Внеклассное занятие (викторина) "Мы знаем и любим родную природу"
план-конспект занятия по экологии (5, 6 класс)

Вненклассное занятие на экологическую тематику для учащихся 5-6 классов коррекционной школы (I вид). Занятие построено в виде викторины. которая обхватывает 3 направления: "Лес - наше богатство", "Вода", "Воздух". Задания разной формы (карточки, картинки, кроссворды), уровня сложности. Данное мероприятие помогает усилить навыки коммуникациии учащихся с нарушением слуха и научить работать в команде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_znaem_ilyubim_rodnuyu_prirodu.docx35.3 КБ

Предварительный просмотр:

«Мы знаем и любим природу».

Цель занятия: Формирование экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.

Задачи:

1. Расширение и углубление знаний о природе, формировать познавательный интерес к окружающему миру.

2. Развивать сообразительность, быстроту мышления, умение работать в микро коллективе.

3. Воспитание гуманного и заботливого отношения к природе,  понимание важности охраны окружающей среды. 

Тип занятия:игра- викторина.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, конверты с заданиями.

 (слайд)  22 АПРЕЛЯ - Международный День Земли.

Педагог :

- Каждый год 22 апреля люди всего мира отмечает праздник «День Земли» В этот день все, кто любит и ценит природу, выходят на улицы городов и поселков, сажают новые деревья, убирают мусор, спасают попавших в беду животных и птиц. Ведь, к сожалению, своей деятельностью, человек сильно загрязняет окружающую природу. Земля - наш дом, а в доме всегда должно быть чисто и уютно всем!

(слайд) Символ Дня Земли

- Зелёная греческая буква Θ на белом фоне

(слайд)Флаг Земли

- Традиционно Флаг связан с Днем Земли и многими другими природоохранными, миротворческими и гражданскими международными мероприятиям.

 (слайд)  Педагог :

  Есть на Земле огромный дом под крышей голубой,
Живут в нём солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы, весёлый звон ручья,
Живешь в том доме светлом ты и все твои друзья.
Куда б дороги ни вели, всегда ты будешь в нём.
Природою родной Земли зовётся этот дом.
Посмотри, как он хорош, дом, в котором ты живёшь!
Край, который с детства дорог, Родиной зовётся. 
3нает каждый, ты и я! Природу обижать нельзя! 

Педагог :

-Мы сегодня с вами сделаем свой  подарок Земле – покажем свои знания о природе, о животных и растениях, о воде и  воздухе. Проведем  праздничную викторину, посвященную дню Земли - «Знатоки природы». Все задания находятся в конвертах.

- Следить за борьбой и оценивать игру будет жюри. За правильный ответ команда получает одно очко (+). Во время игры нельзя выкрикивать и подсказывать. За подсказку команде забирается одно очко (-).

-Я приглашаю участников викторины.

 (Детям раздаются эмблемы) «СЛЕДОПЫТЫ» «ВСЕЗНАЙКИ»

Педагог:

- Так скажем дружно раз, два, три, Откроем праздник - День Земли!

Игры – викторины

(слайды)

Разминка (для всех)
-Кто живет на земле? (животные, насекомые, цветы т.д.)
-Кто живет под землей? (червячки, кроты, жуки т.д)
-Кто летает над Землей? (птицы, насекомые) 
-Зачем нужна вода? (пить, купаться, поливать растения т.д )
-Для чего нужен воздух? (необходим для дыхания)

1. «Лес - наше богатство».

Педагог :

Лес – это огромное богатство нашей Земли! Это дом для насекомых, зверей,

птиц, в лесу они находят себе пищу, укрываются от врагов, растят свое потомство.

1.1«Какие листья и плоды, и на каком дереве, они растут?»

Лист берёзы – берёзовый. 
Лист липы – … 
Лист клёна – … 
Шишка ели – … 
Плод дуба – … 
Лист дуба – ….
Лист осины – …
Лист ивы – …
Шишка сосны – …
Плод яблони – …

1.2  «Лекарственные растения».

Педагог :

- В лесу растут не только деревья и кустарники, но и…(разные травы).

Есть растения такие,

Они вовсе не простые.

Если что-то заболит –

 Эта травка исцелит!      (лекарственные растения).

