Главные вкладки
Дополнительное образование
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Подвижные игры".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma_po_podvizhnym_igram.docx | 36.74 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж»
(ГБПОУ РО «ВПК»)
Принята на заседании педагогического совета от «___»______________20___г. Протокол №____ | Утверждаю: Директор Дидух О. В._________________ «___»_________________20___г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно – оздоровительной направленности
«Подвижные игры»
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель: Кудинова Екатерина Ивановна,
педагог дополнительного образования в области
физкультурно – оздоровительной деятельности
г. Волгодонск
2024 г
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Подвижные игры» имеет физкультурно - оздоровительную направленность. Рассматривается как одна из ступеней к формированию здорового образа жизни и неотъемлемая часть всей образовательно-воспитательной деятельности в школе. Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников.
Отличительная особенность программы в сравнении с близкими по тематике программами заключается в широком применении игровых технологий при воспитании разносторонне развитой личности. Немаловажно, что в содержании программы учтены социокультурные потребности детей, сотрудничество с родителями, контроль и самоконтроль здоровья обучающихся, личный опыт педагога, использованы методические и авторские материалы в разработке отдельных разделов программы. Комплексы предложенных общеразвивающих упражнений согласуются с базовыми видами спорта: гимнастика и легкая атлетика, основы баскетбола и волейбола.
Новизна программы заключается в использовании игровых технологий, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебно-воспитательного процесса.
Актуальность
Подвижные игры являются важнейшим средством развития физической активности младших школьников, одним из самых любимых и полезных занятий детей данного возраста. Они включают в себя разнообразные упражнения, требующие проявления внимания, сообразительности, ловкости, быстроты, силы, выносливости. Играя, дети учатся проявлять инициативу, быстро ориентироваться в конкретной обстановке и принимать оптимальное решение, происходит формирование эмоционального мира. Поэтому программа представляет собой большую ценность в учебной и воспитательной деятельности с детьми, что является весьма актуальным на сегодняшний день. Они помогут восполнить недостаток движения, а также в конкретной обстановке и принимать оптимальное решение. При этом у них формируются такие качества как целеустремлённость, настойчивость др. В процессе игры помогают предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время учебы. Игры помогают бороться с монотонностью, возникающей в учебном процессе. Сложные и разнообразные движения игровой деятельности вовлекают в работу все мышечные группы, способствуя развитию опорно-двигательного аппарата, нормальному росту, укреплению различных функций и систем организма. Они включают в себя разнообразные упражнения, требующие проявления внимания, сообразительности, ловкости, быстроты, силы, выносливости. Играя, дети учатся проявлять инициативу, быстро ориентироваться в конкретной обстановке и принимать оптимальное решение. Подвижные игры развивают у учеников ловкость, внимание и воображение. При этом у них формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость и др. Игры учат сплоченности, взаимовыручке. В игровую деятельность, как правило, включено большое количество играющих, что включает в себя постоянное общение со сверстниками, а значит, создает благоприятные условия для успешной социальной адаптации формирующейся личности в будущем.
Актуальность программы также определяется нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1008 от 29.08.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3. «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 4 июля 2014 г. № 41).
4. «Концепция развития дополнительного образования детей» до 2030 (утв. распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года № 678-р) [3].
5. Целевые показатели по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Ростовской области от 28.07.2022 г.
6. План работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Ростовской области от 22.07.2022 г.
7. Устав ГБПОУ РО «Волгодонский педагогический колледж».
Цель данной программы - приобщение к культуре здорового образа жизни, посредством освоения учащимися подвижных спортивных игр и способствуя формированию устойчивой мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
Задачи программы:
Обучающие:
- сформировать гигиенические навыки, навыки здорового образа жизни, а также навыки соревновательной деятельности;
- обучить разнообразным правилам подвижных игр и других физических упражнений игровой направленности.
- освоить теоретические знания по физической культуре, гигиене физического воспитания, технике безопасности;
Развивающие:
- развить физические и личностные качества детей, двигательные умения и навыки;
- познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
- развить функциональные системы организма ребёнка;
- развить потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, укрепления здоровья;
- повысить физическую и умственную работоспособность школьника.
