Дополнительное образование
рабочая программа

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Подвижные игры".

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж»

(ГБПОУ РО «ВПК»)

Принята на заседании педагогического совета

от «___»______________20___г.

Протокол №____

Утверждаю:

Директор

Дидух О. В._________________

«___»_________________20___г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно – оздоровительной направленности

«Подвижные игры»

Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год

Автор – составитель: Кудинова Екатерина Ивановна,

педагог дополнительного образования в области

физкультурно – оздоровительной деятельности

г. Волгодонск

2024 г

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Подвижные игры» имеет физкультурно - оздоровительную направленность. Рассматривается как одна из ступеней к формированию здорового образа жизни и неотъемлемая часть всей образовательно-воспитательной деятельности в школе. Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников.

Отличительная особенность программы в сравнении с близкими по тематике программами заключается в широком применении игровых технологий при воспитании разносторонне развитой личности. Немаловажно, что в содержании программы учтены социокультурные потребности детей, сотрудничество с родителями, контроль и самоконтроль здоровья обучающихся, личный опыт педагога, использованы методические и авторские материалы в разработке отдельных разделов программы. Комплексы предложенных общеразвивающих упражнений согласуются с базовыми видами спорта: гимнастика и легкая атлетика, основы баскетбола и волейбола.

Новизна программы заключается в использовании игровых технологий, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебно-воспитательного процесса.

Актуальность

Подвижные игры являются важнейшим средством развития физической активности младших школьников, одним из самых любимых и полезных занятий детей данного возраста. Они включают в себя разнообразные упражнения, требующие проявления внимания, сообразительности, ловкости, быстроты, силы, выносливости. Играя, дети учатся проявлять инициативу, быстро ориентироваться в конкретной обстановке и принимать оптимальное решение, происходит формирование эмоционального мира. Поэтому программа представляет собой большую ценность в учебной и воспитательной деятельности с детьми, что является весьма актуальным на сегодняшний день. Они помогут восполнить недостаток движения, а также в конкретной обстановке и принимать оптимальное решение. При этом у них формируются такие качества как целеустремлённость, настойчивость др. В процессе игры помогают предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время учебы. Игры помогают бороться с монотонностью, возникающей в учебном процессе. Сложные и разнообразные движения игровой деятельности вовлекают в работу все мышечные группы, способствуя развитию опорно-двигательного аппарата, нормальному росту, укреплению различных функций и систем организма. Они включают в себя разнообразные упражнения, требующие проявления внимания, сообразительности, ловкости, быстроты, силы, выносливости. Играя, дети учатся проявлять инициативу, быстро ориентироваться в конкретной обстановке и принимать оптимальное решение. Подвижные игры развивают у учеников ловкость, внимание и воображение. При этом у них формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость и др. Игры учат сплоченности, взаимовыручке. В игровую деятельность, как правило, включено большое количество играющих, что включает в себя постоянное общение со сверстниками, а значит, создает благоприятные условия для успешной социальной адаптации формирующейся личности в будущем.

Актуальность программы также определяется нормативно-правовыми документами:

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1008 от 29.08.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

3. «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 4 июля 2014 г. № 41).

4. «Концепция развития дополнительного образования детей» до 2030 (утв. распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года № 678-р) [3].

5. Целевые показатели по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Ростовской области от 28.07.2022 г.

6. План работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Ростовской области от 22.07.2022 г.

7. Устав ГБПОУ РО «Волгодонский педагогический колледж».

Цель данной программы - приобщение к культуре здорового образа жизни, посредством освоения учащимися подвижных спортивных игр и способствуя формированию устойчивой мотивации к занятиям физической культурой и спортом.

Задачи программы:

Обучающие:

  • сформировать гигиенические навыки, навыки здорового образа жизни, а также навыки соревновательной деятельности;
  • обучить разнообразным правилам подвижных игр и других физических упражнений игровой направленности.
  • освоить теоретические знания по физической культуре, гигиене физического воспитания, технике безопасности;

Развивающие:

  • развить физические и личностные качества детей, двигательные умения и навыки;
  • познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
  • развить функциональные системы организма ребёнка;
  • развить потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, укрепления здоровья;
  • повысить физическую и умственную работоспособность школьника.

