РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
рабочая программа по математике (5 класс)

Зоненко Лариса Ивановна

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования , с учетом примерной программы воспитания , в соответствии с письмом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021 № 47-01-1314546/21 «О составлении рабочих программ учебных предметов и календарно тематического планирования»; основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 22 на 2021-2022 уч. г; Рабочая программа предназначена для обучающихся 5 классов и рассчитана на 17 часов в год, 1 час в неделю. Курс реализуется в обще-интеллектуальном направлении внеурочной деятельности. Предлагаемый курс «Занимательная математика» своим содержанием может привлечь учеников 5 класса, которым интересна математика. Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого количества задач, усвоения специальных навыков устного счёта, получения теоретических сведений о свойствах натуральных чисел.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности

«Занимательная математика» в 5 классах.

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования (сайт www.fgosreestr.ru), с учетом примерной программы воспитания (сайт www.fgosreestr.ru), в соответствии с письмом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021 № 47-01-1314546/21 «О составлении рабочих программ учебных предметов и календарно тематического планирования»;

основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 22 на 2021-2022 уч. г;

Программа составлена на основе:

Авторской программы и тематического планирования из учебного пособия «Математика.5-6 классы. Организация познавательной деятельности» / авт.-сост. Г.М. Киселёва. – Волгоград: «Учитель», 2015. – 133 с.

Рабочая программа предназначена для обучающихся 5 классов и рассчитана на 17 часов в год,

1 час в неделю.  Курс реализуется в обще-интеллектуальном направлении внеурочной деятельности.

Предлагаемый курс «Занимательная математика» своим содержанием может привлечь учеников

5 класса, которым интересна математика. Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого количества задач, усвоения специальных навыков устного счёта, получения теоретических сведений о свойствах натуральных чисел.

Стоит отметить, что навыки решения различных математических задач необходимы любому пятикласснику не только для того, чтобы успешно участвовать в математических играх и олимпиадах, но и являются средством развития их математических способностей, таких качеств ума как сообразительность и смекалка.

Данный курс способствует лучшему усвоению базового курса. Он освещает интересные, но совершенно не проработанные в общем курсе школьной математики вопросы, такие как решение логических задач, составление числовых выражений и другие.

Опыт общения с учащимися 5 классов говорит о том, что у них ещё присутствует любознательность, большинству детей интересно учиться. Следует не упускать данный момент и способствовать развитию их логического мышления, расширять кругозор, а главное ‒ побудить желание заниматься изучением интереснейшей науки, математики

Внеурочная деятельность кружка «Занимательная математика» предназначена для внеурочной работы и рассчитана для обучающихся 5 классов, интересующихся математикой. Согласно ФГОС нового поколения проведение такого курса способствует самоопределению обучающихся при переходе к профильному обучению в средней и старшей школе.

Цель курса: формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые человеку для решения практических проблем.

Задачи курса:

1.Научить учеников решать задачи более высокого уровня по сравнению с обязательным уровнем сложности.

2.Способствовать интеллектуальному развитию учащихся и прежде всего таких его компонентов, как способность к усвоению новой информации, подвижность и гибкость мышления.

3. Усилить практический аспект изучении математики, развивать умение учащихся применять математику в реальной жизни.

       Формы и виды деятельности:

  • практикум,
  • игра,
  • беседа,
  • мозговой штурм,
  • решение задач,
  • творческая мастерская,
  • проект,

1. Планируемые результаты

Изучение математики по данной программе способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программе воспитания.

в личностном направлении: 

патриотическое воспитание — проявление интереса к истории и современному состоянию российской математической науки; ценностное отношение к достижениям российских учёных-математиков (Основные направления воспитательной деятельности № 2); эстетическое воспитание — восприятие эстетических качеств геометрии, её гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности; (Основные направления воспитательной деятельности № 4)

ценности научного познания — формирование и развитие познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по геометрии необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений (Основные направления воспитательной деятельности № 5); экологическое воспитание — ориентация на применение геометрических знаний для решения задач в области окружающей среды, повышение уровня экологической культуры (Основные направления воспитательной деятельности № 8);

ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности; критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при

решении математических задач.

