ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Шахматы»
методическая разработка

Предоставляю вашему рассмотрению мою практику, не судите строго<3

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_gostev.pptx347.9 КБ
Файл programma.docx37.8 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Шахматы» Возраст обучающихся : 7-11 лет Срок реализации : 1 год Уровень реализации программы : подготовительный государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж» Автор-составитель: Гостев Сергей Дмитриевич, педагог дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности

Слайд 2

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. В программе предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок , то есть развитие творческого и интеллектуального потенциала. Актуальность данной программы :

Слайд 3

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ) под категорией образование он рассматривает единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, в том числе в целях творческого развития человека; Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Актуальность программы определяется нормативно-правовыми документами

Слайд 4

Установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является приоритетной в данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривается как жизненная неудача. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками. Отличительные особенности программы :

Слайд 5

Объем образовательной программы определяется в академических часах. Академический час – установленная продолжительность занятий по учебному плану образовательной программы, не превышающая 45 минут. Продолжительность занятий в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы : Шахматы

Слайд 6

Форма обучения по программе – очная. занятия проводятся 4 раза в неделю по 1 учебному часу. Продолжительность каждого занятия 45 минут. Количество часов в неделю – 4, в год – 144. Форма обучения по дополнительной общеобразовательной программе

Слайд 7

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Шахматы» Возраст обучающихся : 7-11 лет Срок реализации : 1 год Уровень реализации программы : подготовительный государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж» Автор-составитель: Гостев Сергей Дмитриевич, педагог дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности Обратная связь : https://nsportal.ru/user/1509340



Предварительный просмотр:

государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Ростовской области

«Волгодонский педагогический колледж»

Принята на заседании

методического совета

от «___»______________24__г.

Протокол №________________

___________________________

Утверждаю:

Директор

Дидух Ольга Васильевна____________

«___»_________________24___г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Шахматы»

Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель: Гостев Сергей Дмитриевич,

педагог дополнительного образования

в области физкультурно-оздоровительной деятельности

г. Волгодонск

2024-2025

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Шахматы» предназначена для получения базовых знаний по предмету. Программа позволяет создать комфортную среду для всех детей, помогает выявить и поддержать одарённых обучающихся.

«Шахматы - это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценить сложившуюся ситуацию, просчитать поступки на несколько «ходов» вперед. А главное, воспитывают характер». (В.В. Путин в послании участникам Чемпионата мира).

Шахматы - интеллектуальная игра. Она сочетает в себе элементы логики, спорта и творчества. Шахматы развивают мышление, внимание, память, воспитывают такие ценные качества характера, как терпение, ответственность, самодисциплина.

Обучение по данной программе позволяет наиболее полно использовать игровой и творческий характер шахмат, повышает уровеньобщей образованности детей, способствует развитию мыслительных способностей и интеллектуального потенциала, воспитывает навыки волевой регуляции характера.

Актуальность, данной программы в том, что шахматы это игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий — способности действовать в уме. Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость — это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.

Актуальность программы также определяется и нормативно-правовыми документами:

 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ) под категорией образование он рассматривает единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, в том числе в целях творческого развития человека;

 Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

 Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

 Устав ГБПОУ РО «ВПК»

Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности.

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность, вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.

Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Программа «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. 

Отличительные особенности программы. Установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является приоритетной в данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривается как жизненная неудача. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам.

Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками.

Цель программы – создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Достигаются указанные цели через решение следующих задач:

Обучающие:

  • Научить детей следить за развитием событий на шахматной доске.
  • Научить играть шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех правил.
  • Научить решать шахматные задачи в 1-2 хода.
  • Научить детей работать самостоятельно.
  • Научить школьников планировать свою игру и работу.

Развивающие:

  • Повысить уровень спортивной работоспособности.
  • Развивать интеллектуальные способности.
  • Расширить кругозор ребёнка.
  • Развивать творческое мышление.
  • Формировать познавательную самостоятельность.
  • Развивать универсальные способы мыследеятельности (абстрактно-логическое мышление, память, внимание, воображение, умение производить логические операции).

