Программа элективного курса по экономике
элективный курс (экономика, 10 класс) по теме

Программа предполагает начальное знакомство обучающихся  с российским рынком ценных бумаг, что в определённой степени обеспечит их социальную защищённость и   позволит активно участвовать  в экономическом развитии страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рынок ценных бумаг60 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5  г. Алзамая

Администрации муниципального района муниципального образования «Нижнеудинский район»

Согласовано:                                        Утверждено:

Зам директора        директор школы:

По НМР __________        ___________________

                                        

Рынок ценных бумаг

                        Программа элективного курса по экономике 10 класса.

                

Разработала: Паршенникова О.В. (учитель истории, экономики,        

        высшая квалификационная категория)

Иркутская область, г. Алзамай 2008 год.

                        Пояснительная записка.

   

Актуальность:

Одно из важнейших направлений российских экономических реформ связано с принципиальным изменением роли финансовой сферы в экономике. Формирование рынка ценных бумаг невозможно без привлечения населения страны и обеспечение каждому гражданину личной финансовой безопасности при инвестировании своих сбережений.

Приобретение знаний о рынке ценных бумаг и умений ориентироваться в специфике различных ценных бумаг с целью принятия грамотных продуманных инвестиционных решений – это одно из направлений экономической подготовки обучающихся.

Профильный курс для старшеклассников направлен на реализацию государственной политики в области развития рынка капиталов и ставит своей целью:

- формирование у обучающихся понимания экономической политики государства и приобретение доверия к рынку ценных бумаг.

- усвоение обучающимися основных положений экономической науки о рынке ценных бумаг посредством приобретения ими навыков решения практических задач.

- формирование элементов правовой культуры и юридической грамотности в сфере рынка ценных бумаг.

                                

Задачи курса:

-убедить обучающихся в необходимости получения конкретных знаний о рынке ценных бумаг

- ознакомить с основными законодательными актами, регулирующими рынок ценных бумаг.

- раскрыть специфику рынка ценных бумаг.

- показать многообразие ценных бумаг и раскрыть механизм их действия на рыке ценных бумаг.

- обеспечить уровень экономической подготовки, позволяющий принимать обоснованные решения в области личных финансовых инвестиций.

- расширить представление о профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг с целью профессиональной ориентации старшеклассников.

                        Виды учебной деятельности:

Программа предполагает начальное знакомство обучающихся  с российским рынком ценных бумаг, что в определённой степени обеспечит их социальную защищённость и   позволит активно участвовать  в экономическом развитии страны.

  Программа  сроится на принципах теоретического осмысления и логической систематизации полученных знаний, на основании практических навыков действий с ценными бумагами.

Теоретические знания активизируются разбором конкретных  ситуаций социально – экономического характера. Предполагается использование деловых игр, практикумов, различных видов самостоятельных работ.

                        Категория оценивания работы обучающихся:

Учёт, контроль и оценка социально – экономических и правовых знаний и умений обучающихся проводится на занятиях посредством практических контрольных заданий, анкетирования, тестирования. Подведение итогов работы проводится на итоговом  занятии (зачёте). Итоговое задание может включать 10 тестовых вопросов множественного выбора, 1 – 2 практических задания.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся, прослушавшие домашний курс должны:

- знать и уметь объяснить основные экономические и юридические понятия, имеющие отношение крынку ценных бумаг.

- критически оценивать экономическую информацию.

- уметь анализировать экономическую информацию в сфере финансовой деятельности государства и принимать грамотные экономически обоснованные решения.

- знать основные законодательные акты, регулирующие рынок ценных бумаг и обеспечивающие финансовую безопасность.

Применение полученных знаний:

Знания, приобретённые обучающимися могут быть использованы в повседневной жизни при моделировании ими грамотного экономического поведения в условиях рыночной экономики.

Для успешного усвоения курса обучающимися необходимо следующие знания и умения:

                   

- Знание основных понятий: фондовый рынок, ценные бумаги, эмиссия ценных бумаг, ликвидность

- умения анализировать, сравнивать, систематизировать и делать выводы.

Умения обучающихся пополнятся за счёт теоретических и практических занятий, включающих различные виды деятельности.

                        При составлении программы курса была использована

Программа С.Ф. Сизиковой «Рынок ценных бумаг»

Программа общим объёмом 17 часов рассчитана на изучение её в течение     одного полугодия, носит адаптированный характер.            

Распределение часов на изучение отдельных тем может быть  скорректировано с учётом интересов и потребностей обучающихся, специфики профессиональной подготовки обучающихся.

                        

Учебно – тематический план:

Тема:

Количество часов:

Всего:

лекции

Практика:

1

Российский рынок ценных бумаг

2

1

1

2

Понятийный аппарат

3

1

2

3

Виды ценных бумаг

6

3

3

4

Выпуск и обращение ценных бумаг

3

1

2

5

Государственное регулирование рынка ценных бумаг

2

1

1

6

Зачёт

1

1

Итого:

17

7

10

        

        Содержание программы:

Тема 1: «Российский рынок ценных бумаг»(2 часа)

История возникновения ценных бумаг. Появление ценных бумаг в Европе.

   Появление первых акционерных обществ.

