Сценарий урока биологии для обучающихся с ЛУО (ИН) на тему "Горючие полезные ископаемые"
план-конспект урока (6 класс)

Сценарий урока биологии для обучающихся с легкой умственной отсталостью (ИН)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_biologii.docx173.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 Батаминская средняя общеобразовательная школа

СЦЕНАРИЙ УРОКА БИОЛОГИИ

для обучающихся с легкой умственной отсталостью (ИН)

на тему: "Горючие полезные ископаемые"

класс:6

                                          Разработала: Степаненко Ирина Владимировна,

                                                          учитель МОУ Батаминская СОШ

2022 год.

Класс: 6

Тема: Горючие полезные ископаемые.

Тип урока: изучение новых знаний

Цели и задачи урока:

1. Образовательные:  дать общее представление о горючих полезных ископаемых; расширить запас жизненных знаний учащихся о значении полезных ископаемых в окружающем мире.

2. Коррекционные:  развивать устную связную речь, корригировать мыслительные процессы: анализ, синтез, обобщение, сравнение.

3.Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природным богатствам нашей Родины, показать роль полезных ископаемых в жизнедеятельности человека.

Оборудование: учебники, рабочие тетради, коллекция полезных ископаемых, флакон с уксусной кислотой, карточки для индивидуальной работы, презентация, иллюстрации, физическая карта России.

Ход урока.

I. Организационный момент.

1. Взаимное  приветствие.

2. Организация внимания.

II. Повторение изученного материала:

1)  Вводное слово учителя

- Мы изучили группу полезных ископаемых, которые человек использует в строительстве.

2)  Работа с коллекцией полезных ископаемых.

а) Распознавание полезных ископаемых, используемых в строительстве по образцам.

- Выберите из коллекции и назовите гранит, мрамор, мел, обыкновенный известняк, песок, глину.

б)  Повторение отличительных свойств гранита и мрамора.

-Как можно отличить гранит и мрамор?

(Гранит от мрамора можно отличить при помощи уксусной кислоты. Демонстрация опыта. От кислоты на поверхности мрамора образуются  пузырьки. Это с шипением выходит углекислый газ. Гранит прочнее, чем  мрамор).

в)  Повторение состава гранита

- Вспомните из чего состоит гранит?

- Что образуется при его разрушении?

2. Работа по индивидуальным карточкам №1.

C:\Users\User\YandexDisk\Скриншоты\2024-04-24_16-47-21.png

Во время работы по карточкам демонстрируются кварц, слюда, полевой шпат, песок, глина. Учащиеся делают вывод: песок и глина образовались при разрушении гранита.      

III. Проверка домашнего задания.

1)  Свойство песка

 - Выбрать из коллекции полезных ископаемых песок. Рассказать связным рассказом о свойствах песка. (1 ученик)

2)  Свойство глины

 - Выбрать из коллекции полезных ископаемых глину. Рассказать связным рассказом о свойствах глины. (1 ученик)

3)  Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам.

C:\Users\User\YandexDisk\Скриншоты\2024-04-24_16-49-09.png

Проверка работ (фронтально).

Физминутка.

IV. Изучение нового материала.

1)  Отгадывание  ребусов ( презентация слайд №1) :

C:\Users\User\YandexDisk\Скриншоты\2024-04-24_16-51-41.png

       

2)   Вопросы учителя

- Уголь и природный газ – это полезные ископаемые или нет?

- Использует ли человек эти  полезные ископаемые как топливо для обогрева жилищ?

- Какие ещё полезные ископаемые используют как топливо для обогрева жилищ и приготовления пищи?

Полезные ископаемые, которые хорошо горят и выделяют при горении много тепла называют ГОРЮЧИМИ.

3)  Сообщение темы урока

- Горючие полезные ископаемые - тема нашего урока.

4)  Сообщение информационного центра о видах горючих полезных ископаемых (презентация слайд№2)

-В природе горючие полезные ископаемые находятся в Земле на разной глубине. Ближе всего к поверхности земли располагается торф. Торф образовался изо мха и других растений, поэтому он хорошо горит и выделяет больше тепла, чем дрова.  (Демонстрация торфа)

 (слайд №3) Каменный уголь (демонстрация угля антрацита) находится в природе на большой глубине, образовался из торфа и древовидных папоротников. Для добычи строят шахты. Выделяет тепла больше, чем торф.

(слайд №4) Нефть – жидкое горючее полезное ископаемое. Выделяет в полтора раза больше тепла, чем самый лучший уголь.

(слайд№5) Природный газ – газообразное горючее полезное ископаемое. Выделяет больше тепла, чем нефть. Нефть и природный газ образовались из остатков растений и животных, существовавших миллионы лет назад. Для их добычи бурят скважины.

Горючие полезные ископаемые применяются как топливо на заводах и фабриках. Ими отапливают дома, школы, больницы. Но, тепла эти полезные ископаемые выделяют по-разному.

(слайд № 6) Крупные потребители горючих полезных ископаемых – тепловые электростанции, которые вырабатывают электрический ток.

(слайд№7) Из горючих полезных ископаемых получают тысячи различных продуктов. Особенно ценные из них бензин, керосин и другие продукты переработки нефти, без которых не могут работать самолёты, автобусы, машины, морские суда и т.д.

5)  Совместное составление схемы «Горючие полезные ископаемые».

Учитель на доске, учащиеся в тетрадях.

C:\Users\User\YandexDisk\Скриншоты\2024-04-24_16-53-35.png

V. Первичное закрепление.

 1) Отгадывание загадок

Загадка 1.       Не море, не Земля

Корабли не плавают,

И ходить нельзя.   (Болото)

 Загадка 2.    Росли на болоте растения …

                     А теперь это топливо и удобрение.

                     (Торф)

-Слова болото и торф написаны на доске.

- Между словами  болото и торф есть связь. Какая? Дать устное объяснение.

Загадка 3. Чёрный и блестящий,
                  Я самый настоящий
                  Волшебник, чародей.
                  Я нужен для печей.
                  В печах переливаюсь
                  Золотистым цветом,
                  В морозы я стараюсь
                  Дома нагреть, как летом.

                        (Уголь)

- Выбрать из коллекции торф и каменный уголь.

- К каким полезным ископаемым относятся торф, уголь?  (твёрдые, горючие)

Загадка 4.      Это топливо, сырьё

                          Из земли качают.
                         «Черным золотом» его
                         Люди величают.
                         (Нефть)

-Выбрать иллюстрацию, на которой изображена нефть. (на доске иллюстрации)

- Почему нефть на иллюстрации изображена в посуде? (нефть жидкая, не имеет своей постоянной формы)                               

                                                                                                       

  Загадка 5.   На кухне у мамы помощник отличный,

                         Он синим цветком расцветает от спичек.

                          (Природный газ)

Если почувствуете запах природного газа, по какому номеру надо вызвать  мастера:  01;   02;    03;    04.

2)  Краеведение. Устное сообщение  сопровождающееся показом месторождений на физической карте

- Огромные  запасы газа располагаются  в   Иркутской области

Жигаловский район месторождение Ковыктинское;  

Братское  к северо-востоку от г. Братска;

Атовское   к северо-западу от г. Иркутска.

Аянское  к северо-востоку от г. Усть-Кута.

-Месторождения   нефти  :

Марковское  в 100 км к северо-востоку от г. Усть-Кута;

Ярактинское. к северо-востоку от г. Усть-Кута;

Верхнечонское.  к северу от г. Киренска ;

Дулисминское  к северо-западу от г. Киренска;

Вакунайское  к северо-востоку от г. Киренска.

-Месторождение угля:

 Иркутский угленосный бассейн  Находится в юго-западной  части области.

Азейское буроугольное. Находится в Тулунском районе

Нукутское  каменноугольное. Находится северо-восточнее железнодорожной станции Залари;

Мугунское  буроугольное. Одно из крупных в бассейне. Находится в 25 км к юго-западу от г. Тулуна.

Вознесенское   каменноугольное. Находится в 30 км к югу от г. Черемхово.

3) Работа в тетрадях.

а) Запись под диктовку.

Каменный уголь, природный газ, железная руда, нефть, торф.

б) Задание. Определить лишнее полезное ископаемое.

Объясните почему? (Лишнее – железная руда, т.к. это не горючее полезное ископаемое)

4) Самостоятельная работа по карточкам

Карточка № 3.

C:\Users\User\YandexDisk\Скриншоты\2024-04-24_16-58-36.png

-Проверка работ. Обобщение

5)  Самостоятельное разгадывание кроссворда (по карточкам № 4).  

 Основное слово керосин выделено.

C:\Users\User\YandexDisk\Скриншоты\2024-04-24_17-00-01.png

1. Жидкое топливо. (Бензин)

2. Твёрдое топливо. (Уголь)

3. Газообразное горючее полезное ископаемое, без запаха, не имеет своей формы.(Газ)

4. Жидкое маслянистое природное ископаемое чёрного цвета. (Нефть)

5. То, что выделяется при сгорании горючих полезных ископаемых. (Тепло)

-Проверка работ. Обобщение.

VI.  Задание на дом

Стр. 128-129  1гр.- чтение, пересказ текста.

 2гр.- чтение, ответы на вопросы учебника.

X. Итог урока.   

 Подведение итогов урока и оценка знаний и умений.

- Назовите тему нашего урока.

-Что мы узнали о горючих полезных ископаемых?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок КВН по теме "Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые" 8 класс.

Систематизация и закрепление знаний и умений по теме "Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые" с применением игровой технологии. ...

Урок географии на тему "Рельеф и полезные ископаемые Африки"

Материал к уроку «Рельеф и полезные ископаемые Африки» используется на уроках географии в 7 классе. В нем показана возможность использования информационно-коммуникационных технологий при препода...

Урок географии на тему "Рельеф и полезные ископаемые Африки"

Материал к уроку «Рельеф и полезные ископаемые Африки» используется на уроках географии в 7 классе. В нем показана возможность использования информационно-коммуникационных технологий при препода...

Зачёт по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России».

Тестовая работа потеме "Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России"...

Итоговый урок по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России"

Итоговый урок по теме "Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России", 8 класс с презентацией...

Открытый урок по теме «АВСТРАЛИЯ. Географическое положение. История открытия материка. Рельеф и полезные ископаемые».

ЗАДАЧИ УРОКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: 1. Отработка навыков составления составления характеристики географического положения материка Австралия;2.Продолжить работу с картами,  атласами, таблицам.ВОСПИТ...