Выступление на школьном методическом объединении по теме "Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий"
статья

Сафонова Ирина Николаевна

Выступление на школьном методическом объединении по теме "Смысловое чтение как основа формирования универсальных учебных действий"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы работы над смысловым чтением  как основа формирования универсальных учебных действий

В соответствий с требованиями ФГОС задача каждого учителя научить школьника пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими источниками информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания.

Весь процесс обучения основывается на чтении текстов. Поэтому научить ребенка читать правильно, эффективно, продуктивно можно на всех уроках, используя разные приемы смыслового чтения.

Смысловое чтение — это такой вид речевой деятельности, при котором происходит смысловое восприятие прочитанного материала, зафиксированного графически.

Технология смыслового  чтения  включает в себя три этапа работы с текстом.

Вызов – осмысление - рефлексия

Существует множество приемов смыслового чтения, которые можно использовать на разных этапах работы с текстом.  Слайд №

Приемы позволяющие актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу.

Прием «Ассоциативный куст»  

Использоваться он может при изучении любой темы всех предметов программы. В некоторых случаях учитель может оговорить заранее, что приниматься к рассмотрению будут только слова, принадлежащие к определенной части речи — существительные, прилагательные, глаголы.

На стадии вызова учащиеся предлагают свои ассоциации к определенному термину, понятию, явлению. Взаимосвязи фиксируются учителем на доске. Затем учитель предлагает прочитать текст и определить, были ли школьники правы. Нет ничего страшного, если некоторое количество ассоциаций не будет иметь логического объяснения.

Урок чтения  Тема Ф. Глинка «Москва». Слайд №

Урок технологии Обобщение материала

Вторым упражнением с применением ассоциативного метода является символизация. Суть его заключается в том, что ребята, посредством цвета, знаков и символов изображают отдельные элементы учебного материала.

На уроке чтения, например, учитель может предложить выразить настроение произведение, характер и поведение отдельных героев, специфику событий.

Урок чтения И.Никитин «Весело сияет месяц над селом»  (месяц, храм, изба, собака) Слайд №

Прием «Корзина идей»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока. Он позволяет обобщение накопленного опыта и подготовка к восприятию нового материала,  привлечь к работе большее количество учащихся.

Объявляется тема урока.

Индивидуальная работа. Каждый ученик записывает в тетради все, что ему известно по теме. Этот этап длится недолго — 2-3 минуты.

Работа в парах или в группах. Учащиеся обмениваются информацией, выясняя, в чем совпали их мнения, а в чем возникли разногласия. Время проведения — 3 минуты.

Работа с классом. На этом этапе каждая группа высказывает свое мнение по теме, приводит свои знания или высказывает идеи по данному вопросу. Причем ответы не должны повторятся. Все высказывания учитель кратко записывает на доске.

В "корзину" скидывается все, что имеет отношение к теме урока: идеи, имена, даты, факты, предположения, термины и т.д.

Важно! Предложения, предположения и идеи не критикуются и не оцениваются. На данном этапе идет просто сбор информации, которая будут обсуждаться и анализироваться в процессе урока.

Постепенно из "корзины" должны исчезнуть все неправильные или некорректные утверждения, а остаться "выжимка" из верных.

На этапе рефлексии можно снова обратиться к "Корзине идей", чтобы подвести итог урока.

Урок истории «Былина – источник знаний о Киевской Руси» Слайд № 

Приемы позволяющие  развивать умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события, понятия, определения и искать их причины, взаимосвязи, обобщать и делать выводы.

Прием «Дерево предсказаний» (соревнуемся с писателем)

Данный прием помогает выразить предположения по поводу развития событий в тексте, установить причинно - следственные связи Ствол дерева – это тема, ветви – предположения, листья -  обоснования этих предположений. (причины)

Урок чтения « Ю.Рытхэу «Пурга»,

  1. Тема – пурга (сильная метель)
  2. Вопрос – что может произойти в рассказе с таким названием?

3.  Предположения:

-  Из – за сильного ветра может занести дороги и нельзя будет проехать.

-  Может занести целую деревню или город

-  Кто-то может потеряться и ему нужна будет  помощь

-  Кто-то может погибнуть

4. Обоснования:

- Во время пурги дует сильный ветер

- Так сильно дует ветер, что ничего не видно

- Можно устать и замерзнуть

5. Чем может все закончиться

- Ветер утихнет  

- Быстро найдут и окажут помощь

Можно использовать на этапе осмысления изучаемого материала.

Ствол – тема, ветви – события (факт), листья – доказательства.

Прием «Фишбоун» 

Одним из методических приемов, который можно использовать на этапе осмысления информации  является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы». В основе Фишбоуна - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета, который могут располагаться горизонтально и вертикально.

  • Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
  • Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
  • Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
  • Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

Урок истории «Восстание под предводительством  Емельяна Пугачева» Слайд №

Урок технологии «Качество шва».

Машинный шов. Что влияет на качество шва: игла, натяжение, заправка. (выясняют позиции) Если  в чем то произойдет ошибка  тупая, плохое, неправильная, Факты: пропуски, образование петли на ткани, отсутствие стежка. И как вывод в результате этого получается низкое качество шва.

 

Таким образом, использование приемов смыслового чтения на уроках способствует развитию познавательной деятельности. Обучающиеся учится извлекать и анализировать информацию, полученную из текста, устанавливать причинно - следственные связи, систематизировать, обобщать, оценивать данную информацию, соотносить новые знания с уже имеющимися представлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьные «Гагаринские чтения» - возможность формирования универсальных учебных действий и ключевых компетенций.

Это тезисы выступления на  Межрегиональных Методических чтениях "Современный педагог-новой школе" , прошедших в октябре 2011  ,...

Методическое объединение по теме "Использовании электронных образовательных ресурсов как одной из стратегий формирования универсальных учебных действий школьников при обучении математике. "

В своей работе я следую  изречению  известного французского  публициста и общественного деятеля Анри Барбюса: «Школа-это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо ...

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...

Приемы смыслового (продуктивного) чтения как основа формирования универсальных учебных действий

В презентации представлены приемы смыслового чтения, которые можно использоать на уроках обучающего чтения...

Выступление на педагогическом совете «Организация учебной деятельности в рамках формирования универсальных учебных действий (ууд) опыт, проблемы, перспективы»

Выступление на педагогическом совете «Организация учебной деятельности в рамках формирования универсальных учебных действий (ууд) опыт, проблемы, перспективы»...

Выступление на школьном методическом объединении по теме "Особенности организации процесса формирования геометрических знаний у обучающихся с интеллектуальными нарушениями".

Особенности организации процесса формирования геометрических знаний у обучающихся с интеллектуальными нарушениями....