ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ЭКОНОМИКЕ 8 КЛАСС
элективный курс по экономике (8 класс) по теме

Соколова Юлия Владимировна

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.

Изучение экономики и применение её принципов помогают разобраться в том, какие мотивы и стимулы определяют поведение миллионов людей, участвующих в рыночной экономике в качестве потребителей, владельцев бизнеса, менеджеров, наемных работников, инвесторов и государственных служащих, и понять, какие последствия имеют ежеминутно и повсеместно совершаемые ими экономические решения.

Многие школьные предметы вносят вклад в экономическое образование учащихся: география, обществознание, информатика и др., раскрывая его различные аспекты. Однако специальной дисциплины, формирующей экономические знания о рыночной экономике, в школе нет. Таким образом, актуальность введения элективного курса по экономике объясняется следующими причинами:

1.         переходом России на рыночные отношения  и необходимостью повышения экономических знаний у учащихся;

2.         отсутствием специального предмета в школе;

3.         недостаточными знаниями учащихся школы в экономических вопросах и заинтересованностью школьников в данной проблеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon municipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 городского округа

город Волгореченск Костромской области

РАССМОТРЕНО                          СОГЛАСОВАНО                                 УТВЕРЖДАЮ

На заседании МО                            Зам директора по ВР                Директор МОУ СОШ  №2

Протокол №____                             _______________                               г.Волгореченск

«___» _______2011г.                 «___» _________2011г.                          _____Н.В.Балакирева

                                                                                   «___» _______2011г      

                                                                                                                                                                                                       

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ЭКОНОМИКА

 8 КЛАСС

                                                                                       Составил учитель истории:

                                                                                              Соколова Ю.В.

2011г.                  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.

Изучение экономики и применение её принципов помогают разобраться в том, какие мотивы и стимулы определяют поведение миллионов людей, участвующих в рыночной экономике в качестве потребителей, владельцев бизнеса, менеджеров, наемных работников, инвесторов и государственных служащих, и понять, какие последствия имеют ежеминутно и повсеместно совершаемые ими экономические решения.

Многие школьные предметы вносят вклад в экономическое образование учащихся: география, обществознание, информатика и др., раскрывая его различные аспекты. Однако специальной дисциплины, формирующей экономические знания о рыночной экономике, в школе нет. Таким образом, актуальность введения элективного курса по экономике объясняется следующими причинами:

1.        переходом России на рыночные отношения  и необходимостью повышения экономических знаний у учащихся;

2.        отсутствием специального предмета в школе;

3.        недостаточными знаниями учащихся школы в экономических вопросах и заинтересованностью школьников в данной проблеме.

Общая характеристика учебного курса

Содержание представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере. Основные содержательные линии:

•человек и фирма;

•человек и государство;

•экономика домашнего хозяйства.

Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.

Программа ориентирована на изучение школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществоведения, с курсами математики, истории, географии, и др.  

Цель программы:

 состоит в формировании у школьников систематического представления об основах организации хозяйственной деятельности и истории  возникновения различных институтов рыночной экономики.

   Исходя из цели программы, можно выстроить систему задач:

Образовательные:  

•        формирование основ экономических знаний о народном хозяйстве, потребностях человека и общества, путях их удовлетворения, закономерностях производства продуктов и услуг, товарообменных процессах;

•        формирование знаний прикладного характера, т.е. знания простейших основ хозяйственной жизни; знакомство с принципами ведения семейного бюджета;

•        формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач.

Развивающие:

•        овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

•        подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;

•        освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;

•        развитие экономического образа мышления; способности к личному самоопределению и самореализации.

Воспитательные:

•        формирование коммуникативных навыков.

•        воспитание ответственности за экономические решения;

•        потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин;

•        воспитание уважения к труду и предпринимательской деятельности.

Валеологические:

•        обеспечение комфорта учащихся;

•        сохранение здоровья школьников.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного курса «Экономика» являются:

- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

- применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

- владение элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению учениками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Соответствие программы возрастным особенностям

Программа рассчитана на учащихся 8 класса, это начало юношеского возраста 15-16 лет. Юность – завершающий этап социализации. Деятельность и ролевая структура личности на этом этапе уже приобретают ряд новых, взрослых качеств.

Главная социальная задача этого возраста – выбор профессии. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути девушек и юношей, со всеми вытекающими отсюда социально-психологическими последствиями. Расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.

Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и некоторые особенности его психики. Юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового этапа, - собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т.д. Но социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.

Предполагаются следующие принципы, формы и методы совместной деятельности:

Принципы обучения:

Доступность обучения (природосообразность).

Принцип научности обучения.

Принцип воспитывающего обучения (единства обучения и воспитания)

Систематичность и последователь¬ность в обучении.

Оптимальное сочетание наглядных, словесных и практических методов обучения.

Сознательность, активность и са¬мостоятельность учащихся в обуче¬нии.

Типы и формы обучения – комбинированные занятия, ситуативно-ролевые игры и упражнения, беседы, дискуссии, практические упражнения.

Основные методы обучения:

Монологический - применяется в основном при изучении теоретического материала, где учитель дает новые сведения, советы, рекомендации.

Диалогический – осуществляется в основном по принципу вопрос-ответ, ученики могут получить уточняющие сведения, консультации, советы при возникших в процессе обучения проблемах, вопросах.

