использование групповой формы работы на уроке обобщения и закрепления знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Urok_obobshcheniya_znaniy_Vody_sushi.doc57.5 КБ
Office presentation icon Vody_sushi.ppt1.47 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обобщение знаний по теме «Воды суши» 6 класс

Тип урока: Урок обобщающего повторения и систематизации знаний.

Учебные задачи:

  • Учить обобщать и систематизировать полученные знания;
  • Учить применять полученные теоретические знания в новых ситуациях;
  • Учить использовать компьютерные технологии для устной самостоятельной работы с целью проверки усвоения теории по данной теме;
  • Осуществлять контроль своих знаний с помощью компьютерных тестов..

Развивающие задачи:

  • Продолжить формировать   умения работать со схемами, текстом, картами атласа, дополнительным материалом;
  • Развивать творческое мышление;
  • Развивать интерес к исследовательской деятельности, интерес к предмету.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать потребность в знаниях;
  • Формировать навыки умственного труда;
  • Воспитывать культуру общения,  формировать умения работать в группе , высказывать свою точку зрения, умение слушать товарища, ответственность.

Оборудование урока:

  • ПК учителя, мультимедийный проектор
  • Презентация, содержащая материал для повторения, закрепления знаний, групповой работы;
  • Компьютерное тестирование (тест на 2 варианта, составитель Тетеря С,П.)

План урока:

  1. Вступление (организационный момент, объявление темы и цели урока
  2. Проверка усвоения знаний (индивидуальные задания, фронтальный опрос, тест).
  3. Групповая работа по проблеме использования и охране вод.
  4. Подведение итогов.
  5. Домашнее задание.

Ход урока

Жизнь воды многообразна:

Петь ручьем, лететь туманом,

Зацветать в озерах праздно

Выть и биться океаном

(В.Брюсов)

1.Вступление. (слайд 1)

(организационный момент, объявление темы и цели урока, актуализация знаний).

На предыдущих занятиях мы знакомились с особенностями вод суши. (слайд 2) Сегодня обобщим знания по изученной теме, проверим качество их усвоения, приобретем в ходе групповой работы  новые знания, а так же умения и возможности их проявить.

Прослушайте эпиграф к нашему уроку и ответьте о каком многообразии идет речь в стихотворении, какие составные части гидросферы назвал автор? (слайд 3-7) (вода в атмосфере-туман, подземные воды- ручей, поверхностные воды- озера, мировой океан)

Перечислите состав гидросферы и заполните схему на стр.104. именно этой части, т.е. водам суши посвящен наш урок. (проверка слайд 8).

2.Проверка знаний.

На доске представлены схемы: речной системы, залегания грунтовых и межпластовых вод,  сточного и бессточного озера. От каждого ряда приглашается  по ученику, задача которых:

  • подписать элементы речной системы;
  • определить по схеме  залегание грунтовых и межпластовых  вод,
  • определить по схеме сточное и бессточное озеро, привести пример.

По окончании выполнения заданий каждый ряд должен проверить учащегося и задать вопросы по теме «Реки», «Подземные воды», «Озера».

Пока учащиеся выполняют индивидуальные задания,  проводится фронтальный опрос.

  1.   Что такое река?
  2. Какие реки бывают по характеру течения?
  3. Мальчики назовут признаки горной, а девочки равнинной реки.
  4. Назовите самую крупную реку Краснодарского края.(р.Кубань)
  5. К какому типу по-характеру течения относится Кубань?
  6. Назовите исток и устье реки Кубань?( Приэльбрусье,Азовское море)
  7. Самое большое по площади озеро России? (Каспийское)
  8. Самое глубокое озеро России и мира?(Байкал)
  9. Какие воды называют минеральными?
  10. Что такое гейзеры и горячие источники?

Проверка выполнения заданий у доски и вопросы учащимся от каждого ряда по темам «Реки», «Озера», «Подземные воды».

Тестовая работа. (слайд 9-10)

1 вариант. Найти соответствие между определением и термином:

  1. место выхода подземных вод на поверхность
  2. река со всеми ее притоками
  3. углубление, по которому воды реки текут постоянно
  4. вся площадь с которой река собирает воду
  5. понижение, которое тянется от истока до устья
  6. затопляемая во время разлива часть речной долины
  7. скопление воды в природном углублении на суше
  8. искусственный водоем
  1. бассейн реки
  2. долина реки
  3. речная система
  4. русло реки
  5. источник
  6. озеро
  7. пойма
  8. пруд

2 вариант. Найти соответствие между определением и термином:

  1. поток воды, протекающий в углублении, называемом руслом
  2. внезапные кратковременные подъемы уровня воды в реках
  3. тип озера, из которого берут начало реки и впадают в него
  4. тип озера, в которое  реки только  впадают
  5. озеро, образовавшееся в долинах равнинных рек
  6. место впадения реки в озеро, море или другую реку

7.   сложенная речными наносами низменность в устье реки, пронизанная сетью протоков

8. ежегодно повторяющееся в один и тот же сезон увеличение водоносности реки

А. дельта

Б.  половодье

В. устье

Г. река

Д. старица

Е. сточное

Ж. бессточное

З.  паводок

3.Групповая работа по проблеме использования и охране вод.

(Слайд 11)

Переходом к следующему этапу урока послужит  эпиграф: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь» Антуан де Сент-Экзюпери.

О чем мы будем  с вами вести разговор? (О воде. Ее использовании, загрязнении, необходимости экономии и охране воды).(слайд 12)

Обсудим эти проблемы в ходе ролевой игры.  

Каждая группа получает задание и 5 минут для подготовки перед обсуждением.

(Слайд 13)

«Промышленники»

  1. Привести примеры, где используется вода на производстве(стр.103)
  2. Выступите в роли директора сахарного завода и расскажите о расходе воды вашим заводом.

«На производство 1т сахара нужно 100м куб.  воды. Ежедневно завод производит 13т сахара. В году 310 рабочих дней. Сколько воды расходует завод за год?

  1. Сделайте вывод.

«Аграрии» (Слайд 14)

  1. Назовите куда вы, как работники сельского хозяйства, расходуете воду (стр.102)
  2. Какие культуры больше всего требуют воды?
  3. Как вы считаете, где у вас происходят основные потери воды?

4.  Сделайте вывод.

«Коммунально-бытовое хозяйство» (Слайд 15)

  1. Для питья и технического водоснабжения г.Краснодара в сутки нужно около 250 тыс. м куб. воды. Сколько нужно воды нашему городу в неделю?
  2. Сколько воды в среднем расходует в день городской и сельский житель? (стр. 103)

3.   Сделайте вывод.

«Краеведы» » (Слайд 16)

1.Познакомьтесь с исторической справкой о водоснабжении нашего города.

Постарайтесь доступно пересказать  эти сведения ребятам.

История краснодарского водоканала

Краснодарское предприятие «Водоканал» отсчет своего существования начинает с 16 декабря 1894 года, когда потекла по трубам в дворовые колонки и богатые особняки города Екатеринодара вода реки Кубань.

В 1909 году началось бурение скважин и горожане стали получать хорошую артезианскую воду, для обеззараживания которой был применен серебряный фильтр. Первая скважина действует и поныне.

Построенная инженером Шуховым, расположенная в районе Сенного рынка, водонапорная башня стала архитектурной достопримечательностью, своего рода «Эйфелевой башней» города. В первые годы водопроводные сети охватывали только центральную часть города.

В 1936 году была принята в эксплуатацию Кировская станция с 10 артезианскими скважинами.

В настоящий момент в структуре  «Краснодар Водоканал» 11 крупных водозаборов, на которых эксплуатируется 507 скважин. Предприятие имеет 137 резервуаров чистой воды общей емкостью более 180 тыс. м3. Добыча воды осуществляется только из артезианских скважин глубиной от 80 до 800 метров. Вода подаётся в разводящие сети водопровода общей протяжённостью свыше 1148 км. Ежедневно предприятие снабжает потребителей 249 тыс.м3 воды. Ее качество также ежедневно контролируется Испытательным центром питьевой воды, крупнейшим на Северном Кавказе и лучшим в своем виде по Южному Федеральному округу. Вода проходит проверку по 80 показателям, в  том числе химическим, радиологическим, бактериологическим и биологическим

2. Сделайте вывод.

 «Экономисты» » (Слайд 17)

1.Назовите пути экономии воды

  1. На производстве (стр.103-104, пункт 3)
  2. В быту (стр. 103, пункт 1, можно воспользоваться плакатом «Цените воду!»

2. Сделайте вывод.

«Экологи» » (Слайд 18)

  1. Назовите источники загрязнения вод суши (стр.103)
  2. Приведите примеры наиболее загрязненных рек или озер России
  3. Предложите меры по охране вод от загрязнения (2-3 примера)

                  4.   Сделайте вывод.

Вопросы для беседы:

1.Кто является основными потребителями пресной воды?

Отчет промышленников, аграриев, коммунально-бытовой службы, краеведов.

2.Как решать проблему перерасхода воды, посоветуют экономисты.

3.С водой связана проблема не только расхода, но и загрязнения. Выступление экологов.

4.Подведение итогов.

Необходима охрана, экономия, т.е. бережное отношение к бесценному дару природы- воде. » (Слайд 19)

Ведь народ наш исторически всегда с любовью относился к воде.  Как часто звучит тема воды в народном творчестве, сколько песен и сказок сложено о воде. Какое трепетное отношение у большинства к родникам, как правило,  их обкладывают камнем,  или строят навес и обязательно на ухоженном роднике есть кружечка «Пейте, люди добрые, кристально чистую воду, пейте на здоровье!»

Все, конечно зависит от каждого из нас,

насколько правильно мы будем строить свои отношения с природой.

Мы повторили тему «Воды суши», вы показали знание материала и умение применять его в конкретных ситуациях

Мы рассмотрели очень серьезные проблемы, связанные с водой  пытались найти решения этих проблем и пришли к выводу, что каждому стоит пересмотреть свое отношение к воде.

5.Домашнее задание: (слайд 20) вопросы на стр.104-105, устно, творческое задание: рисунок «Без воды нет жизни на Земле».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Обобщение знаний по теме «Подгруппа азота (Урок – игра « Звёздный час в химии».)

          Закрепить знания учащихся о строении и свойствах азота и фосфора как простых веществ, так и их соединений, о промышленных  способах производства аммиака,...

Урок письма и развития речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний об имени числительном»

Конспект урока письма и развития речи в 9 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний об имени числительном»Тем...

Урок письма и развития речи в 7 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний о глаголе»

Конспект урок письма и развития речи в 7 классе коррекционной школы VIII вида. Тема урока: «Обобщение знаний о глаголе».  Урок закрепления изучаемого материала....

Презентация к уроку производственного обучения по теме: "Изготовление швейных изделий ассортиментных групп". Тема урока: «Обобщение знаний об изготовлении швейных изделий. Познакомиться с петельной машиной полуавтоматического действия».

Презентация к уроку производственного обучения по теме: "Изготовление швейных изделий ассортиментных групп".Тема урока: «Обобщение знаний об изготовлении швейных изделий. Познакомиться с петель...

В гостях у прилагательного... Урок-игра. Урок обобщения знаний.

Систематизация и обобщение знаний по теме "Имя прилагательное":развитие умения находить орфограмму в слове, графически обозначать ее, выбирать способ  проверки;  редактировать и во...

Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений

На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....