испарение и конденсация
методическая разработка (физика, 8 класс) по теме

Урок, презентация к уроку, самоанализ к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rotanova_e.v.mou_soshno2_g.barysh_ulyanovskaya_obl.rar1007.91 КБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРС «УРОК ГОДА»

Проект урока физики в 8 классе по теме:

«ИСПАРЕНИЕ И КОНДЕНСАЦИЯ»

                                                                                             

                                                                              Выполнила

                                                                              учитель физики и информатики

        МОУ СОШ №2 г.Барыша

        Ульяновской области

                                                                               Ротанова Елена Викторовна

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательные:

  1. добиться усвоения учащимися понятия о явлении испарения и конденсации;
  2. продолжить формирование умения учеников применять основные положения М.К.Т. в объяснении физических явлений.

Развивающие:

  1. способствовать формированию интеллектуальных умений: анализировать, выделять главное, существенное в изучаемом материале, делать выводы;
  2. способствовать формированию общеучебных умений;
  3. способствовать развитию самостоятельности;
  4. способствовать развитию познавательного интереса.

Воспитательные:

  1. содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей:
  1. познаваемость мира и его закономерностей;
  2. причинно-следственные связи явлений.

Тип урока: изучение нового материала.

Демонстрации:

  1. наблюдение этапов испарения
  2. наблюдение зависимости скорости испарения от рода вещества
  3. наблюдение процесса сублимации

Оборудование:

компьютер, пластинки стекла, вата, масло, вода, спирт, кристаллы йода, спиртовка, колба, штатив, термометр.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Подготовка к усвоению нового материала.
  3. Актуализация опорных знаний.
  4. Освоение нового материала.
  5. Физкультминутка
  6. Закрепление нового материала (решение качественных задач).
  7. Домашнее задание.
  8. Рефлексия.

        

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята, я шла к вам, сильно волнуясь. Но увидев ваши сияющие глаза, добрые улыбки, я поняла, что наше общение сегодня пройдет в теплой, дружеской атмосфере.

  1. Подготовка к усвоению нового материала.

Учитель: Послушайте стихотворение

Вода появляется из ручейка,

Ручьи по пути собирает река.

Река полноводна течет на просторе,

Пока, наконец, не вливается в море.

Моря пополняют запас океана,

Над ним формируются клубы тумана.

Они поднимаются выше пока

Не превращаются в облака.

А облака, проплывая над нами,

Дождем проливаются, сыплют снегами.

Весной соберется вода в ручейки,

Они потекут до ближайшей реки.

Как весь процесс называют в народе?

Верно, «Круговорот воды в природе».

Показ слайда №1

Сегодня мы будем изучать явления, без которых этот процесс был бы невозможен, а значит, и облик нашей планеты был бы иным. Начнем изучать эти явления с опыта. На ваших столах лежат стеклышки, подышите на них. Что вы наблюдаете? (Стекло запотело.) Как называют происходящее явление? (испарение). Итак, тема урока «Испарение и конденсация»

    Показ слайда №2

    Запишите тему урока в тетради.

   

Наблюдали ли вы эти явления в природе? Где? (дети дают ответы, учитель подводит итог). Действительно, мокрое белье сохнет, вода, разлитая на пол исчезает и т.д. Эти примеры – факты того, что мы наблюдаем в природе. В течении урока мы постараемся их объяснить. То есть цель нашего урока – изучить явление испарения и конденсации с точки зрения М.К.Т. строении вещества.

  1. Актуализация опорных знаний.

     Учитель: Для достижения поставленной нами цели необходимо вспомнить ранее изученный вами материал.

     Вопросы:

  1. Из чего состоят все вещества? Как ведут себя молекулы?

Показ слайда №3

  1. В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?
  2. Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое.

     Показ слайда №4

  1. Как вы знаете, молекулы непрерывно движутся.  От чего зависит скорость движения молекул?

 

Показ слайда №5    

  1.  Освоение нового материала.

    Учитель: А теперь перейдем непосредственно к изучению нового материала. Как мы уже сказали, из одного агрегатного состояния вещество может перейти в другое, например, жидкость может перейти в пар.

Явление превращения жидкости в пар называется парообразованием. Существует да способа парообразования: испарение и кипение (запись в тетради).

Показ слайда №6

Парообразование, происходящее с поверхности жидкости, называется испарением ( запись в тетради).

Мы знаем, что молекулы жидкости, как и твердого тела или газа, непрерывно движутся с разными скоростями. Если какая-нибудь достаточно «быстрая» молекула окажется у поверхности жидкости, то она может преодолеть притяжение соседних молекул и вылететь из жидкости.

Вылетевшие с поверхности жидкости молекулы образуют над нею пар. У оставшихся молекул жидкости при соударениях изменяются скорости, некоторые из молекул приобретают при этом скорость, достаточную для того, чтобы, оказавшись у поверхности, вылететь из жидкости. Этот процесс продолжается, поэтому жидкость испаряется постепенно. Таков механизм испарения.

От чего зависит скорость испарения?

Проделайте следующее.

На стеклышки, которыми вы уже пользовались, нанесите при помощи ватки пятна жидкостей из пузырьков, находящихся на столах, в следующей последовательности: спирт, вода, масло. Пронаблюдайте за процессом испарения этих жидкостей. Что вы заметили? Правильно, спирт испарился быстрее всех, то есть делаем вывод, отчего зависит скорость испарения.

- от рода вещества

 Показ слайда №7

     Запись в тетради.

     Быстрее испаряется, та жидкость, молекулы которой притягиваются друг к другу с меньшей силой.

Когда лужи образовавшиеся после дождя, высыхают быстрее: летом в жару или осенью, когда уже холодно.? Правильно, летом они высыхают быстрее. Значит, чем выше температура жидкости, тем быстрее происходит испарение.

- от температуры

Показ слайда №7

Запись в тетради.

 Дело в том, что в жидкости у которой температура выше, «быстрых» молекул, способных вылететь с поверхности жидкости больше.

Где жидкость одинакового объема испарится быстрее: в блюдце или стакане?

Какое белье высыхает быстрее: развешанное или скомканное? Сделайте, ребята, вывод – от чего еще зависит скорость испарения жидкости? Верно,

-от площади поверхности

Показ слайда №7

  Запись в тетради.

  Одновременно ребята с переходом молекул из жидкости в пар происходит и обратный процесс. Беспорядочно двигаясь над поверхностью жидкости, часть молекул покинувших ее, снова в нее возвращается.

 Явление превращения пара в жидкость называется конденсацией.

Показ слайда №8

  Запись в тетрадь.

     Вы пьете чай, он очень горячий. Что вы сделаете, чтобы он остыл   быстрее?

     Белье высыхает быстрее в какую погоду – в ветреную или тихую? Верно. Итак, последнее от чего зависит скорость испарения

   

    – от наличия ветра

Показ слайда №7

    Запись в тетради.

    Наблюдения и опыты показывают, что испаряются и твердые тела, этот процесс называется – сублимацией. У меня на столе находится колба, в которую я положила кристаллики йода. Кристаллы йода- это твердое вещество. Подогреем их, тем самым увеличим скорость испарения.

         

          Что вы наблюдаете? Это и есть процесс сублимации. Испаряется,    например, нафталин- мы можем чувствовать его запах. Лед тоже испаряется, поэтому белье высыхает и на морозе.

     Итак, мы убедились, что жидкости могут испаряться, пар конденсируется, жидкость может кристаллизоваться, твердые тела плавятся, и сегодня на опыте мы пронаблюдали, что и твердые тела могут испаряться и превращаться в пар.

Показ слайда №9

  1. Физкультминутка

Учитель:  Вы очень внимательно меня слушали и активно работали. А это требует больших затрат энергии. Предлагаю немного отдохнуть. Поверните голову влево, вправо, назад, вперед. Руки вытянули назад и скрепили их за спинкой стула, лопатки подтянули друг к другу. Руки опустили, расслабили, продолжаем работать.

  1. Закрепление нового материала.

   

    -  Зачем жители полярных стран смазывают жиром лицо в сильный    мороз?     (скорость испарения зависит от рода жидкости, жир испаряется медленно, поэтому кожа лица не переохлаждается.)

- Сосуды с жидкостями закрывают крышками. А зачем? Разве крышка может как-то повлиять на испарение? (Да, может. Наряду с испарением происходит процесс конденсации. В закрытом сосуде объем жидкости не уменьшается, так как эти процессы друг друга компенсируют.)

- Приходилось ли вам ускорять испарение? Как и для чего вы это делали?

- Как будете жарить картошку – накрывая сковородку крышкой или нет? А хрустящий картофель? ( хрустящий картофель жарят с открытой крышкой, т.к. конденсация   не происходит, а с закрытой крышкой пар, конденсируясь, делает картофель мягким).

   - Зачем человек в жаркую погоду пытается сохранить сливочное масло в     банке с водой? (скорость испарения зависит от рода вещества , сначала испарится вода, а потом будет таять сливочное масло).

  1. Домашнее задание.

      Домашнее задание: п. 17, написать мини – сочинение на тему «Роль  испарения и конденсации в жизни человека».

Показ слайда №10

  1. Рефлексия.

 

  Учитель: Мне было очень приятно общаться с вами. Спасибо вам за урок.

Показ слайда №11

  А теперь мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пойдете на  следующий урок. У вас на столах два кружочка: красный , синий. Поднимите красный кружочек те ребята, которым был интересен и понятен материал урока. Синий кружочек поднимите те ребята, кто не очень доволен уроком.

  Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

испарение и конденсация

В презентации урока "Испарение  и  конденсация"  есть  подборка интересных качественных задач. Некоторые  слайды  могут  быть  использованы  на  урока...

Урок по теме "Испарение и конденсация" 8 класс

Представлен конспект  урока, его презентация и задания для исследовательской деятельности в группах по теме "Испарение и конденсация" (8 класс).Урок проводится с использованием метода исследовате...

Урок по теме "Испарение и конденсация"

Тема урока: «Испарение и конденсация»      Цель: сформировать понятия «испарение» и «конденсация»; раскрыть причины, от которых зависят скорость испарения; выяснить роль...

Урок по физике по теме "Испарение и конденсация" для 8 класса

Предлагается разработка урока по физике для 8 класса по теме "Испарение и конденсация". В процессе урока изучается новый материал, формируются понятия  об особенностях физических процессов перехо...

Испарение и конденсация.

Разработка урока в 8 классе по теме: "Испарение и конденсация". Презентация прилагается....

Урок физики 8 класс. Тема урока: «Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара».

Цели урока:1)продолжить формирование у учащихся знаний о тепловых явлениях;2)продолжить формирование у учащихся умения описывать агрегатные превращения вещества с молекулярно-кинетической теории строе...


 

Комментарии

урок, самоанализ урока, презентация к уроку