Воспитывающие:

  • Воспитывать потребности в здоровом образе жизни.
  • Формировать способности к самооценке и самоконтролю.
  • Воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, сознательность, активность.

Возраст детей: программа составлена для учащихся от 7 до 11 лет.

Сроки реализации: программа рассчитана на 4 часа в неделю в каждом классе (144 часа в год).

Вид программы: модифицированный

Уровень реализации программы: подготовительный

Образовательные, личностные и метапредметные результаты

Образовательные:

- обучающиеся привлекутся к занятиям шахматами;

- освоят шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь,

вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые,

черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;

- будут знать названия всех шахматных фигур и правила хода и

взятия каждой фигурой;

- научатся проводить элементарные комбинации.

Личностные:

- разовьют элементарные мыслительные процессы;

- научатся обобщать, делать несложные выводы, находить оптимальные решения.

- улучшится внимание, память.

Метапредметные:

- освоят навыки самодисциплины;

- разовьют личностные и волевые качества.

Ожидаемые результаты обучения

К концу обучения учащиеся должны

знать:

  • правила шахматной игры;
  • шахматную нотацию;
  • цель шахматной партии;
  • порядок записи ходов партии и их отличия от записи позиций;
  • поля шахматной доски.

уметь:

  • разыграть партию с противником;
  • расставлять позиции на шахматной доске;
  • нападать и съедать фигуры противника;
  • довести партию до логического окончания;
  • ставить простые маты;
  • использовать правило «взялся - ходи»;
  • самостоятельно работать с шахматной доской.

быть:

  • внимательным при разыгрывании партии;
  • целенаправленным - стремиться довести партию до победы;
  • сосредоточенным, целеустремленным при игре партии;
  • настойчивым при стремлении к поставленной цели;
  • выдержанным и дружелюбным во время игры.

Содержание программы

Учебный план обучение

П/П

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

История шахмат.

4

2

2

опрос

2.

Шахматные фигуры.

10

3

7

опрос

3.

Понимание шахматной игры.

20

6

14

соревнования

4.

Цель шахматной партии.

8

3

5

тестирование

5.

Три стадии шахматной партии.

10

5

5

соревнования

6.

Краткая и полная шахматная нотация

20

6

14

суммарная оценка знаний практической и теоретической части

7.

Игра с шахматными часами.

10

4

6

соревнования

8.

Мат легкими и тяжелыми фигурами.

16

5

11

практическая игра

9.

Король против короля и пешки.

16

4

12

практическая игра

10.

Решение шахматных задач.

20

6

14

тестирование

11.

Итоговое занятие.

10

4

6

практическая игра

Итого

144

51

93

Содержание учебного плана

Первый год обучения

1. Вводное занятие. История шахмат.

Теория: обзор основных разделов программы. Правила поведения на занятиях, правила ТБ.

Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Шахматные правила. Поля. Шахматная доска. Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали. Диагонали. Центр шахматной доски. Ходы шахматных фигур. Начальное положение.

Практика: выполнение упражнений: «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ», «Да или нет?», «Не зевай!». Применение игровых технологий, активных форм погружения в новую для обучающихся деятельность.

2. Шахматные фигуры.

Теория: шахматная доска, ходы и названия всех шахматных фигур. Ценность шахматных фигур. Способы защиты.

Практика: применение игровых технологий. Проведение игр и упражнений на внимание и смекалку для выявления способностей к шахматам: «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Что общего?», «Большая и маленькая», «Кто сильнее?», «Обе армии равны», «Защита контрольного поля», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита».

3. Понимание шахматной игры.

Теория: развитие фигур из начальной позиции. Сильные и слабые места поля. Битое поле.

Практика: закрепление полученных знаний с помощью дидактических игр: «Игра на уничтожение», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Кратчайший путь», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля».

4. Цель шахматной партии.

Теория: правила игры в шахматы.

Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.

Мат. Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой. Мат в один ход.

Ничья. Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей.

Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.

Практика: закрепление полученных знаний, выполнение упражнений: «Шах или не шах», «Объяви шах», «Пять шахов», «Защита от шаха», «Мат или не мат».