Воспитательные:
- воспитать взаимоуважение, коллективизм, целеустремленность, ответственность, взаимовыручку, самостоятельность и умение планировать свою деятельность;
- воспитать дисциплинированность, доброжелательность по отношению друг к другу, честность;
- воспитать культуру общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Подвижные игры» рассчитана для детей от 7 до 10 лет.
Сроки реализации:
Год обучения | Возраст детей | Продолжительность занятий | Режим занятий | Наполняемость учебной группы |
1 | 7-10 | 45 минут | 2 раза в неделю по 2 часа | 25 детей |
Планируемые результаты реализации программы:
Предметные результаты:
- основы правил техники безопасности при занятиях физическими упражнениями;
- правила проведения простейших игр, эстафет;
- основы ЗОЖ;
- правила поведения во время игр;
- выполнять упражнения в игровой ситуации (равновесие, силовые упражнения, гибкость);
- проявить смекалку и находчивость, быстроту и координацию;
- владеть мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным инвентарем;
- организовывать и проводить самостоятельные формы занятий;
Личностные результаты:
- проявлять доброжелательность и уважение к соперникам и игрокам своей команды в процессе игровой деятельности;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликты и находить выходы из сорных ситуаций;
- проявлять находчивость в решении игровых задач, возникающих в процессе подвижных игр;
- уметь слушать и вступать в диалог;
Метапредметные результаты:
- применять игровые навыки в жизненных ситуациях;
- формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Форма организации обучающихся на занятии: групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, в парах, подгрупповая. Формами организации занятий являются: практические, комбинированные и соревновательные.
Вид контроля | Форма контроля |
Вводный контроль (первичная диагностика) в начале учебного года (сентябрь). | собеседование, наблюдение, сдача нормативов. |
Текущий контроль (промежуточная аттестация) в процессе проведения каждого учебного занятия | закрепление теоретического материала по изученной теме. |
Промежуточный контроль в ноябре – декабре. | участие в спортивных праздниках, соревнованиях. |
Итоговый контроль (аттестация) в конце учебного года. | участие в соревнованиях. |
Прогнозируемые результаты по итогам обучения
Умения:
- передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в различных условиях;
- выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости);
- осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Знания:
- обучающиеся должны хорошо владеть основными движениями (легкими, красивыми, уверенными);
- быстро ориентироваться в пространстве, проявлять выдержку, смелость, находчивость (изменение правил игры, придумывание новых игр), творчески решать двигательные задачи.
- правила и последовательность выполнения упражнений, простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки;
Учебно-тематическое планирование
№ | Раздел, тема | Общее кол-во часов | Теоретических | Практических |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 2 | - |
2 | Игры для развития меткости при метании в цель. | 8 | 1 | 7 |
3 | Игры для обучения и закрепления в бросании и ловли мяча. | 10 | 2 | 8 |
4 | Игры для закрепления техники прыжков. | 9 | 2 | 7 |
5 | Игры для развития быстроты и координации движений. | 12 | 2 | 10 |
6 | Игры для совершенствования правильной осанки и навыков равновесия | 8 | 2 | 6 |
7 | Игры на внимание | 7 | 1 | 6 |
8 | Игры для совершенствования физических качеств | 14 | 2 | 12 |
9 | Подвижные игры с элементами баскетбола: | 21 | 3 | 18 |
9.1. Ведение мяча | 10 | 1 | 9 | |
9.2. Ловля и передача мяча на месте. | 6 | 1 | 5 | |
9.3. Ловля и передача мяча в движении. | 5 | 1 | 4 | |
10 | Подвижные игры с элементами лёгкой атлетики: | 20 | 2 | 18 |
10.1. Игры для развития навыка прыжков | 7 | 1 | 6 | |
10.2. Игры для развития навыка бега | 7 | 1 | 6 | |
10.3. Игры для развития навыка метания | 6 | 1 | 5 | |
11 | Подвижные игры с элементами гимнастики: | 15 | 2 | 13 |
