Методика проведения учебных занятий по физической культуре с детьми, имеющими нарушение интеллекта
материал по физкультуре

Бедиекова Айсула Александровна

методика

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика проведения учебных занятий по физической культуре с детьми, имеющими нарушение интеллекта

  1. Методика проведения занятий по физическому воспитанию с умственно отсталыми дошкольниками
  2. Методика проведения занятий по адаптивному физическому воспитанию с умственно отсталыми школьниками
  3. Методика проведения специальных коррекционных занятий (ЛФК) с умственно отсталыми школьниками

   1. Физическое и моторно-двигательное развитие.

Главный акцент делается на коррекционной работе. Последствия раннего органического поражения ЦНС отражается больше всего на моторно-двигательном развитии детей. Недостаточность касается как общей, так и мелкой  и артикуляционной моторики. Это выражается в моторной неловкости, недостаточной координации движений, плохой переключаемости с одного движения на другое. У детей долго и с большим трудом формируются серии движений, что необходимо для образования двигательного навыка.

ПЕРВЫЙ ЭТАП

(ориентировочно младший дошкольный возраст)

                                                   

Основные задачи коррекционно-развивающей работы:

— развитие потребности в общении и формирование элементарных коммуникативных умений;

— развитие интереса к окружающей действительности и стимулирование познавательной активности;

— формирование первоначальных представлений о себе и ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в детском саду»)

— формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания;    

-физическое и моторно-двигательное развитие;

 -    сенсорное развитие;    

— формирование величинных, пространственных представлений и ориентировок;      

—социально-нравственное развитие;

  • эстетическое развитие.

СОДЕРЖАНИЕ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕ РАБОТЫ,

ФИЗИЧЕСКОЕ  И  MОTOPHO-ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Работа во физическому и моторно-двигательному развитию детей в дошкольном учреждении осуществляется в разнообразных формах, которые              

отражают тесную взаимосвязь между психолого-педагогическим и медицинским аспектами коррекционно-воспитательной работы (лечебная физическая культура, массаж и закаливание, утренняя зарядка, подвижные игры, физкультурные упражнения, прогулка, спортивный досуг и развлечения). Основной формой организации работы по физическому воспитанию детей является занятие физической  культурой, обеспечивающее реализацию основных задач, определенных программой.  

Занятия проводятся в форме увлекательных игр,  удовлетворяющих потребность ребенка в двигательной активности, доставляющих удовольствие и радость.

Занятия проводятся по подгруппам в утреннее и к вечернее время воспитателями (с музыкальным сопровождением в записи или с участием музыкального руководителя). два раза в неделю и индивидуально в зависимости от уровня психофизического развития каждого ребенка. Длительность занятия и физические нагрузки строго индивидуализированы и могут меняться в зависимости от особенностей психофизического состояния детей, метеоусловий, времени года и т. п. Лечебная физкультура дополняет, но не заменяет занятия по физическому воспитанию.

 Работа с подгруппой проводится в физкультурном зале, а в теплое время года на специально оборудованной площадке.

 Занятия по физической культуре в плане решаемых задач и реализуемого содержания связаны с отобразительными, подвижными и театрализован-ными играми, с занятиями по развитию музыкально-ритмических движений, формированию навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков и т. д.

/

Педагогический замысел:

— стимулировать двигательную активность детей;

— развивать интерес к движениям и потребность в двигательной активности;

— обогащать двигательный опыт;

— формировать положительное отношение к двигательным играм;

— развивать кинестетическое восприятие;

— развивать основные движения (ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание);

— формировать перекрестную схему ходьбы;

— развивать выразительность движений в процессе игр и игровых упражнений;

— формировать представления о собственном теле, его основных частях и их движениях;        

— развивать понимание просьб-команд, отражающих основные движения и действия, направления движения (туда, в эту сторону, вперед, назад и т.д.)

— развивать ориентировку в  пространстве;

— развивать умение использовать пространство и  находиться в нем вместе с другим;

— учить выполнять движения по образцу, по слову-сигналу;              

— формировать ритмичность движений (равномерную повторность и чередование);

  • учить воспроизводить по подражанию различные движения кистями и пальцами, прослеживая  их взором;                                
  • развивать координацию обеих рук и ног;

- формировать умение выполнять серию движений под музыку (совместно со взрослым, по подражанию и по образцу);

Содержание

Ходьба стайкой за воспитателем, держась за руки: ходить в заданном направлении (к игрушке), друг за другом, держась за веревку.

Ходьба и бег с переходом от ходьбы к бегу по команде (стайкой к воспитателю и вслед за ним, к игрушке, друг за другом в указанном направлении, меняя темп передвижения).

Ходьба и бег по дорожке (шириной 30—40 см).  ходьба по разным дорожкам, выложенным из веревки, ленточек, ковролина и другого материала,с изменением темпа движения (быстро, медленно).     Перемещение по кругу (хороводные игры).   Бег и ходьба в заданном направлении с игрушкой (погремушкой, ленточкой на палочке и т. п.). Ходьба на носках (с поддержкой).     Перешагивание через небольшие препятствия —  веревку и другие невысокие (5 см) предметы с помощью взрослого и самостоятельно. I     Вращение то в одну, то в другую сторону в положении стоя или сидя на полу (игры типа «Волчок»). Игры с мячом: прокатывать мячи, бросать друг I другу, ловить, поднимать упавший мяч, катать мячи друг другу, прокатывать мячи в ворота. Игры с надувными шарами. Ползание на животе на четвереньках в разных  направлениях к предметной цели или по указатель ному жесту.

Проползание на четвереньках и на животе под | лентой, дугой, рейкой и т. п.

