«Учебно-исследовательская работа, новый компонент образовательной деятельности ЦВР «Поиск» городского округа Самара»
методическая разработка на тему

Родионова Елена Евгеньевна

описание инновацимонного направления наботы во всех объединениях центра, не зависимо от возраста и вида направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-issledovatelska_deyatelnostv_udod.docx673.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр внешкольной работы «Поиск» городского округа Самара

«Учебно-исследовательская работа, новый компонент образовательной деятельности ЦВР «Поиск» городского округа Самара»

Оглавление

1.        Название/тема инновационного проекта.        

2.        Авторы инновации        

3.        Полное название учреждения, на базе которого внедряется проект.        

4.        Цели и задачи инновации:        

5.        Содержание и структура инновации        

6.        Основная идея инновации        

7.        Актуальность, научная новизна и практическая значимость инновации        

8.  Ожидаемые результаты введения инновации        

8.1. Ожидаемые результаты  формирования базовых компетенций учащиеся ЦВР «Поиск» дошкольного возраста        

8.2. Ожидаемые результаты  формирования базовых компетенций учащиеся ЦВР «Поиск» младшего школьного возраста        

8.3. Ожидаемые результаты  формирования базовых компетенций учащиеся ЦВР «Поиск» среднего школьного возраста        

8.4. Ожидаемые результаты  формирования базовых компетенций учащиеся ЦВР «Поиск» старшего школьного возраста        

9. Перспективы внедрения учебно-исследовательской деятельности в образовательный процесс ЦВР «Поиск »        

10. Преимущества инновации по сравнению с известными        

11. Сроки осуществлению замысла инновации (этапы реализации, задачи, ожидаемые результаты-экспериментальный этап и его содержание, аргументированность актуальности для УДОД, муниципалитета, региона, федерации)        

12. Полученные результаты на каждом этапе инновации        

13. Приложения        

13.1.Список используемой литературы        

13.2. Копии грамот участников конкурсов и научно-практических конференций        

13.3.Аналитическая справка педагога-психолога        


Описание инновации

«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».

А. Н.Колмогоров

  1. Название/тема инновационного проекта: «Учебно-исследовательская работа, новый компонент образовательной деятельности ЦВР «Поиск» г.о. Самара».

  1. Авторы инновации: заместитель-директора по учебно-воспитательной работе Обмок Елена Викторовна, методист Родионова Елена Евгеньевна, педагог-психолог Ефимова Алевтина Дмитриевна.

  1. Полное название учреждения, на базе которого внедряется проект: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы «Поиск» городского округа Самара.

  1. Цели и задачи инновации:

Цель учебно-исследовательской деятельности заключается в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Задачи:

  • Предметные:
  • развивать навыки самостоятельной учебно- исследовательской деятельности и их применения в решении актуальных практических задач;
  • развивать способность проведения анализа существующих в отечественной и зарубежной науке теоретических подходов, входящих в сферу выполняемого исследования;
  • развивать способность проведения анализа существующих в отечественной и зарубежной науке теоретических подходов, входящих в сферу выполняемого исследования;
  • уметь систематизировать и анализировать полученные в ходе исследования данные;
  • уметь презентовать учебно-исследовательский проект
  • Метапредметные:

Регулятивные:

  • уметь планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • уметь контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок;
  • приобрести навык саморегуляции.

Познавательные:

  • уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • уметь принимать и сохранять учебную цель и задачи, овладеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск , сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
  • проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
  • уметь использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

  • Коммуникативные:
  • уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
  • Воспитательные:
  • формировать российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенность в его великом будущем;
  •  формировать гражданскую позицию выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
  • формировать готовность к служению Отечеству, его защите;
  • формировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • формировать основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой, исследовательской  и ответственной деятельности (образовательной, учебно-исследовательской, проектной, коммуникативной, иной);
  •  формировать толерантное сознание и поведение личности в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигая в нём взаимопонимания, умение находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • формировать навыков сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной деятельности;
  • формировать нравственное сознание, чувства и поведение на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;
  • формировать готовность и способность к образованию, ведению учебно-исследовательской работы, как условию к дальнейшей успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • формировать эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного творчества, спорта, общественных отношений;
  • принять и реализовывать ценности здорового и безопасного образа жизни.

  1. Содержание и структура инновации

При организации проектной исследовательской деятельности с  обучающимися, необходимо помнить, что главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности. Потребовалось создание системы работы педагогов по ведению учебно-исследовательской деятельности в среде обучающихся, для их интеллектуального развития. При разработке системы были учтены принципы работы с одарёнными детьми:

  • принцип индивидуализации обучения (наличие индивидуального маршрута прохождения программы и портфолио);
  • принцип опережающего обучения;
  • принцип комфортности в любой деятельности;
  • принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся;
  • принцип развивающего обучения.

        Важность включения в образовательный процесс учебно-исследовательской деятельности подчеркивалась многими учеными и педагогами (И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, Н. И. Новиков, К. Д. Ушинский, П. Ф., Каптерев, В. А. Сухомлинский, Ю. К. Бабанский, М. Н. Скаткин, И. Я., Лернер, А. И., Савенков, А. В. Леонтович, А. В. Обухов и др.). Отражена эта позиция в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и в Концепции федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного[1], начального[2]и общего[3] образования второго поколения. «Именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения — знание не передается в готовом виде, а строится самими учащимися в процессе познавательной, исследовательской деятельности»[4]. Инновации в системе дошкольного, начального и общего среднего образования основываются на теоретических положениях системно-деятельностного подхода Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина. Дополнительное образование входит в единую образовательную систему страны и активно использует основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития учащихся. Познавательные учебные действия, в которые включены действия учащегося дополнительного образования по освоению элементов исследовательской деятельности, направлены на развитие:

  • умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • умения работать с разными источниками информации, находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно)популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках;
  • умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

        

        Несмотря на то, что исследовательская деятельность не выделена в отдельный блок, она существует в тесной связке с  другими компонентами в структуре деятельности обучающегося, органически с ними сливается. Именно от наличия у ученика исследовательских умений зависит, насколько успешно он проявит себя в других видах деятельности. Так, в познавательной (интеллектуальной) сфере предполагается овладение методами науки: наблюдение и описание объектов и процессов, постановка экспериментов и объяснение их результатов; в ценностно-ориентационной сфере — анализ и оценка деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; в сфере трудовой деятельности — соблюдение правил работы с приборами и инструментами; в сфере физической деятельности, рациональной организации труда и отдыха — проведение наблюдения за собственным здоровьем; в эстетической сфере — овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

        Изучением исследовательской деятельности в области психологии занимались Обухов А. С. и Зимняя И. А., Леонтович А. В. И Поддьяков А. Н., Савенков А. И. и Эльконин Д. Б. Учебно-исследовательскую деятельность изучали Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, А. С. Обухов, Л. Ф. Фомина. А. И.         Савенков А. И. разработал учебно-методический комплект для решения практических задач исследовательского обучения в образовательной практике начальной школы.

