Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
рабочая программа по экологии по теме

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kluba__pochemuchki.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации Павловского района  Алтайского края

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Елунинская основная общеобразовательная школа»

                                            Утверждаю:

Директор  МОУ «Елунинская оош»

___________________/Т.Г.Реутова

Приказ №____ от “_____________”

Рабочая    программа

внеучебной деятельности

клуб «Почемучка»

                                       

                                                                Составитель:

                                                                        Решетова Л.И..,  учитель

русского языка и литературы

                                                                                      МОУ «Елунинская оош»

Елунино 2011 г


                                            Пояснительная записка

Программа клуба "Почемучки” для детей 7-8-ми лет разработана на основе авторской программы Алексеевой  С.А., в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования. Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а так же особенностью организации учебного процессе в школе

Цель программы:

Формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).

Задачи программы:

Обучающие:

Учить детей быть ответственными за свои поступки.

Формировать культуру поведения в природе.

Обогащать представления об окружающем мире.

Развивающие:

Способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение).

Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость рационально относиться к компонентам неживой природы.

Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться.

Курс программы состоит из 10 разделов.

1 раздел – "Введение в экологию”

Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.

2 раздел – "Молчаливые соседи”

В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.

3 раздел – "Пернатые друзья”

Многие дети совсем не знают и не различают птиц,

часто встречающихся в нашей местности. Поэтому в программу включен раздел "Пернатые друзья” На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как

свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями "зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия "птичьей столовой”.

4 раздел – "О чем шепчут деревья”

Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву.

Но вот приближается осень, и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он сбрасывается. На зиму деревья запасают в стволах и ветках крахмал и впадают в постоянную спячку, как суслики, бурундуки, сурки.

Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.

5 раздел – "Загадки животного мира”

Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина.

Дети знакомятся с животными Алтайского края, занесенными в Красную книгу.

6 раздел – "Секреты неживой природы”

Сломал ребенок зеленую веточку, мы убеждаем: "Ей же больно”. Восхищаемся зимой букетами роз, хризантем, тюльпанов: "Они живые”. А сколько интересного происходит с явлениями неживой природы. Заволакивающий все вокруг туман состоит из мельчайших капелек воды. Ранним утром лежат на траве круглые бисеринки росы. Это тоже вода, но в жидком состоянии. В природе вода бывает еще и в твердом состоянии. Это хорошо знакомые снег и лед. Но как они образовались? Осенью над головой висят тяжелые, слоистые облака. Как они появились? Небо то хмурое, то звездное, то часто льют дожди. Почему? И куда ветер гонит облака? С этими и другими вопросами дети знакомятся в шестом разделе программы.

7 раздел – "Оранжерея на окне”

Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети учатся ухаживать, выращивать комнатные растения. Занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.

8 раздел – "Человек – часть живой природы”

В этом разделе дети знакомятся с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества, а также с элементарными правилами безопасной работы. Дети учатся выращивать лук в комнатных условиях, получают сведения о правилах ухода, работе с землей.

9 раздел – "Охрана природы”

В этом разделе дети знакомятся с понятием "Красная книга”, узнают о редких видах растительного и животного мира.

10 раздел – "Досуговые мероприятия”

Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.

Учебный план

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе занятия

теоретических

практических

1

Введение в экологию

4

2

2

2

Молчаливые соседи

3

1

2

3

Пернатые друзья

3

3

4

О чем шепчут деревья

3

1

2

5

Загадки животного мира

3

1

2

6

Секреты неживой природы

2

1

1

7

Оранжерея на окне

3

1

2

8

Человек – часть живой природы

3

1

2

9

Охрана природы

1

1

10

Досуговые мероприятия

7

-

7

 

ИТОГО:

32

9

23

Тематическое планирование занятий

Раздел. Тема занятия

Кол-во ч.

 

Из них

Примечание

Теоретич.

Практич.

Экскурс

1.

Введение в экологию

4

2

1

1

1.1

.Вводное занятие. Почему мы часто слышим  слово «Экология»?                                                                

Веселое путешествие в природу

1

1.2

.Пр.зан. Творческая мастерская

1

1.3

Природа и искусство

1

1.4

Отношение человека к природе Экологическая безопасность.