5. Три стадии шахматной партии.

Теория: три стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Маты в дебюте.

Практика: выполнение упражнений: «Захвати центр», «Можно ли сделать рокировку?», «Чем бить фигуру?».

6. Краткая и полная шахматная нотация.

Теория: краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

Практика: выполнение дидактических игр и заданий: «Назови вертикаль»; «Назови горизонталь»; «Назови диагональ», «Какого цвета поле?», «Кто быстрее», «Вижу цель».

7. Игра с шахматными часами.

Теория: знакомство с турнирными режимами игры с часами.

Практика: игра с часами.

8. Мат легкими и тяжелыми фигурами.

Теория: изучение правил игры в шахматы. Линейный мат. Мат ферзем. Мат ладьей. Мат двумя слонами.

Практика: логические игры для развития памяти, внимания и мышления.

9. Король против короля и пешки.

Теория: изучение правил игры в шахматы. Шах или мат. Мат или пат. Мат в один ход. Ограниченный король.

Практика: выполнение шахматных заданий. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

10. Решение шахматных задач.

Теория: решение шахматных задач в 1 ход. Решение шахматных задач в 2 хода. Решение задач с помощью разбора партий чемпионов.

Практика: выполнение упражнения «Два хода».

11. Итоговое занятие.

Практика: повторение изученного материала в форме соревнований,

турниров, конкурсов.

Формы аттестации

Оценка образовательных результатов обучающихся по дополнительной общеобразовательной программе носит вариативный характер, так как программа направлена на формирование у обучающихся стремления к дальнейшему познанию себя, поиску новых возможностей для реализации собственного потенциала. Предусматривает выполнение разбора партий, умение играть по всем турнирным профессиональным правилам, выполнение игровых логических заданий.

Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития обучающегося. Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее реализации. Это даёт возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого обучающегося его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.

Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений.

Виды контроля

Контролируемые знания, умения, навыки

Форма контроля

1.

Предварительный контроль

Шахматная доска, шахматные фигуры, их ходы, шахматная нотация, элементы шахматной партии

Индивидуально, в

ходе шахматного

турнира.

2.

Текущий контроль

Элементы шахматной партии, правила поведения во время

турнира

Индивидуально, в

ходе шахматного

турнира.

3.

Промежуточная аттестация

Элементы шахматной партии,

правила поведения во время

турнира.

Индивидуально, в

ходе шахматного

турнира.

4.

Итоговая аттестация

Основы шахматной тактики, участие в турнире, использование шахматной литературы.

Индивидуально, в

ходе шахматного

турнира.

Методические материалы

В процессе обучения используются следующие методы: словесный, наглядный, практический, игровой, объяснительно-иллюстративный, деятельностный.

В процессе обучения используются следующие технологии:

 личностно-ориентированные;

 коммуникативные;

 информационно-коммуникационные;

 здоровьесберегающие;

 игровые.

Необходимым условием организации занятий является психологическая комфортность обучающихся, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, индивидуальный подход, создание ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития, но и для нормального психофизиологического состояния.

Алгоритм учебного занятия:

I. Вводная часть

II. Основная часть.

III. Заключительная часть.

Вводная часть занятий предполагает подготовку обучающихся к работе, к восприятию материала, целеполагание.

В основной части занятия происходит мотивация учебной деятельности обучающихся (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям). Усвоение новых знаний и способов действий на данном этапе происходит через использование заданий и вопросов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся. Здесь же целесообразно применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно. Для того, чтобы переключить активность обучающихся (умственную, речевую, двигательную), на занятиях проводятся физкультминутки.

В заключительной части занятия - подведение итогов, рефлексия. В течение 2-3 минут внимание обучающихся акцентируется на основных идеях занятия. На этом же этапе учащиеся высказывают своё отношение к занятию, к тому, что им понравилось, а что было трудным.

На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у обучающихся: загадки, стихи, сказки о шахматах, шахматные миниатюры. Ключевым моментом занятий является деятельность самих обучающихся, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, системы стимулирования и другие. Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения, занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.