        Леонтьев А. Н. в деятельности выделяет следующие структурные компоненты:

  • собственно деятельность (система действий, отвечающих определенному мотиву);
  • отдельные действия как составляющие деятельности, операции, или способ осуществления действий.

        Давыдов В. В. в структуру деятельности включает цели — результаты, на достижение которых направлена деятельность, мотивы — побуждающие субъект к деятельности, средства, с помощью которых деятельность осуществляется.

        В философском представлении учебно-исследовательская деятельность включает в себя следующие компоненты: цель, предмет, средства, процесс и

продукт.

        Объединив философский подход к определению структуры деятельности с ее трактовкой, данной психологами, выделим следующие компоненты в учебно-исследовательской деятельности учащихся:

        Мотивация учебно-исследовательской деятельности влияет на ее организацию и конечную эффективность, ведь без мотива не бывает и

деятельности. Изучением мотивации занимались Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, И. А. Зимняя, П. М. Якобсон, А. Маслоу и другие известные психологи.

        Для определения мотивов учащихся Центра «Поиск», вовлеченных в процесс исследовательской деятельности, было проведено анкетирование.

Результат анкетирования учащихся по выявлению ведущих мотивов к участию в учебно-исследовательской работе (%)

возраст

Познавательный мотив

Мотив достижения цели

Мотив самореализации

Коммуникативный мотив

дошкольник

75

21

4

2

Младший школьник

58

22

4

2

Средний

57

14

9

12

Старшеклассник

52

15

25

11

Структура инновационной деятельности учащихся в рамках МБОУ ДОД ЦВР «Поиск» г.о. Самара

При введении в образовательный процесс инновации необходимо было развести понятия «проектная работа» и «исследовательская работа». Порой их рассматривают как синонимы, хотя это принципиально разные виды деятельности учащихся.

Основные черты проектной и исследовательской деятельности

Исследование

Проектирование

Исследование – поиск истины

Проектирование - это решение определенной четко сформулированной задачи

Исследователь, начиная работу, не знает конечного результата

Проектировщик твердо знает, к чему должен идти и какой получит результат

Задача исследователя – искать истину, какой бы она не была

Задача проектировщика - подтверждение изученной прежде истины (порой это требует проведения исследований, но на репродуктивном уровне)

Исследователи изучают объекты и предметы

Проектировщики ставят перед собой прикладные цели

        В связи с этим, учащиеся включаются в проектную, исследовательскую и проектно-исследовательскую деятельности, в зависимости от возраста, уровня развития навыка ведения данной работы, мотивации, профильной направленности, склонности к абстрагированию или образному мышлению, систематики или эмоциональности, профессиональному самоопределению.

Содержание инновации в учебно-исследовательской деятельности учреждения включает в себя:

  • основную идею инновационной деятельности;
  • актуальность, научную новизну и практическую значимость учебно-исследовательской деятельности учащихся;
  • практическую значимость исследований учащихся;
  • ожидаемые результаты внедрения продукта инновационной деятельности;
  • области применения и перспективы внедрения инновации.

Организуя учебно-исследовательскую деятельностью с обучающимися,  необходимо помнить, что главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности. Такой взгляд на образовательный процесс требует соблюдения следующих условий:

  • систематичность, когда учебно-исследовательская работа по развитию исследовательских умений проводится в каждом объединении Центра «Поиск» на протяжении всех лет обучения по выбранной программе;
  • мотивированность, когда педагог создает условия для развития проектного мышления, исследовательских умений и  навыков, не зависимо от избранной учащимся направленности общеобразовательной  общеразвивающей программы;
  • учет возрастных особенностей учащихся, проходящего свой образовательный путь от сложного, но достижимого к более сложному[5].

Учет возрастных особенностей при организации и ведении учебно-исследовательской работы

  1. Дошкольники. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет новые подходы к совместной деятельности педагога дополнительного образования, учащегося-дошкольника и родителя. Учебно-исследовательская деятельность открывает широкие возможности для совместной деятельности педагогов, родителей и обучающихся для опытно-экспериментального поиска, для реализации стремления ребенка к самостоятельной поисковой активности.

Цель учебно-исследовательской работы: формирование у дошкольников основ исследовательского поведения, развитие творческого мышления, воображения, фантазии.

Задачи:

  • повысить уровень познавательной активности учащихся;
  • развить коммуникативные и творческие навыки;
  • воспитать умения работать в группах.

Организационные этапы учебно-исследовательской деятельности:

  • изучение методов и приемов ведения учебно-исследовательской и проектной работы с дошкольниками;
  • знакомство с передовым педагогическим опытом работы в этом направлении;
  • организация психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;
  • организация совместной работы педагогов, педагога-психолога, учащихся и родителей по созданию проектов;
  •  определение цели и задач проектно-исследовательской деятельности;
  • обеспечение психологической комфортности участников образовательного процесса и возможности выбора сфер самореализации;
  • организация консультативной и информационной поддержки участников проектной деятельности;
  • диагностика образовательного процесса (использование методики Керна-Йерисика на определение умственных способностей);
  • использование нестандартных форм образовательной деятельности:
  • занятия – экспериментирования;
  • работа в мини-лабораториях;
  • организация мини-музеев в группах;
  • дошкольные мини-конференции с защитой и просмотром мультимедийных проектов;
  • презентации проектов.

При проектировании педагоги ориентировались на зону актуального и ближайшего развития учащихся, так как проектирование нацелено на применение имеющихся знаний и на приобретение новых. Была использована следующая классификация тем по комплексной общеобразовательной общеразвивающей программе «Дошкольник»: «Чтение художественной литературы», «Окружающий мир» и «Формирование математических представлений», «Изобразительное творчество».

  1. Младшие школьники. Федеральный государственный образовательный стандарт указывает на использование в образовательном процессе системно-деятельностного подхода, обеспечивающего преемственность дошкольного, начального общего, образования. разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающего рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

Учебно-исследовательская деятельность способствует развитию индивидуальных особенностей и способностей обучающихся, направлена на реализацию стремлений учащихся к самостоятельной поисковой активности.

Роль родителей учащихся 7-10 лет сводится к тому, чтобы  не ограничивать самостоятельную творческую активность ребёнка, а выступать в роли консультанта. Учащиеся вовлекаются в проектную и учебно-исследовательскую деятельность.