 в метапредметном направлении:

1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

4) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

в предметном направлении:

1) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

2) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

3) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;

4) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;

5) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Обучающийся научится:

 - правильно употреблять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи

- новым приёмам устного счёта;

              - решению логических задач, составлению числовых выражений;

-сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел, понимать связь отношений «больше» - «меньше» с расположением точек на координатной прямой;

 - решать текстовые задачи разными способами;

Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
  • собеседования (индивидуальное и групповое),
  • опросников,
  • тестирования,
  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

   Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Итогом реализации программы являются: успешные выступления кружковцев на олимпиадах всех уровней, математических конкурсах, международной математической игре-конкурсе «Кенгуру», а также проведения «Праздника математики», проектные работы учащихся.    

2. Содержание курса

1. Натуральные   числа. Счёт (3 ч.) Как возникло слово «математика». Счёт у первобытных людей. Приёмы устного счёта. Числа. Чётность и нечётность

2. Сюжетные задачи комбинаторного поиска. (2 ч.) Задачи на переливание и взвешивание. Задачи на взвешивание. Выстраивание алгоритма рассуждений.

3. История мер. Составление выражений. (2 ч.) Исторические сведения о мерах длины, площади, массы в России и в других странах. Метрическая система мер. Конструирование выражений.

4. Логические задачи. Сюжетные задачи. (9 ч.) Головоломки и числовые ребусы. Логические задачи. Задачи на уравнивание. Задачи на части. Задачи на составление уравнений. Задачи на движение. Принцип Дирихле. Историческая справка. Простейшая формулировка. Решение задач. Задачи-шутки. Решение олимпиадных задач.

6. Итоговое занятие. (1 ч.)

3. Тематическое планирование

Тема

Кол-во

часов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

Основные направления воспитател. деятельности

1.

Натуральные   числа. Счёт.

3

Сообщается история возникновения слова «математика». Знакомство с интересными сведениями из истории развития счёта. Показ выгодности использования приёмов устного счёта. Классификация натуральных чисел. Числа. Изучение свойств четных чисел. Решение задач практического характера на применение данных свойств.

2,4,5

2.

Сюжетные задачи комбинаторного поиска.

2

Показ практической значимости данной темы. Выстраивание алгоритма рассуждений. Поиск альтернативных путей решения.

2,4,5

3.

История мер. Составление выражений.

2

Сообщаются исторические сведения о мерах длины, площади, массы, существовавшие на Руси с давних времён. Обзорное знакомство с мерами в разных странах. С метрической системой мер. Выполнение разнообразных заданий на отработку навыков решения примеров в несколько действий. Самостоятельное конструирование выражений.

2,4,5,8

4.

Логические задачи. Сюжетные задачи.

9

Совершенствование математической культуры учащихся через решение различных головоломок и ребусов. Учить анализировать условие логических задач. Дать простейшую формулировку принципа Дирихле. Выработать алгоритм решения задач на уравнивание, на части арифметическим и алгебраическим способом. Совершенствовать навыки решения сюжетных задач на движение. Решить задачи-шутки, задачи олимпиадного характера

2,4,5,8

5.

Итоговое занятие.

1

2, 5

Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих интернет-ресурсов:

- Министерство образования и науки РФ. http://www.mon.gov.ru/

- Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций». http://www.informika.ru/

-Тестирование on-line: 5–11 классы. http://www.kokch.kts.ru/cdo/

-Путеводитель «В мире науки» для школьников. http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/

-Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. http://mega.km.ru

  - Сайт энциклопедий. http://www.encyclopedia.ru/ 

   - Переливания | 5 класс | Кружки | Малый мехмат МГУ (msu.ru)
     
http://mmmf.msu.ru/archive/20102011/z5/10.html

   -Лаборатория «Переливания» ЦОР

Согласовано

на ШМО учителей математики, физики и информатики

Протокол № 1

от «26» августа 2021г.

Руководитель ШМО

_________/Зоненко Л.И./

Согласовано

«27» августа 2021г

Зам директора по УВР

_________/Тюрина С.М/



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Занимательная математика, 5 класс»

№  занятия

Содержание (разделы, темы)

Дата /план/

Дата /факт/

Материально-техническое

оснащение (оборудование)*

Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия. Регулятивные(Р), познавательные(П), коммуникативные(К), личностные (Л)

1.Натуральные   числа. Счёт (3 ч.)

1

Как возникло слово «математика». Счёт у первобытных людей.