Воспитательные:

  • воспитать взаимоуважение, коллективизм, целеустремленность, ответственность, взаимовыручку, самостоятельность и умение планировать свою деятельность;
  • воспитать дисциплинированность, доброжелательность по отношению друг к другу, честность;
  • воспитать культуру общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Подвижные игры» рассчитана для детей от 7 до 10 лет.

Сроки реализации:

Год обучения

Возраст детей

Продолжительность занятий

Режим занятий

Наполняемость учебной группы

1

7-10

45 минут

2 раза в неделю по 2 часа

25 детей

Планируемые результаты реализации программы:

Предметные результаты:

  • основы правил техники безопасности при занятиях физическими упражнениями;
  • правила проведения простейших игр, эстафет;
  • основы ЗОЖ;
  • правила поведения во время игр;
  • выполнять упражнения в игровой ситуации (равновесие, силовые упражнения, гибкость);
  • проявить смекалку и находчивость, быстроту и координацию;
  • владеть мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным инвентарем;
  • организовывать и проводить самостоятельные формы занятий;

Личностные результаты:

  • проявлять доброжелательность и уважение к соперникам и игрокам своей команды в процессе игровой деятельности;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликты и находить выходы из сорных ситуаций;
  • проявлять находчивость в решении игровых задач, возникающих в процессе подвижных игр;
  • уметь слушать и вступать в диалог;

Метапредметные результаты:

  • применять игровые навыки в жизненных ситуациях;
  • формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Форма организации обучающихся на занятии: групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, в парах, подгрупповая. Формами организации занятий являются: практические, комбинированные и соревновательные.


Вид контроля

Форма контроля

Вводный контроль

(первичная диагностика)

в начале учебного года (сентябрь).

собеседование, наблюдение,

сдача нормативов.

Текущий контроль (промежуточная аттестация)

в процессе проведения каждого учебного занятия

закрепление теоретического материала по изученной теме.

Промежуточный контроль

в ноябре – декабре.

участие в спортивных праздниках, соревнованиях.

Итоговый контроль (аттестация) в конце учебного года.

участие в соревнованиях.

Прогнозируемые результаты по итогам обучения

Умения:

  • передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в различных условиях;  
  • выполнять общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости);  
  • осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Знания:

  • обучающиеся должны хорошо владеть основными движениями (легкими, красивыми, уверенными);  
  • быстро ориентироваться в пространстве, проявлять выдержку, смелость, находчивость (изменение правил игры, придумывание новых игр), творчески решать двигательные задачи.
  • правила и последовательность выполнения упражнений, простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки;  

Учебно-тематическое планирование

Раздел, тема

Общее кол-во часов

Теоретических

Практических

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

2

2

-

2

Игры для развития меткости при метании в цель.

8

1

7

3

Игры для обучения и закрепления в бросании и ловли мяча.

10

2

8

4

Игры для закрепления техники прыжков.

9

2

7

5

Игры для развития быстроты и координации движений.

12

2

10

6

Игры для совершенствования правильной осанки и навыков равновесия

8

2

6

7

Игры на внимание

7

1

6

8

Игры для совершенствования физических качеств

14

2

12

9

Подвижные игры с элементами баскетбола:

21

3

18

9.1. Ведение мяча

10

1

9

9.2. Ловля и передача мяча на месте.

6

1

5

9.3. Ловля и передача мяча в движении.