Цель организации учебно-исследовательской работы с учащимися младшего школьного возраста:

  • выявить наиболее одаренных учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью в разных областях культуры и науки, и развить их творческих способностей;
  • совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы учащихся и повысить их уровень знаний и эрудиции;
  • способствовать обучению учащихся в рамках саморазвития и самообразования;
  • поддерживать тесный контакт с родителями в области научных достижений их детей;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся через исследовательскую и проектную деятельность.

Задачи:

  • развивать у обучающихся навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить;
  • приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области знаний;
  • познакомить с методами научно-практических исследований;
  • овладевать правилами обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами, оборудованием, техникой и т.п.;
  • совершенствовать навыки самостоятельной работы, необходимой при учебно-исследовательской деятельности;
  • диагностика исследования словесно – логического мышления младших школьников методика Э.Ф.Замбацявичене,
  • воспитывать интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин.

        Учащиеся средних классов. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования указывает на использование в образовательном процессе системно-деятельностного подхода, обеспечивающего «формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества»[6]. Такой взгляд на образовательный процесс направляет его на организацию качественного личностно ориентированного обучения. 

Учебно-исследовательская деятельность способствует развитию индивидуальных особенностей и способностей обучающихся, направлена на приобретение жизненно важных компетенций, дает возможность учащемуся ориентироваться в современном обществе, формирует способность быстро реагировать на запросы общества.

В ЦВР «Поиск» организация учебно-исследовательской деятельности учащихся можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению поставленной значимой проблемы.

Цель организации учебно-исследовательской работы с учащимися среднего школьного возраста:

  • стимулировать интерес обучающихся к определенным, выявленным проблемам;
  • овладение суммой знаний, умений выполнения учебно-исследовательской работы, направленной на решение выявленных проблем, умение практически применять полученные знания;
  •  развитие рефлекторного (или критического) мышления.

Задачи:

  • развить познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
  •  развить критическое и творческое мышление, умение увидеть, сформулировать и решить проблему;
  • Диагностика способностей к обучени учащихся средних классов - тест Г. Вицлака;
  • формировать основных компетентности учащихся (организационные, коммуникативные, исследовательские, социальные).
  • Сташеклассники. На основании требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (10-11 кл.), требований времени, увеличилось значение привлечения старшеклассников к учебно-исследовательской деятельности. Она успешна лишь тогда, когда у них сформирована мотивация к исследовательской деятельности

Цель: организации учебно-исследовательской работы с учащимися старшего школьного возраста:

  • привлечение учащихся старших классов к самостоятельной исследовательской деятельности;
  • развитие творческих способностей и познавательных интересов;
  • углубление программных знаний;
  • развитие личностных качеств учащихся;
  • формирование информационных, учебно-познавательных и коммуникативных компетенций средствами учебно-исследовательской деятельности.

Основные задачи:

  • формировать научное мировоззрение учащихся;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • повысить образовательный уровень учащихся;
  • развить индивидуальные способности и склонности учащихся;
  • овладение методами научно-практических исследований; развитие индивидуальных способностей и склонностей учащихся;
  • активизация познавательной деятельности учащихся старшего школьного возраста;
  • повышение образовательного уровня учащихся;
  • диагностика развития умственных способностей старшеклассников- тест ШТУР (адаптированный вариант);
  • развитие базовых компетенций учащихся.

Учащиеся МБОЦ ДОД ЦВР «Поиск» г.о. Самара всех возрастов привлечены к участию в учебно-исследовательской работе, не зависимо от направленности выбранной ими общеобразовательной общеразвивающей программы.

Использование возможностей

учебно-исследовательской работы в условиях МБОУ ДОД ВР «Поиск» г.о.  Самара


  • Полиэтническая деятельность:
  • Долгосрочный воспитательный проект «Формирование мультикультурного пространства средствами системного проекта полиэтнического воспитания «Мы на Волге живем дружно!»
  • Художественная направленность:
  • Общеобразовательная общеразвивающая программа «Шкатулка волшебства - хранитель изделий из бисера»;
  • Общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр в нашей жизни»;
  • Общеобразовательная общеразвивающая программа «Хореографический ансамбль «Диво»;
  • Общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр-спорт-культура» (программа детского театра эстрады «Льдинка»);
  • Общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр-студия бального танца «Лидия»;
  • Общеобразовательная общеразвивающая программа «Декоративно-прикладное искусство в системе художественной культуры»;
  • Общеобразовательная общеразвивающая программа  «Театр в жизни подростка»;
  • Социально-педагогическая направленность:
  • Комплексная общеобразовательная общеразвивающая программа «Дошкольник»: подпрограмма «Развитие речи»;
  • Проектная инициатива «Космическое поколение»;
  • Проектная инициатива «Галактяне»;
  • Проект «Международный фестиваль искусств «Открытая Поволжская Арт сессия»
  • Комплексная общеобразовательная общеразвивающая программа элективных курсов:

«Я и моя профессия»;

«Искусство одеваться»;

«История художественного формообразования предметов и современный дизайн»;

  • Естественно-научная направленность:
  • Общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный исследователь неба»;
  • Физкультурно-спортивная направленность:
  • Общеобразовательная общеразвивающая программа «Рукопашный бой»
  • Туристско-краеведческая направленность:
  • Общеобразовательная общеразвивающая программа «Пенаты истории Самарского края»

  1. Основная идея инновации

Основываясь на высказывании Александра Савенкова, утверждающим, что «обучение должно быть проблемным, оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской практики…строиться…как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания»[7], идеей введения в образовательный процесс Центра учебно-исследовательской деятельности становится преобразование процесса обучения, формирующего у обучающегося нового (проектно-исследовательского) мышления.

Произошедшие в последние годы изменения в практике дополнительного образования ориентируют его на развитие личности обучающегося, его познавательных и созидательных способностей. Выпускник УДОД должен быть активным, с гибким мышлением, готовым постоянному обучению, должен быть адаптирован к социальной и профессиональной жизни. Учащийся должен приобрести опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть современные ключевые компетенции. Ключевые ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования компетенции являются парадигмой результата современного образования.

Компетентностный подход предполагает соединение в единое целое образовательного процесса и его осмысления, в ходе которого происходит становление личностной позиции учащегося, его отношения к предмету деятельности[8].

Включение в образовательный процесс учебно-исследовательского компонента  способствует получению результата, где главным являются не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность ученика/выпускника к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

В связи с этим при осуществлении образовательной деятельности важным становится приобретение учащимся разностороннего опыта деятельности, когда учащийся проходит эффективный путь, при котором у ученика должны формируются операции анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения.

В связи с этим в программный материал были включены методы, направленные на:

  • формирование активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся;
  • развитие общеучебных умений и практических владений: исследовательских, рефлексивных, самооценочных;
  • формирование компетенций, т.е. умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности;
  • реализация принципа связи обучения с жизнью[9].