1.09 -4.09

1,2,3,4,5,

6,7

П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;

К–представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, в виде презентации;

Р–планировать свою работу в группе, контролировать работу других;

Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

2

Приёмы устного счёта.

 6.09 -11.09

1-7

3

Числа. Чётность и нечетность.

 13.09- 18.09

1-7

2. Сюжетные задачи комбинаторного поиска.(2 ч.)

4

Переливания.

 20.09-25.09

1-8

П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;

К – выражать в ответах свои мысли, обсуждать с учителем и учащимися их ответы;

Р – обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку; Л - осуществлять поиск информации, содержащей математические данные, интерпретировать их

5

Взвешивание.

 27.09-2.10

1-8

3. История мер. Составление выражений. (2 ч.)

6

Метрическая система мер.

4.10- 9.10

1-8

П – извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, переходить от словесной формулировки условия задачи к математической модели;

К–представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, в виде презентации;

Р–планировать свою работу в группе, контролировать работу других

Л - установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

7

Составление выражений.

 11.10- 16.10

1-7

4. Логические задачи. Сюжетные задачи. (9 ч.)

8

Головоломки и числовые ребусы

18.10- 23.10

1-8

П - делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи

К - уметь оформлять мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций.

Р - Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Л - Проявлять интерес к способам решения новых учебных задач, понимать причины успеха в учебной деятельности, давать положительную оценку и самооценку результатов учебной деятельности.

9

Логические задачи.

25.10- 30.10

1-7

10

Задачи на уравнивание.

8.11- 13.11

1-8

11

Задачи на части.

15.11- 20.11

1-8

12

Задачи на составление уравнений.

22.11- 27.11  

1-8

13

Задачи на движение.

29.11-4.12

1-8

14

Принцип Дирихле

6.12 -11.12

1-7

15

Задачи шутки

13.12 -18.12

1-7

16

Решение олимпиадных задач

20.12 -25.12

1-8

17

Итоговое занятие.

10.01-15.01

1-7

П - Развить воображение и умение предвидеть результат

К - уметь принимать точку зрения другого, слушать друг друга

Р - обнаруживать и формулировать учебную проблему, осуществлять самопроверку и взаимопроверку

Л - Объяснять самому себе свои наиболее заметные достижения, проявлять устойчивый и широкий интерес к способам решения познавательных задач, оценивать свою учебную деятельность.

Материально-техническое оснащение (оборудование)* 

1. Математика.5-6 классы. Организация познавательной деятельности / авт.-сост. Г.М. Киселёва. – Волгоград: «Учитель», 2015. – 133 с.

2. Шевкин А.В. Обучение решению текстовых задач в 5-6 классах.: Книга для учителя. – М.:Галс плюс, 1998. – 168 с.

3. Шарыгин И.Ф., А.В. Шевкин. Задачи на смекалку: Учебное пособие для 5-6 кл.

   4.  Доска магнитно-маркерная или меловая.

   5. Проектор мультимедийный

   6. Компьютер педагога.

   7. Интерактивная доска

    8. Принадлежности (ножницы, клей, цветная бумага, картон)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности тематический кружок "Смелые, ловкие, быстрые."

Рабочая программа тематического кружка "Смелые, ловкие, быстрые"...

Программа по внеурочной деятельности: (музыкально – эстетическое направление) «Музыка в нашей жизни». Срок реализации программы – 4 года

          Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы (М., Просвещен...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Основы православной культуры". 5-7 классы

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы православной культуры» для 5—7 классов составлена с использованием материалов Федерального государственногообразовательного ст...

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»(девочки) Линия УМК Симоненко. Технология 5-9 для 7,8 классов срок реализации программы: 2020-2021 учебный год

Рабочая программа по направлению «Технология» для учащихся 8 классов разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании» с п.7 ст.32, п. ...

Рабочая программа по учебному предмету «Технология»(девочки) Линия УМК Симоненко. Технология 5-9 для 7,8 классов срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по направлению «Технология» для учащихся 8 классов разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: Закона РФ «Об образовании» с п.7 ст.32, п. ...

Рабочая программа (АООП ООО для учащихся с ЗПР) по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 классов срок реализации программы: 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по ОБЖ для 8 класса составлена в соответствии с комплексной программой для общеобразовательного учреждения  «Основы безопасности жизнедеятельности », А.Т. Смирнов,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»

Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...