 Ползание на четвереньках и на животе по дорожке с последующим перелезанием через небольшие препятствия. Подпрыгивание на двух ногах (держась за руки взрослого и самостоятельно).

Подпрыгивание на надувном шаре (фитболе) со страховкой. Движения под музыку, движения с прихлопыванием с проговариванием слов, коротких стишков и т.п. 

ВТОРОЙ ЭТАП.

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

На втором этапе продолжается систематическая работа по физическому воспитанию детей в дошкольном учреждении. Она осуществляется в разнообразных формах — лечебная физкультура, массаж и закаливание, утренняя зарядка, подвижные игры, физкультурные упражнения прогулка спортивный досуг и развлечения, которые отражают тесную взаимосвязь между психолого-педагогическим и медицинским аспектами коррекционно-воспитательной работы. Основной формой организации работы по физическому воспитанию детей является занятие физической культурой, которое проводит воспитатель (2 раза в неделю), а также подвижная игра (1 раз в неделю), что обеспечивает реализацию основных задач, определенных программой.

Занятия проводятся воспитателями по подгруппам в утреннее и вечернее время с музыкальным сопровождением в записи или с участием музыкального руководителя. В случае наличия в группе детей с грубыми нарушениями физического развития с ними необходимо проводить индивидуальную работу. Это позволяет подготовить ребенка к занятиям в небольшой группе. Длительность занятия и  физические нагрузки строго индивидуализированны и могут меняться в зависимости от особенностей психофизического состояния детей, метеоусловий, времени года и т. п.

Занятия физической культурой на втором этапе обучения в плане решаемых задач и реализуемого содержания тесно связаны с работой, ведущейся по другим разделам программы, (развитие музыкально-ритмических движений, игра, формирование элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим и др.).

Занятия строятся на основе содержания, предлагаемого не только для второго, но также и для первого этапа, что обеспечивает закрепление уже сформированных двигательных умений и навыков у детей и преемственность в системе работы.

Педагогический замысел:

— стимулировать и поддерживать развитие двигательной активности детей;

— закреплять представления об основных частях тела;

— обогащать кинестетический опыт, совершенствовать кинестетическое восприятие;

— развивать двигательную память;

— формировать произвольные движения головой, руками, туловищем, ногами по образцу и словесной инструкции;

— учить менять темп движения (ползать, ходить, бегать) вместе со взрослым, а также по слову-сигналу;

— развивать умение воспринимать и воспроизводить позу по плоскостному образцу (самому, с помощью модели человеческой фигуры и режиссерской куклы);

— формировать умение ходить, бегать, удерживая предметы в одной и обеих руках;

— развивать точность и ловкость движений рук в играх с мячом;

— воспроизводить но подражанию различные движения кистями и пальцами рук, прослеживая их взором;

— продолжать формировать умение имитировать движения животных, птиц, растений, машин и т. п. в пластике: животных (кошка, собака, заяц и т. п.), птиц (цыпленок, курица, воробей и т. п.), растений (цветок, дерево), насекомых (бабочка), солнца, машин (поезд, самолет и т. п.);

— формировать умение подпрыгивать на двух ногах на месте с помощью взрослого;

— формировать пространственные представления и ориентировки;

— развивать чувство равновесия;

— развивать чувство ритма;

— развивать координацию движений обеих рук, рук и ног со зрительным прослеживанием;

— развивать произвольные движения кистей и пальцев рук;

— формировать умение взаимодействовать со сверстниками в процессе совместных игр и упражнений, проявлять внимание друг к другу и оказывать взаимопомощь;

— развивать коммуникативные умения;

— учить соблюдению правил в подвижных играх и игровых упражнениях;

— развивать слуховое внимание;

— обогащать словарь детей за счет названий частей тела, движений, слов, обозначающих пространственные характеристики объектов, и др.

Содержание

Ходьба за воспитателем в заданном направлении стайкой, держась за руки; друг за другом, держась  за веревку.

       Ходьба: по одному; нарами, держась за руки; небольшими группами; друг за другом на расстоянии вытянутой руки за педагогом; парами вдоль стен комнаты и по краям площадки, держась за руки; в  колонне по одному со сменой направления.

       Имитационные движения  («Паровоз», «Летают| бабочки», «Цапля», «Аист» и др.).  Действия с воображаемыми объектами. Перешагивание через линии и предметы (реальные и воображаемые). Игры и упражнения на развитие равновесия: ходить друг за другом с флажком в вытянутой вперед, в сторону, вверх руке; ходить по узкой дорожке (шириной 25 см) с руками за головой; бегать парами, держась за руки, бегать друг за другом, держась за веревку; ходить по площадке врассыпную с флажками в руках; бегать друг за другом вдоль каната, положенного на пол; ходить около шнура, положенного по кругу.

  Ходьба к цели (игрушке) в заданном направлении (вперед, назад, приставным шагом в стороны)   врассыпную, стайкой, друг за другом.

Изменение темпа движения (ходьба — бег) по   зрительному или слуховому сигналу. Ходьба с переступанием через невысокие (5 см)    предметы.

Ходьба по разным дорожкам, выложенным из веревки, ленточек, ковролина и другого материала с изменением темпа движения (быстро, медленно).

Хороводные игры с перемещением в разных направлениях. Ходьба на носках и на пятках (с чередованием). Вращение на месте в разные стороны в положении стоя и сидя на полу («Волчок»). Ползание на животе по указательному жесту последовательно к одной, второй, третьей игрушке. Ползание на четвереньках и на животе врассыпную или парами в заданном направлении; на коленях по наклонной плоскости (доске) шириной 30 см, длиной 1,5 м; на животе по гимнастической скамейке.

