План работы методического объединения учителей географии, химии и биологии
учебно-методический материал по географии по теме

Латыпова  Зулия Лутфулловна

План работы ШМО учителей географии, химии и биологии на 2015-2016 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_mo_na_2015-2016.docx44.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Абзаново

муниципального района Зианчуринский район

Республики Башкортостан

Документация

методического объединения

учителей химии,

 биологии и  географии

2015-2016 учебный год

Методическая тема школы:

«Оптимальное использование современных образовательных технологий как одно из условий повышения качества образования в условиях реализации ФГОС нового поколения»

Тема методического объединения: 

«Развитие компетентностей участников образовательного процесса как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС нового поколения»

Анализ работы

МО учителей биологии, химии и географии

за 2014-2015 учебный год.

    В 2014-2015 учебном году наше  методическое  объединение  работало  над методической проблемой  школы «Развитие компетентностей участников образовательного процесса как фактор повышения качества образования». Работа МО учителей биологии, химии и географии велась по утвержденному в начале учебного года плану. Перед нашим МО стояли задачи, над которыми работали в течение всего учебного года:

1.   Повышение качества знаний учащихся в процессе обучения и воспитания.

2.    Повышение познавательной активности учащихся путем внедрения современных      образовательных технологий.

3.    Проведение внеклассных мероприятий по предметам.

4.    Приобщение учащихся к работе с различными источниками информации,
в том числе и с Интернет-ресурсами.        •

На своих заседаниях учителя нашего МО рассматривали ряд важных вопросов:

1.    Изучение ФГОС нового поколения.

2.     Адаптация учащихся 5-х классов при переходе из начальной школы в среднюю школу.

3.     Использование современных образовательных технологий, как одно из средств повышения мотивации учащихся

4.     Обсуждение рабочих программ по предметам.

5.     Организация предметных олимпиад.

6.     Изучение инструкции о проведении ЕГЭ и технология подготовки школьников к ЕГЭ по биологии и химии.

7.     Учебно-методическое сопровождение образовательного процесса.

8.     Итоги методической работы за 2013-2014 учебный год.

    Приоритетным направлением в деятельности педагогических работников МО было изучение и внедрение в практику приемов и способов формирования у школьников специальных, универсальных и межпредметных   компетенции, в связи с новыми требованиями государственной итоговой аттестации и концепции предпрофильного и профильного обучения. Уделялось внимание вопросам подготовки к единому государственному экзамену в 11-м классе. В этом году несколько учащихся 11-го класса сдавали экзамены по биологии, географии и химии в форме ЕГЭ и обучающиеся 9-х классов сдавали ГИА.

Экзамен по химии

Всего  уч-ся

Сдавали экзамен

Преодолели

порог успешности

Не преодолели порог успешности

Средний балл по школе(по респ.)

25

7

7

-

51(57,4)

Экзамен по географии

Всего  уч-ся

Сдавали экзамен

Преодолели

порог успешности

Не преодолели порог успешности

Средний балл по школе(по респ.)

25

2

2

-

64 (56,5)

         Экзамены по биологии

Всего  уч-ся

Сдавали экзамен

Преодолели

порог успешности

Не преодолели порог успешности

Средний балл по школе(по респ.)

25

10

10

3

40

Учебный год

Предмет

Количество

Средний

учащихся

балл

2014-2015

Биология

10

40

2014-2015

Химия

7

51

География

2

64

В прошедшем учебном году каждый учитель разработал рабочую программу, которой руководствовался весь год. По окончании учебного года были подведены итоги по выполнению этой программы.

ФИО учителя

Предмет

Качество знаний

Успеваемость

Бикбулатова А.М.

Химия

73,7 %

100%

Латыпова З.Л.

география

82,3%

100%

Бикбулатова А.М.

биология

78.2 %

100%

Учителя МО постоянно работали над овладением школьниками общеучебных компетенции. А именно, наблюдения в природе, формулировка вопросов по научному тексту, классификация и анализ природных явлений, установление причинно-следственных связей, формулировка собственных позиций, участие в дискуссиях, оформление отчетов практических и лабораторных работ, заполнение схем, таблиц, рисунков, выполнение опытов, построение графиков, работа с контурными картами и атласами и т.д.

Много внимания уделялось проблеме дифференцированного подхода к обучению школьников; созданию условий для самореализации личности  каждого ребенка с учетом его индивидуальных, психологических особенностей, уровня обученности и обучаемости.

Важнейшим направлением деятельности МО является подготовка учителей к аттестации. Подготовка ведется постоянно и планомерно весь отчетный период, а не только в год аттестации.

Учителя объединения  имеют курсы  для работы в условиях реализации нового стандарта ФГОС второго поколения кроме учителя биологии и химии Бикбулатовой А.М.

В нашей школе успешно функционируют специализированные кабинеты по биологии, химии и географии. Кабинет биологии  оборудован современными ТСО: проектор, компьютер; также в нем собран добротный дидактический материал, коллекции, таблицы по всем курсам биологии, модели, аппликации, динамические пособия; систематизированы  все материалы.

Кабинет химии  имеет обширный   дидактический материал по всем курсам химии, укомплектован  реактивами для проведения практических работ, технически оборудован для осуществления химических опытов. В кабинете имеется проектор и компьютер.

Кабинет географии (заведующая Латыпова 3. Л.) оснащен дидактическим материалом по всем курсам географии. Имеет проектор и компьютер.

Привитию интереса к изучаемым предметам способствовала и внеурочная деятельность МО. Члены МО под руководством Латыповой 3. Л. подготовили и провели школьную предметную неделю географии, биологии и химии для учащихся 5-11 классов.  Был проведен конкурс рисунков на экологическую тему «Берегите лес от пожара».Отзывы учителей школы и ребят, участвующих в данных мероприятиях, были самыми положительными. Под руководством учителя  биологии проводятся учебно-полевые работы на пришкольном участке, который является одним из лучших в нашем районе (по оценке приемной комиссии). Учителями нашего МО проводились школьные предметные олимпиады. Победители принимали участие в городских предметных олимпиадах. К сожалению, и в этом учебном году было мало призеров и победителей. Поэтому, одной из задач на будущий учебный год будет более тщательная подготовка учащихся к олимпиадам.  Победители районного этапа олимпиады по экологии и по биологии: Бикбулатова Лейла - 11 класс,  Ильбаева Розалия – 10  класс. Призер районного этапа олимпиады по географии -Ильбаева Розалия - 10 класс.. Участвовали обучающиеся на республиканских конкурсах МАН и стали призерами Ильбаева Тансулпан и Полуткина Ангелина в номинации «Экономика стран ШОС и БРИКС».

Итоги работы МО

•         Стабильный качественный показатель знаний учащихся и 100% успеваемость

•         Активное участие обучающихся школы во внеклассных мероприятиях

•         Повышение образовательного уровня педагогов на курсах повышения квалификации

•      Качественный показатель знаний обучающихся, сдававших экзамен в форме ЕГЭ по биологии, химии, географии.

Проанализировав работу МО, постановили:

1) признать работу удовлетворительной, отметив недостаточную работу с одаренными детьми.

2) улучшить работу по созданию проектов, разработать надпредметные программы как профильного, так и предпрофильного обучения.

3) продолжить изучение и внедрение в свою работу инновационных технологий, используя при этом информационно - коммуникативные технологии, осваивая Интернет-ресурсы и создавая собственные Интернет-сайты.

4) подробно изучить Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании которого и примерной программы основного общего образования по предметам разработать рабочие (авторские) программы, по которым разработать календарно-тематическое планирование учебного материала.

5) вести систематическую работу со слабоуспевающими учащимися, отслеживая пробелы в их знаниях, планировать их ликвидацию  в индивидуальной работе, добиваться повышения уровня знаний учащихся

6) каждый учитель должен уметь обобщить свой опыт работы, повышать свой профессиональный уровень, стараться опубликовывать наработки, делиться своими знаниями с коллегами.

7) в 2014-2015 учебном году спланировать и провести работу в 9-11 класса: так, чтобы, используя самые передовые методики, добиваться наилучших результатов при сдаче ЕГЭ и ОГЭ

Задачи МО учителей биологии, химии и географии

на 2015-2016 учебный год

Задачи:

1. Совершенствование научно-методической подготовки учителей.

2. Изучение, обобщение и внедрение передового опыта.

3. Совместная работа МО с администрацией школы.

4. Работа по оснащению дидактическими материалами кабинетов биологии, химии и географии.

5. Работа учителей биологии, химии и географии над методической темой.

6. Проведение заседаний МО учителей биологии, химии и географии.

7. Повышение качества знаний учащихся в процессе обучения и воспитания.

8. Повышение познавательной активности учащихся путем внедрения современных  образовательных технологий.

9. Организация и проведение внеклассных мероприятий по предметам.

10. Приобщение учащихся к работе с различными источниками информации, в том числе и с Интернет-ресурсами.

11.На каждом заседании МО подводить итоги задач, решенных проблем, поставленных на предыдущих заседаниях.

Руководитель МО:                                          Латыпова 3. Л.

«Утверждаю» ________________

Директор  МОБУ СОШ с.Абзаново

Тимербулатова Г. М.

План работы

методического объединения учителей  биологии, химии и географии

  на 2015   - 2016    учебный год

Тема МО: «Развитие компетентностей участников образовательного процесса как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС нового поколения»

Проблема: Формирование ключевых компетенций у обучающихся   в процессе биологического, химического и географического образования.

Задачи:  создавать условия для обеспечения профессионального, культурного и творческого роста педагогов способствовать освоению и внедрению новых образовательных технологий  в преподавании географии при переходе на ФГОС

  • совершенствовать формы и методы по организации работы с одаренными детьми;
  • активизировать работу по вовлечению учителей к участию в конкурсах профессионального мастерства;
  • продолжить формирование банка актуального педагогического опыта, распространяя его и внедряя в практику работы школ района;
  • создавать условия для творческой работы педагогов с перспективой на опытно-экспериментальную, научно-исследовательскую деятельность
  • Повышение качества знаний учащихся в процессе обучения и воспитания.
  • Повышение познавательной активности учащихся путем внедрения современных   образовательных технологий.
  • Организация и проведение внеклассных мероприятий по предметам.
  • Приобщение учащихся к работе с различными источниками информации, в том числе и с Интернет-ресурсами.

Основные направления работы:

1.  Работа с педагогическими кадрами.

2. Работа с обучающимися.

3. Инновационная деятельность.

4. Контроль за повышением оценки качества образования

5. Работа с родителями

Формы работы: консультации, заседания, выступления, конкурсы

Сроки

Мероприятия

Ответственные

август

Установочное заседание МО для учителей  Анкетирование и составление информационной справки  учителей ОУ(создание банка данных).

Итоги и анализ результатов ГИА, ЕГЭ-

2014-2015 уч. года.

Анализ кадрового состава учителей- предметников.

 Отчет о работе МО за 2014-2015 уч. год.

Определение приоритетных направлений

 в работе МО на 2015-2016 уч. Год

Руководитель Члены МО

Бикбулатова А.М.

Латыпова З.Л.

сентябрь

Создание базы данных об учителях МО

Рук-ль МО

Консультации по составлению рабочих программ

Участие в интернетолимпиадах и конкурсах

в осенней сессии

Октябрь Ноябрь

Заседание РМО.

Подготовка к проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников

Конкурс методических разработок внеклассных мероприятий, посвященных  Году литературы

 (в течение 2 четверти)

-Конкурс среди учащихся 6-9 классов «Лучший знаток биологии, химии и  географии» по итогам школьного этапа олимпиады

Члены МО

Бикбулатова А.М.

Латыпова З.Л.

Декабрь

Подготовка  участников муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников.

Участие в проверке олимпиадных работ

Участие в конкурсе исследовательских работ

в рамках МАН школьников

Члены МО

Бикбулатова А.М.

Латыпова З.Л.

Январь-

Февраль

Участие  в конкурсе методических разработок

по биологии, химии и  географии.

Проведение предметной недели

Проведение  пробных экзаменов в форме ОГЭ и ЕГЭ)

Члены МО

Бикбулатова А.М.

Латыпова З.Л.

Участие в интернетолимпиадах и конкурсах

в весенней сессии

Март

Заседание МО.

Консультации по сдаче ЕГЭ и ГИА.

Анализ первого года работы  по  ФГОС в 7 классе

Члены МО

Бикбулатова А.М.

Латыпова З.Л.

Апрель- май

Консультации по сдаче ЕГЭ и ГИА

Члены МО

Июнь  

 Заседание МО. Итоги года.

Рук-ль МО


                           
Руководитель МО: _______________________ Латыпова З.Л.

«Утверждаю» ________________

Директор  МОБУ СОШ с.Абзаново

Тимербулатова Г. М.

План работы 

методического объединения учителей  биологии, химии и географии

  с одаренными детьми

на 2015-2016 учебный год

№ п/п

Содержание работы

Примечание

Выход и результаты

1

Диагностика результативности изучения учащимися преподаваемых предметов. Мониторинг качества знаний.

В течение учебного года

Анализ результатов диагностики

2

Изучение нормативно-правовой  базы организации работы с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС:

  • Указ Президента РФ № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»
  • Федеральный закон «Об образовании»
  • Концепция модернизации образования.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт.
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

сентябрь

3

Участие на  семинарах и вебинарах по теме: «Работа

с одаренными детьми»

В течение учебного года

Приказы, справки, отчеты

4

Изучение вопросов, связанных с организацией работы с одаренными детьми:

  • Основные понятия: индивидуальность, способность, одаренность, талант, одаренные дети и детская одаренность.
  • Психологические особенности одаренных детей
  • Индивидуализация работы с одаренными детьми;
  • Методы урочного обучения одаренных детей
  • Формы внеурочной работы с одаренными детьми
  • Педагогические  и детские проблемы. Способы решения проблем  при организации  работы с одаренными детьми.
  • Личность педагога и его роль в организации работы с одаренными детьми
  • Роль психолога в организации работы

с одаренными детьми

сентябрь

Анализ

5

Создание банка данных одаренных детей в области химии и биологии в преподаваемых классах

октябрь

Банк данных

6

Создание банка данных одаренных детей в области географии в преподаваемых классах

октябрь

Банк данных

7

Составление индивидуальных «карт успеха»

октябрь

Карта успеха

8

Участие в конкурсах  исследовательских работ различных уровней

В течение учебного года

Приказы, справки, отчеты

9

Участие в олимпиадах различных уровней

В течение учебного года

Приказы, справки, отчеты

10

Участие одаренных детей в творческих мастерских

В течение учебного года

Приказы, справки, отчеты

11

Участие одаренных детей в работе предметного кружка по биологии

В течение учебного года

12

Участие в интеллектуальных марафонах и играх

В течение учебного года

Приказы, справки, отчеты

13

Участие детей в научно-практических конференциях различного уровня

февраль

Приказы, справки, отчеты

14

Взаимопосещение уроков с целью наблюдения

за деятельностью учащихся с повышенными учебными способностями.

В течение учебного года

Посещение уроков и анализ

15

Проведение предметной недели

Январь-февраль

Приказы, справки, отчеты

16

Публикация результатов обучающихся на сайте школы и в социальной сети работников образования nsportal.ru

май-август

Публикации

Руководитель МО: _________________    Латыпова З.Л.

«Утверждаю» ________________

Директор  МОБУ СОШ с.Абзаново

Тимербулатова Г. М.

Программа работы 

методического объединения учителей  биологии, химии и географии

   со слабоуспевающими  детьми

на 2015-2016 учебный год

Цели:

1.  Выполнение Закона об образовании

2. Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.

 Задачи:

Создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ.

Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса  и повышение  мотивации у слабоуспевающих учеников

Реализация разноуровнего обучения

Изучение особенностей слабоуспевающих  учащихся,  причин их отставания в учебе и слабой мотивации

Формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду

 Основные разделы планирования:

I.  Организация работы со слабоуспевающими учащимися учителя – предметника

II. Планирование работы классного руководителя со слабоуспевающими учащимися

Основополагающие направления  и виды деятельности:

1.Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке.

2. Методы и формы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися во внеурочное время.

3. Воспитательная работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися, нацеленная на повышение успеваемости.

4. Организация работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающих учащихся.

 Программа деятельности учителя-предметника со слабоуспевающими учащимися

1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.

2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

3. Готовить и использовать на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал.

3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся).

4. Комментировать оценку ученика, отмечая недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем

5. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

6. Ставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более 2)

7. Проводить индивидуально-групповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи, для отработки базовых знаний и умений

8. Как учителю-предметнику оформить  следующую документацию:

- График индивидуальной работы со слабоуспевающими

- Программу работы со слабоуспевающими учащимися на уч. год;

- Задания по ликвидации пробелов в знаниях;

- Результаты тематического контроля знаний учащихся

- Отчет учителя-предметника по работе со слабоуспевающими учащимися.

План работы  

методического объединения

со слабоуспевающими учащимися

на 2015-2016 учебный год

 № пп

Мероприятия

Сроки

1

Составить список слабоуспевающих учащихся

 по преподаваемым предметам.

Сентябрь

2

   Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

3

Провести собеседование с  учителями  по поводу выяснения  причины их отставания. Установление причин отставания  слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами

4

Встречи с отдельными родителями и  беседы с самими учащимися

В течение учебного года.

5

Участие в обсуждение  вопросов работы  со слабыми учащимися  и обмен  опытом с коллегами (на педсовете,  Малых педсоветах, ШМО)

6

Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

Сентябрь, обновлять по мере необходимости

7

Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока, чтобы не забыть.

В течение учебного года.

8

Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся  класса  при анализе тематического  учет знаний по предмету детей всего класса.

9

Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.

Ключевые моменты в организации учебного процесса

со   слабоуспевающими  детьми

Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и  методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.

Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.

На уроках и  дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые  дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.  

При опросе  слабоуспевающим  школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями  и  пр.

Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

В ходе опроса  и  при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.

В процессе изучения нового материала внимание  слабоуспевающих  учеников концентрируется на наиболее важных  и  сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала,  стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

В ходе самостоятельной  работы  на уроке  слабоуспевающим  школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных  работах: отмечаются положительные моменты в их  работе  для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в  работе   и  указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

При организации домашней  работы  для  слабоуспевающих  школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы методического объединения учителей математики на 2009-2010 уч.г.

План работы методического объединения учителей математики...

План работы методического объединения учителей естественно-научного цикла на

План работы методического объединения учителей естественно-научного цикла на 2011-2012 учебный год   Руководитель: Кислова Н.А. Цели:         ...

План работы методического объединения учителей физической культуры, ОБЖ МБОУ «СОШ № 13» на 2014-2015 учебный год. Руководитель М.О.: С.А. Бастина - учитель физической культуры

План работы методического объединения учителей физической культуры МБОУ "СОШ № 13" на 2014 -2015 учебный год.Содержание:-цели и задачи;- заседание ( пример ведения протокола);- развитие уительского па...

План работы методического объединения учителей естественно-математического цикла (математики, физики, географии, химии и биологии)

План работы методического объединения учителей естественно-математического цикла (математики, физики, географии, химии и биологии) на 2015-2016 учебный год Ерсубайкинской основной общеобразовательной ...

Анализ работы школьного методического объединения учителей физики, химии и биологии за 2020-2021 учебный год.

Работа МО учителей естественнонаучного цикла в 2020-2021 учебном году проводилась по теме: «Повышение эффективности качества знаний на уроках при реализации ФГОС 2-го стандарта». В те...