Учебная мотивация как показатель качества образования в условиях реализации ФГОС второго поколения
учебно-методический материал по биологии

Мой мастер-класс посвящен проблеме формирования учебной мотивации учащихся. Какие ассоциации возникают у вас в связи со словом мотивация. Давайте построим ассоциативный ряд.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx364.84 КБ

Предварительный просмотр:

Учебная мотивация как показатель качества образования в условиях реализации ФГОС второго поколения

Мастер-класс

Слайд №1

Мой мастер-класс посвящен проблеме формирования учебной мотивации учащихся. Какие ассоциации возникают у вас в связи со словом мотивация. Давайте построим ассоциативный ряд.

А сейчас я попрошу вас поработать в группах: используя слова ассоциативного ряда сформулировать вопросы и проблемы, связанные с мотивацией учения, по 2-3 вопроса от группы, 2 мин вам на размышление.

Я попрошу вас озвучить сформулированные вопросы и проблемы, связанные с мотивацией  учения.

Вы обозначили очень серьезные, важные проблемы, касающиеся мотивации учебной деятельности, поискам ответов на эти вопросы и будет посвящен наш мастер-класс.

Слайд 2

Конечно, вопрос мотивации  учения не является новым для образования. Однако в условиях  реализации новых стандартов, когда перед нами поставлены новые образовательные задачи, это прежде всего развитие личности, а на практике же мы видим, что уровень мотивации снижается уже к 4 классу. Значит что-то мы делаем не так. Давайте в этом разберёмся.

Я предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа получит задание и через 10 мин представит результаты своей работы.

Группа 1

Ответьте на вопрос: отличается ли современный школьник от ученика 80-90-х годов 20 века? Используя свой опыт работы и предложенные материалы создайте портрет современного школьника; укажите основные мотивы и потребности учащихся, которые необходимо учитывать педагогам в организации образовательного процесса.

Модельный ответ

Характеристики современных школьников и их влияние на познавательную мотивацию:
•        Для современного школьника является характерным стремление к реальной самостоятельности, к самопознанию. Для развития познавательной мотивации современных учащихся важна
работа в атмосфере диалога и сотрудничества учителя и учеников, регулярная самооценка и самоконтроль учащимися своей деятельности. 
•        Сегодня подростки имеют доступ к небывало широкому объему информации. Они проявляют искушенность в технике, прекрасно ориентируются в новых технологиях. В связи с этим важно участие школьников в учебной и внеучебной деятельности, требующей
использование компьютерных технологий 
•                 У современных учащихся возникает «клиповое мышление», требующее динамичной и дозированной подачи материала. 
•        Индивидуальный прагматизм очень быстро завоевывает позиции в сознании подростков. Поэтому важно, чтобы в результате своей учебной деятельности учащиеся получали конкретный результат, продукт, который в дальнейшем может иметь практическое применение.
Осуществление практико-ориентированного подхода в обучении
•        За прошедшее десятилетие достаточно кардинально меняется позиция учащихся в отношении учебной деятельности. Так как происходит падение значимости знаниевых аспектов, учащимся необходимо видеть практическую значимость знаний, иметь возможность использовать личностный опыт на уроках и во внеурочной деятельности.
•        Педагогу, воспитывающему подростка, необходимо
создавать благоприятные педагогические условия, чтобы он мог утвердиться как личность в системе человеческих отношений, свойственных миру взрослых. Это связано с обретением независимости в мнениях, суждениях, поступках; с самостоятельным определением своей позиции по волнующим взрослых проблемам; с участием в общественно полезной деятельности; с переживанием чувства собственной социальной значимости.

Группа 2

Какие действия и установки, на ваш взгляд, будут работать на формирование смысла и мотива учения

Модельный ответ

Группа 3

Несмотря на то, что современному подростку доступны различные способы получения информации, личность учителя, уровень его профессиональной деятельности имеют важное значение для создания учебной мотивации. Особенно помощь учителя нужна учащимся, относящимся к категории  детей с повышенной двигательной активностью, которые не могут концентрировать свое внимание, выполнять однообразную работу, часто отвлекаются во время урока и как правило мешают и учителю и другим детям.

Давайте послушаем, какую памятку в помощь учителю «Как управлять обучением ребёнка с повышенной двигательной активностью» составила третья группа.

Группа 4

Уделяя много внимания слабоуспевающим учащимся, детям с повышенной двигательной активностью, нам, как правило, не хватает времени на работу с одаренными детьми. Этим вопросом занималась четвертая группа.

Что вы считаете признаками наличия высокой мотивации достижений в учёбе? (выбрать три ответа)

Модельный ответ

1.        Стремление получить более высокую оценку.

2.        Стремление исправить плохие отметки.

3.        Желание считаться хорошим учеником.

4.        Желание не получать плохих оценок.

5.        Желание избежать замечаний учителя и родителей.

6.        Добросовестное отношение к выполнению заданий учителя.

7.        Старание, исполнительность, ответственность.

8.        Интерес к изучаемому предмету, желание больше узнать в этой области.

9.        Интерес к учебной деятельности, к процессу познания, поиску; желание экспериментировать, делать самостоятельные открытия.

10.        Стремление добиваться высоких результатов в какой-то области знаний, а затем ещё больших результатов, постоянное выдвижение перед собой новых идей.

Предложите несколько оригинальных заданий, форм организации обучения одаренных детей

Группа 5

Произвести выбор, принять правильное решение и действовать в нужном направлении помогают стимулы. Ученые советуют, что  стимулы нужно искать в преобладающей сфере потребностей ребенка, опираться на достигнутый уровень развития школьников.

Пятая группа представит нам рекомендации по стимулированию познавательной деятельности как средство самореализации и самоопределения личности

Модельный ответ

Выбор стимула, по которому обучаемому надо, но не очень хочется действовать, требует специальных усилий, которые в свою очередь связаны с сознательным преодолением противостоящих побуждений. Это очень трудный процесс, с которым не всегда справляется и взрослый человек, а тем более учащийся. несомненно тот, что и стимулы нужно искать в преобладающей сфере потребностей, опираться на достигнутый уровень их развития. На вопрос «Что любят дети, чего они хотят?»  Русский педагог Станислав Теофилович Шацкий отвечает так: 1. У детей сильно развит инстинкт общительности, они легко знакомятся друг с другом — игры, рассказы, неугомонная болтовня служат признаками этого инстинкта. 2. Дети — настойчивые исследователи по природе, отсюда их легко возбуждающееся любопытство, бесчисленное количество вопросов, стремление все трогать, ощупать, пробовать. 3. Детям необходимо проявлять себя, говорить о себе, о своих впечатлениях. Отсюда постоянное выдвигание своего «Я» и огромное развитие фантазии и воображения — это инстинкт детского творчества. 4. Дети любят творить, создавать что-то необычное из ничего, дополняя недостающее воображением. 5. Громадную роль в формировании детского характера играет инстинкт подражательности. Поняв это, нам не придется прибегать к искусственным стимулам, искать их вне круга забот и устремлений, здоровой природы подрастающего человека.

Группа 6.

Многие ученики честно признаются: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке.  “Интерес” - это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки: “хочу – могу – выполняю с интересом – личностно – значимо каждому”, то мы опять видим, что интерес стоит в центре этого построения. Так как же сформировать его у ребенка?

Шестая группа предложит нам эффективные методы и приемы повышения мотивации учащихся на таких этапах  урока, как мотивация учебной деятельности и актуализация знаний.

Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только на основе системно-деятельностного подхода, в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.

Педагог должен понимать, что какими знаниями он ни обладал, какими методиками не владел, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал.

Выводы по семинару: множество факторов формируют мотивацию к учению: уровень профессиональной компетентности преподавателя, его педагогическое мастерство, способность не пересказать учебный материал, а увлечь им учащихся, безусловно, являются ключевым моментом в развитии познавательных мотивов обучения у школьников. Но было бы большой ошибкой полагать, что только умелое владение педагогом образовательными технологиями, связанными с дидактическими методами организации и проведения школьного занятия, обеспечивает эффективность процесса обучения. Во многом желание учиться определяется субъективным переживанием ученика своего успеха в школе, которое связано не только с хорошей успеваемостью, но и с ощущением личной значимости в классе, подтверждением внимания к своей персоне как со стороны одноклассников, так и преподавателя. Коммуникативный компонент педагогической деятельности во многом обуславливает ее эффективность в целом. Характер взаимоотношений педагога со школьниками самым серьезным образом влияет на их успеваемость и личностную успешность.

Закончить семинар хочется следующей притчей:

Однажды ученики спросили учителя, какова его основная задача. Учитель, улыбнувшись, сказал:

- Завтра вы об этом узнаете.

На следующий день ученики отправились на прогулку в горы.

К обеду, уставшие и проголодавшиеся,  они сделали привал и решили пообедать. Овощи и рис, которые захватил с собой учитель, были весьма щедро посолены, а потому  ученикам захотелось пить. Они стали искать источник воды,  только учитель не участвовал в поисках. Так и не найдя воды, они вернулись обратно.

Но тут учитель сказал: «Источник, который вы ищете, вон за тем холмом».

Ученики утолили жажду, вернулись к учителю, принеся воды и для учителя. Но он отказался, показав на полный сосуд, стоявший у его ног.

- Учитель, почему же ты сразу не дал нам воды, если она у тебя была? – спросили ученики.

- Я выполнял свою задачу: сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам источник, чтобы поддержать вас. А,  взяв с собой воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заранее.

- Значит главная задача учителя в том, чтобы пробуждать жажду знаний, поддерживать учеников и подавать им правильный пример? – спросили ученики.

- Нет, - ответил учитель, главная задача учителя – воспитать в ученике человечность и доброту, и принесенная вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю».

Я желаю вам успехов в выполнении сложных образовательных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение русскому языку в условиях реализации ФГОС второго поколения основного общего образования

Цель современного российского образования:полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и ...

Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения.

Развитие  профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования  в условиях введения ФГОС второго поколения....

Выступление на заседании ГМО учителей музыки и педагогов дополнительного образования - "Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения"

Дополнительные образовательные программы нового поколения требуют от педагогов решения весьма сложных задач, ориентированных на подготовку детей и подростков к углубленному освоению художественно и те...

Организационно-педагогические условия преемственности в преподавании иностранных языков в начальной, средней и старшей школах в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Основной целью образования в современном обществе является: Обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации....

Система работы методического объединения учителей математики по развитию профессиональной компетентности педагогов как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения

Методическая работа выполняет роль стимула в профессиональном развитии учителя, способствует самореализации, решению личных профессиональных проблем, позволяет достичь большего удовлетворения в педаго...

В помощь педагогу дополнительного образования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения. Внеучебная деятельность.

В помощь педагогу дополнительного образования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения. Внеучебная деятельность....

Доклад «Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения» Педагогический совет №4 «Эффективные технологии воспитательной деятельности как средство реализации ФГОС ООО» от 26.03.2019 г.

В наши дни роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения ощутимо возрастает. Её призвание - решить важнейшую социальную проблему, которая связана с выявлением и развити...