  1. Актуальность, научная новизна и практическая значимость инновации

На основании Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Концепции развития дополнительного образования в РФ (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04. 09.2014 № 1726-Р), Плана мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р) в ЦВР «Поиск» г.о.  были пересмотрены подходы к  организации образовательной деятельности. С 2012 года началась активная работа по введению системы учебно-исследовательской деятельности во всех объединениях центра. В результате – в систему были вовлечены детские объединения, ранее не участвующие в такой работе.

В «Концепции развития дополнительного образования детей в Самарской области до 2015 года» говорится о «дальнейшем внедрении в систему дополнительного образования инновационных технологий, в том числе информационных, телекоммуникационных технологий, технологий творческого развития и самообразования».

ФГОС как новая парадигма образования предполагает переход от информационно-трансляционного образовательного учреждения к деятельностному. В связи с этим, идеей внедрения в образовательный процесс учебно-исследовательского компонента становится актуальным

Учебно-исследовательская деятельность учащихся, являющаяся ведущим элементом дополнительного образования в условиях ЦВР «Поиск», способствует развитию творческого потенциала учащихся. Она направлена не только на изучение какого-либо объекта или явления, но и на публичное выступление с результатами своего исследования на конференциях и конкурсах различного уровня. Участие в учебно-исследовательской деятельности направлено на повышение социальной активности учащихся и их профессиональную ориентацию, развитие одаренности средствами проектной деятельности.

Глобальные изменения в различных сферах современного общества потребовали корректировки содержательных, методических, технологических аспектов дополнительного образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств, направленных на:

  • индивидуальное развитие личности и творческой инициативы,;
  • приобретение навыка самостоятельного движения в информационных полях;
  •  формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи, возникающие в жизни в области профессиональной ориентации, дальнейшего самоопределения.

При таком подходе к рассмотрению образовательного процесса, акцент переносится с передачи учащемуся знаний в области выбранной программы на воспитание подлинно свободной личности, формирование у нее способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательного учреждения методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Социальный заказ государства, сформулированный в Законе РФ «Об образовании» (12, ст. 2), заключается в «общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся». Следовательно, необходимо создать условия для включения каждого ребенка в естественные виды деятельности, создать благоприятную среду для его развития. В результате, проектная  и исследовательская формы работы в ЦВР «Поиск» с обучающимися стали приоритетными. При выборе формы работы учитываются возрастные особенности детей. В зависимости от уровня полученных результатов предоставляется возможность обучающимся продемонстрировать их на публичных презентациях различного уровня: перед сверстниками, родителями, педагогами, для широкой общественности.

8.  Ожидаемые результаты введения инновации

8.1. Ожидаемые результаты  формирования базовых компетенций учащиеся ЦВР «Поиск» дошкольного возраста

  • формирование учебно-исследовательских умений;
  • повышение уровня познавательной активности дошкольников;
  • развитие коммуникативных и творческих навыков;
  • воспитание умения работать в группах.

8.2. Ожидаемые результаты  формирования базовых компетенций учащиеся ЦВР «Поиск» младшего школьного возраста

  • развитие у обучающихся навыка научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить;
  • овладение основными методами научно-практических исследований;
  • приобретение дополнительных знаний, умения и навыков в интересующей области знаний;
  • овладение правилами обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами, оборудованием, техникой и т.п.;
  • совершенствование навыков самостоятельной работы, необходимой при учебно-исследовательской деятельности;
  • воспитание интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин.

8.3. Ожидаемые результаты  формирования базовых компетенций учащиеся ЦВР «Поиск» среднего школьного возраста

  • развитие познавательных навыков учащихся, их умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
  •  развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему;
  • формирование основных компетентностей учащихся (организационных, коммуникативных, исследовательских, социальных).

8.4. Ожидаемые результаты  формирования базовых компетенций учащиеся ЦВР «Поиск» старшего школьного возраста

  • формирование научного мировоззрения учащихся;
  • активизация познавательной деятельности учащихся;
  • повышение образовательного уровня учащихся;
  • развитие индивидуальных способностей и склонностей учащихся;
  • овладение методами научно-практических исследований; развитие индивидуальных способностей и склонностей учащихся;
  • активизация познавательной деятельности учащихся старшего школьного возраста;
  • повышение образовательного уровня учащихся.
  • развитие базовых компетенций учащихся.

9. Перспективы внедрения учебно-исследовательской деятельности в образовательный процесс ЦВР «Поиск »

Расширение образовательного пространства за счет:

  • привлечения к учебно-исследовательской деятельности до 70% учащихся ЦВР «Поиск»;
  • расширения количества участников в проектных инициативах «Галактяне», «Космическое поколение»;
  • разработка и реализация долгосрочного воспитательного проекта;
  • пополнение методической базы за счет разработки новых материалов по теме «Учебно-исследовательская деятельность».
  • проведение систематических методических заседаний педагогического коллектива ЦВР «Поиск» по изучению передового и обобщению личного опыта работы в исследовательской деятельности;
  • привлечение к участию в конференции «Юный исследователь» дошкольников из образовательных учреждений города и области;

10. Преимущества инновации по сравнению с известными

Введение  учебно-исследовательского компонента в образовательный процесс МБОУ ДОД ЦВР «Поиск» г.о. Самара способствует расширению его образовательного пространства:

2012-2013 уч.г.

Использование учебно-исследовательской         деятельности 3% учащихся ЦВР «Поиск»

2013-2014 уч.г.

  • Использование учебно-исследовательской         деятельности 30% учащихся ЦВР «Поиск»;
  • использование учебно-исследовательской         деятельности в социально-значимой деятельности на уровне города и области (долгосрочный воспитательный проект «Формирование мультикультурного пространства средствами системного проекта полиэтнического воспитания «Мы на Волге живем дружно!», проект «Международный фестиваль искусств "Открытая Поволжская Арт-сессия").

2014-2015 уч.г.

  • Использование учебно-исследовательской         деятельности 60% учащихся ЦВР «Поиск»
  • Использование учебно-исследовательской деятельности в рамках проектных инициатив («Космическое поколение», «Галактяне»).

11. Сроки осуществлению замысла инновации (этапы реализации, задачи, ожидаемые результаты-экспериментальный этап и его содержание, аргументированность актуальности для УДОД, муниципалитета, региона, федерации)

Этапы реализации инновации

Подготовительно-поисковый (экспериментальный) этап

январь 2013 г. - сентябрь 2014 г.

Задачи: 

  • Выявить готовность педагогов к организации исследовательской деятельности в объединениях учащихся.
  • Диагностировать креативные способности учащихся.
  • Изучить методическую литературу по организации учебно-исследовательской деятельности
  • Разработать комплекс педагогических средств, обеспечивающих освоение учащимися исследовательских навыков в рамках раздела учебно-исследовательской деятельности дополнительной программы.
  • Модернизировать образовательные программы, включив в них раздел «Учебно-исследовательская деятельность».
  • Стимулировать интерес учащихся к исследованиям, проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность.
  • Показать  учащимся практическое применение полученных знаний в избранной образовательной области.
  • Удовлетворять запросы обучающихся, используя потенциал их свободного времени и решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

Содержание деятельности

  • Разработка структуры последовательного введения учебно-исследовательского компонента в образовательный процесс ЦВР «Поиск».
  • Разработка системы мониторинговых исследований.
  • Проведение заседаний методических объединений по изучению методики работы в направлении проектно-исследовательской деятельности в рамках УДОД.
  • Стартовая диагностика.
  • Введение учебно-исследовательского компонента в объединения учащихся всех реализуемых в ЦВР «Поиск» направленностей.
  • Выявление проблем по реализации учебно-исследовательского компонента в образовательный процесс.
  • Разработка  рекомендаций по  организации учебно-исследовательской работы.
  • Итоговая диагностика по результатам участие обучающихся в исследовательский процесс.
  • Разработана система  поддержки учащихся, занятых в  учебно-исследовательской работе.

Аналитическо-практический этап

2014-2015 уч.г.

2015-2016 уч.г. (первое полугодие)

Задачи:

  • разработать критерии оценки результативности учебно-исследовательской работы учащихся;
  • расширить контингент учащихся, вовлеченных в учебно-исследовательскую работу;
  • укрепить базовые компетентности учащихся  за счет учебно-исследовательской деятельности;
  • обучать педагогических работников методикам ведения учебно-исследовательской работы;
  • модернизировать общеразвивающие программы с учетом ФГОС;
  • проводить стартовую и итоговую диагностику результативности учебно-исследовательской работы;
  • издать методическое пособие по инновационной деятельности;
  • разработать систему мотивационной поддержки учащихся, активно  и результативно  занимающихся учебно-исследовательской работой;
  • создавать ситуацию успеха учащихся ЦВР «Поиск».

Содержание деятельности:

  • разработка системы оценки результативности внедрения в образовательный процесс учебно-исследовательской работы учащихся;
  • привлечение учащихся центра в  учебно-исследовательской деятельности;
  • проведение обучающих семинаров по обучению педагогических работников методикам ведения учебно-исследовательской работы;
  • модернизация общеразвивающих программ с учетом ФГОС; введение в их содержание проектно- исследовательскую деятельность учащихся
  • включение в образовательный процесс стартовой и итоговой диагностики результативности учебно-исследовательской работы;
  • разработка методических пособий по инновационной деятельности;
  • разработка системы мотивационной поддержки учащихся, активно и результативно  занимающихся учебно-исследовательской работой.

Контрольный этап

2015-2016уч.г. (второе полугодие)

Задачи:

  • реализовать позиции системы мониторинга результативности учебно-исследовательской деятельности учащихся в достижении поставленной цели и решении задач;
  • аттестация результативности деятельности творческих объединений и педагогических работников в области инновационной деятельности;
  • укрепление методической базы педагогическими разработками в области учебно-исследовательской деятельности;
  • выявление проблем и определение перспектив развития системы учебно-исследовательской деятельности.

Содержание деятельности:

  • проведение сравнительного анализа результативности учебно-исследовательской деятельности учащихся в достижении поставленной цели и решении задач на основе разработанной систему мониторинга;
  • проведение итогового форума участников образовательного процесса (педагоги, учащиеся, родители) для трансляции лучшего опыта работы творческих объединений и лучших юных исследователей;
  • рассмотрение организации учебно-исследовательской         работы в объединениях на заседании итогового Педагогического совета для определения проблемных мест и поиска их решения; для определения возможностей расширения поля учебно-исследовательской деятельности во всех ученических объединениях ЦВР «Поиск»;
  • введение коррекционных действий в процесс учебно-исследовательской работы с учащимися ЦВР «Поиск»;
  • определение возможного участия педагогических работников в укреплении методической базы по теме инновации;
  • определены пути расширения влияния на образовательную среду микросоциума.

12. Полученные результаты на каждом этапе инновации

Каждый этап дал положительные результаты и подтвердил верность выбранного пути по решению поставленных задач.

А). Подготовительно-поисковый (экспериментальный) этап

  1. Проведено диагностическое исследование по выявлению одаренных детей, способных принять участие. 3% обучающихся в ЦВР «Поиск» заняты в учебно-исследовательской деятельности.
  2. Разработана система введения учебно-исследовательской работы в ученическую среду. В результате, в учебно-исследовательскую деятельность с 2013 г. постепенно были вовлечены учащиеся, независимо от возраста и направленности общеобразовательной общеразвивающей программы.
  3. Совместно с педагогом-психологом начали проводиться исследования, направленные на выявление мотивации, творческих способностей учащихся. В зависимости от возраста участника учебно-исследовательской деятельности использовались различные методики: Керна –Йерасика –Диагностика умственной готовности- дошкольники; методика Э.Ф.Замбацявичене – Исследование словесно – логического мышления младших школьников,; тест Г. Вицлака –Способность к обучению в школе – учащиеся средних классов; тест ШТУР (адаптированный вариант) - развитие умственных способностей - старшеклассники.
  4. Начала разрабатываться система оценки результативности внедрения в образовательный процесс учебно-исследовательской работы учащихся.
  5. Разработана система поддержки учащихся, участвующих в учебно-исследовательской работе:
  6. В учебно-исследовательскую деятельность с 2012-2013 и 2013-2014уч.г.г. постепенно были вовлечены учащиеся, не зависимо от возраста и направленности общеобразовательной общеразвивающей программы и проектных инициатив:
  1. - 2014 уч.г.
  • Участники Долгосрочного воспитательного проекта «Формирование мультикультурного пространства средствами системного проекта полиэтнического воспитания «Мы на Волге живем дружно!» автор-составитель Башкардина И.Ф.;
  • изучен и распространен педагогический опыт работы по ведению учебно-исследовательской деятельности участников Долгосрочного воспитательного проекта «Формирование мультикультурного пространства средствами системного проекта полиэтнического воспитания «Мы на Волге живем дружно!»;
  • учащиеся общеобразовательной общеразвивающей программы «Дошкольник» автор-составитель Иванова О.Г.;
  • учащиеся общеобразовательной общеразвивающей программы «Рукопашный бой» автор-составитель Давыдов А.С.;
  • учащиеся общеобразовательной общеразвивающей программы «Шкатулка волшебства - хранитель изделий из бисера» автор-составитель Гайдукова Н.Ю.;
  • учащиеся комплексной общеобразовательной общеразвивающей программы элективных курсов: «Я и моя профессия» автор-составитель Ефимова А.Д.;
  • учащиеся общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный исследователь неба» автор-составитель Медведева Э.Я.

Б).Аналитическо-практический этап

1.Разработана система оценки результативности внедрения в образовательный процесс учебно-исследовательской работы учащихся.

  1. Система оценки предметных, личностных и метапредметных результатов

Параметры

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Число баллов

Методы диагностики

Формы подведения итогов

Предметные результаты

Теоретические знания выходящие за рамки изучаемой программы

Осмысленность и правильность использования теоретических знаний

  • Использование объема теоретических знаний при работе над исследованием составляет менее 1/2 объёма;
  • использование полного объема теоретических знаний;
  • использование объема теоретический объем знаний, выходящих за рамки общеразвивающей программы

1

2

3

Педагогическое наблюдение, опрос, анализ за использованием теоретических знаний в практической исследовательской деятельности

конференция

Практические умения, владения навыком выполнения исследовательской работы

Осмысленность и правильность использования практических навыков

  • Использование объема практических умений и владений составляет менее 1/2 объёма;
  • Использование полного объема практических умений и владений;
  • использование объема практическим умениями и навыками выходит за рамки общеразвивающей программы

1

2

3

Педагогическое наблюдение, за активностью использования практических умений и владений;

анализ за использованием практических умений и владений

Конференция

Личностные и метапредметные результаты

Мотивация к участию в  учебно-исследовательской деятельности

Осмысленность в исследовательской деятельности

  • Готов к участию в учебно-исследовательской работе для удовлетворения познавательного исследования с  помощью педагога
  • Готов к участию в учебно-исследовательской работе для самореализации самостоятельно
  • Готов к участию в учебно-исследовательской работе для распространения новых знаний, полученных в ходе исследования

1

2

3

Наблюдение, опросники

Стартовая и итоговая диагностика

Качества интеллектуальной сферы

Способность проявлять культуру общения

  • Низкая культура общения;
  • слабое стремление к использованию речевого культурного общения;
  • выражено активное стремление к использованию норм культурного общения

1

2

3

Педагогическое наблюдение, опрос, беседа за развитием интеллектуально-речевым взаимодействием со взрослыми и сверстниками

Защита коллективной учебно-исследовательской работы

Качества нравственной сферы

Способность проявлять знания и использовать нормы речевого этикета

  • Слабое проявление нравственных качеств при использовании правилам речевого этикета;
  • умеренное проявление нравственных качеств при использовании основных правил речевого этикета;
  • активное проявление нравственных качеств при использовании правил речевого этикета

1

2

3

Педагогическое наблюдение, беседа, создание речевых ситуаций

Практическое занятие над исследованием

Качества эстетической сферы

Способность проявлять эмоциональную отзывчивость и сопереживание

  • слабо проявляет способность к эмоциональной отзывчивости и к сопереживанию;
  • умеренно проявляет способность к эмоциональной отзывчивости и к сопереживанию;
  • активно проявляет способность к эмоциональной отзывчивости и к сопереживанию

1

2

3

Педагогическое, наблюдение, беседа

Социально-значимое мероприятие

Качества

действенно-практической сферы

Способность проявлять самостоятельность, целенаправленность, саморегуляцию собственных действий

  • умеренно проявляет способность к самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции собственных действий; требуется активная поддержка педагога
  • активно проявляет способность к самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции собственных действий; требуется слабая поддержка педагога
  • активно проявляет способность к самостоятельности, целенаправленности, саморегуляции собственных действий; поддержка педагога не требуется

1

2

3

Педагогическое, наблюдение, тесты:

  • Керна –Йерасика –Диагностика умственной готовности- дошкольники
  • методика Э.Ф.Замбацявичене – Исследование словесно – логического мышления младших школьников, дидактическая игра – младшие школьники
  • тест Г. Вицлака –Способность к обучению в школе – учащиеся средних классов
  • тест ШТУР (адаптированный вариант) - развитие умственных способностей - старшеклассники.

Открытое занятие

Качества эмоционально-волевой сферы

Способность проявлять эмоционально-оценочное реагирование

  • слабо проявляет способность к эмоционально-оценочному действию;
  • умеренно проявляет способность к эмоционально-оценочному действию;
  • активно проявляет способность к эмоционально-оценочному действию

1

2

3

Педагогическое наблюдение, беседа, создание речевых ситуаций

Открытое занятие, участие в мастер-классе

Качества сферы здоровья

Способность проявлять интерес к сохранению своего здоровья

  • умеренно проявляет интерес к сохранению своего здоровья;
  • активно проявляет интерес к сохранению своего здоровья
  • стремиться к передаче знаний в области здоровья

1

2

3

Педагогическое, наблюдение

Социально-значимое мероприятие

Была организована работа по достижению поставленной цели за счет решения задач.

2. У учащихся появилась потребность в творческом самовыражении, стремлении быть полезным обществу.
В процессе проектной, исследовательской деятельности у учащихся активно формируются и развиваются общеучебные умения: рефлексивные и поисковые (исследовательские); навыки оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве, а также способности достойно представлять и защищать свое исследование. Началось формирование базовых компетенций у участников учебно-исследовательской работы:

Учебно-познавательные компетенции: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос: «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?», увидеть проблему, провести самоанализ, обоснованный выбор способа или метода, пути деятельности, планирование своей деятельности.

Информационные компетенции: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск информации по каталогам, контекстный поиск в Интернет, формулирование ключевых слов.         

Коммуникативные компетенции: слушание и понимание других, выражение себя, нахождение компромисса, взаимодействие внутри группы. Достигнутые результаты показывают, что через технологию организации учебно-исследовательской деятельности можно создать условия для самореализации учащихся, осуществления педагогического сотрудничества на равных, когда вместо традиционного «учитель-ученик» появляется «исследователь-исследователь».

Создавая условия для развития индивидуальности ребенка, включая его в исследовательскую деятельность, можно рассчитывать на новый качественный результат, необходимый современному обществу. Учащиеся, осознающие свою способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в  среде сверстников. Именно исследовательская деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности, что способствует формированию у учащихся ключевых компетенций.

3.Результаты работы по проектной – исследовательской, учебно-исследовательской деятельности:

  • организация учрежденческих конференций «Мои открытия» и «Маленькие исследователи»;
  • организация городской конференции «Толерантность и возрождение духовности в подростковой и молодежной среде» (лауреаты 1, 2, 3 степени); ежегодной городской конкурсно-фестивальной творческой смены межнационального общения детей и подростков «Шире круг»;
  • участие в городской краеведческой олимпиаде(лауреат степени); городской этнографической Интернет-викторине «Этносы Самарского края» (лауреат 2 степени); открытой городской научно-практической конференции «Новое поколение» (лауреат 1 степени); городского фестиваля детского творчества «Подснежник» (лауреат 2 степени); городском музейном марафоне «Музей и дети» (лауреаты 1, 2, 3  степени); в городском туре областного конкурса ДПИ «Родные мотивы-2014» (лауреат 1 степени); городском этапе конкурса экологического плаката в рамках Международного экологического форума «Экология большого города» (сертификаты); городского конкурса творческих работ «Моя семья» (сертификаты);
  • участие в Областном фестивале самобытного народного творчества «Русь» (лауреат 1 степени); в областном этапе Всероссийского экологического форума «Зеленая планета» (сертификаты); в городском экологическом конкурсе «Сохраним Волгу вместе» (сертификаты); областном конкурсе «Пресмыкающиеся Самарского края» (сертификат)
  • проведение мастер –класса на Областном фестивале самобытного народного творчества «Русь»;
  • участники региональной научно-практической конференции «Базовые национальные ценности как основа сохранения гражданской идентичности и укрепления межэтнических отношений»;
  • участие (Гран-при) в межрегиональном конкурсе юных музыковедов, искусствоведов и экскурсоводов «Беседы с музами» в номинации «Юный исследователь» (Гран-при);
  • участие во Всероссийском фестивале-конкурсе детского и юношеского творчества «Триумф» (лауреат 2 степени); Всероссийском заочном конкурсе исследовательских работ «Шаги в науку» (лауреаты 1,  2 степени); Всероссийском заочном конкурсе «Познание и творчество» (участники, лауреаты 1-8 место); Российском заочном конкурсе «Юный исследователь» (лауреат 1 степени); Всероссийских краеведческих чтениях (секции «Культурное наследие. Литературное краеведение и «Этнография. Археология» (дипломант, лауреат); в открытом Всероссийском конкурсе инновационных разработок «Инноватика-2015» (лауреат 1 степени); Всероссийском очном форуме «Педагогический Олимп-2015» (лауреат 1 степени); Российском летнем турнире-конференции «Юный исследователь-юг» (лауреаты 1 степени); Российском летнем турнире-конференции «Юность. Наука. Культура -юг» (лауреаты 1,3 степени); Всероссийском фестивале «Созвездие талантов» в номинации «Мир человека» (лауреаты 1 степени); Российском летнем турнире-конференции «Юный исследователь-юг» (лауреаты 1 степени);
  • организация Международного фестиваля искусств "Открытая Поволжская Арт-сессия" (скриншот);
  • участие в Открытых Международных Славянских чтениях (лауреат 1 степени, дипломанты); Международном фестивале-конкурсе детского и юношеского творчества «Хрустальное сердце мира» (лауреаты 1, 2  степени); Международном фестивале-конкурсе детских, юношеских, молодежных, взрослых творческих коллективов и исполнителей «Адмиралтейская звезда» номинации «Фото» (лауреат 1 степени) и в номинации «Декоративно-прикладное искусство и художественные ремесла» (лауреат 1 степени); Международном конкурсе-фестивале «Волжские созвездия» (лауреаты 1 степени);Международном полнокупольном фестивале «Кинокупол» (сертификат);
  • участие в зимних Олимпийских играх с практической частью проекта «Олимпийский огонь в сердце каждого зажжен!» (грамота);
  • имя участника программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» размещен в  итоговом электронном сборнике «Ими гордится Россия» (адрес  http://vivat/tuture4you.ru);
  • публикации материалов открытой городской конференции «Новое поколение» в сети интернет (адрес  http:allworldart.ru/materialy-nauchno-prakticheskojj-konferencii-novoe-pokolenie);
  • издание сборника методических рекомендаций «Организация учебно-исследовательской работы в условиях учреждения дополнительного образования»;

4.Реализуется система поддержки учащихся, участвующих в учебно-исследовательской работе:

5. В учебно-исследовательскую деятельность с 2014 г. постепенно были вовлечены учащиеся, независимо от возраста и направленности общеобразовательной общеразвивающей программы.

2014-2015 уч.г.

  • Участники Долгосрочного воспитательного проекта «Формирование мультикультурного пространства средствами системного проекта полиэтнического воспитания «Мы на Волге живем дружно!» автор-составитель Башкардина И.Ф. (победитель областного конкурса долгосрочных воспитательных проектов 2014-2015 уч.г.);
  • учащиеся комплексной общеобразовательной общеразвивающей программы элективных курсов «Искусство одеваться» автор-составитель Гайдукова Н.Ю., «История художественного формообразования предметов и современный дизайн» автор-составитель Гавриш Н.А.;
  • учащиеся общеобразовательной общеразвивающей программы «Хореографический ансамбль «Диво» автор-составитель Демидова Н.Ю.;
  • учащиеся общеобразовательной общеразвивающей программы «Театр в нашей жизни» автор-составитель Ламзина Е.И.;
  • учащиеся комплексной общеобразовательной общеразвивающей программы «Театр-спорт-культура» (программа детского театра эстрады «Льдинка»), авторы-составители Безрукова О.Д., Безруков В.Г., Старова Г.В., Иванова Е.Е. Самаркин В.В.;
  • учащиеся общеобразовательной общеразвивающей программы «Пенаты истории Самарского края» автор-составитель Минаева И.Г.

2015-2016 уч.г.

  • Учащиеся общеобразовательной общеразвивающей программы «Союз друзей»  автор-составитель Паньшина О.П.;
  • учащиеся общеобразовательной общеразвивающей программы «Театр-студия бального танца «Лидия», автор-составитель  Татьянина И.П.;
  • учащиеся общеобразовательной общеразвивающей программы «Дошкольник» авторы-составители Иванова О.Г., Кожевникова Н.А.:

результатом работы по проектной – исследовательской деятельности стало проведение мини-конференции «Маленькие исследователи», на которых были представлены следующие проекты:

Секция «Живая природа»:

  • «Вода-снег-лед»- отв. учащаяся Баркова Маргарита
  • «Овощи и фрукты на нашей даче» - отв. учащаяся Бурыкина Полина

Секция «Сказочная поляна»

  • «Образ зайчика в русских народных сказках»- отв. учащийся Томин Виктор;
  • «Традиционный головной убор – кокошник (венец) в русских народных сказках» -  отв. учащийся Можаев Артем;

Секция «Космос»:

  • «Космические аппараты» (создание аппаратов из геометрических фигур) – отв. учащийся Житлова Елизавета;
  • «Вселенная глазами детей» – отв. учащийся Батраков Ярослав;

Работа по учебно-исследовательской деятельности дошкольников  проходит с участием родителей. Разработка тем ориентирована на укрепление и развитие уникальных отношений «ребенок – взрослый», которые строятся на соучастии в исследовательской деятельности равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Таким образом, были получены подтверждения того, что внедрение учебно-исследовательского компонента в образовательный процесс дошкольников является позитивной, педагогически целесообразной стороной общего образовательного процесса.

Проводимая работа по формированию учебно-исследовательских умений дает положительные результаты:

  • повышение мотивации к учебно-исследовательской деятельности;
  • исследовательская деятельность дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоконтролю, самооценке;
  • учащиеся общеобразовательной общеразвивающей программы «Декоративно-прикладное искусство в системе художественной культуры» автор-составитель  Грабовская В.Р.;
  • учащиеся общеобразовательной общеразвивающей программы «Изобразительная деятельность» автор-составитель Симакина Л.Я.
  • учащиеся общеобразовательной общеразвивающей программы «Дзюдо» автор-составитель Иванников П.В.
  • учащиеся общеобразовательной общеразвивающей программы «Айкидо», автор-составиетель Воронов С.Н.

4.Учебно-исследовательская деятельность в МБОУ ДОД ЦВР «Поиск» г.о. Самара активно вошла в образовательный процесс, как важный компонент развития компетентностей учащихся. Общеобразовательные общеразвивающие программы позволили привлекать учащихся к исследованиям во всех их направленностях, не зависимо от их возраста.

Результаты таких исследований способствуют своевременному выявлению особенностей учащихся, их задатки и возможности, склонности к проектно-исследовательскому виду деятельности.  

В). Контрольный этап

  • проведение сравнительного анализа результативности учебно-исследовательской деятельности учащихся в достижении поставленной цели и решении задач на основе разработанной систему мониторинга;
  • проведение итогового форума участников образовательного процесса (педагоги, учащиеся, родители) для трансляции лучшего опыта работы творческих объединений и лучших юных исследователей;
  • рассмотрение организации учебно-исследовательской         работы в объединениях на заседании итогового Педагогического совета для определения проблемных мест и поиска их решения; для определения возможностей расширения поля учебно-исследовательской деятельности во всех ученических объединениях ЦВР «Поиск»;
  • введение коррекционных действий в процесс учебно-исследовательской работы с учащимися ЦВР «Поиск»;
  • определение возможного участия педагогических работников в укреплении методической базы по теме инновации;
  • определены пути расширения влияния на образовательную среду микросоциума.

Вывод: количественные и качественные показатели, освещающие эффективность использования в образовательной деятельности современной инновации показывают:

  • повышение мотивации обучающихся (сохранность контингента, участвующего в учебно-исследовательской деятельности вырос до 64 %);

Количество учащихся ЦВР «Поиск», мотивированных на учебно-исследовательскую деятельность

  • Количество педагогов дополнительного образования, включенных в процесс внедрения инновации:

  • повышение социальной активности обучающихся, занятых в учебно-исследовательской работе, отраженное в их участии в социально-значимых мероприятиях и мастер-классах:

  • повышение качества образовательного процесса, отраженное в стабильной результативности (победах) на конференция и конкурсах различного уровня.

  • использование интернет ресурсов в практике всех педагогов.

Наличие собственного сайта

  • укрепление методической базы


13. Приложения

13.1.Список используемой литературы

  • Амонашвили Ш. Основы гуманной педагогики. Школа жизни. Книга 3- М.:Амрита-Русь, 2012-с.313
  • Букреева И. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций [Текст] / И. А. Букреева, Н. А. Евченко // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 309-312.
  • Баранников А.В. Содержание общего образования. Компетентностный подход - М.: ГУ ВШЭ, 2002.
  • Волков Б.С., Волкова Н.В.. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах. М. Сфера, 2003.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
  • Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных и исследовательских работ http://2jemsch.ru/doc/FGOS/metod_rekomendisii.pdf
  • Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. С., Учебная литература, 2004.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

http://www.gdoy115.ru/fgos/prezentatsiya_fgos.pdf

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(1-4 кл.) http://минобрнауки.рф
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 классы) http://www.ug.ru/new_standards/4
  • Федеральный государственный образовательный стандарт  среднего общего образования (10-11 кл.) http://минобрнауки.рф/
  • Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования - М.: Педагогика, 2003, №5.

13.2. Скриншоты

13.3. Копии грамот участников конкурсов и научно-практических конференций 

13.4. Сборник методические рекомендации «Организация учебно-исследовательской работы в системе дополнительного образования»

Сборник материалов I  Региональной полиэтнической конференции руководителей, педагогов и учителей национальных школ, этнообъединений, образовательных учреждений, реализующих национальный компонент, VI  городской открытой полиэтнической научно-практической конференции учащихся «Толерантность и возрождение духовности в подростковой и молодежной среде»

13.5. Фотоматериалы

13.6.Аналитическая справка педагога-психолога


[1]Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

[2]Федеральный государственный стандарт начального образованияhttps://edu.tatar.ru/upload/images/files/standartobwobraz.pdf

[3]Федеральный стандарт общего образованияhttps://edu.tatar.ru/upload/images/files/standartobwobraz.pdf

[4]Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М. :Просвещение, 2011.

[5]Амонашвили Ш. Основы гуманной педагогики. Школа жизни. Книга 3- М.:Амрита-Русь, 2012-с.313

[6] Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования http://www.ug.ru/new_standards/4

[7] Савенков А.И Исследовательская работа школьников //Научно-методический и информационно-публицистический журнал. – 2007. - № 2.

[8]Баранников А.В. Содержание общего образования. Компетентностный подход - М.: ГУ ВШЭ, 2002.

[9]Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования - М.: Педагогика, 2003, №5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-исследовательская информационная работа "Россия - Америка: two wars in 1812, the first Ambassador in Russia"

Основная тема работы - Отечественная война 1812 года в России  с точки зрения иностранца. В работе исследуется­ редкий историческ­ий факт: пребывание­ будущего шестого Президента­ США в России в ...

Внедрение инновационных технологий, как ресурс развития патриотического воспитания МБОУ ДОД ЦДЮТ «Мечта» городского округа Самара

Программа патриотического воспитания подростков. В программе обобщен уникальный опыт работы педагогов центра, отражены путипатриотического  воспитания подростков, для которых слова "Родина" и "От...

Исследовательская работа "Видовое разнообразие млекопитающих на территории Карабашского городского округа"

На основании анализа  разнообразных источников ,проведённых практических исследований, даётся характеристика млекопитающих ,обитающих в окрестностях Карабаша. В работе сделана попытка систематизи...

ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦДОД «ИСКРА» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

Спортивно-оздоровительная деятельность – это одно из основных направлений деятельности нашего Центра, ориентированной на развитие физических, психических и личностных качеств и социальных потребн...

Доклад "Учебно-исследовательский проект как основной вид проектной деятельности школьника"

Доклад на педагогическом совете "Проектная деятельность в работе классного руководителя"...

Статья "Роль краеведческой работы в практике образовательной деятельности современной школы и дополнительного образования как основы образовательно-воспитательной системы"

В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Об этом можно суд...