Появление ценных бумаг и акционерных обществ в России.

            и появление первых фондовых бирж «Товар» фондовой биржи.

Акционерные общества. Высшие органы управления в акционерном обществе.

Компетенция общего собрания акционеров, порядок его созыва и проведения. Совет директоров акционерного общества его права и обязанности.

Контролирующие органы акционерного общества: ревизионная комиссия и аудитор.

Опорные понятия: ценные бумаги, акционерное общество, биржа, фондовая биржа, аудит,  общее собрание акционеров.

ТЕМА 2: Понятийный аппарат (3 часа )

Понятие финансового и фондового рынков. Роль и значение фондового рынка Государственные ценные бумаги. Ценные бумаги акционированных предприятий структуры рынка ценных бумаг: коммерческие бумаги, бронерские фирмы, инвестиционные фонды различных типов. Инфраструктурные организации рынка ценных бумаг: регистраторы, депозитарии и клинговые организации, фондовые биржи. Первичный и вторичный рынки ценных бумаг.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг.  Профессиональные виды деятельности на рынке ценных бумаг: брокерская, дилерская деятельность, деятельность по определению взаимных обязательств (клиринговая), депозитная деятельность, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг,  деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг, деятельность по управлению ценными бумагами.

Опорные слова: фондовый рынок, коммерческий банк, брокер, депозит, инвестиции,  клиринг.

ТЕМА 3:  Виды ценных бумаг (6 часов)

Ценные бумаги, допущенные к обращению в РФ

Акции. Понятие «акция». Права и возможности, представленные акцией её владельцу. Обыкновенные и привилегированные акции.

Понятие «облигация». Права, предоставляемые держателям облигации. Государственные облигационные займы.

Депозитные сертификаты,  векселя. Понятие «депозитный сертификат». Права, предоставляемые держателям депозитных сертификатов.

Понятие «вексель». Права,  предоставляемые держателям векселей.

Опорные слова: акция, обыкновенная акция,  привилегированные акция, облигация, вексель, депозитный сертификат.

ТЕМА 4:  Выпуск и обращение ценных бумаг (3 часа)

Выпуск ценных бумаг. Государственное регулирование эмиссии ценных бумаг. Процедура, порядок и сроки эмиссии ценных бумаг. Проспект эмиссии ценных бумаг как один из основных источников информации для инвесторов.

Понятие «эмитент». Наличная форма выпуска ценных бумаг. Степени (способы) защиты ценных бумаг: филигрань,  элементы, штриховые рисунки, фон, микротекст.

Обращение ценных бумаг – переход прав собственности. Переход прав собственности на ценные бумаги. Реестр владельцев ценных бумаг. Регистратор. Покупатели и продавцы ценных бумаг. Доходность ценных бумаг. Ликвидность  ценных бумаг.

Покупка и продажа ценных бумаг. Место совершения сделок – фондовая биржа. Внебиржевой фондовый рынок. Профессиональные участники рынка ценных бумаг. Содержание типового договора  покупки – продажи ценных бумаг «Быки» и «Медведи» на фондовом рынке

 Опорные слова: эмиссия ценных бумаг, эмитеит, ликвидность ценных бумаг, «Быки», «Медведи», доходность ценных бумаг.  

ТЕМА5: Государственное регулирование рынка ценных бумаг. (2 часа)

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» (1996 год). Структура закона. Основное содержание разделов.

Защита интересов субъектов рынка ценных бумаг. Актуальность защиты интересов вкладчиков и защита их государством. Функции государства по защите прав акционеров.

Опорные понятие вкладчики, акционеры, права акционеров, незаконные операции с ценными бумагами.

ТЕМА 6: Зачёт (1 час)

Итоговое задание в виде теста, содержащего 10 тестовых вопросов множественного выбора и 1 – 2 практических задания.

                                     

Список литературы:

1 .Липсиц И.В. Введение в экономику и бизнес – М; Вита – Пресс, 1997 год

2.Миркин Я.М. Цените бумаги и фондовый рынок – М; Перспектива, 1995 год

3. Машина М.В. Фондовая биржа, или как взойти на вершину пирамиды – М ; Международные отношения, 1993 год

4.КИМ И.А. Сборник заданий по макроэкономике – М; Вита – Пресс, 2005 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Азбука экономики» 10 класс

Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...

Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Прикладная экономика» 10 класс

Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ЭКОНОМИКЕ 8 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОдной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпр...

Программа элективного курса "Домашняя экономика"

Рабочая программа «Домашняя экономика» разработана на основе авторской программы  Новожилова Н.В. «Экономика семьи». Программа рассчитана на 17 учебных ...

Программа элективного курса по экономике. Азбука страхования.

Элективный курс "Азбука страхования" разработан для учашихся 10 - 11 клсассов и рассчитан на 18 часов с использованием 4 практических работ....

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ» ДЛЯ 11 КЛАССА

Жизнь общества зависит от  экономических законов не меньше, чем от законов природы. Количество или качество товаров и даже настроение людей, в конечном счёте, определяются экономическими законами...

Авторская программа элективного курса по экономике 9 класс

Программа элективногокурса расчитана на 10 часов, имеются тренировочные тесты....