Основой организации работы с детьми по данной программе является система дидактических принципов:

- принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;

- принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

- принцип вариативности - у обучающихся формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

- принцип творчества - процесс обучения ориентирован на приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития.

Это позволяет рассчитывать на проявление у обучающихся устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.


Список литературы для педагога

Основная литература:

1. Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий. - М.: ООО "Дайв", 2015. - 256 с.

2. Барский В.Л. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников в 2 кн. Кн.1. - М.: ООО "Дайв", 2014. - 96 с.

3. Сухин И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014.

Дополнительная литература:

1. Журавлёв Н.И. Шаг за шагом. М: Физкультура и спорт, 1986. - 288с.

2. Губницкий С.Б., Хануков М.Г., Шедей С.А. Полный курс шахмат для

новичков и не очень опытных игроков. - М.: ООО "Издательство АСТ"; Харьков: "Фолио", 2002. - 538 с.

3. Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по обучению игре в шахматы обучающихся старшего дошкольного и

младшего школьного возраста. Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин

В.В., Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы"

района Талнах, 2010. - 57с.

Список литературы для обучающихся

1. Дорофеева А. Хочу учиться шахматам - М.: Russian Chess House,

2015.

2. Журавлев Н.И. Шаг за шагом – М.: ФиС, 2012.

3. Зак В.Г. Пути совершенствования – М.: ФиС, 2014.

4. Карпов А. Учитесь шахматам – М.: ЭГМОНТ Россия ЛТД, 2013.

5. Кентлер А. Шахматный букварь-раскраска.- М.: ФСРМПНТС, 2014.

6. Костенюк А. Как научить шахматам – М.: Russian Chess House,

2015.

7. Костров В.В. какую силу я играю? Гамбиты – СПб.: «Литера», 2011.

8. Костров В.В. какую силу я играю? Открытые дебюты – СПб.: «Литера», 2011.

9. Костров В.В какую силу я играю? Полуоткрытые дебюты – СПб.:

«Литера», 2011.

10. Хенкин В.Л. Последний шах: антология матовых комбинаций – М.:

ФиС, 2010.

Список литературы для родителей

1. Костров В.В какую силу я играю? Гамбиты – СПб: «Литера», 2011.

2. Костров В.В какую силу я играю? Открытые дебюты – СПб.: «Литера», 2011.

3. Костров В.В какую силу я играю? Полуоткрытые дебюты – СПб.:

«Литера», 2011.

4. Костьев А.Н. Учителю о шахматах – М.: «Просвещение», 2013.

5. Нейштадт Я. По следам дебютных катастроф – М.: ФиС, 2013.

6. Нимцович А. Моя система – М.: ФиС, 2010.

7. Панов В. Курс дебютов – М.: ФиС, 2016.

8. Пожарский В.А. Шахматный учебник – М.: изд. МЭИ, 2016.

9. Попова М. 30 уроков шахматной тактики / М.Попова,

В.Манаенков. – Тула: 2012.

10. Сухин И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране –

Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

общеобразовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности "Акробатика для всех"

Программа дополниетельного образования для занятий в танцевально-акробатической студии "Грация"...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные  нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-оздоровительной направленности

В настоящее время перед ДОУ  стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений.За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается.У большинст...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования, реализующим дополнительные общеобразовательные программы физкультурно-спортивной направленности

В данных рекомендациях представлены материалы выступления инструктора-методиста на педагогическом Совете ГБОУ средней школы №21 им. Э.П. Шаффе и адресованы они молодым педагогам, начинающим работать п...

Модульная дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности "Королевство шахмат"

Актуальность программы в том, что шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и эффективное средство их умственного развития, формирование внутреннего плана действ...

Рабочая программа по реализации дополнительной общеобразовательной программы физкультурно-оздоровительной направленности «Медвежонок Здоровей-ка» по обучению детей 5-7 лет

Рабочая программа по реализации дополнительной общеобразовательной программы физкультурно-оздоровительной направленности «Медвежонок Здоровей-ка» по обучению детей 5-7 летРабочая программа...