Смысловое чтение как основа формирования познавательных УУД на уроках естествознания в 5 классе
статья (5 класс) на тему

Авраменко Юлия Владимировна

Согласно новому стандарту образования, умение работать с информацией и смысловое чтение входят в число общеучебных познавательных действий. В статье рассказывается о приёмах организации работы по формированию смыслового чтения на уроках естествознания в 5 классах в рамках работы по новым ФГОС, а также о результатах этой работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смысловое чтение, как основа формирования познавательных УУД на уроках естествознания в 5 классе.

Авраменко Юлия Владимировна, учитель биологии МАОУ СОШ № 45

 г. Калининграда

                                                 Люди перестают мыслить, когда перестают читать                                

                                                                                                                              Д.Дидро

     

      Введение ФГОС ООО предъявляет новые требования к организации обучения в современной школе. Одним из главных механизмов повышения продуктивности образовательного процесса  является организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Перед учителем встаёт задача правильно организовать эту деятельность. Несомненно,  решающую  роль в самостоятельном добывании знаний и умений играет книга и учебник.  Работая в 5-х классах, я использую учебник  Плешаков, А.А., Сонин Н.И. Введение в естественно-научные предметы. Естествознание.5 кл.- М.:Дрофа, 2014

       Согласно новому стандарту образования, умение работать с информацией и смысловое чтение входят в число общеучебных познавательных действий. В книге  «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли» Асмолов определяет навык чтения ,как  фундамент  всего последующего образования .

      Что же такое смысловое чтение? Смысловое чтение – это вид чтения, которое направлено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового чтения главным является не сам факт прочтения текста, а смысл прочитанного и умение дать оценку информации и откликнуться на его содержание. 

     Что дает смысловое чтение обучающимся? 

Когда ребенок владеет смысловым чтением,  вдумчиво читает, то у него:
-  у него  работает воображение;
-  он активно взаимодействует со своими внутренними образами;
-  устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром;
-  развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
       Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым,  учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

     Стратегия смыслового чтения – это комбинация приёмов, которые используются для восприятия текстовой информации,  её переработки в личностно - смысловые установки в соответствии с  познавательной задачей.

     Существует много педагогических технологий, которые помогают в развитии стратегии смыслового чтения: технология развития критического мышления, технология решения изобретательских задач, технология организации исследовательской деятельности, технология проблемного обучения, технология организации проектной деятельности и другие.

     Остановлюсь подробно на некоторых приёмах организации работы по формированию смыслового чтения на уроках естествознания в 5 классе.

     Проблемно – поисковый приём

Сборщицы винограда шли рано утром на свою работу. У дороги они заметили человека в черной широкополой шляпе. Он склонился над землей, рассматривая что-то. Каково же было их удивление, когда вечером, возвращаясь домой, они застали этого человека там же, в той же позе. Это был замечательный французский ученый- энтомолог Жан Анри Фабр (1823-1915)…

  • О чём говорится в тексте?
  • Какой у вас возникает вопрос?
  • Сформулируйте тему урока.
  •  Определите цели урока.
  • Как можно добиться поставленной цели?

На данном этапе учащийся читает,  анализирует текст, формулирует вопрос,  тему урока, одновременно формируются  личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

     Составление кластеров.

Во время чтения какого – либо текста ребята учатся составлять кластеры,  выделять смысловые единицы текста и графически их оформлять в определённом порядке. Кластеры могут применяться на любом этапе урока. Ученик читая, мысленно выделяет структурные и логические единицы текста, выявляет те связи, которые есть между ними, а затем фиксирует это на бумаге.

E:\img1.jpg

     

      Этот приём способствует формированию познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных ууд. Так как ученик  самостоятельно оценивает правильность выполненных действий и вносит необходимые коррективы, осуществляет  сравнение и классификацию, самостоятельно выбирает основания и критерии для логических операций, объясняет явления, процессы, связи и т.д.

 «Цепочка вопросов»

 Один из любимых приемов, как учителя, так и детей. Учитель дает задания учащимся прочитать текст и придумать к нему вопросы. Учитель задает первый вопрос и называет ученика, который будет на него отвечать. Он отвечает, задает следующий вопрос и следующего ученика. Причем задание может даваться по-разному, используя не только «тонкие» вопросы (кто, что  когда, сколько), но и «толстые» (объясни, почему, в чём различие, докажи)

     При применении этого приёма формируются познавательные действия ставить к тексту вопросы разной направленности; отвечать на вопросы, строить ответы, в том числе и развёрнутые; объяснять  значение незнакомых слов и понятий  (работа со словарем, терминологическим аппаратом учебника, Интернет – ресурсами, что обеспечивает формирование умения вести поиск нового знания из источника); работать с информацией – извлекать и толковать подтекстовую («междустрочную» или «скрытую») информацию,  перерабатывать её (выделять причины и следствия).