Показательный – где учитель наглядно демонстрирует изученный в теоретической части материал интегрируя его в практические навыки.

Проблемно-поисковый – где учащимся предлагается самим найти решение той или иной проблемы возникшей в процессе обучения в ходе группового обсуждения или практических тренингах с целью интенсификации обучения и актуализации знаний.

Методическая база:

- подбор методической литературы;

- разработка и проведение занятий;

- посещение интернет-сайтов посвященных данной тематике и поиска необходимой информации;

- создание наглядного материала.

Программа курса рассчитана на 20 учебных часов.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (20 час)

1. Экономика и экономическая наука

Что изучает экономическая наука. Потребности. Ограниченность ресурсов. Свободные и экономические блага. Выбор и альтернативная стоимость. Факторы производства и факторные доходы.

2-3. Экономические системы

Главные вопросы экономики. Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем. Собственность. Конкуренция. Экономическая свобода.

 4-5. Семейная экономика

Рациональный потребитель. Реклама. Защита прав потребителя. Семейный бюджет. Источники доходов. Расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Неравенство доходов и его причины. Меры социальной поддержки. Сбережения. Страхование.

6-7. Рынок

Рынок одного товара. Спрос. Кривая спроса. Факторы спроса и сдвиги кривых спроса. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы предложения и сдвиги кривых и предложения. Рыночное равновесие Основные рыночные структуры.

8-9. Фирма

Роль и цели фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Менеджмент. Маркетинг.

10-11. Роль государства в экономике

Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные доходы и расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы фискальной политики государства.

12. ВВП, его структура и динамика

Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.

13-14. Рынок труда и безработица

Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал.

Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.

15-16. Деньги, банки, инфляция

Деньги и их функции. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Процент. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании.

Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства.

17. Элементы международной экономики

Экономические причины международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы.

18. Основные проблемы экономики России

Эволюция экономических систем. Становление современной рыночной экономики России. Основные проблемы экономики России и экономическое развитие регионов. Экономическая политика России. Россия в мировой экономике.

Резерв учебного времени 2 часа

Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися

Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

•критическое осмысление актуальной экономической информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

•освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (в школе, общественных местах и т.п.);

•применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;

•аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях о современных социальных проблемах;

•написание творческих работ по экономическим вопросам.

Требования к уровню подготовки

Требования направлены на реализацию деятельностного и экономически оправданного подхода к решению жизненных задач; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в экономической среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

В результате изучения курса «экономика» ученик должен

Знать/понимать (включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися)

•функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.

Уметь (включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.)

•приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

•описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

•объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для (требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Эти требования связанные с реализацией целей воспитания и развития личности учащихся, могут быть определены как прогнозируемые):

•получения и оценки экономической информации;

•составления семейного бюджета;

•оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

всего

теоретическая

практическая

1

Экономика и экономическая наука

1

1

2

Экономические системы

2

1

1

3

Семейная экономика

2

1

1

4

Рынок

2

1

1

5

Фирма

2

1

1

6

Роль государства в экономике

2

1

1

7

ВВП, его структура и динамика

2

1

1

8

Рынок труда и безработица

2

1

1

9

Деньги, банки, инфляция

2

1

1

10

Элементы международной экономики

2

1

1

11

Основные проблемы экономики России

2

1

1

12

Основы экономики

2

2

Литература для учителя и учеников

Автономов В.С. Введение в экономику. – М.: Вита-Пресс, 1998.

Российская экономика. – М.: Просвещение, 1998.

Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: Учебник для 7-8 классов общеобразоват. учрежд. – М.: Вита-Пресс,2000.

Липсиц И.В. Экономика: Книга 1. Учебник для 9 кл. общеобразоват. учрежд. – М.: Вита-Пресс,2003.

Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности: Учебник для 7-8 кл. общеобразоват. учрежд. – М.: Вита-Пресс,2002.

Интернет-ресурсы

www.hse.ru/inter/cher.zip - Черкасова В.А. Книга для чтения по экономике для преподавателей экономики.

www.exin.ru/test/doc.html - аналитические доклады по экономическим проблемам России на сайте Экспертного института.

http://referats-tv.stars.ru/link/ - перечень информационных ресурсов Интернет в помощь учащимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса для 6 класса основы естествознания

по программе работаю 2-ой год, она помогает детям определиться с выбором дальнейшего профиля обучения. Ориентирована на привлечение детей к изучению предметов естественнонаучного цикла....

Программа элективного курса для 11 класса "Сочинение-рассуждение на экзамене: авторская позиция, собственное мнение, аргументация"

В соответствии с основными требованиями к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения должна включать в себя три составляющие:1) выявление, ос...

Программа элективного курса для 8 класса "Обучение различным видам изложения"

Изложение наряду с сочинением является средством формирования коммуникативных умений, а значит, изложение – один из основных видов работ по развитию связной речи школьников. По выражению М.А. Ры...

Программа элективного курса для 9 класса

Программа курса  по выбору «Химия вокруг нас»     предназначена для учащихся  9 класса средней общеобразовательной школы, рассчитана на 17 часов....

программа элективного курса для 9 класса"аналитическая химия"

предпрофильная подготовка, элективный курс...

Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Роль биологических знаний в жизни человека"

Программа элективного курса «Роль биологических знаний в жизни человека» составлена на основе концепции профильного образования для общеобразовательной школы в 9-м классе, содержание которого  ст...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...