Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Маленькие академики" (развитие речи и математика)
рабочая программа

Забродина Ольга Васильевна

Программа предназначена для реализации в учреждениях дополнительного образования в целях подготовки детей к обучению в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«МАЛЕНЬКИЕ АКАДЕМИКИ»

(развитие речи, математика)

Направленность: социально-педагогическая

Вид программы: модифицированная

Уровень реализации программы: 1 год обучения –  ознакомительный;

Адресат программы: обучающиеся в возрасте 5 - 7 лет.

Срок реализации программы:  1 год

Общее количество часов: 136 часов.

 

Разработчик: педагог  дополнительного  образования

МКОУ ДО Таловского детско-юношеского

центра имени Титова Ю.Т.

Забродина Ольга Васильевна

Реализацию программы осуществляет:

педагог дополнительного образования

МКОУ ДО Таловского детско-юношеского

центра имени Титова Ю.Т.

Забродина Ольга Васильевна

р.п.Таловая Воронежской области, 2021г.

Пояснительная записка

Актуальность программы Согласно ФЗ «Об образовании в РФ», дополнительные общеразвивающие программы представляют собой разновидность дополнительных общеобразовательных программ (п.1 ч.4 ст.12), и согласуются с содержанием основной образовательной программы, не повторяя её. Учитывая это, разработчик программы «Маленькие академики» консолидировал свои усилия в направлении решения следующих задач в теории и практике дошкольного образования:

-актуальность создания условий для развития дополнительного образования детей и реализации запросов родителей;

-интерес к разработке вариантов дополнительного образования на основе индивидуального, личностно-ориентированного, социокультурного и социально-педагогического подходов;

-своевременность создания моделей психолого-педагогической поддержки детей.

Особенность программы в тесном сотрудничестве с семьями обучающихся. Семья составляет первое окружение человека после рождения, она является первой социальной средой, которая транслирует накопленные обществом культурно-исторические ценности. Кроме того, семья обладает собственными внутренними специфическими характеристиками, которыми и обуславливается незаменимый потенциал семьи. Общение с родителями выполняет в период взросления и становления ребенка важную задачу: родители обеспечивают безопасные условия для самостоятельного активного освоения ребенком мира объектов и социальных отношений. Именно в этом и заключается одно из важнейших преимуществ развивающего потенциала семьи перед другими институтами, имеющими целью развитие личности ребенка.
               Многие родители нуждаются в конкретной помощи. Источником этой помощи может стать сам педагог при условии установления доверительного сотрудничества и взаимодействия. Назрела острая необходимость в соответствующем просвещении родителей, в осуществлении идивидуально-дифференцированного подхода к каждой семье. Наиболее распространенные формы взаимодействия педагога и семьи: родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, открытые занятия для родителей, создание информационных стендов и почтовых ящиков.

Целью программы «Маленькие академики» является развития детей старшего дошкольного возраста посредством организации активной жизнедеятельности детей, обеспечения комфортного самочувствия каждого ребенка в детском сообществе и успешной социализации.

Задачи программы:

-развитие эмоционально-волевой сферы;
-развитие коммуникативных навыков;
-формирование и развитие психических функций и познавательной сферы детей;
-сохранение здоровья дошкольников.
              Реализация данных целей и задач позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Ведь целью
 подготовки детей к школе является не овладение какими-либо конкретными элементами учебной деятельности, а создание предпосылок к школьному обучению.

Программа разработана на основе программ социально-педагогической направленности с учетом имеющегося опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по программе «Буратино», реализующейся в Таловском ДЮЦ с 2001 года.

Структура программы соответствует  нормативно-правовой документации в системе дополнительного  образования:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2, п.9);

2. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

3. СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; СП 3.1/2.4.3598-20 Санитарно-эпидемиологические  требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19);

4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 09-3242 от 18.11.2015г.);

5. Постановление Правительства Воронежской области от 26.12.2018 года №1201 «О введении на территории Воронежской области механизма персонифицированного финансирования в системе дополнительного образования детей».

6. Приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 14 октября 2015 года № 1194 «Об утверждении модельных дополнительных общеразвивающих программ».

Направленность программы: социально-педагогическая (направлена на социальную адаптацию, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики», формирование педагогических навыков).

Основные  формы работы объединения  –  интегрированные  занятия,  в них включены:  беседы,  рассказы  педагога,  чтение  художественной  литературы, практические задания и упражнения; дидактические  игры;  составление  творческих  рассказов, занятия с элементами презентаций, а  также   экскурсии и целевые прогулки.

        Продолжительность обучения

        Программа адресована детям 5-7-летнего возраста (преимущественно неорганизованным, т.е. не посещающим детские дошкольные учреждения, не имеющим медицинские противопоказания), кроме того по данной программе могут обучаться также дети с ОВЗ и дети-инвалиды, имеющие незначительные  нарушения  интеллекта,  задержку  психического  развития, нарушения  зрения,  слуха,  опорно-двигательного  аппарата,  речи, эмоциональные расстройства. Учреждения  дополнительного  образования  являются  наиболее  открытой  и доступной  образовательной  системой  в  плане  педагогической  помощи  детям  с ОВЗ. Максимальная наполняемость группы – 16 человек. Срок обучения – 1 год. Время проведения одного занятия – 25-30 минут, перемена – 10 минут.

В соответствии с концепцией учебного плана, принятой в образовательном учреждении, программа курса рассчитана на 136 часов; периодичность занятий – 2 раза в неделю по 2 учебных часа (продолжительность занятия – 30 минут).

В случае введения чрезвычайного положения, чрезвычайной ситуации или режима повышенной готовности дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа может быть реализована с применением электронных средств и дистанционных образовательных технологий.

При переходе на электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в образовательном процессе возможно изменение расписания занятий и содержания календарно-тематического плана.

Общий учебный план программы «Маленькие академики»

п/п

Наименование модулей

Общее кол-во часов

1

Математика

68

2

Развитие речи

68

Общее количество часов

136

 

Модуль «Математика»

Модуль «Математика»  разработан на основе программ:  Федосовой Н. А. и др. «Преемственность», подготовка к школе (Москва, 2000г.), Колеговой О.И. «Скоро в школу» (Пермь, 2016г., МАДОУ «Эврика», Кустовой О.А. «В стране занимательной математики» (Саянск, 2015г.) и региональной программы «Первые шаги» (составитель – Лемяскина Н.А. под редакцией Савинкова Ю.А., 1998г.),  а также является результатом многолетнего опыта работы в системе дополнительного образования, так как программа реализуется в Таловском ДЮЦ с 2001 года.  

Содержание и методическое обеспечение программы дополнялись и перерабатывались на основе опыта работы авторского коллектива, работавшего по ней, вносившего  свои  предложения  по  дополнению  ее  содержания, что позволяет  использовать ее в настоящее время. Вариативность  Программы  связана  с  конкретными  особенностями детей данной группы. Ее содержание и объем отбирались так, чтобы школа могла опереться на  достаточно  высокий  уровень  познавательного  развития  ребенка,  достигнутый  в процессе  дошкольного  обучения.  

Актуальность модуля программы  

Наибольшую  трудность  в  начальной  школе  испытывают  не  те  дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, проявляют интеллектуальную  пассивность,  отсутствие  желания  и  привычки  думать, узнавать  что-то  новое.  

Неслучайно,  обучению  дошкольников  элементарным  математическим представлениям  в  современном  дошкольном  образовании  отводится  важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет;  повышением  внимания  к  компьютеризации;  обилием  информации, получаемой  ребёнком,  и  в  связи  с  этим:  стремление  родителей,  как  можно раньше  научить  ребёнка  узнавать  цифры,  считать,  решать  задачи. Работа  по формированию у дошкольников элементарных математических представлений –  важнейшая  часть  их  общей  подготовки  к  школе.  Решая  разнообразные математические  задачи,  дети  проявляют  волевые  усилия,  приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ).  

Важную  роль  занятий  математикой  в  умственном  воспитании  детей дошкольного  возраста  отмечали  многие  исследователи  (Н.А.  Арапова-Пискарева, А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, О.М. Дъяченко, Т.И. Ерофеева, Н.А. Козлова, Е.В. Колесникова, Л.П. Петерсон, Т.А. Фалькович, Е.И. Щербакова и др.).  По  их  мнению,  обучение  математике  в  дошкольном  возрасте  является  своевременным,  носит  общеразвивающий  характер,  оказывает  влияние  на развитие  любознательности,  познавательной  активности,  мыслительной деятельности,  формирование  системы  элементарных  знаний  о  предметах  и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.

Опыт  работы  с  дошкольниками  в  области  математического  развития показывает,  что  на  успешность  обучения  влияет  не  только  содержание предлагаемого  материала,  но  также  форма  его  подачи,  которая  способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность.

Педагогическая целесообразность модуля  

Данная  образовательная  программа  педагогически  целесообразна,  т.к. в программе органично аккумулированы разработки в области современных  методик    формирования  у  дошкольников  элементарных математических  представлений  и    практический  опыт  работы  педагогов  с детьми в области   организации познавательной деятельности на занимательном математическом материале. Основная  идея  Программы:  дать  детям  возможность  почувствовать радость  познания,  радость  от  получения  новых  знаний,  иначе  говоря, обеспечить процесс овладения знаниями с радостью, привить вкус к учению.

Цель модуля программы:   развитие познавательных способностей детей, интеллекта, мыслительных процессов.

Основные задачи при реализации данного модуля программы:

-развитие математических представлений о числах и цифрах;

-знакомство с математическими знаками;

-развитие умение решать и составлять арифметические задачи;

-развитие внимания, наблюдательности, логического мышления;

-подготовка руки к графическим диктантам, письму.

Отличительные особенности модуля программы

Программа  представляет  систему  занятий,  организованных  в занимательной  игровой  форме,  что  не  утомляет  ребёнка  и  способствует лучшему запоминанию математических понятий. Специально  подобранные  задания  способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность  ребёнка  и  направляют  его  мыслительную  активность  на  поиск способов  решения  поставленных  задач.  В  ходе  занятий  используются  загадки математического  содержания,  которые  оказывают  неоценимую  помощь  в развитии  самостоятельного  мышления,  умения  доказывать  правильность суждений,  владения  умственными  операциям.  Много  внимания  уделяется самостоятельной  работе  детей  и  активизации  их  словарного  запаса.  Дети должны  не  только  запомнить  и  понять  предложенный  материал,  но и попытаться  объяснить  понятое.  Формируются  важные  качества  личности, необходимые  в  школе:  самостоятельность,  сообразительность,  находчивость, наблюдательность, вырабатывается усидчивость.

 

Учебно-тематический план по модулю «Математика»

п/п

Название темы

Теория

Практика

Кол-во часов

1

Свойства предметов. Сравнение предметов по цвету, форме, длине, высоте, толщине

1

1

2

2

Геометрические фигуры. Виды линий.

1

1

2

3

Сравнение совокупностей. Знакомство со знаками <, =, >

0,5

0,5

1

4

Сложение совокупностей. Знакомство со знаками + и =.

0,5

0,5

1

5

Число 1

0,5

0,5

1

6

Число 2

0,5

0,5

1

7

Число 3

0,5

0,5

1

8

Число 4

0,5

0,5

1

9

Число 5

0,5

0,5

1

10

Вычитание. Знакомство со знаками – и =.

0,5

0,5

1

11

Закрепление пройденного материала.

1

1

2

12

Ориентация в пространстве. Задания на логическое мышление.

1

1

2

14

Число 6

0,5

0,5

1

15

Число 7

0,5

0,5

1

16

Закрепление пройденного материала.

1

1

2

17

Решение задач на нахождение суммы

0,5

0,5

1

18

Число 8

0,5

0,5

1

19

Число 9

0,5

0,5

1

20

Числа 0 и 10

0,5

0,5

1

21

Закрепление пройденного материала. Порядковые числительные.

1

2

3

22

Решение задач на нахождение остатка

0,5

0,5

1

23

Длина, ширина, высота. Определение длины, ширины и высоты предметов с помощью линейки.

1

1

2

24

Температура. Шкала градусника (термометра). Сравнение показаний.

1

1

2

25

Время. Определение времени на часах. Единицы времени.

1

2

3

26

Закрепление пройденного материала на тему «Сравнение». Решение задач на сравнение

1

1

2

27

Вес предметов. Весы. Единицы измерения веса.

1

1

2

28

Решение задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц.

1

1

2

29

Знакомство с числами второго десятка.

1

2

3

30

Решение обратных задач.

1

1

2

31

Повторение материала на тему «Геометрические фигуры». Выполнение заданий на логическое мышление.

1

1

2

32

Часть числа.

1

1

2

33

Знакомство с круглыми числами.

1

2

3

34

Счет монет и бумажных купюр. Игра «Магазин».

0,5

0,5

1

35

Решение задач в два действия.

1

1

2

36

Закрепление умения в решении задач и примеров в пределах первого и второго десятка.

1

1

2

37

Закрепление умения в сравнении чисел в пределах первого и второго десятка.

1

1

2

38

Выполнение заданий на логическое мышление (общие и индивидуальные).

0,5

0,5

1

39

Повторение материала на тему «Ориентация в пространстве». Графические диктанты.

0,5

0,5

1

40

Подготовка к итоговому тестированию.

1

1

2

41

Индивидуальная педагогическая диагностика.

2

2

4

ИТОГО

32

36

68

Содержание модуля «Математика»

п/п

Название темы

Содержание занятий

Кол-во часов

1

Свойства предметов. Сравнение предметов по цвету, форме, длине, высоте, толщине

Изучение цвета, форм, длины, высоты и толщины предметов, сравнение. Работа с наглядностью и учебными картинами.

2

2

Геометрические фигуры. Виды линий.

Изучение плоских (квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция, круг, треугольник, овал) и объемных (куб, пирамида, конус, шар) геометрических фигур, их особенностей (наличие и количество сторон и углов, прямые острые и тупые углы). Линии: прямая, ломаная, луч, отрезок, волнистая, пунктирная.

2

3

Сравнение совокупностей. Знакомство со знаками <, =, >

Сравнение количества различных предметов. Как уравнять совокупности с помощью прибавления или уменьшения  предметов. Сравнение большого количества предметов с помощью составления пар. Знакомство со знаками <, =, >

1

4

Сложение совокупностей. Знакомство со знаками + и =.

Знакомство с понятиями «Сложение, первое слагаемое, второе слагаемое, сумма, пример». Знакомство со знаками + и =. Работа с наглядностью (счетный материал, учебные картины), упражнения в сложении предметов.

1

5

Число 1

Изучение цифр, запись чисел. Ориентация на тетрадном листе. Состав чисел. Упражнение в счете и решении простейших задач. Разучивание стихотворения Маршака «Веселый счет»

1

6

Число 2

1

7

Число 3

Изучение цифр, запись чисел. Ориентация на тетрадном листе. Состав чисел. Упражнение в счете и решении простейших задач. Разучивание стихотворения Маршака «Веселый счет». Повторение материала на тему «Геометрические фигуры».

1

8

Число 4

1

9

Число 5

Изучение цифр, запись чисел. Ориентация на тетрадном листе. Состав чисел. Упражнение в счете и решении простейших задач. Разучивание стихотворения Маршака «Веселый счет». Повторение материала на тему «Сложение»

1

10

Вычитание. Знакомство со знаками – и =.

Знакомство с понятиями «Уменьшаемое, вычитаемое, разность». Работа с наглядностью (счетный материал, учебные картины), упражнения в сложении предметов. Знакомство со знаками – и =.

1

11

Закрепление пройденного материала.

Решение примеров на сложение и вычитание, заданий на сравнение. Повторение материала на тему «Геометрические фигуры, виды линий»

2

12

Ориентация в пространстве. Задания на логическое мышление.

Знакомство с понятиями «Слева, справа, вверх, вниз, внутри, снаружи». Обучение выполнению графического диктанта.

2

14

Число 6

Изучение цифр, запись чисел. Ориентация на тетрадном листе. Состав чисел. Упражнение в счете и решении простейших задач. Разучивание стихотворения Маршака «Веселый счет». Работа по числовой прямой (назвать число слева, справа, назвать число между…, назвать число больше на 1 , меньше на 1, самое маленькое число, самое большое число)

1

15

Число 7

1

16

Закрепление пройденного материала.

Решение примеров на сложение и вычитание, заданий на сравнение. Работа по числовой прямой (назвать число слева, справа, назвать число между…, назвать число больше на 1 , меньше на 1, самое маленькое число, самое большое число). Графический диктант.

2

17

Решение задач на нахождение суммы

Составление и решение задач на нахождение суммы. Последовательность действий. Запись задач. Знакомство с понятиями «Условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ задачи, фигурная скобка, знаком «?»

1

18

Число 8

Изучение цифр, запись чисел. Ориентация на тетрадном листе. Состав чисел. Упражнение в счете и решении простейших задач. Разучивание стихотворения Маршака «Веселый счет». Закрепление материала на тему «Решение задач на нахождение суммы». Работа по числовой прямой. Выполнение заданий на логическое мышление.

1

19

Число 9

1

20

Числа 0 и 10

1

21

Закрепление пройденного материала. Порядковые числительные.

Изучение порядковых числительных (первый, второй…) Закрепление материала на тему «Решение задач на нахождение суммы». Работа по числовой прямой. Выполнение заданий на логическое мышление.

3

22

Решение задач на нахождение остатка

Составление и решение задач на нахождение остатка. Последовательность действий. Запись задач. Повторение понятий «Условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ задачи, фигурная скобка, знаком «?»

1

23

Длина, ширина, высота. Определение длины, ширины и высоты предметов с помощью линейки.

Знакомство с понятиями «Измерительный прибор, линейка, длина, ширина, высота, шкала, сантиметр, миллиметр» Практические задания по измерению длины, ширины и высоты предметов с помощью линейки. Повторение материала на тему «Сравнение»

2

24

Температура. Шкала градусника (термометра). Сравнение показаний.

Знакомство с понятиями «Измерительный прибор, градусник, термометр, температура». Повторение материала на тему «Сравнение», особенности сравнения значения температур.

2

25

Время. Определение времени на часах. Единицы времени.

Изучение циферблата, упражнение в ориентировке по часам (что показывают стрелки). Знакомство с единицами времени (Век, год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда).

3

26

Закрепление пройденного материала на тему «Сравнение». Решение задач на сравнение

Повторение материала на тему «Сравнение». Составление и решение задач на сравнение. Последовательность действий. Запись задач. Повторение понятий «Условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ задачи»

2

27

Вес предметов. Весы. Единицы измерения веса.

Знакомство с понятиями «Вес предметов, весы как измерительный прибор, единицы измерения веса (грамм, килограмм, центнер, тонна)». Повторение материала на тему «Сравнение».

2

28

Решение задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц.

Составление и решение задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц. Последовательность действий. Запись задач. Повторение понятий «Условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ задачи»

2

29

Знакомство с числами второго десятка.

Название и состав чисел второго десятка, счет. Решение примеров и задач с числами второго десятка. Сравнение чисел второго десятка.

3

30

Решение обратных задач.

Составление и решение обратных задач. Их особенности. Последовательность действий. Запись задач. Повторение понятий «Условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ задачи»

2

31

Повторение материала на тему «Геометрические фигуры». Выполнение заданий на логическое мышление.

Повторение плоских (квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция, круг, треугольник, овал) и объемных (куб, пирамида, конус, шар) геометрических фигур, их особенностей (наличие и количество сторон и углов, прямые острые и тупые углы). Графический диктант.

2

32

Часть числа.

Что обозначает дробь. Значение числителя и знаменателя. Деление геометрических фигур на равные части. Сравнение дробных чисел. Решение примеров с дробными числами.

2

33

Знакомство с круглыми числами.

Название и состав круглых чисел. Решение примеров и задач с круглыми числами. Сравнение круглых чисел.

3

34

Счет монет и бумажных купюр. Игра «Магазин».

Знакомство с понятием «Деньги». Монеты и бумажные купюры. Счет денег. Игра «Магазин».

1

35

Решение задач в два действия.

Решение задач в два действия. Их особенности. Последовательность действий. Запись задач. Повторение понятий «Условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ задачи»

2

36

Закрепление умения в решении задач и примеров в пределах первого и второго десятка.

Закрепление пройденного материала по изученным темам. Выполнение индивидуальных и фронтальных практических заданий.

2

37

Закрепление умения в сравнении чисел в пределах первого и второго десятка.

2

38

Выполнение заданий на логическое мышление (общие и индивидуальные).

1

39

Повторение материала на тему «Ориентация в пространстве». Графические диктанты.

1

40

Подготовка к итоговому тестированию.

2

41

Индивидуальная педагогическая диагностика.

Индивидуальная педагогическая диагностика в форме выполнения тестовых заданий на развитие логического мышления, математических способностей.

4

ИТОГО

68

Прогнозируемые результаты по модулю «Математика»

На конец учебного года дети должны уметь:

  1. Объединять группы предметов по общему признаку, находить части целого множества и целое по известным частям;
  2. Считать до 20 и дальше (количественный и порядковый счет до 20);
  3. Называть числа в прямом и обратном порядке до 10;
  4. Соотносить цифру и количество предметов;
  5. Составлять и решать задачу на сложение и вычитание;
  6. Пользоваться цифрами и математическими знаками;
  7. Различать величины: длину, ширину, высоту, объем, массу;
  8. Измерять длину предметов;
  9. Делить предметы на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть;
  10. Различать, называть: отрезок, прямая, луч, круг, овал, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция, шар, куб, конус, цилиндр;
  11. Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);
  12. Определять временные отношения;

На конец года дети должны знать:

  1. Состав чисел первого десятка;
  2. Предшествующее число, последующее число, соседей числа, предпоследнее число, последнее число;
  3. Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним;
  4. Название текущего месяца года, последовательность всех дней недели, времен года.

Модуль «Развитие речи»

Программа «Маленькие академики», модуль «Развитие речи»  разработана на основе программ:  Федосовой Н. А. и др. «Преемственность», подготовка к школе (Москва, 2000г.), Колесниковой Е.В. «Буковка» (Москва, 2015г.),  региональной программы «Первые шаги» (составитель – Лемяскина Н.А. под редакцией Савинкова Ю.А., 1998г.),  а также является результатом многолетнего опыта работы в системе дополнительного образования. Ее содержание и объем отбирались так, чтобы школа могла опереться на  достаточно  высокий  уровень  речевого  развития  ребенка,  достигнутый  в процессе  дошкольного  обучения.  

Содержание  Программы  представляет  одно  из  направлений  образования  в  области  «Речевое  развитие»,  включающее  не  только  решение речевых  задач,  но  и  формирование  любознательности,  познавательной мотивации, предпосылок к учебной деятельности.

Методика реализации Программы способствует развитию у детей аналитико-синтетической  активности  как  предпосылки  обучения  грамоты. Как  итог, достижение  ребенком  необходимого  уровня  в  области  «Речевое  развитие» для  успешного  освоения  им  программы  начального  общего  образования  на основе  индивидуального  подхода  и  использования  специфических  видов деятельности для детей дошкольного возраста.

В  основе  концептуальной  идеи  лежит:

-  теория  А.  В.  Запорожца  о самоценности  дошкольного  периода  развития:  основной  путь  развития ребенка  —  это  путь  обогащения,  наполнения  наиболее  значимыми  для дошкольника формами и способами деятельности, — путь амплификации.

-  исследования отечественной науки о закономерностях речевого развития ребенка  в  дошкольном  возрасте  (Д.  Б.  Эльконин,  ф.  А.  Сохин,  М. М.Алексеева,  В.  И.  Яшина,  О.  С.  Ушакова,  Л.  Е.  Журова  и  др.),  которые предполагают  пути  освоения  ребенком  языка  в  единстве  сознания  и

деятельности;

-  положения,  разработанные  Л.  С.  Выготским,  П.  Я.  Гальпериным,  А. Н.Леонтьевым о деятельностном подходе в обучении;

-  психолого-педагогические исследования Н. Н. Поддьякова, В. В. Давыдова, Л.  В.  Занкова,  Л.  А.  Венгера,  которые  научно  обосновали  и  доказали,  что умственные  возможности  детей  в  процессе  обучения  родному  языку значительно больше, чем считалось ранее.

Содержание  Программы  реализуется  в  различных  видах  деятельности

-  игре,  общении,  занятиях  как  сквозных  механизмах  развития  ребенка.

Организационные  формы  совместной  деятельности  могут  быть различны:

-занятия  по  формированию  аналитико-синтетической  активности;

-режимные моменты (дежурство, игра, наблюдения и т. д.), во время которых используются знания, полученные на занятиях);

-самостоятельная  деятельность  детей,  для  которой  взрослые  создают необходимые условия, сопровождают ее, поддерживают и направляют.

Актуальность и педагогическая целесообразность модуля программы: анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей,  имеющих  отклонения  в  речевом  развитии,  неуклонно  растет.  Среди них  значительную  часть  составляют  дети  4-7-летнего  возраста,  не овладевшие  в  нормативные  сроки  звуковой  стороной  языка.  Имея полноценный  слух  и  интеллект,  они,  как  правило,  не  готовы  к  усвоению школьной  программы  из-за  недостаточного  развития  фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина  – недостатки в  развитии  процессов  звукобуквенного  анализа  и  синтеза.  Известно,  что звукобуквенный  анализ  базируется  на  чётких,  устойчивых  и  достаточно дифференцированных  представлениях  о  звуковом  составе  слова.  Процесс овладения  звуковым  составом  слова,  в  свою  очередь,  тесно  связан  с формированием  слухоречедвигательного  взаимодействия,  которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на  слух.  Недостатки  произношения  являются  часто  индикатором недостаточной  готовности  к  усвоению  звукобуквенного  анализа. Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте.

Цель модуля программы: введение  ребенка  в  мир  слов,  звуков, формирование  теоретического мышления,  интереса  и  способности  к чтению.

Задачи модуля программы:

-развитие потребности активно мыслить;

-создание условий для  развития  психических  процессов  (внимания,  памяти, мышления);

-формирование  первоначальных  лингвистических  представлений  о слове, звуке, предложении;

-формирование предпосылок учебной деятельности;

-формирование инициативности, самостоятельности;

-развитие  умения  применять  полученные  знания  в  разных  видах деятельности (игре, общении и т. д.);

-формирование и развитие приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование);

-формирование  простейших  графических  умений  и  навыков,  развитие мелкой моторики с целью подготовки руки ребенка к письму;

-обеспечение  повышения  компетентности родителей  в вопросах речевого развития ребенка.

Форма проведения занятий: работа  проводится  фронтально  со  всей  группой  с  использованием игровых  технологий.  Форма  деятельности:  совместная  деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей. Комплексно-игровой метод организации фронтальных занятий дает возможность  добиться  положительного  результата  в  работе  с  детьми. Дети,  играя,  постигают  понятие  «звук»,  «буква»,  «слог»,  «слово»,  «предложение», закрепляют правильное произношение звуков в пословицах и поговорках.

1.Артикуляционная / речевая гимнастика

2.Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение

3.Новый материал:

-звуковой анализ: артикуляция и качественная характеристика каждого звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков,

-буква: её образ и графическое написание, составление и чтение слогов с данной буквой, чтение, составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения.

4.Дидактические  игры  и  упражнения,  направленные  на  освоение и закрепление  нового материала,  активизацию  словаря  и  разнообразных  грамматических  форм языка.

5.Подведение  итогов  занятия:  что  нового  узнали,  научились  делать, самоконтроль и самооценка.

Учебно-тематический план по модулю «Развитие речи»

п/п

Название темы

Теория

Практика

Общее кол-во часов

1

Вводное занятие: знакомство с понятиями «речь – предложение - слово»

0,5

0,5

1

2

Введение понятий «слог, звук», деление слов на слоги и звуки. Гласные и согласные звуки. Звуковые схемы слов.

0,5

0,5

1

3

Звук и буква: отличие. Буквы: печатные, прописные, заглавные, строчные.

0,5

0,5

1

4

Звук  а  и буквы Аа. Звук  у  и буквы Уу.

Что такое ударение. Обозначение ударения.

0,5

0,5

1

5

Звуки  м, м  и буквы Мм. Звуки  с, с  и буквы Сс.

Твердые и мягкие согласные. Звуковые схемы слов.

0,5

0,5

1

6

Закрепление пройденного материала. Звуковой анализ слов. Составление словосочетаний и предложений.

1

1

2

7

Звук  о  и буква Оо. Звук  ы  и  буква  ы.

Единственное и множественное число.

0,5

0,5

1

8

Звуки  р, р и  буквы Рр. Звук  ш  и буквы Шш.

Звонкие и глухие согласные.

0,5

0,5

1

9

Звуки  х, х  и буквы Хх. Заучивание стихотворения наизусть с опорой на зрительный образ.

0,5

0,5

1

10

Звуки  л, л    и  буквы Лл. Звуки  н, н  и буквы Нн.

0,5

0,5

1

11

Закрепление пройденного материала. Задания на развитие речи: составление описательного рассказа с целью описания внешнего вида человека, словосочетаний на тему «Одежда».

1

1

2

12

Звуки  з, з  и буквы З з.

Закрепление пройденного материала. Заучивание стихотворения наизусть с опорой на зрительный образ.

0,5

0,5

1

14

Звуки  к,  к  и буквы Кк. Схема предложения. Составление предложения по данной схеме.

0,5

0,5

1

15

Звук  и   и   буквы Ии. Звук  й  и буквы  Йй. Отличие букв и звуков. Составление словосочетаний. Синонимы и антонимы. Многозначные слова.

0,5

0,5

1

16

Звуки  т, т  и буквы Тт. Звуки  п, п  и буквы Пп.

0,5

0,5

1

17

Закрепление пройденного материала. Задания на развитие речи: составление словосочетаний и предложений на тему «Транспорт, дорожная безопасность», составление рассказа по картинкам.

1

1

2

18

Звуки  г, г  и буквы Гг. Звуки  в, в и буквы Вв.

0,5

0,5

1

19

Звуки  д, д  и буквы Дд. Звуки  б, б и буквы Бб.

0,5

0,5

1

20

Жанры художественной литературы и их особенности (сказка, рассказ, стихотворение, басня). Введение понятий «Сказочник, писатель, поэт, баснописец». Чтение и анализ литературного произведения (рассказ, сказка).

1

1

2

21

Звук  ж  и буквы Жж.

Дифференциация звуков ж/ш и ж/з. Правило написания «Жи-ши».

0,5

0,5

1

22

Звук  ч  и буквы  Чч. Звук  щ  и буквы Щщ

Дифференциация звуков ч/с, ч/ш, ч/ть. Дифференциация звуков щ/с, щ/ч.

0,5

0,5

1

23

Звук  ц  и буквы Цц. Звуки  ф, ф  и буквы Фф.

Дифференциация звуков ц/ч, ц/с

0,5

0,5

1

24

Ознакомительное занятие по теме «Род слов» (она моя, он мой, оно моё). Дифференциация слов.

0,5

0,5

1

25

«Хитрые» гласные буквы, обозначающие 2 звука и мягкость согласных.

Звуки  йэ  и буквы Ее. Звуки  йа в и буквы Яя.

0,5

0,5

1

26

Звуки  йу  и буквы Юю. Звуки  йо в и буквы Ёё.

«Хитрые» буквы: закрепление понятия

0,5

0,5

1

27

Буква ь. Чтение и запись слов с мягким знаком, особенности звукового анализа. Повторение темы «Род слов»

0,5

0,5

1

28

Повторение пройденного материала по теме «Жанры художественной литературы». Чтение и анализ литературного произведения (стихотворение). Заучивание стихотворения наизусть с опорой на зрительный образ.

0,5

0,5

1

29

Звук  э  и буквы Ээ.

Запись слов под диктовку.

0,5

0,5

1

30

Слова-родственники. Корень слова.

1

1

2

31

Буква ъ. Чтение и запись слов с твердым знаком, особенности звукового анализа. Повторение материала на тему «Слова-родственники. Корень слова.»

0,5

0,5

1

32

Закрепление пройденного материала. Задания на развитие речи: составление словосочетаний и предложений на тему «Дикие и домашние животные», составление рассказа по серии картин, составление описательного рассказа на тему «Мой домашний питомец».

1

1

2

33

Закрепление пройденного материала. Задания на развитие речи: составление словосочетаний и предложений на тему «Этикет»,  речевые формулы, составление рассказа по серии картин.

1

1

2

34

Обобщение и закрепление пройденного материала.

Алфавит. Заучивание стихотворения наизусть.

1

1

2

35

Жанры художественной литературы и их особенности (пословицы, поговорки, загадки).

1

1

2

36

Закрепление пройденного материала. Задания на развитие речи: составление словосочетаний и предложений на тему «Профессии», составление рассказа по картинам.

1

1

2

37

Чтение и анализ произведений на тему «Хлеб» М.Пришвина, В.Чаплиной.

1

1

2

38

Задания на развитие речи: составление словосочетаний и предложений на тему «Школа», составление рассказа по картинам.

0,5

0,5

1

39

Заучивание стихотворения наизусть с опорой на зрительный образ, игра на развитие речи «Ступеньки»

0,5

0,5

1

40

Закрепление пройденного материала. Задания на развитие речи: составление описательного рассказа по картинам художников. Введение понятий «портрет, пейзаж, натюрморт».

0,5

0,5

1

41

Закрепление пройденного материала. Задания на развитие речи: составление описательного рассказа на тему «Моя Родина». Введение понятий «столица, город, посёлок, герб, гимн, флаг»

1

2

3

42

Закрепление пройденного материала. Задания на развитие речи: составление описательного рассказа на тему «Моя семья». Чтение анализ сказки Л.Толстого «Отец и сыновья», рассказа В.Осеевой «Сыновья»

1

1

2

43

Закрепление пройденного материала. Задания на развитие речи: составление описательного рассказа на тему «Времена года». Заучивание стихотворения наизусть с опорой на зрительный образ.

1

1

2

44

Знакомство с творчеством детских поэтов и писателей: К.Чуковский, С.Маршак, А.Барто, Н.Носов, И.Токмакова. Заучивание стихотворения наизусть с опорой на зрительный образ.

1

1

2

45

Игры со словами (задания на развитие речи): «Ступеньки», кроссворды, ребусы

1

1

2

46

Обобщение пройденного материала, подготовка к проведению педагогического тестирования

1

1

2

47

Индивидуальное педагогическое тестирование

2

3

5

ИТОГО

33

35

68

Содержание модуля «Развитие речи»

п/п

Название темы

Содержание занятия

Общее кол-во часов

1

Вводное занятие: знакомство с понятиями «речь – предложение - слово»

Знакомство с понятиями «речь, предложение,  слово»; задания на развитие устной речи

1

2

Введение понятий «слог, звук», деление слов на слоги и звуки. Гласные и согласные звуки. Звуковые схемы слов.

Знакомство с понятиями «слог, звук, буква», их отличия; задания на развитие устной речи; обучение звуковому анализу; обучение дифференциации согласных и гласных звуков

1

3

Звук и буква: отличие. Буквы: печатные, прописные, заглавные, строчные.

1

4

Звук  а  и буквы Аа. Звук  у  и буквы Уу. Что такое ударение. Обозначение ударения.

Изучение букв русского алфавита; закрепление звукового анализа слов, понятие ударения (самый длинный гласный звук), постановка ударения (одно в слове)

1

5

Звуки  м, м  и буквы Мм. Звуки  с, с  и буквы Сс. Твердые и мягкие согласные. Звуковые схемы слов.

Закрепление понятий «слог, звук, буква»; задания на развитие устной речи; обучение звуковому анализу; обучение дифференциации твердых и мягких согласных

1

6

Закрепление пройденного материала. Звуковой анализ слов. Составление словосочетаний и предложений.

2

7

Звук  о  и буква Оо. Звук  ы  и  буква  ы. Единственное и множественное число.

Изучение букв русского алфавита; закрепление звукового анализа слов; введение понятий о единственном и множественном числе, задания на дифференциацию слов в единственном и множественном числе

1

8

Звуки  р, р и  буквы Рр. Звук  ш  и буквы Шш. Звонкие и глухие согласные.

Изучение букв русского алфавита; закрепление звукового анализа слов; введение понятий о звонких и глухих согласных; выполнение заданий на развитие устной речи обучающихся путем составления описательных рассказов, долговременной памяти (заучивание стихотворения И.Токмаковой «Опустел скворечник»,  А Барто «Башмак») и мышления (виды одежды с учетом сезонности и предназначения – работа по схеме)

1

9

Звуки  х, х  и буквы Хх. Заучивание стихотворения наизусть с опорой на зрительный образ.

1

10

Звуки  л, л    и  буквы Лл. Звуки  н, н  и буквы Нн.

1

11

Закрепление пройденного материала. Задания на развитие речи: составление описательного рассказа с целью описания внешнего вида человека, словосочетаний на тему «Одежда».

2

12

Звуки  з, з  и буквы З з.

Закрепление пройденного материала. Заучивание стихотворения наизусть с опорой на зрительный образ.

1

14

Звуки  к,  к  и буквы Кк. Схема предложения. Составление предложения по данной схеме.

Изучение букв русского алфавита; закрепление звукового анализа слов; выполнение заданий на развитие устной речи обучающихся на основе составления предложений по картинкам в рамках предложенной схемы, выделение слов в предложении (первое, второе…), счет слов в предложении.

1

15

Звук  и   и   буквы Ии. Звук  й  и буквы  Йй. Отличие букв и звуков. Составление словосочетаний. Синонимы и антонимы. Многозначные слова.

Изучение букв русского алфавита; закрепление звукового анализа слов; знакомство со словами, отвечающими на вопросы «Какой? Какая? Какое? Какие?»;  выполнение заданий на развитие устной речи обучающихся в игровой форме («Слово-перевёртыш» – антоним, «И так – и сяк» - подбор синонимов к слову, «Угадай словечко» - по нескольким определениям слова детям нужно его угадать – омоним)

1

16

Звуки  т, т  и буквы Тт. Звуки  п, п  и буквы Пп.

1

17

Закрепление пройденного материала. Задания на развитие речи: составление словосочетаний и предложений на тему «Транспорт, дорожная безопасность», составление рассказа по картинкам.

Выполнение  заданий на развитие устной речи обучающихся путем составления описательных рассказов и мышления (виды транспорта – работа по учебным картинам), знакомство с правилами дорожной безопасности и правилами поведения на железнодорожном транспорте

2

18

Звуки  г, г  и буквы Гг. Звуки  в, в и буквы Вв.

Изучение букв русского алфавита; закрепление звукового анализа слов; работа над чтением по слогам.

1

19

Звуки  д, д  и буквы Дд. Звуки  б, б и буквы Бб.

1

20

Жанры художественной литературы и их особенности (сказка, рассказ, стихотворение, басня). Введение понятий «Сказочник, писатель, поэт, баснописец». Чтение и анализ литературного произведения (рассказ, сказка).

Выполнение  заданий на развитие устной речи обучающихся: знакомство с основными жанрами художественной литературы. Выявление отличий между сказкой, рассказом, стихотворением и басней. Выявление отличий между сказочником, писателем, поэтом и баснописцем. Чтение и анализ рассказа В.Чаплиной «Крылатый будильник», русской народной сказки «Варежка», басни И.Крылова «Лебедь, рак и щука», С.Есенин «Белая береза».

2

21

Звук  ж  и буквы Жж.

Дифференциация звуков ж/ш и ж/з. Правило написания «Жи-ши».

Изучение букв русского алфавита; закрепление звукового анализа слов; особенности произношения шипящих звуков, работа над произношением, дифференциация звуков (игра «Поймай звук» - педагог называет слова, дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат заданный звук)

1

22

Звук  ч  и буквы  Чч. Звук  щ  и буквы Щщ

Дифференциация звуков ч/с, ч/ш, ч/ть. Дифференциация звуков щ/с, щ/ч.

1

23

Звук  ц  и буквы Цц. Звуки  ф, ф  и буквы Фф.

Дифференциация звуков ц/ч, ц/с

1

24

Ознакомительное занятие по теме «Род слов» (она моя, он мой, оно моё). Дифференциация слов.

задания на дифференциацию слов женского, мужского и среднего рода

1

25

«Хитрые» гласные буквы, обозначающие 2 звука и мягкость согласных.

Звуки  йэ  и буквы Ее. Звуки  йа в и буквы Яя.

Изучение букв русского алфавита; особенности звукового анализа слов с «хитрыми» гласными буквами, обозначающими 2 звука

1

26

Звуки  йу  и буквы Юю. Звуки  йо в и буквы Ёё.

«Хитрые» буквы: закрепление понятия

1

27

Буква ь. Чтение и запись слов с мягким знаком, особенности звукового анализа. Повторение темы «Род слов»

Изучение букв русского алфавита; особенности звукового анализа слов с мягким знаком, не обозначающим звука; особенности чтения слов с мягким знаком

1

28

Повторение пройденного материала по теме «Жанры художественной литературы». Чтение и анализ литературного произведения (стихотворение). Заучивание стихотворения наизусть с опорой на зрительный образ.

Выполнение  заданий на развитие устной речи обучающихся: повторение основных жанров художественной литературы. Чтение и анализ стихотворной сказки К.Чуковского «Федорино горе». Заучивание шуточного стихотворения Э.Успенского «Разгром»

1

29

Звук  э  и буквы Ээ.

Запись слов под диктовку.

Изучение букв русского алфавита; закрепление звукового анализа слов; запись коротких слов под диктовку.

1

30

Слова-родственники. Корень слова.

Введение понятия «Слова-родственники», выявление одинаковых частей в словах путем анализа и сравнения (корней).

Изучение букв русского алфавита; особенности звукового анализа слов с твёрдым знаком, не обозначающим звука; особенности чтения слов с тввёрдым знаком

2

31

Буква ъ. Чтение и запись слов с твердым знаком, особенности звукового анализа. Повторение материала на тему «Слова-родственники. Корень слова.»

1

32

Закрепление пройденного материала. Задания на развитие речи: составление словосочетаний и предложений на тему «Дикие и домашние животные», составление рассказа по серии картин, составление описательного рассказа на тему «Мой домашний питомец».

выполнение заданий на развитие устной речи обучающихся путем составления описательных рассказов на тему «Мой домашний питомец», сотсавление рассказа по серии картин «Как кошка мышку перехитрила», «Тяпа и Топ варят компот», «Мы купили щенка», и мышления (работа по учебным картинам «Дикие животные», «Домашние животные», «Детеныши») Чтение и анализ произведения В.Чаплиной «Мушка»

2

33

Закрепление пройденного материала. Задания на развитие речи: составление словосочетаний и предложений на тему «Этикет»,  речевые формулы, составление рассказа по серии картин.

выполнение заданий на развитие устной речи обучающихся путем фиксации речевых формул на темы «Приветствие», «Знакомство», «Прощание», «Извинение», «Просьба», «Поздравление», «Телефонный разговор»; правила поведения в группе, в школе, за столом (в столовой)

2

34

Обобщение и закрепление пройденного материала.

Алфавит. Заучивание стихотворения наизусть.

Повторение букв русского алфавита; закрепление звукового анализа слов; запись коротких слов под диктовку; индивидуальная работа по развитию навыков чтения.

2

35

Жанры художественной литературы и их особенности (пословицы, поговорки, загадки).

Выполнение  заданий на развитие устной речи обучающихся: повторение основных жанров художественной литературы.  Знакомство с такими жанрами, как пословицы, поговорки, загадки, их особенностями. Чему учат пословицы. Разгадывание загадок.

2

36

Закрепление пройденного материала. Задания на развитие речи: составление словосочетаний и предложений на тему «Профессии», составление рассказа по картинам.

Выполнение  заданий на развитие устной речи обучающихся: знакомство с основными профессиями. Составление предложений по картинкам с изображением людей различных профессий. Составление и запись словосочетаний.

2

37

Чтение и анализ произведений на тему «Хлеб» М.Пришвина, В.Чаплиной.

Выполнение  заданий на развитие устной речи обучающихся: знакомство жанром художественной литературы – рассказ о природе. Чтение и анализ стихотворения С. Погореловского «Вот он хлебушек душистый», рассказа М. Пришвина «Лисичкин хлеб» и белорусской народной сказки «Легкий хлеб»; составление словосочетаний, предложений на тему «Хлеб», отношение к хлебу на Руси

2

38

Задания на развитие речи: составление словосочетаний и предложений на тему «Школа», составление рассказа по картинам.

Выполнение  заданий на развитие устной речи обучающихся: запись «школьных» слов (урок, учитель, перемена, каникулы, учебник…), повторение правил поведения в школе, составление предложений и рассказов по картинкам из жизни школьников

1

39

Заучивание стихотворения наизусть с опорой на зрительный образ, игра на развитие речи «Ступеньки»

Повторение букв русского алфавита; закрепление звукового анализа слов; запись коротких слов под диктовку; индивидуальная работа по развитию навыков чтения.

1

40

Закрепление пройденного материала. Задания на развитие речи: составление описательного рассказа по картинам художников. Введение понятий «портрет, пейзаж, натюрморт».

Выполнение  заданий на развитие устной речи обучающихся: профессия «Художник», материалы и инструменты художника, стихотворение А.Кушнера «Песенка о картинах» (песня на музыку Г.Гладкова). Демонстрация картин, составление описательного рассказа

1

41

Закрепление пройденного материала. Задания на развитие речи: составление описательного рассказа на тему «Моя Родина». Введение понятий «столица, город, посёлок, герб, гимн, флаг»

Выполнение  заданий на развитие устной речи обучающихся: знакомство с понятиями «столица, город, посёлок, герб, гимн, флаг», запись названий городов, рек Воронежской области, названия страны, столицы нашей страны. Изучение карт, символики, прослушивание гимна. Правила поведения гражданина, что такое «гражданский долг»  

3

42

Закрепление пройденного материала. Задания на развитие речи: составление описательного рассказа на тему «Моя семья». Чтение анализ сказки Л.Толстого «Отец и сыновья», рассказа В.Осеевой «Сыновья»

Выполнение  заданий на развитие устной речи обучающихся: чтение и анализ сказки Л.Толстого «Отец и сыновья», рассказа В.Осеевой «Сыновья»; отношения в семье, родственники (названия), семейное древо

2

43

Закрепление пройденного материала. Задания на развитие речи: составление описательного рассказа на тему «Времена года». Заучивание стихотворения наизусть с опорой на зрительный образ.

Выполнение  заданий на развитие устной речи обучающихся: работа по календарю природы, закрепление понятий «времена года, явления природы, месяцы». Составление предложений, отгадывание загадок, труд людей в разное время года. Заучивание стихотворения В.Орлова «Что подарит лето»

2

44

Знакомство с творчеством детских поэтов и писателей: С.Маршак, Н.Носов, Г.Лагздынь. Заучивание стихотворения наизусть с опорой на зрительный образ.

Чтение и анализ произведений детских писателей и поэтов (С.Маршак, Н.Носов, Г.Лагздынь) Заучивание стихотворения «Сидят на пеньке светлячки»

2

45

Игры со словами (задания на развитие речи): «Ступеньки», кроссворды, ребусы

Повторение букв русского алфавита; закрепление звукового анализа слов; запись коротких слов под диктовку; изучение игр со словами, индивидуальная работа по развитию навыков чтения.

2

46

Обобщение пройденного материала, подготовка к проведению педагогического тестирования

2

47

Индивидуальное педагогическое тестирование

Изучение навыков чтения детей на конец учебного года, выполнение заданий по звуковому анализу, ответы на устные вопросы педагога по общему развитию речи ребенка.

5

ИТОГО

68

 

Прогнозируемы результаты модуля «Развитие речи»

Показатели  уровней  развития  речевых  навыков  и  умений  детей  в  области грамоты (по Колесниковой Е. В.):

1.Сформированность  у  ребёнка  представлений  о  речевых  и  неречевых формах общения: умение ориентироваться в содержании этого общения, отвечать на вопросы, выполнять поручения

2. Наличие у ребёнка представления о звуковой стороне речи как реальной действительности:

-о слове, слоге, звуке, ударении (без определения)

-о  качественной  характеристике  звуков  (гласный,  согласный,  твёрдый, мягкий, звонкий, глухой)

-о выразительных средствах речи

3.  Проявление  ребёнком  заинтересованного  отношения  к  звуковой  основе речи, активное участие в игре

4. Овладение ребёнком планирующей и регулирующей функцией речи: способность  комментировать  свои  действия,  анализировать проделанную работу

Характеристика речевого развития детей 5—7 лет

Словарь  ребенка  растет  не  только  количественно,  но  и  качественно  и достигает  2500  слов,  хотя  наблюдаются  индивидуальные  различия.  Речь обогащается  синонимами  (словами,  сходными  по  значению),  антонимами (словами  с  противоположным  значением).  В  ней  появляются  слова,

обозначающие  дифференцированные  качества  и  свойства  (светло-красный, темно-зеленый,  легче,  тяжелее  и  т.  д.),  материалы  и  их  признаки  (дерево - деревянный, стекло — стеклянный и т. д.).

Совершенствуется  грамматическая  система  языка.  Дети  используют  в речи  простые  распространенные  предложения,  сложноподчиненные, сложносочиненные конструкции; разные слова для названий одних и тех же предметов (кошка, кошечка, кисонька и др.). Грамматически  правильно  изменяют  слова,  входящие  в  активный словарь (один медвежонок, много медвежат и т. д.). Они  стремятся  правильно  произносить  слова  в  родительном  падеже множественного  числа  (стульев,  носков,  ключей),  образуют  новые  слова (хлеб  -  хлебница,  сахар  -  сахарница).

Совершенствуют  умение  связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные произведения без  помощи  вопросов  воспитателя.  Могут  передавать  диалог  действующих лиц. Дети активно участвуют в беседе, самостоятельно отвечают на вопросы. Однако встречаются сложности при составлении рассказов из личного опыта, при описании предметов. В этом возрасте развивается фонематическое восприятие: большинство детей  правильно  произносят  все  звуки  родного  языка;  проводят  звуковой  и буквенный  анализ  слов,  устанавливают  последовательность  звуков  в  слове, дифференцируют звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие  и  глухие  согласные.

Выделяют  в  слове  ударный  слог,  ударную гласную,  правильно  используют  соответствующие  термины,  составляют предложения  по  картинкам  из  двух,  трех  слов,  определяют  порядок  слов  в предложении.

В 5-7 лет у детей вырабатывается осознанное отношение к языку, они овладевают  первоначальными  навыками  чтения,  могут  писать  печатными буквами.

Комплекс организационно-педагогических условий

           Календарный учебный график:

- начало учебного года: 15 сентября 2021 года;

- окончание учебного года: 31 мая  2022 года;

- количество учебных недель: 36.

Сроки проведения  итоговых и промежуточных аттестаций

- промежуточная аттестация проходит  - декабрь 2021 года;

- итоговая аттестация проходит в апреле – мае 2022 года.

Формами  подведения  итогов  реализации  данной  программы являются:

-комплексная педагогическая диагностика,

-индивидуальные беседы, консультации в течение года,

-открытые  занятия для  родителей и педагогов.

Аттестация обучающихся проводится в декабре – в форме заполнения шкалы наблюдения за работой обучающихся на занятии (открытые занятия); в мае – индивидуально, в форме опроса и письменных тестовых заданий. Аттестация проводится с целью выявления знаний, умений и навыков, полученных детьми за   учебный год. Перечень вопросов и тестовые задания разработаны на основе методического пособия, разработанного Земцовой О.Н. «Тесты для детей 5-6 лет». (см.Приложение №1)

Методы диагностики критериев готовности ребенка к школьному обучению могут варьироваться, меняться из года в год, что обеспечивает всем детям равные условия.

          Критерии оценки работы детей на занятии:

 Низкий уровень: обучающийся проявляет интерес к обучению. При активном побуждении взрослого может владеть определенными знаниями, умениями и навыками, но пользуется ими еще не достаточно осознанно и самостоятельно.

Средний уровень: обучающий проявляет особый интерес к обучению в течение занятия. Может совместно с педагогом выполнить ту или иную работу.

Высокий уровень: обучающийся обнаруживает постоянный и устойчивый интерес к обучению, пополняет свои знания с помощью родителей, литературы и интернет-ресурсов. Ребенку нравится общаться с педагогом и сверстниками, он испытывает удовольствие и радость от предстоящей работы. Видит и понимает как разнообразные, уже имеющиеся знания, умения и навыки можно применять на практике. Проявляет смекалку в решении определенных задач, оказывает помощь сверстникам. Адекватно оценивает свои способности и возможности.

Кадровое обеспечение. Программу реализует педагог дополнительного образования 1 квалификационной категории (Приказ №1554-А, п/п 633 от 27.12.2017 Департамента образования, науки и молодежной политики ВО, 1 КК по должности «ПДО»), имеющий высшее педагогическое образование (БГПИ, факультет ПиМНО, учитель начальных классов, 2001г.)  и соответствующую курсовую подготовку.

Материально-техническое обеспечение  образовательного процесса

Название пособия

Цель применения

1.Папки раскладушки по темам: «Первый десяток», «Алфавит», «Птицы», «Животные», «Насекомые», «Фрукты и овощи», «Транспорт», «Деревья, кустарники, цветы», «Рыбы», «Времена года».

анализ и синтез

нахождение ответа на вопрос

демонстрация

развитие памяти, внимания, мышления

классификация

2.Папки накопления по теме «Азбука».

запоминание написания букв: печатных и прописных, заглавных и строчных

нахождение звука в слове по картинке

загадки…

3. Картины по развитию речи различной тематики

составление отдельных предложений и рассказов по картинам

придумывание названий для картин

4. Слоги, слияния звуков

составление слов по схемам

звуковой анализ

составление слов по слогам

5. Демонстрационные плакаты по теме «Первый десяток»

соотношение количества предметов и числа

написание чисел

6. «Часы»

изучение временных понятий: день, ночь, утро, вечер, вечер, час, минута

7. Абак

приспособление для удобного демонстрирования счетного материала

8. Приспособления для изучения состава чисел первого десятка

изучение состава чисел

прямой и обратный счет

9. Демонстративные плакаты к занятиям по природоведению на темы: «Времена года», «Животные», «Птицы», «Цветы», «Фрукты и овощи» и др.

изучение природы родного края

демонстрация

проведение нетрадиционных занятий

изучение явлений природы

заучивание названий

10. Плоский и объемный счетный материал

изучение состава чисел

придумывание и решение задач

11. Серии сюжетных картин для детей старшего дошкольного возраста

составление и озаглавливание рассказа по серии картин

12. Картинный словарь

проведение бесед по серии картин

проведение игр по звуковому анализу

13. Серия иллюстраций по теме «Русские народные сказки»

развитие речи: описание сюжета иллюстрации и  сказочных героев отдельно, рассказывание сказок, угадывание сказки по картине

14. Математические таблицы

изучение математических понятий: форма, величина, длина, высота, цвет

изучение геометрических фигур

15. Серии картин  различной тематики на темы «Одежда», «Профессии», «Этикет» и др.

развитие логического мышления

16. Демонстрационные картины по теме «Режим дня»

использование на занятиях по этике и ЗОЖ

17. Игры для развития внимания и памяти «Лото»

изучение названий различных предметов и живых существ

развитие внимания и памяти

18. Папки накопления

накопление материала по  педагогической диагностике

накопление материалов к родительским собраниям

19. Учебный демонстративный материал «Хлопок»

изучение технологии изготовления хлопчатобумажной ткани

20. Сюжетные плакаты

составление задач

изучение порядковых числительных

21. Азбука в карточках

сопоставление букв и слов, в которых они есть

сопоставление букв и звуков

22.Помещения

наличие оборудованного помещения с необходимой предметно-развивающей средой  для теоретических занятий (кабинет дошкольной подготовки)

наличие помещения для воспитательных мероприятий (актовый зал)

наличие помещения для консультативной и индивидуальной работы (кабинет педагога-психолога)

Индивидуальный материал для занятий

  1. тетрадь в клетку – 1 (48 листов),
  2. фломастеры – 2 пачки (6 цветов),
  3. ручки – 2 шт.,
  4. папки для черчения – 2 шт. (10 листов),
  5. салфетки влажные – 4 пачки на 1 группу (в год).

Методическое обеспечение программы. Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, определяет готовность ребенка к занятию. Теоретическая часть занятия включает в себя необходимую информацию о теме и обсуждение материала в ходе открытого диалога педагога и воспитанников. Практическая часть занятия включает в себя различные практические, игровые или творческие задания. В данном возрасте ребенку необходимо активное действие, только в живом процессе он творчески развивается и по-настоящему усваивает, т.е. приобретает личный опыт.

        Важным условием в данной программе является подбор материала по принципу «от простого к сложному», содержание тем и материала к занятиям подбирается в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся  старшего дошкольного возраста, их внутренними и внешними проблемами.

        По дидактическим целям выделяются две группы методов обучения по данной программе: методы, способствующие первичному усвоению учебного материала, и методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний. К первой группе относятся: информационно-развивающие методы (объяснение, беседа, иллюстрация); эвристические методы обучения (эвристическая беседа). Ко второй группе относятся: упражнения (выполнение творческих заданий практического характера, дидактические игры).

Объяснение - словесный метод обучения, заключающийся в истолковании закономерностей, существенных свойств изучаемых объектов, отдельных понятий, фактов или явлений при изучении, как правило, теоретического материала различных наук, при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни. Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми всех возрастных групп.

Беседа - диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют следующие виды бесед: эвристическая беседа (педагог, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов); сообщающая беседа (для сообщения новых знаний); закрепляющая беседа (применяется после изучения нового материала); индивидуальная беседа (вопросы адресуются одному учащемуся); фронтальная беседа (вопросы адресуются учащимся всей группы).

Иллюстрация как метод обучающего взаимодействия применяется в целях создания в сознании учащихся с помощью средств наглядности точного, четкого и ясного образа изучаемого явления. В качестве иллюстрации используются различные предметы: макеты, модели, муляжи; произведения изобразительного искусства, фрагменты фильмов, литературных, музыкальных, научных произведений; символические пособия типа карт, схем, графиков, диаграмм. Большое значение в данной программе уделяется наглядности (рассматривание и обсуждение репродукций, картин) и ТСО (просмотр мультфильмов и фильмов обучающего характера с целью дальнейшего обсуждения, подбор слайдов – создание презентаций на компьютере). Это обусловлено также возрастными особенностями учащихся.

Практический метод отличается тем, что в деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний к решению практических задач. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Функция этого метода - углубление знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности.

Дидактические игры - это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Назначение данного метода — стимулировать познавательный процесс.

Среди методов, направленных на стимулирование творческой деятельности, можно выделить методы, воздействующие на нее извне – путем создания на занятиях обстановки, располагающей к творчеству: подбор увлекательных творческих заданий, посильных ребенку, создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательное и бережное отношение к детскому творчеству, индивидуальный подход и т.д.

Литература для педагога

  1. Академия дошкольных наук: Организация образовательной деятельности с детьми раннего  и дошкольного возраста / Под ред.  Н.В.Микляевой. – М.: АРКТИ, 2018 – 80с.
  2. Абрамова Г. С. Возрастная психология. — Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — С. 624.
  3. Бугрименко Е. А., Венгер А. Л. и др. Готовность детей к школе. — М., 1992. — С. 127.
  4. Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? — М.: Ювента, 2005
  5. Выготский Л. С. Детская психология: Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. — М.: Педагогика, 1984. — С. 243—387
  6. Выготский Л. С. Лекции по психологии: Собрание сочинений в 6 томах. Т. 2. — М.: Педагогика, 1984. — С. 362—465
  7. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — СПб.: Союз, 1999
  8. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. Ф. Петровского. — М.: Просвещение, 1973
  9. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика, 1986. — С. 240
  10. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М.: Педагогическое общество России, 2000
  11. Дружинин А., Дружинина О. Первый раз в первый класс. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003. — С. 223
  12. Загвязинский В. И. и др. Основы социальной педагогики. — М.: Педагогическое общество России, 2002
  13. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. — М.: ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт», 2003. — С. 464
  14. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  15. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе. — М.: Эгвес, 2000.
  16. Никольская И. М. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2001.
  17. Подласый И. П. Педагогика начальной школы. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  18. Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии. — М.: Народное образование, 2002.
  19. Теория и практика реализации преемственности дошкольного, начального и основного образования / Сост. Н. А. Федосова, З. Ф. Бурденюк. — М.: АПКиПРО, 2004.
  20. Федосова Н. А. Концепция новой четырехлетней начальной школы. — М.: ИОО Минобразования РФ, 2000.
  21. Федосова Н. А. и др. Программа «Преемственность», подготовка к школе. — М.: АПКиПРО, 2000.
  22. Эльконин Д. Б. Природа детства и его периодизация / Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. — С. 25—94.
  1. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000.
  2. Программа «Первые шаги»: сост. Лемяскина Н.А под редакцией Савинкова Ю.А., 1998г.
  3. В.Т.Голубь Уроки обучения грамоте, Воронеж, 2002г.
  4. В.Г.Машинистов Дидактический материал по трудовому обучению, 1 класс. М., 1992
  5. Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина, О.Е.Жиренко Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. М., 2007г.
  6. Земцова О.Н. Тесты для детей 5-6 лет. - М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2018. – 112с.

Литература для родителей и детей

  1. Большая энциклопедия начальной школы, 1-4 класс: в 2 частях. Сост. А.А.Рудковская, Е.Б.Спасская. – М., «Олма-пресс», 2002г.
  2. Н.Чивикова Как подготовить ребенка к школе. Серия «Внимание, дети!» , М.2001г
  3. Лариса Бабич 365 увлекательных занятий для дошкольников. Серия «Внимание, дети!», М.2000г.
  4. Н.В.Новоторцева Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду., Ярославль, 1998г.
  5. Е.Ю.Сухаревская Занимательное естествознание. Ростов-на-Дону, 2003г.(в 2 частях)
  6. Е.С.Суркова Пособие по подготовке детей к школе «Дети, в школу собирайтесь!», Воронеж, 2001г.
  7. Е.В.Колесникова Математика для дошкольников 4-5 лет, М., 2002г.
  8. Н.Ф.Дик Развивающие занятия по экологии для дошкольников. М., 2006г.
  9. А.Ллимос Бумага: чудесные поделки. –Украина, 2006г.
  10. О.И.Крупенчук Научите меня говорить правильно! Пособие для детей 4-6 лет и родителей. Санкт-Петербург, 2006г.
  11. С.Е.Гаврина Играем в школу. Ярославль, 1998г.
  12. А.А.Яковлева Я познаю мир. Этикет . М., 2002г.
  13. М.Дружинина Наш друг – светофор! М., 2005г.
  14. Н.С.Жукова Букварь. М., 2004г.
  15. тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе.– М.,2004г.
  16. О.В.Узорова, Е.А.Нефедова 350 упражнений для подготовки детей к школе, М., 2002г.

Интернет-ресурсы

1.https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D1%82%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B5&stype=image&lr=193&source=wiz

2.https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D1%82%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B5&lr=193

Приложение №1

к дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программе

«Маленькие академики: развитие речи и математика» 

Контрольно-измерительные материалы

Комплексное педагогическое тестирование (бланк)

Фамилия и имя обучающегося: _____________________________

Задание №1: Заштрихуйте вертикальной штриховкой из предложенных геометрических фигур красным цветом – круг и овал, синим – треугольник и трапецию. Горизонтальной штриховкой заштрихуйте зеленым цветом – прямоугольник, коричневым – квадрат   Задание №2: Поставьте ударения в словах, обведите слово, в котором звуков больше, чем букв.

    СЫН     ЛИСА    БАБУШКА    ЛУК    КОМАР   ЮЛА

Задание №3: Решите задачу, впишите ответ нужным количеством кругов:

- На полянке играют 3 девочки и 2 мальчика. Нарисуйте столько кружков – сколько всего детей.

- В машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Нарисуйте столько кружков, сколько человек осталось в машине.

     

Задание №4   Найдите и закрасьте желтым цветом место пересечения квадрата и круга; поставьте красную точку внутри квадрата, но снаружи круга; поставьте синюю точку внутри круга, но снаружи квадрата

Задание №5 Дорисуйте во второй тарелочке столько яблок, чтобы их стало поровну в первой и во второй тарелке.

                                 

Задание №6 Сравните количество кругов и квадратов. Каких геометрических фигур здесь больше и на сколько? Ответ запишите в соседнем квадрате.

Задание №7 Скопируйте напечатанное предложение.

Я   живу   в   России.

* 

Задание №8 Обведите кружком цифру, если услышите в слове звук С : 1-галстук, 2-крокодил, 3-мост, 4-зонт, 5-самовар, 6-снеговик, 7-носорог, 8-снежинка, 9-жук, 10-фокусник

1        2        3        4        5        6        7        8        9        10

 Задание №9 Прочитайте слово и закрасьте его звуковую схему.

МА-ЛИ-НА

   

Задание №10 Повтори фигурку по клеткам

Задание №11 Поставьте стрелочки на часах так, чтобы было ровно 8 часов, ровно 4 часа.

                                                           

           

Задание №12 Нарисуйте фигуру под диктовку: -от точки 5 клеток вправо; -1 клетка вниз, -1 клетка влево; -1 клетка вниз; -1 клетка вправо; -1 клетка вниз; -2 клетки влево; -1 клетка вниз; -3 клетки влево; -1клетка вверх; -2 клетки вправо; -2 клетки вверх; -1 клетка влево; -1 клетка вниз; -1 клетка влево; -2 клетки вверх.

Задание №13 Прочитайте предложение. Уровень чтения (подчеркнуть нужное): побуквенное, послоговое, послоговое беглое.

Мы с братом Кириллом сегодня были на рыбалке и поймали трёх карасей.

Задание №14  Придумайте предложение со словом «КОТЁНОК».

Задание №15  Прочитайте любое стихотворение наизусть. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Культура и искусство речи»

Курс «Культура и искусство речи» разработан в рамках предметных  областей «Филология» и предназначен для учащихся 10-11 классов. Содержание курса выходит за рамки школьной...

Разработка диагностического материала к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция речи»

Название программы: «Коррекция речи»Цель программы: коррекция звуковой стороны речи, грамматического строя речи и  фонематического недоразвития,  воспитание у детей правильной, ч...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности для детей с нарушением речи «Коррекция письменной речи (смешанного вида дисграфии) у обучающихся младших классов»

Данная программа составлена для работы с обучающимися по коррекции смешанного вида дисграфии.Основная цель программы – сформировать речевую, языковую и коммуникативную компетенцию у детей младше...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Занимательная математика»

Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думат...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Избранные вопросы математики»

Программа спецкурса «Избранные вопросы математики» - образовательная,  технического направления, направленная на удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном развитии...

«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Увлекательная математика»

       Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической де...

«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Увлекательная математика»

      Занятия проводятся на основе современных педагогических  игровых технологий и   включают в себя   различные формы: игры, соревнования, викторины, г...