     Прием «Верные и «неверные» утверждения.

  1. Бактерии – одноклеточные организмы
  2. Тело простейших состоит из многих клеток
  3. Растения поглощают только готовую пищу
  4. Грибы, растения и животные – многоклеточные организмы
  5. Клетка бактерии состоит из оболочки, цитоплазмы и ядра
  6. Грибы – это растения
  7. Клетка бактерии не имеет ядра
  8. Грибы и  Растения – разные царства природы
  9. Простейшие – одноклеточные организмы
  10. Животных делят на беспозвоночных и позвоночных.

     Учитель  просит  учащихся  оценить верность утверждений, аргументируя своё предположение. После этого учащимся предлагается прочитать текст и  найти подтверждение своим ответам, исправить ошибки.

В результате выполнения задания ученик  выдвигает гипотезы о связях и закономерностях, событиях, подтверждает их  на основе прочитанного текста. Это задание способствует формированию навыков смыслового чтения, а так же  личностных, познавательных, коммуникативных УУД.

Прием «Кто? Когда? Что сделал?»

Читая текст, учащиеся заполняют таблицу:

Кто?

Когда?

Что сделал?

Пифагор

580-500 гг до н.э.

Предположил, что Земля имеет форму шара

Данный прием способствует осмыслению текста, выделению главного, формирует познавательные  УУД структурировать и перерабатывать информацию

  Прием «Диалог с текстом»  

Учащимся предлагается прочитать текст по предложениям (фразам) и выполнить задания, включенные в текст в символической форме. В конце предложений предлагается одно или два из четырёх видов заданий, обозначаемых в тексте символом (буквой). Эти задания надо выполнить по ходу чтения текста. Задания включают:

В – вопрос, задать вопрос к тексту

О – ответ, дать ответ на поставленный вопрос

З – заглянуть в будущее, мысленно заглянуть в будущее и представить, что произойдет дальше, как будут развиваться события

П – проверить себя, т.е. сравнить свой ответ с текстом или свой прогноз будущего с описанием будущего в тексте.

Это произошло более 300 лет назад. Английский ученый Роберт Гук рассматривал под микроскопом тонкий срез бутылочной пробки, сделанной из коры пробкового дуба. ВО

То, что увидел Гук стало великим открытием. З

Он обнаружил, что пробка состоит из множества маленьких полостей, камер, которые он назвал клетками. П

Вскоре было установлено, что и другие части растений состоят из клеток. ВО З

Более того, было обнаружено, что из клеток построены тела животных и человека. ПВО

     Прием «Озаглавливание текста»

Учащиеся внимательно читают  предложенный им текст, выделяют его основную идею.  Придумывают заголовок, наиболее точно передающий основную идею текста. Затем аргументируют своё предложение.

 В настоящее время бактерий можно встретить практически везде. Даже там, где другие живые организмы выжить не могут. Их находят в струях гейзеров с температурой около 105° С, в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн. лет. В океане, на глубине 11 км; на высоте 41 км в атмосфере; в недрах земной коры на глубине в несколько километров. Бактерии прекрасно себя чувствуют в воде, охлаждающей ядерные реакторы; остаются жизнеспособными, получив дозу радиации, в 10 тыс. раз превышающую смертельную для человека. Они выдерживали двухнедельное пребывание в глубоком вакууме; не погибали в открытом космосе, помещённые туда на 18 ч, под смертоносным воздействием солнечной радиации. Но, как и любые живые организмы, они предпочитают определённые условия жизнедеятельности.

     Эффективность  используемых приемов повышается, если работа проходит в группах. Что в свою очередь способствует формированию и личностных УУД.

     Оценить, на сколько успешно формируется у учащихся познавательные УУД, в том числе и  смысловое чтение помогает рабочая  тетрадь к учебнику . Плешаков, А.А., Сонин Н.И. Введение в естественно-научные предметы. Естествознание.5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание». - М.:Дрофа, 2014.  В ней есть следующие задания:

- с помощью учебника заполни таблицу;

- рассмотри рисунок, модели атомов и молекул простых веществ обведи зеленым карандашом, а модели сложных веществ – красным;

- найди нужную информацию в учебнике и дополни фразы;

- самостоятельно или с помощью учебника заполни пропуски в тексте;

- с помощью дополнительной литературы, Интернета подбери 2-3 интересных факта из жизни ученых, с которыми вы познакомились на уроке. Запиши их. Укажи источник информации;

- выбери и подчеркни особенности планет земной группы;

- зачеркни лишнее название в каждом ряду, объясни (устно) своё решение;

- с помощью учебника определи, на каких материках обитают эти растения и животные.

    В современном информационном пространстве учебник не является единственным источником информации. Навыки смыслового чтения и работы с текстом формируются у учащихся в работе над мини-проектами. 

       Таким образом, все перечисленные мной приёмы позволяют организовать работу над формированием смыслового чтения у учащихся, что в значительной мере повышает качество и результативность  усвоения ими  программного материала школьного курса естествознания.

     В рамках подготовки к педсовету 5- классники участвовали в  школьном мониторинге индивидуальных достижений по оценке сформированности метапредметных результатов смыслового чтения и работы с текстом.  В ходе мониторинга  изучались следующие группы умений:

- общее понимание текста, ориентация в тексте;

- глубокое детальное понимание содержания и формы текста;

- использование информации из текста для различных целей.

А так же определялся уровень достижений учащихся. Обработка результатов велась индивидуально , и по каждому ученику получена четкая картина сформированности проверяемых метапредметных результатов, что является хорошим подспорьем в дальней шей работе.

Результаты мониторинга:

1.% успешности выполнения заданий по естествознанию составил:

в среднем

стандарт – 50%

5А – 66%

5Г – 62%

5Б – 50%

5В – 43%

5Д – 42%

2. % успешности выполнения заданий по группам умений

- общее понимание текста, ориентация в тексте

стандарт – 63%

5А -82%

5Г -75%

5Д -66%

5Б -63%

5В – 56%

- глубокое детальное понимание содержания и формы текста

стандарт – 44%

5А -61%

5Г – 49%

5Б – 38%

5Д -35%

5В -30%

- Использование информации из текста для различных целей

стандарт – 38%

5А -56%

5Г – 48%

5Б – 35%

5В – 26%

5Д – 26%.

Количество учащихся, которые показали

повышенный уровень достижений – 25 - 22%

базовый – 68 – 60%

пониженный – 15 – 13%

недостаточный – 5- 4%

     На мой взгляд, картина складывается неплохая. Но есть ряд учащихся, с которыми предстоит индивидуальная работа. Так же необходимо увеличить число заданий, позволяющих сформировать группу умений по использованию информации из текста для различных целей.

        Таким образом, если у ребёнка появится желание  читать  книги  любой тематики, то появиться и желание  узнавать что-то новое, исследовать,  использовать эти знания в жизни.  А моя задача, как учителя помочь ему в этом.

Литература.

1. О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшева, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И. В. Муштавинская. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС.– СПб.: КАРО, 2014

2.А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарского Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2010

Интернет ресурсы:

1.Статья «Понятие смыслового чтения»  Статья «Приемы смыслового чтения» переход по ссылке https://sites.google.com/site/ucitelamv/home/cto-takoe-smyslovoe-ctenie

2.Статья «Технология смыслового чтения и работы с текстом на уроках географии в 5 классе. Из опыта работы учителя МБОУ гимназии №11 г.о. Самара Драгуновой Н.Л.» переход по ссылке http://infourok.ru 



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Смысловое чтение, как основа формирования познавательных УУД на уроках естествознания в 5 классе. Авраменко Ю.В., учитель биологии МАОУ СОШ №45 г .Калининграда

Слайд 2

Чтение для ума – то же, что физическое упражнение для тела Д.Аддисон Люди перестают мыслить, когда перестают читать Д.Дидро

Слайд 3

УМК

Слайд 4

УУД Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные

Слайд 5

«Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли» А.Г. Асмолов определяет навык чтения , как фундамент всего последующего образования

Слайд 6

Смысловое чтение – это вид чтения, которое направлено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового чтения главным является не сам факт прочтения текста, а смысл прочитанного и умение дать оценку информации и откликнуться на его содержание Что же такое смысловое чтение?

Слайд 7

Когда ребенок владеет смысловым чтением, вдумчиво читает, то у него: - у него работает воображение; - он активно взаимодействует со своими внутренними образами; - устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром; - развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная Что дает смысловое чтение обучающимся?

Слайд 8

… Сборщицы винограда шли рано утром на свою работу. У дороги они заметили человека в черной широкополой шляпе. Он склонился над землей, рассматривая что-то. Каково же было их удивление, когда вечером, возвращаясь домой, они застали этого человека там же, в той же позе. Это был замечательный французский ученый- энтомолог Жан Анри Фабр (1823-1915)… О чём говорится в тексте? Какой у вас возникает вопрос? Сформулируйте тему урока. Определите цели урока . Как можно добиться поставленной цели? Проблемно – поисковый приём

Слайд 9

Составление кластеров.

Слайд 10

Учитель дает задания учащимся прочитать текст и придумать к нему вопросы. Учитель задает первый вопрос и называет ученика, который будет на него отвечать. Он отвечает, задает следующий вопрос и следующего ученика. Причем задание может даваться по-разному, используя не только «тонкие» вопросы (кто, что когда, сколько), но и «толстые» (объясни, почему, в чём различие, докажи) «Цепочка вопросов»

Слайд 11

Бактерии – одноклеточные организмы Тело простейших состоит из многих клеток Растения поглощают только готовую пищу Грибы, растения и животные – многоклеточные организмы Клетка бактерии состоит из оболочки, цитоплазмы и ядра Грибы – это растения Клетка бактерии не имеет ядра Грибы и Растения – разные царства природы Простейшие – одноклеточные организмы Животных делят на беспозвоночных и позвоночных. Прием «Верные и «неверные» утверждения.

Слайд 12

Кто? Когда? Что сделал? Пифагор 580-500 гг до н.э. Предположил, что Земля имеет форму шара Прием «Кто? Когда? Что сделал?»

Слайд 13

Прием «Диалог с текстом» Это произошло более 300 лет назад. Английский ученый Роберт Гук рассматривал под микроскопом тонкий срез бутылочной пробки, сделанной из коры пробкового дуба. ВО То, что увидел Гук стало великим открытием. З Он обнаружил, что пробка состоит из множества маленьких полостей, камер, которые он назвал клетками. П Вскоре было установлено, что и другие части растений состоят из клеток. ВО З Более того, было обнаружено, что из клеток построены тела животных и человека. ПВО В – вопрос, задать вопрос к тексту О – ответ, дать ответ на поставленный вопрос З – заглянуть в будущее, мысленно заглянуть в будущее и представить, что произойдет дальше, как будут развиваться события П – проверить себя, т.е. сравнить свой ответ с текстом или свой прогноз будущего с описанием будущего в тексте.

Слайд 14

В настоящее время бактерий можно встретить практически везде. Даже там, где другие живые организмы выжить не могут. Их находят в струях гейзеров с температурой около 105° С, в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн. лет. В океане, на глубине 11 км; на высоте 41 км в атмосфере; в недрах земной коры на глубине в несколько километров. Бактерии прекрасно себя чувствуют в воде, охлаждающей ядерные реакторы; остаются жизнеспособными, получив дозу радиации, в 10 тыс. раз превышающую смертельную для человека. Они выдерживали двухнедельное пребывание в глубоком вакууме; не погибали в открытом космосе, помещённые туда на 18 ч, под смертоносным воздействием солнечной радиации. Но, как и любые живые организмы, они предпочитают определённые условия жизнедеятельности. Прием « Озаглавливание текста»

Слайд 15

Групповая форма работы

Слайд 16

- с помощью учебника заполни таблицу; - рассмотри рисунок, модели атомов и молекул простых веществ обведи зеленым карандашом, а модели сложных веществ – красным; - найди нужную информацию в учебнике и дополни фразы; - самостоятельно или с помощью учебника заполни пропуски в тексте; - с помощью дополнительной литературы, Интернета подбери 2-3 интересных факта из жизни ученых, с которыми вы познакомились на уроке. Запиши их. Укажи источник информации; - выбери и подчеркни особенности планет земной группы; - зачеркни лишнее название в каждом ряду, объясни (устно) своё решение; ТПО

Слайд 17

Мини-проекты Воробьи. pptx Насекомые. pptx

Слайд 18

Результаты мониторинга

Слайд 19

Общее понимание текста, ориентация в тексте

Слайд 20

Глубокое детальное понимание содержания и формы текста

Слайд 21

Использование информации из текста для различных целей

Слайд 22

Уровни достижения

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ смыслового чтения с использованием учебно- познавательных текстов по биологии

В  презентации  представлены  основные   стратегии    смылового   чтения....

Приемы смыслового (продуктивного) чтения как основа формирования универсальных учебных действий

В презентации представлены приемы смыслового чтения, которые можно использоать на уроках обучающего чтения...

Выступление на школьном методическом объединении по теме "Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий"

Выступление на школьном методическом объединении по теме "Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий"...

Смысловое чтение как основа современного эффективного обучения на уроках русского языка и литературы.

Чтение играет важную роль в развитии ребенка, являясь основным из главных способов социализации, развития, воспитания и образования. Для этого ребенку недостаточно уметь говорить, видеть, слышать, нео...

Смысловое чтение как основа формирования функциональной грамотности школьников

На уроках литературы можно использовать различные приёмы, такие как: «Кластер» «Мозговой штурм», «Глоссарий»,  «ИНСЕРТ», «Рассечение вопроса...

Обобщение опыта «Тактильные книги как средство формирования познавательного интереса на уроках естествознания у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Изучение естествознания невозможно без широкого использования наглядного материала (рисунки, схематические изображения, натуральные пособия, макеты, муляжи, коллекции, кино - и видеоматериалы), опорны...