- Правильно. Издавна люди заметили, что больные животные  уходят в лес, на луг, чтобы съесть какую-нибудь травку для того, чтобы выздороветь. Так и человек стал искать помощи у разных растений, замечать, что одни травки помогают заживлять

ранки, другие лечат от кашля, третьи придают сил и здоровья.

    «Напиши названия лекарственных растений»-карточки с изображением лекарственных растений, подписать их названия.

1.3      «О птицах».

Педагог :

Скучно будет, знают дети,

Жить без птиц на белом свете!

Ребусы: «Назови птицу» ( по 4 на каждую команду)

«Кто как кричит»(Слайды)

ЛАСТОЧКА – щебечет.

СОЛОВЕЙ – заливается, свистит, щелкает.

ЖУРАВЛЬ – курлычет.

КУКУШКА – кукует.

ЖАВОРОНОК – звенит.

ВОРОБЕЙ – чирикает.

ВОРОНА – каркает.

СОРОКА – трещит .

ГОЛУБЬ – воркует.

ДЯТЕЛ – стучит.

СОВА – ухает.

ГЛУХАРЬ, ТЕТЕРЕВ – токует.

1.4.   "Угадайте животное по описанию".(по два животных каждой команде)

Педагог :

- Животные   играют огромную роль в природе. Без них многие растения не могли бы  размножаться и расселяться. Необходимы животные и людям. Не только потому, что дают продукты питания, ценные меха, но и потому, что почти все животные  очень красивы и интересны. Вырубая леса и загрязняя воду в реке, люди невольно губят  многих диких животных, для которых лес и река - дом. Из-за хозяйственной деятельности  людей и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, а многие другие стали редкими.

"Угадайте по описанию". (одной команде)

"Это удивительный зверек. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное - зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей".

Подсказка: Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них».

Ответ: …………..

"Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название “фокстрот” Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами".

Подсказка: Убегать от преследователей заметает следы рыжим, пушистым хвостом.

Ответ: ………….

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_568cce9a6d038/user_file_568cce9a6d038_1_1.png"Угадайте по описанию".(другой команде)

"У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко - так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают, ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами"

Подсказка: Его считают большим трусишкой.

Ответ: …………

"Это очень большой и сильный зверь, он умеет ходить на четырех лапах, иногда встает на задние лапы и ревет на весь лес. Многие звери его боятся, он хорошо лазает по деревьям и даже ловит рыбу. Зимой впадает в спячку".

Подсказка: очень любит мед и малину.

Ответ: ………..

1.5.       «Правила  поведения в лесу».

Педагог :

 -Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать.

 Если я буду поступать хорошо, вы говорите - "да", если плохо, то - "нет"!

Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)
Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да) 

1.6«Охрана природы».

 Педагог :- Вырубая леса и загрязняя воду в реке, люди невольно губят многих дикихживотных, для которых лес и река - дом. Из-за хозяйственной деятельности  людей и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, а многие другие стали редкими.

Задание: Закончите предложение.

1.Заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы ……………………………………………

2. Все редкие растения и животные занесены в ……………………………………..

3. Не рвите цветы …………………………………………………………………………..

4. Для питья используйте ………………………………………………………………….

5. Не ломайте ……………………………………………………………………………….

6. Не засоряйте ……………………………………………………………………………..

7. Не разрушайте ……………………………………………………………………………

1.7  «Расшифруйте фразу»

Педагог :

-  Как итог нашего разговора о лесе  мы произнесем фразу,  которую нужно сложить из отдельно разрезанных букв. Команды складывают по 2 слова в общую фразу. Читают вслух все вместе.

Ответ: Береги лес – наше богатство.

2.  «Вода»

Педагог :

Проходят эры – миллионолетья,
Земля живет, и будет жить всегда,
Пока в артериях ее не иссякает
Источник Жизни – Чистая вода...

2.1 Кроссворд «Водоем»

5

1  

2

в

6о

д

о

ё

7м

3

4

По горизонтали:

  1. Не вода, не суша –
    На лодке не уплывёшь
    И ногами не пройдёшь.
  2. Он без рук, он без ног
    Из земли пробиться смог,
    Нас он летом, в самый зной,
    Ледяной поит водой.
  3. К маме-речке бегу
    И молчать не могу.
    Я её сын родной,
    А родился – весной.
  4. Чуть дрожит на ветерке
    Лента на просторе,
    Узкий кончик в роднике,
    А широкий в море.