11.1. Игры для развития равновесия | 5 | 1 | 4 | |
11.2. Игры в лазании и перелезании | 5 | 1 | 5 | |
11.3. Игры для правильной осанки | 5 | 1 | 4 | |
12 | Общая физическая подготовка | 20 | 2 | 18 |
12.1. Общая физическая подготовка | 19 | 1 | 18 | |
12.2. Итоговое занятие | 1 | 1 | - | |
Итого: | 146 | 23 | 123 |
Содержание образовательной программы
№ | Раздел | Содержание |
1 | Вводное занятие. | Теория. Правила поведения во время занятий, во время проведения различных подвижных игр. |
2 | Игры для развития меткости при метании в цель. | Теория. Основные правила при метании. Техника метания мяча. Практика. Подготовительные движения: развитие подвижности плечевых суставов, укрепление мышц плечевого пояса и локтевых суставов. Принятия правильного исходного положения для метания. Упражнения для развития ловкости кисти. Игры: «Метко в цель», «Попади в обруч», «Охотники и утки". |
3 | Игры для обучения и закрепления в бросании и ловли мяча. | Теория. Правила техники безопасности при выполнении бросков и ловли мяча. Основные правила при бросках и ловли мяча. Практика. Ловля и передача мяча. Передачи мяча в парах. Ведение мяча. Упражнение с мячами. Игры: «Школа мяча» ,"Мяч соседу", эстафеты с мячом. |
4 | Игры для закрепления техники прыжков. | Теория. Правила при выполнении прыжков. Правила техники безопасности при выполнении прыжков. Практика. Подготовительные упражнения для развития мышц разгибателей стопы. Маховые движения. Различные прыжки на двух и одной ноге на месте и с продвижением вперед. Техника подпрыгиваний. Упражнения со скакалками. Игры: «Прыгающие воробушки», «Удочка», эстафеты. |
5 | Игры для развития быстроты и координации движений. | Теория. Правила техники безопасности при беге. Техника бега. Основные правила при беге. Практика. Бег трусцой. Бег с последующим ускорением. Бег с высоким подниманием бедра. Бег с высокого старта. Игры: «К своим флажкам», «Пустое место», «Воробьи, вороны», "Вызов номеров" |
6 | Игры для совершенствования правильной осанки и навыков равновесия. | Теория. Что такое осанка. Какое влияние оказывает осанка на организм человека. Значение утренней гимнастики. Практика. Упражнения в равновесии. Упражнения по скамейкам. Упражнения с гимнастическими палками. Танцевальные движения. Шаги аэробики. Игры: «Ходьба по начерченной линии», « Кто лучше!» |
7 | Игры на внимание. | Практика. Развитие внимания и умения поддерживать его определенное время. Умение выполнить заданное упражнение. Игры: «Класс, смирно», «Запрещенное движение», «Летает, не летает» |
8 | Игры для совершенствования физических качеств. | Теория. Правила безопасности при выполнении упражнений. Практика. Развитие физических качеств. Проведение полосы препятствий. |
9 | Подвижные игры с элементами баскетбола. | 9.1. Ведение мяча: Теория. Правила техники безопасности при занятиях с мячом. История возникновения баскетбола. Практика. Ведение мяча правой левой рукой на месте, в движении по прямой. Ведение мяча с изменением направления. Броски в кольцо. Игры: "Школа мяча", "Охотники и утки", "Мяч в корзину», «Мяч по кругу", эстафета с мячом. 9.2. Ловля и передача мяча на месте: Теория. Правила техники безопасности при занятиях с мячом. История возникновения баскетбола. Практика. Упражнения, направленные на овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча. 9.3. Ловля и передача мяча в движении: Теория. Правила техники безопасности при занятиях с мячом. История возникновения баскетбола. Практика. Упражнения, направленные на овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча. Ловля и передача мяча на месте и в движении. Игры:" Школа мяча", "Охотники и утки", "Мяч в корзину" ,"Мяч по кругу", эстафета с мячом. |
10 | Подвижные игры с элементами лёгкой атлетики. | 10.1. Игры для развития навыка прыжков: Теория. Правила техники безопасности при прыжках. Практика. Подготовительные упражнения для развития мышц разгибателей стопы. Маховые движения. Различные прыжки на двух и одной ноге на месте и с продвижением вперед. Техника подпрыгиваний. Упражнения со скакалками. Игры: «Прыгающие воробушки», «Удочка», эстафеты. 10.2. Игры для развития навыка бега: Теория. Правила техники безопасности при беге. Понятия" старт", "финиш", "спринтерская дистанция," "стайерская дистанция», «эстафета". Практика. Упражнения на закрепление и совершенствование навыков бега. Челночный бег. Бег с ускорением. Бег из различных исходных положений. Техника финиширования. Передача эстафетной палочки. Игры: "Пустое место"," Воробьи - вороны», "Пятнашки", эстафеты с передачей эстафетной палочки. 10.3. Игры для развития навыка метания: Теория. Правила техники безопасности при метании. Практика. Упражнения на закрепление и совершенствование навыков метания. Игры: "Пустое место"," Воробьи-вороны", "Прыгающие воробушки", "Кто дальше бросит", "Метко в цель". |
11 | Подвижные игры с элементами гимнастики. | 11.1. Игры для развития равновесия: Теория. Правила техники безопасности при выполнении гимнастических упражнений. Практика. Упражнения по гимнастической стенке, по скамейкам. Танцевальные движения. Шаги аэробики. Игры: «Ходьба по начерченной линии». «Кто лучше!» 11.2. Игры в лазании и перелезании: Теория. Правила техники безопасности при выполнении гимнастических упражнений. Практика. Упражнения по гимнастической стенке, по скамейкам. Игры: «Кто лучше!», «Кто быстрее». 11.3. Игры для правильной осанки: Теория. Правила техники безопасности при выполнении гимнастических упражнений. Упражнения для формирования правильной осанки. Дозировка физической нагрузки. Практика. Упражнения с гимнастическими палками. Упражнения с гимнастическими ковриками. Танцевальные движения. Шаги аэробики. Перестроения. Игры: "Кто лучше", эстафеты с элементами гимнастики. |
12 | Итоговое занятие. | Теория. Подведение итогов года. |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
Материально-техническое обеспечение
Требования к помещению для учебных занятий: в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 для организации учебного процесса соответствует санитарным нормам. Занятия проводятся в спортивном зале, который имеет твердое покрытие, площадью не менее 100м2.
Требования к оборудованию учебного процесса: оборудование спортивного зала соответствует росту и возрасту обучающихся и обеспечивает выполнение программы «Подвижные игры».
Инвентарь, используемый для проведения занятий:
- мячи резиновые,
- мячи баскетбольные,
- мячи волейбольные,
- скакалки,
- клюшки,
- кубики, кегли,
- гимнастические скамейки,
- гимнастические палки,
- конусы.
Список литературы для педагога
1.Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.
2. Тихомирова Л.Ф. 1. Зимние подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2009.
3. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2007.
4. Подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2007.
5. Дереклеева,Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО 2007 г. - / Мастерская учителя
6. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
7. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.
8. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения/ Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.
9. Смирнов, Н.К. Здоровье сберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
10. Колемаскина Л.В., Акимова Н.М. Игры для динамической паузы. Ж. «Начальная школа», 2012г, №11, с.18.
Интернет-ресурсы:
1.http://www.100let.net/index.htm
Список литературы для родителей и обучающихся
1. Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.
2. «Сценарии праздников для детей. Подвижные игры»– Мир Книги, Москва. 2003.
Интернет- ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Социально – педагогической направленности...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ЮНОСТЬ» - Открытая социально-педагогическая система с развитой инфраструктурой подростковых клубов по месту жительства
Презентация к областному семинару для директоров дополнительного образования....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Дополнительное образование детей в современной системе общего образования.Проблемы дополнительного образования.
В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформальн...