Места выезда и заезда транспортных средств с ограниченной видимостью.
методическая разработка

Зайцева Маргарита Анатольевна

Эта методическая разработка является обучающим пособием к изучению алгоритма действий в местах с ограниченной видимостью 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_bezopasnaya_arka.docx44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка учебного занятия по теме

«Безопасная арка»

1. Введение.

Актуальность темы безопасности на дорогах несомненно, возникла ещё с изобретением первого колеса и к сожалению, по сегодняшний день подтверждается устрашающими цифрами пострадавших детей в дорожно-транспортных происшествиях.  

В соответствии с задачами Федерального проекта «Безопасность дорожного движения», тема данной методической разработки направлена на совершенствование способов и методов обучения детей основам безопасного поведения на дороге. Общей задачей всего обучения является подготовка детей к процессу обеспечения личной безопасности на дороге и осознания своей ответственности перед всеми участниками дорожного движения.

  Информация о Правилах дорожного движения носит характер важного и серьёзного предмета. Известно, что ни один изучаемый предмет в дошкольном или общеобразовательном учреждении не влияет на жизнь и здоровье детей так, как влияет изучение Правил дорожного движения, а модель поведения родителей на дороге является самым важным триггером в процессе воспитания юного участника дорожного движения.

Детские сады, школы и родители, должны плотно сотрудничать и дополнять друг друга в процессе формирования у детей качеств, влияющих на их личную безопасность при передвижении по дорогам общего пользования. Для этого система обучения правилам дорожной безопасности должна быть едина и не содержать противоречий.

          Необходимо учитывать, что в работе по обучению детей безопасности дорожного движения, не представляется возможным отследить результат применения этих правил в режиме реальной дорожной обстановки. Этот факт должен сильно повлиять на практическую часть обучения и на работу с родителями, поскольку непосредственно именно они могут проверить качество усвоенных знаний в режиме реальной дорожной обстановки и нести при этом ответственность за жизнь и здоровье своих детей.

          Данная методическая разработка решает проблему в области обучения начальному этапу основ безопасного поведения на дороге и процессу воспитания культурного участника дорожного движения.

  1. В нашей повседневной жизни, при передвижении по дорогам общего пользования, нам часто встречаются места выезда и заезда во дворы на прилегающие к дороге территории, и в каждом таком месте, увидеть автомобиль, который является источником повышенной опасности не представляется возможным. Наши дети не замечают эти опасные места и не понимают, что требуется делать для сохранения своей жизни и здоровья.

 Методическая разработка занятия по теме «Безопасная арка» поможет педагогам организовать процесс обучения детей безопасному алгоритму действий при пересечении мест выезда и заезда на прилегающие к дороге территории.

  1. Данная методическая разработка предназначена для организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста. Это самый оптимальный возраст для серьёзного изучения основ безопасного поведения на дороге. Завершающий год образовательных программ в детском саду является переходным периодом из пребывания детей под полным контролем взрослых и переходом практически в самостоятельную школьную взрослую жизнь. Многие дети уже с первого класса идут в школу самостоятельно и переходят реальную дорогу и встречаются с реальными транспортными средствами. И именно в старшем дошкольном возрасте, должно произойти понимание, что игры в дорожную безопасность закончены и самое время отнестись ответственно и серьёзно к изучению ПДД.

  1. Роль — занятия — это связь с другими занятиями и компонентами всего образовательного процесса. На этом занятии базируется изучение всех остальных Правил дорожного движения.
  2. Цель занятия:

Освоить алгоритм действий безопасного пересечения мест выезда и заезда на прилегающие к дороге территории.

Задачи:

-закрепить термины «источник повышенной опасности», «проезжая часть», «ограниченная видимость»;

- освоить детализацию процесса безопасного алгоритма действий при пересечении мест с ограниченной видимостью;

- сформировать первичные (базовые) навыки дорожной безопасности;

- формирование культуры поведения при передвижении по дорогам общего пользования.

В результате реализации данного занятия

дети будут способны:

- использовать на практике правила безопасного поведения в местах с ограниченной видимостью;

- использовать изученные термины и понятия в процесс межличностной коммуникации;

- всегда останавливаться перед пересечением мест с ограниченной видимостью;

- распознавать действия водителей;

- уважать других участников дорожного движения.

  1. Форма проведения занятия учебно-игровая, соответствует основному виду деятельности детей в данной возрастной категории.

  1. Основная педагогическая технология — это диалоговое взаимодействие, так как это позволяет максимально активизировать мыслительную деятельность детей и способствует появлению самостоятельных логических выводов, мышлений, умозаключений. С помощью метода «Мастер-класс», технология «Дети-детям» воспитывает ответственность детей перед своими сверстниками. 
  2. Для проведения мероприятия необходимо образовательное пространство, мультимедийное оборудование, мягкие модули для конструирования арки, игрушечные автомобили в количестве не менее 6 штук, герои куклы.

  1. Данная методическая разработка максимально детализировано и подробно освещает проблему, методы и способы её решения. Для реализации данной разработки на практике воспользуйтесь всеми приёмами, методами и технологиями, описанными ниже.

Рекомендуемые мероприятия по закреплению изученного материала.

Домашнее задание следует задавать сразу же после занятия. Остальные мероприятия или занятия следует проводить с интервалом в неделю, взяв за основу примеры, приведённые ниже. Сохраните очерёдность мероприятий, направленных на закрепление пройденного материала. 

  1. Домашнее задание.

В день проведения занятия, используя налаженное взаимодействие с родителями, попросите детей по пути следования домой, рассказать родителям алгоритм безопасного пересечение арок и мест выезда и заезда на прилегающие к дороге территории. На следующий день расспросите родителей выполнили ли дети задание. Проверьте, запомнили ли дети, что в местах с ограниченной видимостью нужно ОСТАНОВИТЬСЯ!

  1. Занятие «Мастер-класс».

С интервалом в неделю, на очередном занятии по закреплению базовых навыков безопасного пересечения мест с ограниченной видимостью, дети проводят мастер-классы. Под руководством педагога конструируют арку, тротуар, проезжую часть и расставляют машины, добавляя второй автомобиль, выезжающий из арки. Можно видоизменить расположение автомобилей, но суть конструкции должна остаться первоначальной.  Группа делится на рассказчиков, исполнителей и зрителей. Исполнители стоят перед аркой, рассказчики декларируют последовательность действий используя изученные ранее термины «источник повышенной опасности», «проезжая часть», «ограниченная видимость», а зрители проверяют правильность сказанного и выполненного. Возможно присутствие детей, которые отсутствовали на первом занятии. Проводя такой мастер-класс, дети повторяют алгоритм безопасного пересечения мест выезда и заезда автомобилей во двор, их слушают те дети, кто не присутствовал ранее, затем осуществляется демонстрация этого алгоритма в действии. Зрители при этом должны заметить, увидели ли их друзья, ещё одну машину в арке?  

Очень важно следить за произношением терминов, правильной последовательностью действий и проговаривать их в слух. Затем дети меняются ролями. Таким образом когда дело дойдёт до тех детей, которые не присутствовали на занятиях, они уже будут хорошо осведомлены о том, что надо делать и что говорить. Результат такого занятия – это убедиться, что все дети понимают смысл остановки перед местами выезда и заезда.

  1. Домашнее задание..

Сразу после мастер-класса, попросить детей сконструировать арку дома из любых подручных материалов и продемонстрировать родителям подробный безопасный алгоритм действий при пересечении мест выезда и заезда автомобилей. Это домашнее задание, укрепит словарную и мышечную память детей в части касающейся последовательного алгоритма действий на дороге.

Приветствуется фиксирование этого процесса на видео и передача материала воспитателям, для дальнейшей работы и поощрения.

  1. Моделирование дорожной обстановки.

Неделей позже, моделируем дорожную ситуацию на прогулке на детской площадке. Найти подходящее место, смоделировать конструкцию арки или места с ограниченной видимостью, расставить игрушечные автомобили и разделив группу на пары, попросить детей продемонстрировать безопасный алгоритм действий на уличной площадке. Смена обстановки активизирует логическое и критическое мышление. Расширяя педагогические рамки с помощью уличной обстановки, мы приводим в готовность анализировать окружающую обстановку все органы чувств. Особенно периферическую систему наблюдения.  Также, убеждаемся что все ребята знают зачем им останавливаться перед местом выезда и заезда.

  1. Конкурс рисунка или поделки.

В любое удобное время, устроить конкурс рисунков или поделок «Самая безопасная арка». Наградой сделать вручение оценок в виде наклеек смайликов и словесного поощрения и отметить индивидуальность каждого ребёнка. Этот рисунок или поделку необходимо расположить дома в комнате у ребёнка, чтобы этот предмет напоминал о пройденном материале. Результативным рисунком будет изображение людей, стоящих перед аркой и заглядывающих в неё или смотрящих в противоположную сторону от арки.

  1. Показ мини спектакля по ролям.

Ещё через неделю, придумать сценку, разучить её и показать маленький спектакль (можно родителям) именно включая в него прохождение мимо арки. Ну, например, по такому сценарию:

«В одном маленьком городе жили-были два брата акробата. Их любимым делом было гулять по улицам города и замечать необычные вещи. И вот идут они вдвоём по тротуару вдоль дома, рядом по проезжей части передвигаются автомобили и вдруг видят прямо из здания дома выезжает огромный автомобиль-источник повышенной опасности. Ребята остановились, понять ничего не могут, откуда он взялся, ведь вот едут по проезжей части автомобили, и мы их хорошо видим, а вот этот автомобиль его только что мы совершенно не видели! Подходят чуть ближе, вдруг из дома снова вылетает автомобиль, опять ребята испугались, остановились и стали наблюдать за местом где появлялись автомобили и поняли, что в доме есть место выезда и заезда, видимость которого ограничена.

Вы ребята конечно догадались, что его ещё можно назвать аркой.

И через этот проход постоянно выезжают и заезжают автомобили. А ребятам надо было пройти дальше по тротуару. И что же они должны сделать, чтобы в беду не попасть?

Ответы детей: «Подойти к арке, остановиться, заглянуть в неё, показать себя водителям, дождаться пока водители нас увидят и остановятся. Затем посмотреть в противоположную сторону от арки и убедиться, что и там если кто-то из водителей хочет в арку повернуть, увидев нас он остановится. И можно идти, но продолжать контролировать дорогу.

Мальчики узнали, что в домах есть арки, места ограниченной видимости, где выезжающие автомобили совсем не видны. И в местах с ограниченной видимостью проезжей части, нужно останавливаться!»

Эту сценку дети показывают сами, распределяя роли с помощью педагога. После первого спектакля, роли меняются.

Распределение ролей:

- рассказчик – 4 человека

- 6 - 8 автомобиля управляемые детьми

- двое детей – братья акробаты.

  1. Домашнее задание.

Применить с помощью родителей этот алгоритм действий в реальной дорожной обстановке. Именно данное задание может закрепить действия по безопасному алгоритму в реальных условиях. И пусть родители поделятся как проходит повтор. И требуется напоминание родителям что этот алгоритм надо повторять и акцент, на том, что в таких местах нужно останавливаться.

  1. Выявление ошибок.

Ещё через неделю. Проводим занятие в группе с использованием мультимедийного оборудования. Посмотреть видео, снятое родителями, предоставить детям самим себя презентовать, спросить у детей оценку своим действиям. Затем посмотреть мультфильм (серия «дорожные ловушки») и найти недостающее действие в поведении мальчика.

После мультфильма, мы выясняем, что знаем уже больше чем даже герои мультфильмов.

2. Основная часть.

2.1. Подготовительная часть.

Дети заходят в зал, рассаживаются на стулья, расставленные полукругом, перед мультимедийным экраном. Конструкция «АРКА» расположена чуть в стороне.

Здравствуйте ребята. Меня зовут Маргарита Анатольевна, моего помощника Дядя Стёпа. Дядя Стёпа, это кукла сделанная по образу и подобию настоящего сотрудника полиции. Мы приезжаем в гости к детям, чтобы рассказать о Правилах дорожного движения и помочь вам найти все спрятавшиеся дорожные ловушки.

- А кто такие сотрудники полиции? И какая у них обязанность?

В процессе общения дети выясняют, что сотрудники полиции следят за порядком и в общественных местах и на дороге.

Следующий вопрос:

- Зачем на дороге порядок?

Этим вопросом проясняем, что оказывается все участники дорожного движения должны соблюдать порядок, чтобы никто не пострадал.

Приступаем к следующим вопросам:

- Когда мы с вами говорим о дороге, мы подразумеваем опасное место или безопасное?

Дети в один голос отвечают, что дорога опасна. Вопрос - почему? Ответ - потому что, по ней передвигаются автомобили.

- Из чего сделаны автомобили? Из железа. Железо — это твёрдая конструкция? Пальчиком можно смять автомобиль? Нет. А нас смять можно? Давайте нажмём на щёчку, мягкая? А живот - мягкий?

Уже можно делать первоначальные выводы.

- Получается, автомобиль смять нельзя, а нас можно. А если на дороге столкнутся «мягкий» человек и железный автомобиль, кто больше пострадает? Конечно человек.

Данное сравнение, даёт представление ребёнку, что столкновение с автомобилем нельзя допускать из-за неравных условий.

- А как человеку себя защитить от того, чтобы с ним таких столкновений не происходило? Иногда дети не сразу догадываются и им требуется пара наводящих вопросов, чтобы выводы были именно такими:

- Правильно, нужно изучать те самые Правила дорожного движения, которые помогут нам не попадать в такие ситуации.

Теперь ребёнок хорошо понимает, что Правила помогут ему не попасть в беду.

- Скажите, а когда вы будете идти по дороге, вы хотите, чтоб водители были культурными и вежливыми, и чтобы они соблюдали все правила вежливости? А зачем им нужно это делать? А как вы думаете ребята, где водители учатся быть культурными и вежливыми людьми?

Варианты ответов приводят детей к пониманию, что правилам вежливости и культуры водители изучают ещё в детском саду и в семье, складывается понимание необходимости изучения этих правил прямо сейчас и как мы будем относиться к изучению этих правила сейчас, такими мы грамотными водителями и вырастем в будущем.

Основная часть.

Дорожные ловушки.

- А вы знаете ребята, очень часто автомобили играют с нами в опасные прятки? И нам очень сложно иногда их вовремя увидеть. Эти ситуации называются дорожные ловушки. Ребята, а что такое вообще ловушка?

Дети по-разному отвечают.

Вот, например, если мышка попадёт в ловушку, ей это понравится? Нет конечно. А если мышка, будет знать, что там ловушка, она в неё попадёт? Нет. А это говорит о том, что дорожные ловушки, это ситуации, в которых нам оказаться очень не понравится. И чтобы никогда не попадать в дорожные ловушки, нужно их хорошенько изучить и запомнить.  

Этим диалогом даём понимание детям, что если мы знакомы с дорожными ловушками, то и ловушками для нас они не будут являться, так как мы про них будем знать всё и соответственно в них уже не попадём.

- Есть такая ловушка под названием арка. Знаете, что такое арка? Это проход в доме, через который проходят пешеходы, заезжают или выезжают автомобили. А как думаете арка опасна или безопасна? А когда она больше опасна, когда мы идём по тротуару мимо арки или через неё?

Ребята не задумываются об этом, поэтому ответы разные, точно определить более опасные варианты они не могут, поэтому разбираем это действие очень подробно.

Обращаем внимание детей, на конструкцию в помещении, рассказываю, что это построен дом в нём арка, рядом вдоль дома идёт тротуар, параллельно тротуару, проезжая часть и продолжаю объяснение производя демонстрацию дальнейших действий с помощью куклы Дядя Стёпа.

Наш герой Дядя Стёпа, идёт по тротуару по своим делам и вдруг замечает арку.

- Скажите ребята, наш герой видит машину, выезжающую из арки? Нет. А водитель, выезжающий из двора, видит нашего героя? Нет. А почему они друг друга не видят? Из-за угла здания ограничивающего видимость.  Если наш Дядя Стёпа продолжит движение, что может произойти? Авария. А кто находится в большей опасности Дядя Стёпа или водитель? Верно, Дядя Стёпа. И что же должен срочно сделать Дядя Стёпа, чтобы не попасть в беду? Остановиться перед аркой.

- Молодцы, верное решение. Наш герой вас послушал и остановился, затем, наверное, надо в арку заглянуть?! Чтобы узнать есть выезжающие автомобили или нет. Он заглянул, увидел машину, как думаете, что водитель должен сделать? Остановиться. Верно. А если водитель Дядю Стёпу не увидит, он остановится? Нет. Получается, Дядя Стёпа должен остановиться в таком безопасном месте и заглянуть таким образом, чтобы водитель его увидел. А как он точно узнает, что водитель его увидел? Что водитель должен будет сделать? Он остановится. Верно.

- Отлично ребята, мы с Дядей Стёпой перед аркой остановились, в арку заглянули, себя водителю показали, водитель нас увидел и остановился. А надо нам с Дядей Стёпой ещё куда-то посмотреть?  

Дети пытаются ответить, направо, налево, но мы не привязываем этот алгоритм к какому-то конкретному направлению, так как идти мимо арки можно с любой стороны. Поэтому ответы, направо и налево отвергаются, и ребята продолжают искать правильный ответ вместе с педагогом. Даём пару наводящих вопросов, и выясняем, что неважно право или лево, важно в арку и в противоположную сторону от неё.

Продолжаем изучать алгоритм дальше.

В противоположном направлении от арки у нас по проезжей части едут автомобили, и куда они могут планировать повернуть? Верно, в арку. А наш герой должен об этом знать? Конечно. Значит нужно смотреть в арку и в противоположную сторону от арки, чтобы вовремя заметить заезжающую в арку машину. И если кто-то из водителей поворачивает с проезжей части в арку, увидев нас что он должен сделать? Остановиться. А если он не останавливается, значит он нас, к сожалению, не видит и что нам в этом случае делать? Продолжать стоять и наблюдать за этим автомобилем ждать, когда он проедет.

- Ребята, а какие могут быть ещё причины, что водитель не останавливается?

Обсуждая этот вопрос, мы выясняем, что оказывается существует огромное количество разных причин, по которым водители, будучи культурными, грамотными и вежливыми, всё-таки не могут остановить свой автомобиль.

Например, такие причины:

  • поздно заметил нас;
  • скользко и он не может остановиться;
  • солнце посветило, и водитель просто нас не видит;
  • сломались «тормоза», и если водитель хочет остановиться, то сделать это не может;
  • водитель может плохо себя чувствовать и потерять сознание.

Получается, что водители могут попасть в разные обстоятельства и остановить автомобиль не смогут и это не означает, что водители поступают плохо, просто так случилось.

И это не все причины, но на данном этапе, знать остальные причины не требуется.

- А мы с вами знаем, что и когда произойдёт? Нет. Поэтому, в местах ограниченной видимости, мы всегда должны что делать? Останавливаться.

- Ну вот, мы готовы безопасно пойти по тротуару мимо арки, но что-то ещё нам надо делать?! Смотрите, идём по тротуару, увидели арку, перед ней остановились, в арку заглянули, себя водителю показали, он остановился, так как нас увидел, посмотрели в противоположную сторону от арки, водители, которые поворачивают в арку нас увидели и тоже остановились, и вроде можно идти, но, что-то всё-таки надо ещё продолжать делать!

- Как думаете, что ещё?

Большинство детей, догадываются достаточно быстро, что требуется делать в процессе движения.

Нужно идти и контролировать движение автомобилей с обеих сторон. Проверять, что они по-прежнему стоят и с ними ничего не происходит.

Практическая часть.

Ребята, кто из вас сейчас сможет и рассказать и показать, как нам не попасть в дорожную ловушку проходя мимо арки и получить в награду наклейку «смайлик» с надписью «всё правильно сделал»?

Каждый ребёнок (можно по парам или тройкам) проходит мимо арки, объясняет устно и выполняет все необходимые, безопасные действия, которые только что разобрали. Повторяем раза три.

Подведение итогов занятия.

- Ребята, вы только что познакомились с ловушкой, которая ограничивает вам видимость автомобилей. А что ограничивало сейчас вашу видимость? Угол здания в конструкции арка. И что нам всегда нужно делать перед аркой или в другом месте где обзор ограничен? Верно, останавливаться, заглядывать в арку или за угол, осматривать дорожную обстановку в противоположной стороне от арки или угла и убеждаться, что автомобили нас видят и останавливаются, чтобы уступить дорогу.

2.2.  Для успешного обучения в фокус группу включаем не более 15 детей. Занятие проводим в помещении с мультимедийным оборудованием и с территориальными возможностями разместить конструкцию арка, тротуар, проезжую часть и расположить на проезжей части игрушечные автомобили. Моделируем ситуацию, в которой один автомобиль выезжает из арки, два автомобиля двигаются по проезжей части в одном направлении и два других во встречном направлении. Для лучшего восприятия выбираем своим героем Дядю Стёпу милиционера (сотрудника полиции).

Вся диалоговая форма общения должна включать слова триггеры (остановиться, убедиться, контролировать) к которым необходимо возвращаться и которые плотно усвоятся детьми. Диалог строится строго структурированно, переходя последовательно от простого к сложному с нарастанием информации, которая приведёт детей к единственно правильному логическому выводу касательно каждого момента передвижения на дороге в общем и целом. Такая детализация как в данной методической разработке и процесс закрепления пройденного материала хорошо усвоится детьми, каждый этап накладывает, разные дополнительные варианты усвоения материала. Малое количество детей, позволяет отследить мысли и действия каждого ребёнка, а плотное сотрудничество с родителями даёт уверенность, что материал и все правила усвоятся точно. 

Подводя итоги занятия, заканчивайте фразы вопросительной интонацией, пусть дети сами продолжат её и скажут правильные конечные слова. Например:

-Так что нам важно всегда делать перед аркой? Останавливаться.

 –Дальше в арку? Заглянуть.

– Затем посмотреть? В противоположную сторону от арки.

- И убедиться? Что автомобили нас увидели, и? Остановились.

 – А когда идём мимо? Контролируем арку и проезжую часть.

По итогам занятия дети хорошо запомнят последовательный и подробный алгоритм действий при пересечении мест с ограниченной видимостью включающий в себя необходимость останавливаться, если не видно транспортные средства.

Пройдя изучение безопасного алгоритма действий используя данную методическую разработку, можно уверенно сказать, что правила безопасности будут усвоены очень хорошо.

2.3.  Использованная литература.

  • Правила дорожного движения Российской Федерации 2021 года. Утверждены Постановлением Совета Министров-Правительством Российской Федерации. Москва ООО «Мир Автокниг».
  • Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Входит в Федеральные перечни учебников и учебно-методических изданий в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах». Москва. Третий Рим.  Под общей редакцией Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Российской Федерации генерал-лейтенанта милиции В.Н. Кирьянова. 2006 год.
  • Методическое пособие по Правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальной школы. Дорога, ребёнок, безопасность. Ростов-на-Дону «Феникс» 2004 год. Автор Клочанов Н.И.
  • Как уберечь детей от опасности при переходе улицы. Автор Добрушин А.Д. 1999 год. Фонд «Безопасность движения» Санкт-Петербург. ОАО «Рыбинский Дом печати»

2.4. Используемые термины официального текста Правил дорожного движения РФ и ГК РФ:

Арка – дуга, изгиб, тип архитектурного сооружения, дугообразное перекрытие проёма.

Водитель – лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

Дорожно-транспортное происшествие – авария событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.

Дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Ограниченная видимость – видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

Проезжая часть – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нём.

Тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделённый от них газоном.

Участник дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

Источник повышенной опасности –объекты вещи, которые в процессе их использования в силу естественных или приданных им человеком свойств могут причинить вред жизни и здоровью человека (статья 1079 ГК РФ).

Критерии определения уровня усвоения материала дошкольниками (6-7 лет) по изучению правил дорожной безопасности по теме «Безопасная арка».

Показатели освоения программы

Формы оценки результата

1-низкий уровень

2-средний уровень

3-высокий уровень

Л

и

ч

н

о

с

т

н

ы

е

1. Учащиеся уважительно относятся ко всем участникам дорожного движения. Успешно применяют уважительное отношение и в повседневной жизни. Соблюдают дисциплину на занятии

Диалог. Знают все правила вежливости применимые к каждой группе участников дорожного движения.  Соблюдение дисциплины и правил этикета на занятиях.

 Не знают правил вежливости для пассажиров, пешеходов, юных водителей. Не соблюдает правила дисциплины и этикета на занятиях.

Знают не все правила вежливости для участников дорожного движения. Не соблюдает дисциплину, редко соблюдают этикет на занятиях.

Знают все правила вежливости всех участников дорожного движения. Всегда соблюдают правила дисциплины и этикета на занятиях.

2. Учащиеся правильно ведут себя в коллективе.

Наблюдение. Не отвлекают друг друга от занятий. Выполняют задания совместно с коллективом. Помогают друг другу.

Систематически отвлекают рядом сидящих от занятий. Не хотят работать совместно с другими членами коллектива. Не помогают друг другу.

Не отвлекают от занятий, иногда выполняют работу в коллективе. Иногда помогают друг другу.

Никогда не отвлекают от занятий друг друга. Всегда работают совместно с коллективом. Всегда помогают друг другу.

М

е

т

а

п

р

е

д

м

е

т

н

ы

е

1. Развитие

исследователь-ской

деятельности.

 Могут логически и аналитически выявлять ход развития событий. И с готовность изъявляют желание применить правило безопасности и проверить лично свой выбор в действии.

Не могут просчитать действия участников дорожного движения на несколько «шагов» вперёд. Или просчитывают их неправильно. Не могут применить полученные знания на практике.

Не в достаточной мере понимают действия участников дорожного движения. Не к каждой дорожной ситуации могут применить знания и действовать правильно.

 В любой смоделированной ситуации точно знают что будут делать все участники дорожного движения и ориентируясь на это, правильно выполняют упражнение.

2.Учащиеся приобретают первичные навыки сравнения и анализа при словесном описании предметов или действия.

Практическое задание. Могут словесно разобрать  ситуационные картинки.

 Не могут словесно описать  ситуационные картинки.

 Описывают картинки не полноценно.

Внятно объясняют ситуации на картинках.

П

р

е

д

м

е

т

н

ы

е

1.Учащиеся владеют базовыми знаниями правил безопасного поведения в местах выезда и заезда на прилегающие к дороге территории. С готовностью делятся приобретёнными знаниями.

 Практическое задание на знание соответствующих правил безопасного поведения в местах выезда и заезда во дворы. Обучают этим правилам всех окружающих детей и взрослых.

Не знают правил безопасного поведения в местах выезда и заезда во дворы. Не делятся знаниями с окружающими.

Выборочно владеют знаниями правил безопасного поведения в местах выезда и заезда во дворы. Иногда делятся знаниями с окружающими.

Владеют всеми необходимыми знаниями правил безопасного поведения в местах выезда и заезда на прилегающие к дороге территории. С удовольствием рассказывают и показывают всем окружающим свои знания.

2.Учащиеся владеют навыками наблюдения за дорожной обстановкой. Определяют нарушителей правил безопасного поведения на дороге.

В процессе выполнения практического задания, такого как наблюдение, хорошо ориентируются в дорожной обстановке. В состоянии определить, безопасно или нет на дороге в данный конкретный момент. Могут определить, кто является нарушителем правил дорожного движения и определяют вероятные последствия.

Не ориентируются в дорожной обстановке в процессе наблюдения. Не могут определить наличие опасности на дороге. Не понимают, кто является нарушителем правил безопасности и не понимают возможные последствия.

Наблюдая за дорожной обстановкой, тратят слишком много времени на её анализ и не всегда успешный. Иногда ошибаются в определении опасных моментов. Не интересуются определением нарушителей правил безопасного поведения на дороге.

Хорошо ориентируются в наблюдении за дорожной обстановкой. Чётко определят наличие опасности на дороге. Выявляют нарушителей правил безопасности и хорошо знают все последствия.

3.Учащиеся формируют способность практического применения освоенных знаний и навыков.

На мастер-классах показывают свои знания и умения применяя правила безопасного поведения в местах выезда и заезда на прилегающие к дороге территории. Контролируют своих друзей.

.

Не могут выполнить элементарные практические задания на знание правил безопасного поведения в местах выезда и заезда на прилегающие к дороге территории. Не могут помочь своим друзьям.

Выполнят практические мастер-классы частично. Иногда могут предостеречь от ошибок своих сверстников.

В процессе работы по технологии мастер-класс успешно применяют конкретно к каждому заданию соответствующие правила безопасного поведения в местах выезда и заезда во двор. Удерживают от ошибок своих сверстников

4.У учащихся вырабатывается интерес к соблюдению правил  безопасного поведения в местах выезда и заезда на прилегающие к дороге территории.

Практическое и домашнее задание. Учащимся становится интересно правильно отвечать на вопросы и показывать свои знания друзьям и родителям.

Не проявляют интерес к правильным ответам на вопросы и к выполнению практических заданий, не заинтересованы в поощрениях. Не хотят делиться знаниями.  

Частично отвечают правильно на вопросы и иногда правильно выполняют практические задания. Редко заинтересованы в поощрении. Иногда делятся своими приобретёнными знаниями.

Заинтересованы в поощрении. Отвечают на вопросы правильно и быстрее всех. Всегда оберегают в процессе практических заданий, своих друзей и с готовностью рассказывают и показывают свои знания окружающим успешно применяя их на практике.

Ссылка на фотографии арки для занятия и мультфильма для закрепления материала.

https://docs.google.com/presentation/d/1wiE8SgxmbilkJKwEUn6e3u_spOJ7M73385qI07JL7b8/edit?usp=sharing 

ссылка отдельно на мультик. https://drive.google.com/file/d/1cBL0CHPIJLsibGQQhEKxSppUvz98gXME/view?usp=sharing 

  1. Цифровой след.

Видеозаписи, в том числе на «обращения пешеход – остановись!» – https://nsportal.ru/user/1182437/video 

Официальная группа ВКонтакте РЦ БДД «Перекресток» – https://vk.com/perekrestok_vr 

Проект «Эстафета Дорожной Безопасности» – https://vk.com/esta.dor.bez2020 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды транспортных средств

Презентация к уроку СБО в 5 классе по теме "Транспорт"...

Транспортное средство для младших школьников

Характеристика транспортного средства- велосипеда....

ПРАВИЛА ПОЕЗДКИ маленького пассажира в маршрутном транспортном средстве

ПРАВИЛА ПОЕЗДКИ маленького пассажира в маршрутном транспортном средстве...

Конспект урока "Виды транспортных средств" 5 класс

Конспект урока по социально- бытовой ориентировке «Виды транспортных средств» для учащихся 5-го класса в коррекционной школе VIII вида. Целью урока является выявить, расширить и закрепить предст...

Конспект урока СБО 6 класс коррекционной школы VIII вида. Тема: "Основные транспортные средства".

Конспект урока, презентация, раздаточный материал, приложение....

Презентация по ОБЖ на тему: "Велосипедист - водитель транспортного средства"

Презентация по ОБЖ на тему:  "Велосипедист - водитель транспортного средства" выполнена с помощью программы MS Power Point....