Ползание на четвереньках и на животе под лентой, дугой, рейкой, через обруч. Ползание на четвереньках и на животе по дорожке с последующим перелезанием через препятствия. Лазание по ступенькам вверх с помощью взрослого или самостоятельно, скольжение на попе вниз.

Игры на гимнастической стенке: залезать (на высоту до 1 м) и спускаться с помощью взрослого. Игры и упражнения с мячом: прокатывать мяч, бросать мяч друг другу, ловить мяч, поднимать упавший мяч, катать мяч друг другу, прокатывать мяч через ворота, бросать мяч в цель (в корзину, в сетку), вдаль, вперед, бросать маленький мяч правой и левой рукой. Игры и упражнения с мешочками с песком (горохом, крупой): бросать в цель (в корзину, обруч и т. п.), находящуюся на полу на расстоянии. Прыжки: на двух ногах на месте или с передвижением (зайчики, птички и т. п.); вокруг какого-либо предмета; перепрыгивание через шнур («ручеек»); запрыгивание в обруч; впрыгивание с предмета (высотой до 10—15 см); прыжки в длину с места.

       Игры на детской горке (в помещении на специальных игровых модулях-горках, горке из конструктора «Квадра», а также на улице).       Воспроизведение лоз и движений по непосредственному подражанию и по рисунку (сразу и с отсрочкой до 10 секунд).  Катание на санках. Игры в снежки. Игры и упражнения на расслабление.

.

ТРЕТИЙ ЭТАП

(ориентировочно старший дошкольный возраст)

Основные задачи коррекционно-развивающей работы

На третьем этапе продолжается развитие и формирование:

— познавательного интереса и познавательной активности;

— социальных представлений («Я среди взрослых и сверстников», стремление детей к самостоятельности и укрепление позиции «Я среди детей»);

— коммуникативного поведения;

— словесной регуляции (в форме словесного отчета) поведения и деятельности;

— коммуникативной функции речи (развитие диалогической речи с использованием речевых и неречевых средств коммуникации, развитие монологической речи — рассказ из жизненного опыта, пересказ сказок, коротких рассказов);

— коррекция речевых нарушений и звукопроизношения;

— сенсорно-перцептивной способности {преимущественно в структуре различных видов деятельности);

— познавательной направленности на установление функциональных связей между объектами и явлениями (познавательных установок «Что это?», «Что делает?», «Почему он такой?»);

— способности к замещению, воображению (в игре, рисовании, речи);

—пространственно-временных величинных и количественных представлений;  эстетических предпочтений; произвольных движений (основных, мимических, изобразительных); операционально-технической стороны деятельности (культурно-гигиенических, трудовых, графомоторных навыков: зрительно-двигательной координации, опережающих движений глаз и т. п.);  игровых навыков в процессе сюжетно-ролевых, театрализованных игр и игр с правилами; готовности к обучению в школе.

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

                                                                           

                   ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

 Основной формой коррекционно-развивающей работы на третьем этане обучение являются специальные занятия по физическому воспитанию. Кроме этого осуществляются лечебная физкультура и массаж, коррекционная гимнастика, утренняя зарядка, подвижные игры, спортивный досуг, праздники и развлечения. Спортивные праздники проводятся с детьми в физкультурном зале или на улице в зависимости от погодных и сезонных условий.  

      Занятия проводятся воспитателями со всей группой , по подгруппам в утреннее и вечернее время с музыкальным сопровождением в записи или с участием музыкального руководителя 2—3 раза неделю. Длительность занятия и физические нагрузки строго индивидуализированы и могут меняться в зависимости от особенностей психофизического состояния детей, метеоусловий, времени года и т. п.

Занятия по физическому воспитанию на третьем этапе обучения тесно связаны с работой по развитию музыкально-ритмических движений, с сюжетно-ролевыми, подвижными, театрализованными играми, с формированием элементарных математических представлений, с формированием представлений о себе и окружающем мире, а также с трудовым и эстетическим воспитанием детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Занятия строятся на основе содержания, предлагаемого для первых двух этапов обучения, и дополняются содержанием третьего этапа. Таким образом реализуется принцип концентричности в построении программного содержания работы по физическому и моторно-двигательному развитию детей, который обеспечивает непрерывность, преемственность и повторность в обучении.

Педагогический замысел:

— продолжать поощрять и поддерживать двигательную активность детей;

— формировать произвольные движения головы, туловища, рук, ног, лица;

— учить воспроизводить по подражанию взрослому и графическому образцу различные движения кистями и пальцами рук;

— учить выполнять движения по рисунку, содержащему символические изображения направления движения (стрелки-векторы);

— развивать чувство ритма: передавать в движении ритм чередования (1/2, 3/4, 4/4);

— формировать умение ходить, ползать, бегать в заданном темпе, замедлять и ускорять движение по словесной команде и под музыку;

— развивать координацию движений рук и ног;

— совершенствовать зрительный контроль за движениями (перед зеркалом);

— развивать координацию движений частей тела ног, рук и ног, рук и головы и т. п.);

 — закреплять умение выполнять серию движений под музыку;

 — развивать двигательную память: выполнять движения после короткой (5—10 секунд) и длительностью (час, день, неделя) отсрочки во времени;

 — закреплять умение сопровождать ритмические движения проговариванием коротких стихов, потешек;

— совершенствовать выразительные движения понимать и выражать в движении радость, удивление, огорчение, порицание, поощрение), умение выполнять их под музыку (подражать движениям лягушки, цапли, страуса, бабочки, совы, собачки и т. д.)

 — развивать восприятие и воспроизведение движений по рисунку (с использованием режиссерской  куклы или модели человеческой фигуры);

 — развивать простые пантомимические движения;

 — закреплять пространственные представления ориентировки;

— совершенствовать умение взаимодействовать и сверстниками в процессе совместных игр и упражнений, проявлять внимание друг к другу и оказывать взаимопомощь;

— развивать коммуникативные умения;

— учить соблюдению правил в подвижных игр и игровых упражнениях;

 — развивать речевую активность, закрепляя названия действий, движений, пространственных отношений и характеристик объектов т. п.).

СОДЕРЖАНИЕ

 Ходьба: на месте; колонне и врассыпную по залу, по сигналу воспитателя находить свое место; по извилистой линии между игрушками; по залу в колонне по одному на сигнал «дождик-дождик» ходить широким шагом с высоким подниманием колен, на сигнал «солнышко» — обычная ходьба; с изменением направления но сигналу (слово, удар в бубен, окончание музыки); с переходом по сигналу на бег и обратно; группами с нахождением игрушек; по извилистой дорожке; с движением рук, имитирующим взмахи крыльев птицы; с высоким подниманием коленей; с руками на поясе и перешагиванием через предметы; по кругу на носках и на пятках, взявшись за руки; по всему залу, руки в стороны; на носках, руки на поясе; по разным дорожкам, выложенным из веревки, ленточек, ковролина и другого материала с изменением темпа движения (быстро, медленно); в заданном направлении с игрушкой (погремушкой, ленточкой на палочке и т. п.); по дорожке (шириной 30—40 см).

Хороводные игры с перемещением в разных направлениях.

Бег: по кругу, взявшись за руки; змейкой между предметами; на носках с руками за головой; в указанном направлении с переходом по команде от ходьбы к бегу; в заданном направлении с игрушкой (погремушкой, ленточкой на палочке и т. п.); по дорожке (шириной 30—40 см).

Проведение игр и упражнений на развитие равновесия: ходьба друг за другом с флажком в руке; ходьба друг за другом с флажками в руках по узкой дорожке (шириной 35—40 см); ходьба по дорожке с руками за головой; бег парами, держась за руки; бег друг за другом, держась за веревку; ходьба по площадке врассыпную с флажками в руках; бег друг за другом вдоль каната, положенного на пол; ходьба но шнуру, положенному на пол; перешагивание из обруча в обруч; ходьба между двумя начерченными на полу линиями (на расстоянии 25 см), не наступая на них; ходьба по гимнастической скамейке, переступая через мелкие предметы , строительный материал). Ползание: на четвереньках и на животе врассыпную или парами в любом или заданном направлении; на четвереньках и на животе по дорожке с последующим перелезанием через препятствия; по наклонной лесенке с частыми рейками (через каждые 10 см), поднятой под углом 30 °;

 Проползание на четвереньках и на животе под лентой, дугой, рейкой, через обруч. Проведение игр и упражнений с мячом: бросать  друг другу, ловить мяч; прокатывать мяч через ворота, между кеглями; бросать мяч в цель (в корзину, в сетку), вдаль, вперед; бросать маленький мяч правой и левой рукой; бросать мяч вверх, стараясь поймать его; бросать мяч о стенку и ловить ; ударять мячом об пол и ловить его. Проведение игр и упражнений с кольцами: бросать кольцо воспитателю; подбрасывать кольцо одной рукой, ловить двумя руками.  Проведение игр и упражнений с мешочками с песком (горохом, крупой): бросать вдаль, в цель (корзина,обруч и т. п.), находящуюся на полу на расстоянии.

 Проведение игр и упражнений на гимнастической стенке: залезать (на высоту до 1 м) и спускаться с помощью взрослого; влезать по гимнастической стенки до середины, согласовывая движения рук и ног.  Прыжки: на двух ногах на месте или с передвижением (зайчики, птички и т. п.); вокруг какого-либо предмета; перепрыгивание через шнур (ручеек); запрыгивание в обруч; спрыгивание с предмета высотой до 10—15 см); в длину с места; с передвижением по комнате мелкими прыжками, размахивая руками; вдвоем, взявшись за руки; с места  в обруч, положенную лежащую палку туда — обратно); на месте на обеих ногах, легко отталкиваясь от пола; поочередно на правой и левой ноге; через веревку, положенную на пол; спрыгивание с гимнастической скамейки с приземлением на слетка согнутые ноги; подпрыгивание на месте, стараясь коснуться предмета, подвешенного выше поднятой руки ребенка на 5—10 см; в сторону, влево, вправо; подпрыгивание вверх с хлопками в ладоши; перепрыгивать через веревку, мягко приземляясь на слегка согнутые ноги, повернуться кругом и снова прыгнуть; на двух ногах вокруг стульчика в правую и левую стороны Проведение игр и упражнений на батуте. Проведение игр и упражнений обще развивающего и корригирующего характера для разных мышечных групп (мышц шеи и плечевого пояса, груди, спины, рук, ног, дыхательной мускулатуры).

Проведение игр и упражнений на развитие ловкости, быстроты, гибкости, силы, выносливости (с изменением скорости выполнения, с предметами, с преодолением сопротивления). Воспроизведение поз и движений по непосредственному подражанию и по рисунку (сразу и с отсрочкой до 10 секунд). Проведение игр и упражнений на детской горке. Катание на трехколесном велосипеде. Катание на санках. Элементы самомассажа.

Проведение игр и упражнений на релаксацию.

2.  Урок физической культуры

Урок физической культуры в спец. школе 8 вида состоит из следующих частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной.

Вводная часть посвящена организации детей, подготовке их к занятиям. Во вспомогательной школе, особенно в младших классах, это часть занимает значительное время (до 10 мин), так как ученики еще не умеют самостоятельно переодеться для занятий физическими упражнениями и построиться.

По звонку на урок учитель строит детей, проверяет готовность их к уроку (как они готовы, опрятны ли) и ведет к месту занятий.

Учитель проводит предварительную беседу с учащимися, спрашивает, помнят ли они, чем занимались на прошлом уроке, рассказывает детям о том, что они будут делать сегодня, стараясь заинтересовать их предстоящими упражнениями. На построение учеников в начале урока необходимо обращать особое внимание, так как от этого во многом зависит ход всего урока. Не всегда следует придерживаться построения строго по росту. Нужно, чтобы дети не мешали друг другу при выполнении различных заданий. В колонне по одному дети идут в зал. Учитель идет рядом, все время меняя свое место, помогая плохо ориентирующимся в строю, поджидая отстающих. Перед входом в зал детей необходимо остановить: учитель занимает место впереди строя, становясь как бы ведущим, и вместе с детьми входит в зал. В дальнейшем, когда дети привыкнут вести себя в зале организованно, ведущим становится ученик. При этом нужно, чтобы все дети побывали в этой роли, научились вести за собой других, умели менять направление в соответствии с различными ориентирами и по словесной инструкции учителя.

Подготовительная часть имеет задачей подготовку двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы к выполнению тех двигательных заданий, которые будут предложены ученикам в основной части урока. Умственно отсталых ребенок зачастую не может сразу сделать упражнение, поскольку не готов к выполнению движений, являющихся его элементами. Поэтому необходима особая четкость и последовательность в системе подготовительных упражнений, способствующих формированию и упрочению определенного двигательного навыка. От их умелого подбора зависит, оправдает ли сложный навык свое коррекционное назначение. Подготовительная часть урока состоит преимущественно из корригирующих и общеразвивающих упражнений, а также построений и перестроений, ходьбы, бега, прыжков, игр. Продолжается она 10-15 мин. и завершается упражнениями, которые по характеру мышечной деятельности, темпу, ритму приближаются к содержанию основной части урока. Таким образом от подготовительной части делается естественный переход к основной.

В третьей, основной части разрешаются главные задачи урока. Это могут быть коррекционно-оздоровительные, общепедагогические и непосредственно задачи физического воспитания. Они реализуются с помощью упражнений основной гимнастики, ритмических, коррекционных, легкоатлетических упражнений и игр.

Основная часть урока занимает 20-30 мин. Последовательность упражнений зависит от задачи урока и подчиняется физиологическим закономерностям. Так, если поставлена задача дифференцировки каких-либо движений, то соответствующие упражнения даются в начале основной части. Если детям предстоит овладеть новым двигательным навыком, то знакомить с ним целесообразно тоже в начале основной части урока, так как это связано со значительным нервным напряжением и требует сосредоточенного внимания. Если предстоит выполнять упражнения, направленные на развитие основных физических качеств, то их нужно распределять в такой последовательности: на быстроту, на ловкость, на силу, на выносливость; упражнения с большой нагрузкой и вызывающие сильные эмоции лучше всего предлагать в конце основной части урока.

В школе 8 вида, особенно в младших классах, в основную часть урока могут вводиться и строевые упражнения, поскольку их усвоение требует длительной и кропотливой работы.

В работе с умственно отсталыми детьми, у которых показатели физического развития снижены, имеются дефекты моторики, небольшой двигательный опыт, основную часть урока составляют преимущественно общеразвивающие и корригирующие упражнения; отрабатываются определенный  ритм,  четкость,  плавность  движений; включаются упражнения на развитие и совершенствование основных навыков в беге, прыжках, лазании, метаниях.

Занятия физкультурой должны быть правильно завершены. Этому служит последняя, заключительная часть урок. В конце занятия снижается общая нагрузка на организм детей, подводятся итоги урока, оцениваются успехи. Это время используется для строевых упражнений, упражнений на расслабление, общеразвивающих упражнений, легких по нагрузке, противоположных по воздействию тем, которые применялись в конце основной части урока, упражнений на внимание. Продолжительность заключительной части 3-5 мин.

Организация детей в конце урока и спокойный переход их в класс имеют исключительно большое значение. От этого зависит дисциплина на последующих уроках и учебные успехи школьников.

Учитель, завершая урок, может использовать следующие приемы:

урок заканчивать не в зале, а в классной комнате (т. е. последние спокойные упражнения или спокойную игру проводить в классе);

применять следующие виды построений при уходе из зала:

а) ученики делятся на две-три колонны и идут в класс, учитель наблюдает за детьми и затем сообщает им, какая команда прошла лучше;

б) за 1-2 мин до окончания урока ученики по одному (по два) проходят по залу или выполняют какое-либо задание (например, бросают мяч в цель), затем идут в класс; последними уходят наиболее возбужденные дети;

в) учитель опускает учеников по одному через 2-3 с, при этом указывает, кто хорошо занимался на уроке.

Структура урока может изменяться в зависимости от задач урока и состава детей. Важно, чтобы урок физической культуры отвечал основным педагогическим требованиям, был обучающим и имел коррекционную направленность. Учителю нужно помнить, что в любом случае занятия физическими упражнениями должны носить воспитательный характер. Нужно не только корригировать дефекты моторики, разучивать движения, но и прививать детям любовь к физическим упражнениям и играм; развивать у них желание действовать вместе, дружно, помогать слабым, быть внимательными друг к другу.

Организация и формы физического воспитания учащихся во внеурочное время

Утренняя гимнастика — комплекс физических упражнений, проводимых ежедневно до начала уроков.

Эта форма занятий физическими упражнениями призвана решать главным образом воспитательные и оздоровительные задачи. Такие ежедневные упражнения благоприятно воздействуют на организм, способствуют формированию правильной осанки, актов дыхания, воспитывают привычку регулярно заниматься утренней гимнастикой. Коллективное выполнение физических упражнений до уроков дисциплинирует, организует, сплачивает учащихся, повышает их работоспособность. При этом совершенствуется выполнение упражнений, изученных на уроках физкультуры. Дети, которые не могут выполнять упражнения, от гимнастики освобождаются.

Учитель физической культуры разрабатывает план проведения утренней гимнастики, в котором 4-6 комплексов упражнений расписаны на год. Занятия могут вести не только учителя физкультуры, но и воспитатели, а также достаточно подготовленные учащиеся УП-УШ классов.

По возможности утреннюю гимнастику нужно проводить на открытом воздухе, под музыкальное сопровождение, и раздельно для 1-1У и У-1Х классов. Температура воздуха не должна быть ниже +12" С; при более низкой температуре занятия проводятся в помещении, которое предварительно хорошо проветривают. Учащиеся занимаются в школьной форме (мальчики — расстегнув ворот рубашки, ослабив пояс).

Продолжительность утренней гимнастики 8-10 мин. Она должна состоять из 6-10 упражнений различной направленности и соответствовать месту проведения гимнастики, возрасту, подготовленности детей. Упражнения должны быть хорошо знакомы и иметь общеразвивающий характер. Это может быть ходьба, бег, прыжки на месте, упражнения на осанку, равновесие, координацию, дыхание.

Вначале упражнения должны быть сравнительно легкими и малоинтенсивными, в середине — интенсивными, к концу интенсивность и трудность снижаются.

В осеннее и весеннее время можно отойти от традиционной формы проведения утренней гимнастики, больше использовать природные факторы, спортивную площадку. Продолжительность утренней гимнастики VI-IХ классах желательно увеличить до 15-20 мин. Дети могут играть в футбол, волейбол, баскетбол, но в конце следует дать два-три упражнения в медленном темпе с направленностью на успокоение организма. Если в комплекс входят 6-10 упражнений, то 3-4 из них можно проводить без остановок.

Необходимо научить школьников при выполнении упражнений правильно дышать; в некоторые комплексы специально ввести указания «Вдох!» «Выдох!».

Одна из форм двигательной активности, физкультурные минутки — небольшой по интенсивности и времени комплекс физических упражнений, средство активного отдыха от статических напряжений. Физкультминутки способствуют повышению внимания и активности на уроках, лучшему усвоению учебного материала. Особенно важно проводить их на уроках, причем, в начальных классах вспомогательной школы — на каждом, поскольку маленькие дети быстро утомляются, отвлекаются, а их внимание ослабевает.

Комплекс упражнений состоит из 3-4 простых и хорошо знакомых упражнений: быстрые сжимания-разжимания пальцев рук, разгибание в позвоночнике с потягиванием, наклоны, приседания. Время выполнения — 1-3 мин.

Упражнения для физкультминуток рекомендует учитель физкультуры. Их нужно менять и постепенно обновлять весь комплекс.

Для возбудимых детей подбирают упражнения, способствующие уменьшению их возбудимости, а для заторможенных,   наоборот,   включают   упражнения, способствующие повышению активности. Для детей с тяжелыми нарушениями надо подобрать 1-2 простых упражнения, которые они выполняют на протяжении всей физкультминутки.

Физкультпауза представляет собой обычно какую-либо подвижную или спортивную игру, которую проводят на большой перемене или на спортчасе в течение 10-20 мин. Учащимся младших классов можно предложить знакомые подвижные игры, игры с мячом, школьникам старших классов — баскетбол или подвижные игры с мячами и без мячей. Можно использовать материал программы.

В I и IV четвертях физкультпаузы на воздухе провести несложно, однако и в зимнее время по возможности детей нужно выводить на улицу, организовывать катание на сайках, игры.

Физкультпаузы проводят учителя физкультуры, воспитатели или классные руководители. Учитель физкультуры рекомендует игры, составляет вместе с завучем по учебной работе расписание физкультпауз, выбирает места для их проведения.

Физические упражнения, способствующие формированию навыка письма

Причина, затрудняющая овладение навыком письма, заключается главным образом в недостаточно развитой ручной ловкости детей.

Ребенок с плохой координацией движений рук хуже рисует, испытывает трудности на уроках физкультуры и труда. Поэтому очень важно начать развивать это качество своевременно, еще до поступления в школу, и продолжать его совершенствование в течение всего периода обучения ребенка в двух первых классах.

Степень развития ручной ловкости у детей 7-9 летнего возраста можно определить по количеству бросков мяча Диаметром 10 см в стену с расстояния 1 м. Если в течение 30 с ребенок бросил мяч больше 20 раз —координация движений его рук хорошая, от 20 до 15 раз — удовлетворительная, меньше 15 — плохая.

Совершенствовать координацию движений рук помогают специальные физические упражнения, которые нужно выполнять ежедневно. Таким детям очень полезны игры и упражнения с мячом: перекладывание, а затем перебрасывание мяча из руки в руку; подбрасывание мяча на разную высоту и ловля мяча 'двумя руками и одной; ловля мяча после дополнительных движений (хлопок в ладоши перед собой, за собой, поворот на 360°, приседания).

Проверка успешности занятий проводится простыми контрольными упражнениями:

ударять мяч о пол и ловить его после отскока, подхватывая сначала снизу, затем сверху;

ударять мяч о пол, стоя на месте, а затем передвигаясь в разных направлениях. Ловить мяч поочередно каждой рукой отдельно, потом обеими руками;

бросать мяч о стенку с расстояния 1,5-2 м и ловить его двумя руками, а затем одной. Темп бросков постепенно ускорять;

метать в цель, расположенную на высоте 1 м, 1,5 м, 2 м, мячи разного размера (диаметра) попеременно то правой, то левой рукой.