По вертикали:

  1. С высоты большой срываясь,
    Грозно он ревет
    И, о камни разбиваясь,
    Пеною встает.
  2. Пузырьками из воды
    Газ выходит с глубины!
    Круглое и голубое,
    До краев полно водою,
    Над водою камыши,
    Что такое? Подскажи! – …
  3. Шириною широко,
    Глубиною глубоко,
    День и ночь
    О берег бьётся.
    Из него вода не пьётся,
    Потому что не вкусна –
    И горька, и солона.

2.2 «Отчего вода загрязняется»

Педагог :

-  Вода – это жизнь, здоровье, помощник человека. Всему нужна вода, и особенно, чистая вода. Поэтому нужно очень бережно относиться к ней.  Давайте поговорим о том, отчего вода загрязняется.

  • Фабрики и заводы загрязняют воду. Это наносит вред растениям, животным, человеку.
  • От грязной воды страдает всё живое.
  • Грязная вода вредна для здоровья человека.

2.3 «Как экономить воду»

Педагог :

- Помните, что пресной воды на земле мало, и мы должны расходовать воду экономно.

Где и как мы должны экономить воду?

  • Надо беречь воду на кухне. Когда мы моем посуду, надо закрывать воду. Мыть посуду в какой либо ёмкости.
  • Экономить воду при стирке.
  • Экономить воду в ванной комнате. Во время чистки зубов не забывайте воду выключать.
  • Надо учить всех плотно закрывать краны.

3.Без воздуха, жизнь на Земле не возможна!

3.1 «Загрязнение воздуха»  - подписать картинки.

Педагог :

- Воздух не менее важен для жизни, чем вода и пища.  Без пищи человек может прожить  несколько недель, без воды- несколько дней, а вот  без воздуха – всего лишь несколько минут. Воздух нужен людям, растениям и животным чтобы дышать, а значит жить.                                                                                                                                                          

Игра “Хорошо – плохо”

(Напротив предложений поставить:  зеленый кружок – положительное влияние на природу, красный – отрицательное)

1. Загрязнение воды и воздуха заводами и фабриками.

2. Развешивание кормушек и домиков для птиц.

3. Мусор в лесу.

4. Браконьерство.

5. Очистительные фильтры на трубах заводов.

6. Создание заповедников.

7. Посадка деревьев.

8. АЭС

9. Транспорт.

10. Создание красной книги.

Педагог :

- Наше занятие подошло к концу. Давайте пообещаем земле содержать ее в чистоте и порядке.

(слайд)Давайте будем беречь планету!

Другой такой на свете нет.

Развеем над нею тучи и дым, В обиду ее никому не дадим! «Обещание  Земле». (команды встают в общий круг)
Поворачиваясь друг другу со словами: «Обещаю», передать глобус  на вытянутых руках.

Рефлексия:

- Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?

- Что нового вы узнали?

- Было ли вам интересно?

- Какие выводы вы сделали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа - викторина "Мы знаем и любим природу"

Занятие для младших школьников. Воспитывается любовь и бережное отношение к природе, расширяет знания о правилах поведения в природе....

Рабочая программа «Знай и люби родной язык» 5 класс

Рабочая программа рассчитана на развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка. Деятельность учителя направлена на то, чтобы ученики овладели языковыми, ...

Внеклассное занятие по экологии в 5 классе "Кладовые природы"

Внеклассное занятие по экологии в 5 классе "Кладовые природы" проводилось с целью воспитания бережного отношения к природе и всем ее богатствам, а главное - к воде, источнику всего живого на Земле....

Презентация к внеклассному занятию "Викторина для полиглотов"

Форма использования: внеклассное/кружковое занятиеАннотация:презентация Microsoft PowerPoint (слайды с вербальными и визуальными опорами) для проведения игры-викторины аналога телевизионной викто...

План внеклассного занятия по английскому языку по теме: «Животные. Природа. Большая ответственность перед животными. Как защитить животных?»

Цели и задачи внеклассного занятия: 1. Развитие речевых навыков, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; 2. Создание на уроке атмосферы взаимодействия, коммуникативной обстановки, вз...

Внеклассное занятие по географии "Мы живем, пока жива природа"

Занятие предназначено для учащихся 5-7 классов....

Конспект внеклассного занятия: "Знай и люби родную природу!" 3-4 класс

Обобщить и расширить знания учащихся о природе...