1

2

Молчаливые соседи

3

1

1

1

2.1

Наблюдения за домашними животными. Кто живет в нашем доме?

1

2.2

. Чем питаются домашние животные?

1

2.3

Как ухаживать за своим питомцем?

1

3

Пернатые друзья

3

1

2

3.1

Прогулка  «Мы – друзья птиц». Перелетные птицы.

1

3.2

Экологическая акция «Поможем птицам!»

.Прогулка в парк.

1

3.3

Художественное слово о птицах

Праздник «Птицы-наши друзья»

1

4.

О чем шепчут деревья

3

1

1

1

4.1

. Этажи леса.

Экскурсия «По тропинке в лес пойдем»

1

4.2

Сезонные изменения у растений.

1

4.3

Мы – художники.

Загадки леса

1

5.

Загадки животного мира

3

1

1

1

5.1

Зимовье зверей

1

5.2

Заочная экскурсия в отдел природы музея.

1

5.3

Любопытные факты о живой природе

1

6

Секреты неживой природы

2

1

1

6.1

Природа – наш общий дом

. Веселое путешествие в природу времена года.

1

6.2

Цикл наблюдений за водой, снегом, льдом. Как бороться с гололедом.

1

7.

Оранжерея на окне

3

1

1

1

7.1

Экскурсия в школьный кабинет естествознания

1

7.2

Любители света и тени, влаги и тепла.

1

7.3

Исследовательская работа «Влияние света на рост и развитие комнатного растения

1

8

Человек – часть живой природы

4

1

2

1

8.1

Люди разные нужны, люди всякие важны.

1

8.2

. Выращивание лука в домашних условиях.

.Исследовательская работа «Влияние условий хранения на рост и развитие репчатого лука»

1

8.3

Человек! Будь природе другом!

Вредные привычки.

1

8.4

Выпуск тематических газет «Лекарственные растения», «Перелетные птицы», «Бабочки»

1

9.

Охрана природы.

1

1

9.1

Красная книга – важная книга. Охраняемые животные и растения нашего края.

1

10

Досуговые мероприятия

7

7

10.1

День Журавля

1

10.2

Акция «Всемирные  дни наблюдения птиц»

1

10.3

Посвящение в экологи

1

10.4

«Зимняя прогулка»

1

10.5

Экологический проект «Мой цветник»

1

10.6

«Будь здоров!»

1

10.7

Праздник друзей природы

1

Итого

32

9

15

8

Ожидаемые результаты

Воспитанники должны знать: 

Основы экологической культуры.

Некоторые особенности природы своего края.

Основные признаки времен года.

Значение природы для человека.

Группы растений и животных.

Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.

Правила поведения в природе.

Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

Воспитанники должны уметь: 

Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.

Выполнять правила личной гигиены.

Различать изученные растения, животных.

Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.

Подкармливать птиц в простейших кормушках.

Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.

Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.

Информационные ресурсы:

Для педагога:

Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец "Естествознание” Пробный учеб.-М.:Просвещение, 2002

Королева А.В. "Естествознание для малышей” журнал "Начальная школа” 1998г. №10

Кульневич С.В.., Лакоценина Т.П "Нетрадиционные уроки в начальной школе:(Выпуск 1. Математика, природоведение): Практическое пособие для учителей начальных классов, студентов педагогических учебных заведений.-

Молодова Л.П. "Игровые экологические занятия с детьми”

Николаева С.Н. методика экологического воспитания в детском саду. Книга для воспитателей дтского сада – М.:Просвещение,2001.

Ростов н/Д:ТИ "Учитель”, 2002.

Рыжова Н.А "Не просто сказки”(экологические рассказы, сказки, праздники)

Рыжова Н.А "Наш дом – природа”Журнал "Начальная школа” 1998г. №10

Для воспитанников:

Брюс Джим, Анжела Вилкс, Клер Ллевелин "100 вопросов и ответов” Животные.-М.:ЗАО "Росмэн”, 2006.

Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО "РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.

Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО "Издательство Астрель”: ООО "Издательство АСТ”, 2001.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко "АСТ”, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.

Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"

   Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...

Рабочая программа внеурочной деятельности (дополнительного образования) направление: (пред) профессиональная деятельность Вопросы – казусы в ЕГЭ по обществоведению для 11 классов общего образования

         Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 36 часов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...