По мере совершенствования ручной ловкости ребенок будет легче справляться с контрольными упражнениями, возрастет темп их выполнения, а также количество повторений каждого упражнения.

Основные гигиенические требования к местам занятий физической культурой

Температура воздуха в спортивном зале должна быть не ниже + 14° С, воздухообмен — не менее 80 м3 воздуха в час на одного человека.

Количество учащихся в спортзале устанавливается из расчета не менее 4 м2 на одного ученика без учета «зон безопасности» (подсчет ведется так: например, размеры зала 10х20 (м), с учетом «зон безопасности» его полезная площадь 18х8 = 144 (м2), разделим 144 на 4, получим 36, таким образом, в зале может одновременно заниматься 36, учащихся).

Освещенность спортивного зала должна быть не менее 200 лк.

Световой коэффициент (отношение площади окон к площади пола) при естественном освещении должен составлять 1/4-1/б.

Стены должны быть ровными, гладкими, окрашенными в светлые тона на всю высоту панелей (до 3 м), легко моющимися, краска на стенах и потолке должна быть прочной.

Полы — гладкие, ровные, с нескользкой поверхностью, окрашенной эмульсионной или силикатной краской; после каждого занятия проводится влажная уборка пола.

Приборы отопления и другие выступающие части закрываются сетками или щитами.

Раздевальные комнаты должны иметь 0,4-0,5 м2 площади на одного человека.

Требования к открытым спортсооружениям и занятиям на них

Открытые спортивные площадки должны располагаться не ближе 15 м от школы; площадки, предназначенные для игры в футбол, баскетбол и другие подобные игры — не ближе 25 м.

Зона для занятий физкультурой должна иметь либо ограждение по периметру высотой 0,5-0,8 м, либо кустарник (без ядовитых ягод) вместо ограждений.

Оборудуются беговые дорожки.

Прыжковые ямы должны быть заполнены песком на глубину 50 см.

Требования к спортивному инвентарю и оборудованию

- Инвентарь должен быть чистым и исправным.

Мячи всегда должны иметь оптимальную упругость в соответствии с правилами игры.

Вес и величина снарядов (мячей, флагов, самодельного инвентаря) соответствуют возрасту и физической подготовленности учеников.

Инвентарь хранится на специальных стеллажах и полках.

Требования к зимнему инвентарю и занятиям на воздухе

Одежда для зимних' видов физкультуры должна быть лепсой, теплой, не стесняющей движений, на голове -либо одна толстая шерстяная шапочка, либо две тонкие; уши должны быть закрыты.

Лыжный инвентарь (лыжи, палки, ботинки) нужно подбирать для каждого ученика в соответствии с его ростом и массой тела.

При занятиях на лыжах, катании на коньках, санках, игре в хоккей приемлемая температура воздуха для учащихся I-IV классов — не ниже -12° С, для учащихся V-IХ классов — не ниже -16° С.

Поверхность лыж не должна иметь перекосов и боковых искривлений, трещин, заусенцев и сколов;

скользящая поверхность смолится.

При утомлении, ведущему к ухудшению самочувствия ученика, весь класс вместе с учителем должны возвратиться на базу или в школу.

Уклон склонов гор должен иметь не более 6-7", длину — не более 50 м, ширину — 6-7 м, без камней, деревьев, кустарников и каких-либо других препятствий на лыжне.

Со склонов ученики спускаются поочередно или по команде учителя.

При занятиях на коньках через каждые 10-15 мин можно отдыхать 5-6 мин, расшнуровав ботинки.

3. Лечебная физическая культура

Неотъемлемой частью системы мероприятий по физическому воспитанию в специальной (коррекционной)  школе 8 вида является лечебная физическая культура (ЛФК).

Элементы ЛФК могут быть использованы и непосредственно во время урока физкультуры для коррекции наиболее распространенных дефектов (нарушения походки, осанки, слабость мышц туловища и конечностей, слабость дифференцировки двигательных актов и прочее). Кроме того, могут быть созданы специальные группы ЛФК из учеников одного или разных классов с явно выраженными нарушениями моторики или различными формами двигательной недостаточности. Используются и другие формы работы по ЛФК.

Для практического использования ЛФК в специальной (коррекционной)  школе 8 вида целесообразно, прежде всего, ведение ее непосредственно на уроках, создание и специальных групп ЛФК, организация посещения кабинета ЛФК для контроля и консультаций, задания по выполнению специальных физических упражнений при самостоятельных занятиях. Практика таких занятий показала значительное улучшение физического развития и моторики занимающихся учащихся в сравнении со школьниками, не занимающимися лечебной физической культурой. У них улучшилась осанка, нормализовалась походка, значительно увеличилась сила мышц туловища и конечностей.

Опыт работы московских школ-интернатов для умственно отсталых детей (В. С. Белянина, С. Н. Кошкина, К. В. Старостина) показал, что у учеников, страдающих гиперкинетической формой детского церебрального паралича, при активном использовании различных средств ЛФК значительно улучшилась координация движений.

Имеется также положительный опыт занятий по ЛФК в начальных классах вспомогательной школы (Р. Д. Гадзинская) который показал, что лечебная физическая культура должна стать неотъемлемой частью всей системы мероприятий по физическому воспитанию с детьми-олигофренами. Включение в учебный план школы занятий ЛФК по типу организации логопедических занятий имеет исключительно большое значение для полного осуществления коррекционной задачи, стоящей перед физическим воспитанием во вспомогательной школе. Проведенная нами работа по ЛФК в школе-интернате № 5 г. Москвы для умственно отсталых детей показала, что лечебная физическая культура должна стать неотъемлемой частью всей системы мероприятий по физическому воспитанию во вспомогательной школе. Включение в учебный план школы занятий ЛФК в уроки физкультуры, проведение индивидуальных, групповых, а также самостоятельных занятий, консультации в кабинете ЛФК — все это имеет исключительно большое значение для осуществления коррекционной задачи, стоящей перед физическим воспитанием во вспомогательной школе. Целесообразно указать, что лечебная физическая культура оказывается более действенной при условии гармоничного сочетания ее с выполнением режима дня и лечением учеников. И еще, применять лечебную физкультуру можно почти при всех заболеваниях, однако каждая болезнь, каждый отдельный больной школьник требует индивидуального подхода и совета врача, особой дозировки и специальной методики применения упражнений.

Лечебный эффект физических упражнений достигается при регулярном и длительном их применении и при достаточной интенсивности воздействия. Занятия лечебной физической культурой желательно проводить ежедневно. Интенсивность воздействия упражнений должна постепенно увеличиваться, поскольку только нарастание нагрузки может обеспечить повышение уровня тренированности ребенка и улучшение его общего состояния. При подборе упражнений следует учитывать также координационные способности учеников вспомогательной школы, их уровень тренированности (на основании анамнеза, истории болезни и функциональных проб), способ выполнения движений (активно, с помощью или пассивно). Важным методическим приемом в лечебной физической культуре является "рассеивание" физической нагрузки, равномерное распределение мышечных усилий, чередование напряжений различных групп мышц.

На ваш взгляд, подходы к индивидуальной работе с учениками вспомогательной школы в процессе занятий лечебной физической культурой могут быть весьма различны: это может быть индивидуальное обучение каким-либо упражнениям, индивидуальное дозирование нагрузок, индивидуальный подход к ученику в целях коррекции у него конкретного двигательного нарушения, индивидуальное развитие каких-либо двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости и т. д.) и другие подходы.

Следует полагать, что при реализации индивидуального подхода при занятиях ЛФК умственно отсталых школьников важное значение имеют направленность коррекционной работы и дозирование физических нагрузок. Направленность может быть:

а)  на коррекцию и компенсацию недостатков физического развития (нарушение осанки, плоскостопие, отставание в массе, росте тела, дисплазии и т. д.);

б)  на коррекцию нарушений в движениях (нарушения координации, ориентировки в пространстве, точности движений, равновесия и др.); в) на устранение недостатков в развитии двигательных и иных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, прыгучести и др.).

Самомассаж является гигиеническим средством, способствующим общему развитию тела, укрепляющим мышцы, суставы, средством повышения общей работоспособности и физического развития; он особенно необходим для умственно отсталых школьников.

Кожа с заложенными в ней сальными и потовыми железами, кровеносными сосудами и нервными окончаниями имеет огромное физиологическое значение как орган выделительной и регулирующий теплообмен, а также как орган, деятельность которого влияет на различные жизненные процессы в нашем организме. При этом самомассаж оказывает значительное влияние на кожный покров. Во-первых, механически удаляются с кожи отмершие клетки (чешуйки) эпидермиса, что улучшает кожное дыхание и усиливает выделительную функцию сальных и потовых желез; и во-вторых, благодаря самомассажу, кожные кровеносные сосуды расширяются, кровообращение в коже улучшается, а следовательно, улучшается питание кожи и заложенных в ней желез; в-третьих, самомассаж через рецепторный аппарат, заложенный в коже, влияет на функцию коры головного мозга, а через нее и на различные органы и системы организма.

Самомассажем может заниматься каждый школьник после изучения методики его выполнения и нескольких практических занятий, проводимых учителем физкультуры или методистом по ЛФК. Нужно помнить, что имеются и противопоказания к выполнению самомассажа. Это острые лихорадочные состояния с повышенной температурой, острые воспалительные процессы, кровотечения и кровоточивость, гнойники, независимо от локализации, кожные заболевания (экзема, фурункулез, лишаи, повреждения или чрезмерное раздражение кожи), чрезмерное возбуждение. Нельзя проводить самомассаж и при загрязненной коже. По вопросу проведения самомассажа имеется достаточно обширная литература.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика работы на уроках физической культуры с детьми с нарушением зрения

У детей с нарушением зрения на уроках физической культуры формируются зрительно-двигательные взаимосвязи (выполнение движений под контролем зрения) и повышение двигательной активности за счет увеличен...

Айрис-фолдинг в работе с детьми, имеющими нарушения интеллекта

Занятия айрис-фолдингом помогают развивать внимание, наблюдательность, творческое воображение и пространственное мышление ребят, имеющими нарушения интеллекта, одновременно воспитывая у них трудолюбие...

ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ

В статье рассматривается применение средств оздоровительной физической культуры в рамках коррекции осанки для разнообразия и повышения эффективности занятий в школе....

Методика адаптивной физической культуры для обучающихся имеющих нарушения слуха

Методика адаптивной физической культуры для обучающихся имеющих нарушения слуха...

«Организация проведения занятий по физической культуре с детьми ОВЗ (с интеллектуальными нарушениями)»

  В общеобразовательной школе для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) физическое воспитание является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы. Однако, кроме задач, сто...

Консультация для воспитателей "Методика проведения занятий по физической культуре с детьми 4 и 5 года жизни"

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ 4 И 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ.Структура, организация и методика занятийВ средней группе детского сада физкультурные занятия проводятся три раза в неде...