5

1

4

10

Подвижные игры с элементами лёгкой атлетики:

20

2

18

10.1. Игры для развития навыка прыжков

7

1

6

10.2. Игры для развития навыка бега

7

1

6

10.3. Игры для развития навыка метания

6

1

5

11

Подвижные игры с элементами гимнастики:

15

2

13

11.1. Игры для развития равновесия

5

1

4

11.2. Игры в лазании и перелезании

5

1

5

11.3. Игры для правильной осанки

5

1

4

12

Общая физическая подготовка

20

2

18

12.1. Общая физическая подготовка

19

1

18

12.2. Итоговое занятие

1

1

-

Итого:

146

23

123


Содержание образовательной программы

Раздел

Содержание

1

Вводное занятие.

Теория. Правила поведения во время занятий, во время проведения различных подвижных игр.

2

Игры для развития меткости при метании в цель.

Теория. Основные правила при метании. Техника метания мяча.

Практика.

Подготовительные движения: развитие подвижности плечевых суставов, укрепление мышц плечевого пояса и локтевых суставов. Принятия правильного исходного положения для метания. Упражнения для развития ловкости кисти.

Игры: «Метко в цель», «Попади в обруч», «Охотники и утки".

3

Игры для обучения и закрепления в бросании и ловли мяча.

Теория. Правила техники безопасности при выполнении бросков и ловли мяча. Основные правила при бросках и ловли мяча.

Практика. Ловля и передача мяча. Передачи мяча в парах. Ведение мяча. Упражнение с мячами.

Игры: «Школа мяча» ,"Мяч соседу", эстафеты с мячом.

4

Игры для закрепления техники прыжков.

Теория. Правила при выполнении прыжков. Правила техники безопасности при выполнении прыжков.

Практика. Подготовительные упражнения для развития мышц разгибателей стопы. Маховые движения.

Различные прыжки на двух и одной ноге на месте и с продвижением вперед. Техника подпрыгиваний.  Упражнения со скакалками.

Игры: «Прыгающие воробушки», «Удочка», эстафеты.

5

Игры для развития быстроты и координации движений.

Теория. Правила техники безопасности при беге. Техника бега. Основные правила при беге.

Практика. Бег трусцой. Бег с последующим ускорением. Бег с высоким подниманием бедра. Бег с высокого старта.

Игры: «К своим флажкам», «Пустое место», «Воробьи, вороны», "Вызов номеров"

6

Игры для совершенствования правильной осанки и навыков равновесия.

Теория. Что такое осанка. Какое влияние оказывает осанка на организм человека. Значение утренней гимнастики.

Практика. Упражнения в равновесии. Упражнения по скамейкам. Упражнения с гимнастическими палками.

Танцевальные движения. Шаги аэробики.

Игры: «Ходьба по начерченной линии», « Кто лучше!»

7

Игры на внимание.

Практика. Развитие внимания и умения поддерживать его определенное время. Умение выполнить заданное

упражнение.

Игры: «Класс, смирно», «Запрещенное движение», «Летает, не летает»

8

Игры для совершенствования физических качеств.

Теория. Правила безопасности при выполнении упражнений.

Практика. Развитие физических качеств. Проведение полосы препятствий.

9

Подвижные игры с элементами баскетбола.

9.1. Ведение мяча:

Теория. Правила техники безопасности при занятиях с мячом. История возникновения баскетбола.

Практика. Ведение мяча правой левой рукой на месте, в движении по прямой. Ведение мяча с изменением

направления. Броски в кольцо.

Игры: "Школа мяча", "Охотники и утки", "Мяч в корзину», «Мяч по кругу", эстафета с мячом.

9.2. Ловля и передача мяча на месте:

Теория. Правила техники безопасности при занятиях с мячом. История возникновения баскетбола.

Практика. Упражнения, направленные на овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и

ведении мяча.

9.3. Ловля и передача мяча в движении:

Теория. Правила техники безопасности при занятиях с мячом. История возникновения баскетбола.

Практика. Упражнения, направленные на овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и

ведении мяча. Ловля и передача мяча на месте и в движении.

Игры:" Школа мяча", "Охотники и утки",

"Мяч в корзину" ,"Мяч по кругу", эстафета с мячом.

10

Подвижные игры с элементами лёгкой атлетики.

10.1. Игры для развития навыка прыжков:

Теория. Правила техники безопасности при прыжках.

Практика. Подготовительные упражнения для развития мышц разгибателей стопы. Маховые движения. Различные прыжки на двух и одной ноге на месте и с продвижением вперед. Техника подпрыгиваний. Упражнения со скакалками.

Игры: «Прыгающие воробушки», «Удочка», эстафеты.

10.2. Игры для развития навыка бега:

Теория. Правила техники безопасности при беге. Понятия" старт", "финиш", "спринтерская дистанция,"

"стайерская дистанция», «эстафета".

Практика. Упражнения на закрепление и совершенствование навыков бега. Челночный бег. Бег с ускорением. Бег

из различных исходных положений. Техника финиширования. Передача эстафетной палочки.

Игры: "Пустое место"," Воробьи - вороны», "Пятнашки", эстафеты с передачей эстафетной палочки.

10.3. Игры для развития навыка метания:

Теория. Правила техники безопасности при метании.

Практика. Упражнения на закрепление и совершенствование навыков метания.

Игры: "Пустое место"," Воробьи-вороны", "Прыгающие воробушки", "Кто дальше бросит", "Метко в цель".

11

Подвижные игры с элементами гимнастики.

11.1. Игры для развития равновесия:

Теория. Правила техники безопасности при выполнении гимнастических упражнений.

Практика. Упражнения по гимнастической стенке, по скамейкам. Танцевальные движения. Шаги аэробики.

Игры: «Ходьба по начерченной линии». «Кто лучше!»

11.2. Игры в лазании и перелезании:

Теория. Правила техники безопасности при выполнении гимнастических упражнений.

Практика. Упражнения по гимнастической стенке, по скамейкам.

Игры: «Кто лучше!», «Кто быстрее».

11.3. Игры для правильной осанки: 

Теория. Правила техники безопасности при выполнении гимнастических упражнений. Упражнения для формирования правильной осанки. Дозировка физической нагрузки.

Практика. Упражнения с гимнастическими палками. Упражнения с гимнастическими ковриками. Танцевальные движения. Шаги аэробики. Перестроения.

Игры: "Кто лучше", эстафеты с элементами гимнастики.

12

Итоговое занятие.

Теория. Подведение итогов года.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

Материально-техническое обеспечение

Требования к помещению для учебных занятий: в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 для организации учебного процесса соответствует санитарным нормам. Занятия проводятся в спортивном зале, который имеет твердое покрытие, площадью не менее 100м2.

Требования к оборудованию учебного процесса: оборудование спортивного зала соответствует росту и возрасту обучающихся и обеспечивает выполнение программы «Подвижные игры».

Инвентарь, используемый для проведения занятий:

- мячи резиновые,

- мячи баскетбольные,

- мячи волейбольные,

- скакалки,

- клюшки,

- кубики, кегли,

- гимнастические скамейки,

- гимнастические палки,

- конусы.


Список литературы для педагога

1.Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.

2. Тихомирова Л.Ф. 1. Зимние подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2009.

3. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2007.

4. Подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2007.

5. Дереклеева,Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО 2007 г. - / Мастерская учителя

6. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.

7. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.

8. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения/ Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.

9. Смирнов, Н.К. Здоровье сберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.

10. Колемаскина Л.В., Акимова Н.М. Игры для динамической паузы. Ж. «Начальная школа», 2012г, №11, с.18.

Интернет-ресурсы:

1.http://www.100let.net/index.htm 

2.http://www.chudopredki.ru

3.http://detlan.ru

Список литературы для родителей и обучающихся

1. Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.

2. «Сценарии праздников для детей. Подвижные игры»– Мир Книги, Москва. 2003.

Интернет- ресурсы

1.http://igra-naroda.ru

2.http://www.pravilaigr.ru

3.http://azbuka-igr.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Дополнительное образование детей в современной системе общего образования.Проблемы дополнительного образования.

В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформальн...